Мнемотехника
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника
в развитии связной речи
у дошкольников
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Плохая дикция.
Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
К.Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»
Мнемотехника (греч.) - «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих
- успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации (знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире),
- эффективное запоминание структуры рассказа,
- развитие речи ребенка.
Суть мнемосхем в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) - таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать структуру, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использовать карточки-схемы можно для обогащения словарного запаса, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при обучении составлению рассказов.
Последовательность работы
с мнемотаблицами:
- Введение элементов символов (формы, величины, действия).
- Использование опорных схем на всех видах занятий, в разных видах деятельности (для выработки привыкания, понимания, что символ универсален)
3. Введение отрицаний.
4. Сочетание символов, чтение цепочки.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество (задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать выбор).
6. Творческое создание детьми опорных схем.
Этапы работы по использованию мнемосхем:
I. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
II. Осуществляется перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы.
III После перекодирования осуществляется пересказ или рассказ/
В младших группах с помощью воспитателя.
В старших – самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...