Игры с природным материалом.
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Картотека игр с природным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Стаканы и вода»

Цель: сформировать представления ребенка о непрерывном количестве: много - мало – пусто; учить понимать и называть наречия, обозначающие непрерывное количество.

Материал: три непрозрачных стакана одного размера: в первом налито много воды, во втором – мало, а в третьем пусто; три одинаковых прозрачных стакана.

Инструкция: «Посмотри в стаканы, достань пальчиком до дна стакана и скажи (покажи), где много воды, а где ее мало. Скажи (покажи), где много воды, а где пустой стакан.

Теперь перелей воду из этих стаканов в прозрачные стаканы. В каждый стакан надо наливать воду только из одного стакана.

Теперь перелей воды в стаканы так, чтобы во всех стаканах было воды одинаково. Что ты сделал(а)? Сколько сейчас воды во всех стаканах?»

Ход игры: Педагог обращает внимание ребенка на три стакана: в первом стакане много воды, во втором – мало, третий стакан пустой. Взрослый выставляет перед ребенком по два стакана. Просит ребенка посмотреть в стаканы, достать пальцем до дна стакана и сказать (показать) где много воды, а где её мало. Далее педагог просит ребенка сказать (показать) где много воды, а где пустой стакан. Затем педагог предлагает ребенку взять прозрачные стаканы и перелить в них воду. Он обращает внимание на то, что в каждый стакан надо наливать воду только из одного стакана. (Ребенок выполняет действия.) Затем ребенку предлагается перелить воду в стаканы так, чтобы во всех стаканах было воды одинаково, рассказать о своих действиях и определить словесно количество воды в стаканах.

 «Норки для мышки»

Цель: развитие мелкой моторики.

Материал: Песочница.

Инструкция: «Давай выкопаем небольшую ямку. Это будет норка для мышки».

Ход игры: Ребенок вместе с педагогом копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Купание кукол»

Цель: Формирование элементарных навыков взаимодействия с куклой как аналогом человека; развитие словаря детей, бытовых и игровых представлений; обучение последовательной цепочке игровых действий.

Материал: тазы, кувшины с водой, пенка для ванны, пластмассовые куклы, полотенца, расчески, чистая одежда для кукол.

Инструкция: «Ребята, посмотрите на наших кукол. Они только что пришли с прогулки. Они испачкались и их надо искупать, и переодеть в чистую одежду. Давайте сначала искупаем одну куклу. Помогите мне приготовить все необходимое для купания куклы. Давайте вместе нальем в таз воды. Потрогайте, теплая вода или холодная в тазу? Давайте добавим пенку для ванны и взобьем ее. (…) приготовь куклу для купания. Посмотрите, как надо купать куклу и ласково обращаться с ней.      

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает.

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

Теперь каждый из вас будет купать свою дочку-куклу. Возьмите тазики, налейте в них воду, пену для ванны. Давайте купать кукол и рассказывать стихотворение:

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает.

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется».

Ход игры: Педагог говорит детям, что куклы пришли с прогулки, они испачкались и их надо искупать, переодеть в чистую одежду. Он предлагает искупать сначала одну куклу. Взрослый обращается к детям с просьбой помочь ему приготовить все необходимое для купания куклы. Дети вместе со взрослым наливают в таз воды, уточняют, теплая она или холодная, добавляют пенку для ванны и взбивают ее. Взрослый просит кого-то из детей приготовит куклу к купанию. Показывает, как надо ласково обращаться с ней, и рассказывает стихотворение:

       Хлюп-хлюп

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает.

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

                   С. Капутикян

Затем он предлагает каждому из детей искупать свою дочку-куклу. Для этого дети должны взять тазики, налить в них воду, пену для ванны и искупать каждый свою куклу. Дети по очереди выполняют игровые действия и рассказывают с помощью взрослого стихотворение. Игра завершается, после того как все дети выполнят игровые действия.

 «Я пеку, пеку»

Цель: развитие мелкой моторики.

Материал: Песочница, разные формочки, вода, куклы.

Инструкция: «Давай с тобой поиграем в игру. Ты будешь кондитером, будешь выпекать булочки, пирожки для кукол. Возьми формочку, насыпь в неё песок. А теперь положи мокрый песок в одну ладошку и перекладывает её из одной руки в другую. А теперь угости своей выпечкой кукол».

Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого ребёнок может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.

 «Рисуем фигуры»

Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях.

Материал: поднос с крупой, пространственные тела и плоскостные фигуры, экран или повязка на глаза.

Инструкция: «Потрогай фигуру. Нарисуй ее пальчиком на крупе. Скажи, что ты рисуешь? Я сейчас тебе закрою глаза повязкой. Возьми в руки фигуру, потрогай ее.

Отдай мне фигуру обратно. Я развязываю тебе повязку. Нарисуй эту фигуру на крупе. Почему ты нарисовал(а) эту фигуру?»

Ход игры: Педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на крупе и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку, что закроет ему глаза повязкой, даст в руки фигуру. Ребенок трогает ее, а потом, открыв глаза, рисует ее на крупе. Педагог спрашивает ребенка, почему он нарисовал эту фигуру, и т. д.

«Заборчики»

Цель: развитие мелкой моторики.

Материал: песочница, игрушки зайца и волка.

Инструкция: «Посмотри как дрожит зайка. Он испугался волка. Давай ему поможем и спрячем его. Построй заборчик, чтобы зайка спрятался за него».

Ход игры: Педагог показывает ребёнку зайчика и рассказывает о том, что за зайчиком охотится волк. Зайчик очень напуган и ему нужно помочь. Педагог предлагает ребёнку слепить забор. Ребёнок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

 «Баночки  и крупа»

Цель: формирование представлений о непрерывном количестве: много – мало – пусто; обучение пониманию и умению называть наречия, обозначающие непрерывное количество; развитие зрительного и тактильного восприятия.

Материал: три банки одного размера: в первой банке много крупы, во второй – мало, третья – пустая.

Инструкция: «Посмотри в эти баночки. Достань пальчиком до дна каждой баночки. Скажи (покажи) где много крупы, а где мало.

Теперь посмотри на эти баночки. Опусти пальчик в первую баночку; теперь во вторую баночку. Скажи, где есть крупа, а где ее совсем нет (пусто)».

Ход игры: Педагог выставляет перед ребенком две баночки и просит его посмотреть в них, достать пальчиком до дна и сказать (показать), где много крупы, а где мало.

Затем педагог выставляет вторую пару баночек: в одной крупа есть, во второй – пусто. Ребенок должен опустить пальчик в баночку – сначала в одну, затем во вторую – и сказать, где есть крупа, а где ее совсем нет (пусто).

Такие же игровые упражнения проводятся с одинаковыми мисками, наполненными крупой (горохом, фасолью, песком и т. п.). Педагог предлагает ребенку с открытыми и закрытыми глазами определить, где есть крупа, а где ее нет, где много, а где ее мало.

 «Волшебные отпечатки на песке»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие воображения.

Материал: песочница, вода, камешки.

Инструкция: «Давай вместе оставим отпечатки своих рук и ног на песке. Посмотри как я выложила камешки.

На что стал похож мой след?

А теперь попробуй и ты сделать какую-нибудь мордочку из своего следа».

Ход игры: Педагог и ребёнок оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

 «Спрячь каштаны, орехи и ракушки»

Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество предметов в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.

Материал: песочный ящик, подносы по числу детей, природный материал (каштаны, орехи, ракушки) или мелкие пластмассовые игрушки.

Инструкция: «Посмотрите, какие каштаны, орехи и ракушки лежат на подносе. Попробуйте спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Теперь давайте их вместе отыскивать и называть.

Мы с вами прятали и находили игрушки, а теперь послушайте, сколько каштанов, орехов и ракушек я попрошу спрятать каждого из вас. Я буду хлопать в ладоши, и каждый из вас возьмет столько каштанов, орехов и ракушек, сколько он услышит. Потом вы спрячете их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько каштанов, орехов и ракушек взял каждый. Начинай ты, Маша.

А теперь вы будете доставать из песка каштаны, орехи и ракушки. Я хлопаю в ладоши, а вы считайте мои хлопки, а потом достаньте из песка столько каштанов, орехов и ракушек, сколько хлопков услышите. Каштаны, орехи и ракушки кладите на поднос около себя».

Ход игры: Педагог просит детей посмотреть на каштаны, орехи и ракушки, которые лежат на подносе. Взрослый предлагает детям спрятать, закопать каштаны, орехи и ракушки в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Дети закапывают каштаны, орехи и ракушки, а взрослый помогает, затем дети с педагогом отыскивают их и называют.

Затем педагог просит каждого ребенка спрятать определенное количество каштанов, орехов и ракушек. Каждый ребенок берет столько каштанов, орехов и ракушек, сколько хлопков он услышит (педагог хлопает в ладоши) и прячет их в песке. Дети показывают выбранное количество каштанов, орехов и ракушек, а затем прячут их. Дети выполняют задание поочередно.

После того, как дети отберут нужное количество природного материала, спрячут его в песке, взрослый предлагает достать из песка столько каштанов, орехов и ракушек, сколько он попросит. Педагог обращает внимание детей на то, что он будет просить достать определенное количество каштанов, орехов и ракушек не словами, а хлопками, то есть хлопнет в ладоши столько раз, сколько надо взять каштанов, орехов и ракушек.

 «Топчем дорожки»

Цель: сформировать представления ребенка о величине: большой – маленький.

Материал: Песочница.

Инструкция: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!».

Ход игры: Педагог вместе с ребёнком шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова потешек. Педагог может изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с природным материалом (ракушками)

Развивающие игрыс природным материалом (ракушками) Игра №1 «Угадай на ощупь»Цель: - помочь ребенку научиться правильно   пользоваться чувством осязания в процессе окружающего мира...

Дидактические игры с природным материалом.

Природный материал, развитие мышления, сенсорика....

Пальчиковые игры с природным материалом.

1)   Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать.Шишке все расскажем.Пальчики покажем.Каждый пальчик обойдем,Снова мы считать начнем.2) Шишку я в руке держу,То сожму, то разожму.Поиграю с ...

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

игры с природным материалом. игры с песком

игры представлены как для педагогов, так и для родителей...