Семинар – практикум для педагогов и родителей: «Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста".
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Семинар – практикум для педагогов и родителей:

«Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

          Семинар – практикум для педагогов и родителей: 

«Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста". 

                                     Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

                                     Педагог – психолог МАДОУ ЦРР – д/с № 131

                                                                                        г. Калининград 

Структура семинара:

  1. Пре – тест (саморефлексия);
  2. Информационная часть :
  • «Детство – золотой век эмоционального в нас» В.В.Зеньковский;  Актуальность и проблемность вопроса;
  • «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д.Ушинский; Песочная игротерапия, ее значение для поддержания  психического здоровья ребенка;
  • Цели и задачи в организации  работы детей с песком;
  • Предметно – развивающая среда;
  • Условные блоки; методы и приемы песочной игротерапии;
  1. Практический инструментарий:
  • Модели погружения детей в проблему:

- «Несчастное дерево»;

- «Волшебный кувшин эмоций»;

- «Камин эмоций и размышлений;

- «Пирамида желаний»;

  • Схемы «Оазис», «Мираж»;
  • Макет «Цветик – семицветик» - определение эмоционального самочувствия детей;
  • Диагностика эмоциональной сферы и определение личностных особенностей детей (Княжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей);

    4.После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного    опыта.

    Пре – тест (после – тест):

  • Условное разделение занятий на блоки;
  • Группы методов и приемов песочной игротерапии:

- исследовательская, практическая деятельность;

- игровая деятельность;

- словесные методы;

- наглядные методы.

Актуальность и проблемность вопроса.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Поэтому одной из актуальных проблем сегодня является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. В настоящее время под воздействием ряда факторов (окружающая  среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии; неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Под влиянием ТВ и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. На второй план уходят важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Негативные способы поведения  дети переносят в игру. «Я в домике»,- часто произносят дети, испытывающие страх и усталость. К.Д.Ушинский писал:  «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» С помощью песочных игр малыши воссоздают  Мир ребенка и взрослого – это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов; влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

                               Цели и задачи работы.

Цель: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.

Задачи:

  1. Изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме песочной игротерапии;
  2. Разработка системы занятий с детьми;
  3. Создание оптимальных условий и средств развития эмоциональной сферы детей, атмосферы благополучия в группах детского сада;
  4. Организация конструктивного взаимодействия с родителями.

             Предметно – развивающая среда.

Для проведения занятий с использованием песочной игротерапии отводится специально организованная зона в кабинете психолога или на группе, где размещается соответствующее оборудование : мягкие подушечки для комфорта и снижения напряжения у детей, магнитофон  или ноутбук, диски с записями релаксационной музыки и звуков природы (шум ветра, плеск воды шуршание песка…);

  • Водонепронецаемый деревянный ящик (песочница). Внутренняя поверхность – дно и борта окрашиваются в голубой цвет – вода и небо;
  • Чистый просеянный песок – линия горизонта;Коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания построек в песочнице;
  • Разные формы для песка – для  знакомства с песком и его свойствами, сито, «кисточки археологов для проведения раскопок»; иллюстрации, картины, элементы одежды путников и путешественников;
  • Модели: «Несчастное дерево» - изображение сухого дерева  без листьев; «Волшебный кувшин эмоций» - если кувшин наполняется положительными эмоциями , они превращаются в воду – а это самое ценное в пустыне; «Камин эмоций и размышлений» - возле него дети делятся своими ощущениями. Если эмоции имеют негативную окраску, педагог произносит заклинание, обращаясь к огню:

                         Огонь волшебный и могучий,

                         Развей над нами злые тучи!

                         Сердца детишек обогрей,

                         Заворожи нас поскорей!

  • «Пирамида желаний» - на ее ярусах расположены игрушки; взаимодействуя с ними, ребенок загадывает желания…
  • Различные емкости с водой –опуская руки в воду, дети роняют «живые капельки» на песчаную долину или затерянный город, превращаются в «повелителей дождя»;
  • Схемы «Оазис», «Мираж», карты затерянного города, острова сокровищ, пустыни, морского побережья;
  • Макет «Цветик – семицветик» - определение эмоционального самочувствия детей, при помощи которого ребенок выражает свои ощущения цветом лепестков.

К изучению песочной игротерапии в последнее десятилетие стали обращаться многие педагоги, психологи и психотерапевты. В качестве настольной книги для специалистов, работающих с детьми, советуем практикум «Чудеса на песке» Т.Грабенко, Т.Д.Зинкевич – Евстигнеевой.

Занятия по песочной терапии включаются в число общих корекционно – развивающих занятий – 2 занятия в месяц. Длительность занятия определяется возрастом и желанием ребенка, включаются двигательные и расслабляющие игры.

Занятия условно разделяются на блоки:

  • Познавательное развитие «Что это? Как интересно!»;
  • Развитие эмоциональной сферы «Мы такие разные»;
  • Формирование социальных навыков: общение, уверенность в себе, самооценка, гуманные чувства «Мир вокруг нас!»;
  • Практическая деятельность «Мы – исследователи!».

            Методы и приемы песочной игротерапии.

  1. Исследовательская, практическая деятельность: работа с раздаточным материалом, экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт;
  2. Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций (знойное солнце, проливной дождь…), инсценировка и театрализация (поиски воды…);
  3. Словесные методы : мини – беседа, доверительная беседа (почему мне одиноко, как справиться с грустью), диалог и рассказ педагога (кто здесь живет…?); фольклор и чтение литературных произведений (сказки, стихи).
  4. Наглядные методы: показ игрушек (жители морей, сказочные персонажи…); рассматривание картин и иллюстраций, отображающих жизненные и проблемные ситуации (оказание помощи другу…); моделирование (сооружение навесного моста…).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ."Педагогический калейдоскоп"Презентация "Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста" с конкурсом Блиц для педагогов...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...