Игры с природным материалом.
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) по теме
Картотека игр с природным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подборка игр с различным природным материалом | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Стаканы и вода»
Цель: сформировать представления ребенка о непрерывном количестве: много - мало – пусто; учить понимать и называть наречия, обозначающие непрерывное количество.
Материал: три непрозрачных стакана одного размера: в первом налито много воды, во втором – мало, а в третьем пусто; три одинаковых прозрачных стакана.
Инструкция: «Посмотри в стаканы, достань пальчиком до дна стакана и скажи (покажи), где много воды, а где ее мало. Скажи (покажи), где много воды, а где пустой стакан.
Теперь перелей воду из этих стаканов в прозрачные стаканы. В каждый стакан надо наливать воду только из одного стакана.
Теперь перелей воды в стаканы так, чтобы во всех стаканах было воды одинаково. Что ты сделал(а)? Сколько сейчас воды во всех стаканах?»
Ход игры: Педагог обращает внимание ребенка на три стакана: в первом стакане много воды, во втором – мало, третий стакан пустой. Взрослый выставляет перед ребенком по два стакана. Просит ребенка посмотреть в стаканы, достать пальцем до дна стакана и сказать (показать) где много воды, а где её мало. Далее педагог просит ребенка сказать (показать) где много воды, а где пустой стакан. Затем педагог предлагает ребенку взять прозрачные стаканы и перелить в них воду. Он обращает внимание на то, что в каждый стакан надо наливать воду только из одного стакана. (Ребенок выполняет действия.) Затем ребенку предлагается перелить воду в стаканы так, чтобы во всех стаканах было воды одинаково, рассказать о своих действиях и определить словесно количество воды в стаканах.
«Норки для мышки»
Цель: развитие мелкой моторики.
Материал: Песочница.
Инструкция: «Давай выкопаем небольшую ямку. Это будет норка для мышки».
Ход игры: Ребенок вместе с педагогом копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Купание кукол»
Цель: Формирование элементарных навыков взаимодействия с куклой как аналогом человека; развитие словаря детей, бытовых и игровых представлений; обучение последовательной цепочке игровых действий.
Материал: тазы, кувшины с водой, пенка для ванны, пластмассовые куклы, полотенца, расчески, чистая одежда для кукол.
Инструкция: «Ребята, посмотрите на наших кукол. Они только что пришли с прогулки. Они испачкались и их надо искупать, и переодеть в чистую одежду. Давайте сначала искупаем одну куклу. Помогите мне приготовить все необходимое для купания куклы. Давайте вместе нальем в таз воды. Потрогайте, теплая вода или холодная в тазу? Давайте добавим пенку для ванны и взобьем ее. (…) приготовь куклу для купания. Посмотрите, как надо купать куклу и ласково обращаться с ней.
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает.
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
Теперь каждый из вас будет купать свою дочку-куклу. Возьмите тазики, налейте в них воду, пену для ванны. Давайте купать кукол и рассказывать стихотворение:
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает.
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется».
Ход игры: Педагог говорит детям, что куклы пришли с прогулки, они испачкались и их надо искупать, переодеть в чистую одежду. Он предлагает искупать сначала одну куклу. Взрослый обращается к детям с просьбой помочь ему приготовить все необходимое для купания куклы. Дети вместе со взрослым наливают в таз воды, уточняют, теплая она или холодная, добавляют пенку для ванны и взбивают ее. Взрослый просит кого-то из детей приготовит куклу к купанию. Показывает, как надо ласково обращаться с ней, и рассказывает стихотворение:
Хлюп-хлюп
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает.
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
С. Капутикян
Затем он предлагает каждому из детей искупать свою дочку-куклу. Для этого дети должны взять тазики, налить в них воду, пену для ванны и искупать каждый свою куклу. Дети по очереди выполняют игровые действия и рассказывают с помощью взрослого стихотворение. Игра завершается, после того как все дети выполнят игровые действия.
«Я пеку, пеку»
Цель: развитие мелкой моторики.
Материал: Песочница, разные формочки, вода, куклы.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в игру. Ты будешь кондитером, будешь выпекать булочки, пирожки для кукол. Возьми формочку, насыпь в неё песок. А теперь положи мокрый песок в одну ладошку и перекладывает её из одной руки в другую. А теперь угости своей выпечкой кукол».
Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого ребёнок может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.
«Рисуем фигуры»
Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях.
Материал: поднос с крупой, пространственные тела и плоскостные фигуры, экран или повязка на глаза.
Инструкция: «Потрогай фигуру. Нарисуй ее пальчиком на крупе. Скажи, что ты рисуешь? Я сейчас тебе закрою глаза повязкой. Возьми в руки фигуру, потрогай ее.
Отдай мне фигуру обратно. Я развязываю тебе повязку. Нарисуй эту фигуру на крупе. Почему ты нарисовал(а) эту фигуру?»
Ход игры: Педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на крупе и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку, что закроет ему глаза повязкой, даст в руки фигуру. Ребенок трогает ее, а потом, открыв глаза, рисует ее на крупе. Педагог спрашивает ребенка, почему он нарисовал эту фигуру, и т. д.
«Заборчики»
Цель: развитие мелкой моторики.
Материал: песочница, игрушки зайца и волка.
Инструкция: «Посмотри как дрожит зайка. Он испугался волка. Давай ему поможем и спрячем его. Построй заборчик, чтобы зайка спрятался за него».
Ход игры: Педагог показывает ребёнку зайчика и рассказывает о том, что за зайчиком охотится волк. Зайчик очень напуган и ему нужно помочь. Педагог предлагает ребёнку слепить забор. Ребёнок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
«Баночки и крупа»
Цель: формирование представлений о непрерывном количестве: много – мало – пусто; обучение пониманию и умению называть наречия, обозначающие непрерывное количество; развитие зрительного и тактильного восприятия.
Материал: три банки одного размера: в первой банке много крупы, во второй – мало, третья – пустая.
Инструкция: «Посмотри в эти баночки. Достань пальчиком до дна каждой баночки. Скажи (покажи) где много крупы, а где мало.
Теперь посмотри на эти баночки. Опусти пальчик в первую баночку; теперь во вторую баночку. Скажи, где есть крупа, а где ее совсем нет (пусто)».
Ход игры: Педагог выставляет перед ребенком две баночки и просит его посмотреть в них, достать пальчиком до дна и сказать (показать), где много крупы, а где мало.
Затем педагог выставляет вторую пару баночек: в одной крупа есть, во второй – пусто. Ребенок должен опустить пальчик в баночку – сначала в одну, затем во вторую – и сказать, где есть крупа, а где ее совсем нет (пусто).
Такие же игровые упражнения проводятся с одинаковыми мисками, наполненными крупой (горохом, фасолью, песком и т. п.). Педагог предлагает ребенку с открытыми и закрытыми глазами определить, где есть крупа, а где ее нет, где много, а где ее мало.
«Волшебные отпечатки на песке»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие воображения.
Материал: песочница, вода, камешки.
Инструкция: «Давай вместе оставим отпечатки своих рук и ног на песке. Посмотри как я выложила камешки.
На что стал похож мой след?
А теперь попробуй и ты сделать какую-нибудь мордочку из своего следа».
Ход игры: Педагог и ребёнок оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
«Спрячь каштаны, орехи и ракушки»
Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество предметов в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Материал: песочный ящик, подносы по числу детей, природный материал (каштаны, орехи, ракушки) или мелкие пластмассовые игрушки.
Инструкция: «Посмотрите, какие каштаны, орехи и ракушки лежат на подносе. Попробуйте спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Теперь давайте их вместе отыскивать и называть.
Мы с вами прятали и находили игрушки, а теперь послушайте, сколько каштанов, орехов и ракушек я попрошу спрятать каждого из вас. Я буду хлопать в ладоши, и каждый из вас возьмет столько каштанов, орехов и ракушек, сколько он услышит. Потом вы спрячете их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько каштанов, орехов и ракушек взял каждый. Начинай ты, Маша.
А теперь вы будете доставать из песка каштаны, орехи и ракушки. Я хлопаю в ладоши, а вы считайте мои хлопки, а потом достаньте из песка столько каштанов, орехов и ракушек, сколько хлопков услышите. Каштаны, орехи и ракушки кладите на поднос около себя».
Ход игры: Педагог просит детей посмотреть на каштаны, орехи и ракушки, которые лежат на подносе. Взрослый предлагает детям спрятать, закопать каштаны, орехи и ракушки в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Дети закапывают каштаны, орехи и ракушки, а взрослый помогает, затем дети с педагогом отыскивают их и называют.
Затем педагог просит каждого ребенка спрятать определенное количество каштанов, орехов и ракушек. Каждый ребенок берет столько каштанов, орехов и ракушек, сколько хлопков он услышит (педагог хлопает в ладоши) и прячет их в песке. Дети показывают выбранное количество каштанов, орехов и ракушек, а затем прячут их. Дети выполняют задание поочередно.
После того, как дети отберут нужное количество природного материала, спрячут его в песке, взрослый предлагает достать из песка столько каштанов, орехов и ракушек, сколько он попросит. Педагог обращает внимание детей на то, что он будет просить достать определенное количество каштанов, орехов и ракушек не словами, а хлопками, то есть хлопнет в ладоши столько раз, сколько надо взять каштанов, орехов и ракушек.
«Топчем дорожки»
Цель: сформировать представления ребенка о величине: большой – маленький.
Материал: Песочница.
Инструкция: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!».
Ход игры: Педагог вместе с ребёнком шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова потешек. Педагог может изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры с природным материалом (ракушками)
Развивающие игрыс природным материалом (ракушками) Игра №1 «Угадай на ощупь»Цель: - помочь ребенку научиться правильно пользоваться чувством осязания в процессе окружающего мира...
Игры с природным материалом.
Игры...
Дидактические игры с природным материалом.
Природный материал, развитие мышления, сенсорика....
Игры с природным материалом
Картотека...
Пальчиковые игры с природным материалом.
1) Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать.Шишке все расскажем.Пальчики покажем.Каждый пальчик обойдем,Снова мы считать начнем.2) Шишку я в руке держу,То сожму, то разожму.Поиграю с ...
Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).
По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...
игры с природным материалом. игры с песком
игры представлены как для педагогов, так и для родителей...