Речевые игры, как средство коррекции и профилактики нарушений речи у дошкольников
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Наряду со многими факторами, которые не позволяют ребенку должным образом овладеть речью, являются социально-бытовые условия (педагогическая запущенность, т. е. те самые факторы, на которые нам следует обратить внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры, как средство коррекции и профилактики нарушений речи у дошкольников
Не секрет, что когда дети начинают обучение в начальной школе, у них возникают трудности в овладении русским языком. Причиной является недостаточный уровень развития речи. Это проявляется в трудности построении фразы, в неправильном грамматическом оформлении предложения, в бедности словарного запаса, нарушении звукопроизношения и др.
За последние годы количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось.
Наряду со многими факторами, которые не позволяют ребенку должным образом овладеть речью, являются социально-бытовые условия (педагогическая запущенность, т. е. те самые факторы, на которые нам следует обратить внимание.
С детьми, имеющими нарушения речи, работает логопед, а воспитатели—это первые его помощники.
Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку в игровой форме. В игре – сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
В своей работе я использую игры и упражнения, которые позволяют устранить нарушения речи, расширить кругозор, развить мелкую моторику. Параллельно с развитием речи у ребенка тренируется память, внимание, он учится размышлять, анализировать, делать выводы, фантазировать.
На занятиях логопед большое внимание уделяет:
- развитию артикуляционной моторики (артикуляционной гимнастике) ;
- исправлению нарушений звукопроизношения (постановка, автоматизация звука, дифференциации звука) ;
- развитию фонематического слуха;
- навыкам звукового анализа и синтеза;
- развитию мелкой моторики пальцев рук;
- совершенствованию лексико-грамматических конструкций;
- развитию неречевых психических процессов.
Игры и упражнения, которые я хочу вам представить, воспитатели могут использовать как на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, так и вне занятий.
Игры для развития мелкой моторики
Для развития мелкой моторики пальцев рук, можно использовать не только пальчиковые игры, но и веревочки, бусины, горох, крупы, счетные палочки, массажные мячи, сухой бассейн с различным наполнением, карандаши, бельевые прищепки, и многое другое.
Массаж рук с помощью массажного мяча
Цель: - развитие мелкой моторики;
- развитие связной речи;
- развитие внимания
Ход игры: катаем массажный мяч между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Игра «Чашки-ложки»
Цель: - развитие координации движений;
- развитие мелкой моторики
- развитие внимания
Ход игры: ребенок пересыпает ложкой манную крупу (или другую крупу) из одной чашки в другую.
Игра «Волшебный поднос»
Цель: развитие мелкой моторики
- развитие графо-моторных движений;
- развитие внимания;
- развитие памяти.
Ход игры: на поднос тонким слоем насыпают манку. Ребенок пальцем или палочкой рисует предметы на заданный звук, буквы, цифры, слоги, слова.
Игра «Золушка»
Цель: - развитие мелкой моторики;
- развитие внимания;
- развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры: смешать в миске белую и красную фасоль. Попросить ребенка разобрать ее по цвету.
Игры для развития речевого дыхания
Цель: - развитие речевого дыхания;
- Развитие целенаправленной воздушной струи;
- Выработка силы выдоха.
Игра «Футбол»
Скатать ватный шарик (можно использовать шарк для игры в настольный теннис). Поставить на противоположных сторонах стола по два кубика (ворота) .дети, дуя на шарик, должны загнать его в ворота.
Игра «Снегопад»
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Вспомнить с детьми, что такое снегопад. Предложить детям сдувать «снежинки» с ладони.
Игры для автоматизации звука (изолированного, в слогах, в словах, тексте)
Игра «Звуковые дорожки»
Цель: - автоматизация звука;
- Формирование навыка самоконтроля;
- Развитие психических процессов (памяти, восприятия, внимания) ;
- Развитие зрительно-моторной координации;
- Формирование направленной воздушной струи.
Ход игры: настольная игра выполнена в виде дорожек, лабиринтов различной длины, формы. Ребенок, произносит автоматизируемый звук, одновременно ведя пальцем, либо прокатывая маленький мячик по дорожке. Можно прокатить мячик по дорожке при помощи направленной воздушной струи.
Игра может быть использована на занятиях по обучению грамоте.
Игра «Волшебная полянка»
Цель: - автоматизация звука в прямых и обратных слогах;
- Соотнесение звука с буквой;
- Развитие внимания, памяти, мышления;
- Знакомство с понятием «слог»;
- Развитие слогового чтения.
Ход игры: игровое поле с цветами, в центре которых написаны гласные. Фишки-бабочки, на брюшках которых написаны согласные. Бабочка порхает в воздухе—ребенок произносит изолированный звук. Бабочка садится на цветок, педагог произносит прямой слог (СА, ребенок отраженно повторяет. Бабочка улетает с цветка, педагог произносит обратный слог (АС, ребенок отраженно повторяет.
Игра может использоваться на занятиях по обучению грамоте.
Игра «Теремок»
Цель: упражнять в подборе слов с определенным звуком.
Игровой материал: нарисованный домик с четырьмя или более окошками. Под окошками кармашки, куда вставляются картинки. В чердачном окошке—буква.
Ход игры: ребенку дается набор картинок. Он должен отобрать и «поселить» в домик только те картинки, в названии которых есть заданный звук. Задание можно усложнить: заданный звук находится либо в начале слова, либо в середине слова, либо в конце слова.
Игра «Звуковые домики»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в слове (в начале, середине или конце) .
Игровой материал: карточки-домики со схемами расположения звука в словах (одно клетка закрашена в начале, конце или середине схемы, предметные картинки.
Ход игры: ребенок получает предметные картинки, расставляет их в «домики», в зависимости от местоположения заданного звука.
Игры для развития лексико-грамматического строя речи.
Игра «Большие и маленькие»
Цель: расширение словарного запаса;
- Употребление существительных в единственном и множественном числе;
- Склонение существительных по падежам;
- Развитие связной речи;
- Развитие внимания;
- Развитие зрительной памяти.
Ход игры: детям раздаются карточки с изображением детенышей животных. Педагог показывает карточку с изображением взрослого животного. Ребенок должен сказать, как называется папа, мама, детеныш (в единственном и множественном числе) семейства, чем питаются, где живут. Получается рассказ о животном.
Игра «Странный зверь»
Цель: образование притяжательных прилагательных на –ий, -ья, -ье, -ьи.
Ход игры: детям раздаются карточки с изображением странных зверей. Сначала, по наводящим вопросам педагога, ребенок должен ответить чья голова, туловище, уши, хвост, лапы (ноги) у этого животного. Далее ребенок самостоятельно должен описать странное животное.
Игра «Веселая пчелка»
Цель: развитие пространственных ориентировок;
- Умение ориентироваться на листе бумаги;
- Закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре.
Ход игры: игровое поле разделено на 9 квадратов. По указанию педагога ребенок передвигает фишку-пчелку. Например: поставь пчелку в левый верхний квадрат, найди самый короткий путь до правого нижнего квадрата и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Профилактика нарушения речи у дошкольников»
Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Такая профилактика может ...
"Речевые игры, как средство коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников"
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение п...
«Речевые игры как средство коррекции и профилактики нарушений речи у дошкольников»
Хорошая, правильная речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли. Но речь ребёнка не является врождён...
Коррекция фонетико-фонематического нарушения речи у дошкольников
Материал для родителей дошкольников рассказывает о структуре фонетико-фонематического недоразвития речи у детей и путях его преодоления....