Паспорт кабинета тифлопедагога
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Свиридова Жанна Анатольевна

Паспорт кабинета содержит информацию о предметно-коррекционной среде, отражающей направления работы тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Паспорт кабинета тифлопедагога93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Белгорода

Паспорт кабинета

учителя – дефектолога (тифлопедагога) МБДОУ детский сад комбинированного вида № 6

Свиридовой Ж. А.

Г. Белгород

 

   

 Свиридова Жанна Анатольевна – учитель – дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ детского сада комбинированного вида № 6 (в группе детей с тяжелыми нарушениями зрения). Образование – высшее, закончила Санкт – Петербургский институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, курсы квалификационной переподготовки при этом же институте. Педагогический стаж  – 28 лет, из них: в должности учителя – логопеда – 7 лет, в должности учителя – дефектолога (тифлопедагога) – 2 года 7 месяцев. Высшая квалификационная категория.

    Основные направления коррекционно – развивающей работы проводится по следующим направлениям:

- Формирование представлений об окружающем мире;

- Развитие ориентировки в пространстве;

- Социально – бытовая ориентировка;

- Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира (развитие мелкой и общей моторики, слухового, обонятельного, осязательного, зрительного восприятия).

- Тифлографика;

- Коммуникативная деятельность, речевое развитие;

    ППРС среда кабинета сформирована в соответствии с перечисленными направлениями работы.

Список программного обеспечения:

- «Образовательная программа ДОУ»

- «Коррекционные программы для детей с тяжелыми нарушениями зрения» под ред. В. А. Феоктистовой, Л. М. Шипициной. -  СПб.: Образование, 1995.

 - Коррекционные программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под. Ред. Л. И. Плаксиной. -  М.: изд. Экзамен, 2003.

 - Задачи МБДОУ на учебный год.

1. Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста путем совершенствования физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов путем внедрения в практику работы ДОУ новых педагогических технологий и приемов работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

3. Создание условий для реализации национального проекта «Доступная среда» для детей с нарушением зрения посредством разработки и реализации индивидуальных маршрутов развития.

4. Совершенствование работы с родителями воспитанников за счет использования интерактивных форм взаимодействия с семьей.

- Общая характеристика детей посещающих группу

    Группу для детей с тяжелыми нарушениями зрения № 10 посещают шесть воспитанников: два мальчика и четыре девочки. Первый  год обучения – два  ребенка; второй год обучения  -  четыре воспитанника.

    Трое воспитанников имеют диагноз – ретинопатия недоношенных, два ребенка – атрофия дисков зрительных нервов, один – врожденная катаракта, врожденный микрофтальм.

    1 группа – дети, имеющие крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением (острота зрения от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции) -  (практическая слепота).  

     Направленность офтальмо – гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается  в охране и развитии остаточного зрения.

  2 группа - слабовидящие дети. В эту группу входят дети,  у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства  органа зрения  острота зрения на лучшем или единственном глазу  от 0,05 до 0,4  (в условиях оптической коррекции).

    Направленность офтальмо-гигиенических  мероприятий  в процессе  воспитания и обучения слабовидящих детей выражается в поддержке и развитии всех структур зрительной системы, стабилизации и повышении зрительной работоспособности; в совершенствовании  функционирования зрительного анализатора; в профилактике осложнений глазных заболеваний ухудшения  зрительных функций, профилактике зрительного утомления в процессе зрительного труда.

В зависимости от времени наступления нарушения выделяют две категории незрячих детей:

   Наряду с имеющимся тяжелым нарушениями зрения у всех детей отмечается общее недоразвитие речи различной степени выраженности.

        

План пространства кабинета учителя – дефектолога (тифлопедагога)

2

2

6

13

1

14

о

к

н

о

5

7

3

выход

11

12

10

15

16

17

18

8

9

4

Площадь кабинета – 6 м.кв.

1 – учебная зона для коррекционно – развивающих занятий  - стол (4 посадочных места);

2 – 3 – 4 – Сенсорная зона для развития осязательного восприятия, мелкой моторики, тактильно – кинестетических ощущений, включающая в себя стенды - тренажеры;

               

5 – пособия по развитию неречевых и речевых средств общения, речевого развития: модели позы (шарнирный человечек), карточки - схемы для обучения детей звуковому анализу и синтезу, методический материал для развития связной речи, грамматического строя речи;

6 – пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего мира:

- слухового восприятия: набор звуковых игрушек: набор игровой музыкальные кубики; погремушки;  музыкальные и звуковые книги: «Новогодние игрушки»; «Кто на ферме главный «ушки – хвост», аудиотека и т. д.);

- для развития светоощущения; фонарик;

 - обоняния: набор баночек с бытовыми запахами (чай с лимоном, чай ягодный, кофе молотый, кофе в зернах, корица, мята, ромашка аптечная);

- пособия по развитию мелкой моторики рук (пирамидка малая (деревянная), сборные бусы, шнуровки, застежки, разные поверхности и т. д.);

7 – специальные тифлологические приборы для развития компенсаторных способов познания мира и развития сохранных функций: лупа- 1; приборы «Школьник» - 5; тифлоприбор для письма по системе Брайля (18 строк) – 1; грифели детские -5; Брайлевская колодка (шеститочие) – 2; азбука в картинках рельефная) в двух частях – 2;

 - пособия по тифлографике: карточки с точечным изображением, образцы рельефных орнаментов, различные рельефные изображения, выполненные разным способом (выкалывания, наклеивания, выдавливания).

- пособия  по развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у детей с остаточным зрением (цветные эталоны предметов и их изображение, эталоны формы, величины);

- пособия по развитию осязательно-двигательного восприятия (различные виды поверхностей, тканей, материал на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал);

- игрушки; пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, разрезные картинки, «Крестики – нолики»,  лабиринт – вариант «Счеты» и др.)

8 - Пособия по обучению незрячих и слабовидящих детей в  микропространстве большом и малом пространствах:

- цветные фланелеграфы для фронтальной и индивидуальной работы (на 3 детей);

-  подставки – 2;

-  указки – 3;

- тактильные трости (2);

9 - стенд – тренажер для развития прослеживающей функции глаз.

10 -  Песочный световой планшет – 1

11 – светодиодный экран            

12 – полка – методическое обеспечение, материалы по социально – бытовой ориентировке: пособия по формированию представлений об окружающем мире в соответствии с возрастом и программными требованиями, (игрушки-модели (овощи, фрукты, кукла – пупс; грибы, набор посуды «Моя кухня», животное лесное «Лось», маски домашних животных (корова, коза) - 2);

13, 14, 15, 16, 17, 18 – детские стулья.

Методическое обеспечение специального дефектологического (тифлопедагогического)) сопровождения

№ п/п

Автор

Название

Место издания

Год

издания

1

Л. Фомина

(электронный вариант)

«Подготовка незрячих дошкольников к обучению письму и чтению по системе Брайля»

Москва

2004

2

Л. А. Дружинина и д. р.

(электронный вариант)

«Занятия по развитию социально – бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения»

Издательство

Марины

Волковой

АЛИМ

Челябинск

2008

3

Л. И. Солнцева,

Е. Н. Подколзина

(электронный вариант)

«Воспитание и обучение слепого дошкольника»

Москва

2005

4

Л. А. Дружинина

(электронный вариант)

«Занятие по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения»

Издательство

Марины

Волковой

АЛИМ

Челябинск

2007

5

В.А.Феоктистова (под ред. Л. М. Шипицыной)

 «Развитие навыков общения у слабовидящих детей»

Издательство

«РЕЧЬ»

Санкт - Петербург

2005

6

 А. В. Саматова

«Дети с глубокими нарушениями зрения»

Издательство

«Феникс»

Ростов – на - Дону

2012

7

Т. И. Нагаева

«Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки»

Издательство

«Феникс»

Ростов – на - Дону

2010

8

Мухаев М. П.

«Ориентировка в пространстве»

Издательство

«Феникс»

Ростов – на - Дону

2010

9

Л. С. Сековец

«Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения»

Издательство

«Школьная Пресса»

Москва

2008

10

Т. В. Пятница, Т. В. Башинская

«Система коррекционного воздействия при моторной алалии» - часть - 2

Издательство

ТЦ «Сфера»

2011

11

В. Гончарова,

Т. Колосова

«Моторные сказки для самых маленьких»

Издательство

«КАРО»

Санкт - Петербург

2012

12

Т. В. Пятница,

Т. В. Башинская

«Система коррекционного воздействия при моторной алалии»

Издательство

«КАРО»

Санкт - Петербург

2006

13

Е. А. Пожиленко

«Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л»

Издательство

«КАРО»

Санкт - Петербург

2006

14

Л. Н. Смирнова

«Логопедия в детском саду»

Занятия с детьми 4 – 5 лет

Издательство

«МОЗАИКА – СИНТЕЗ»

Москва

2006

15

Л. П. Савина

«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

Издательство

«АСТ»

Москва

2003

16

Р. Л. Бабушкина,

О. М. Кислякова

«Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи»

Издательство

«КАРО»

Санкт - Петербург

2005

17

А. Ф. Рыбина

«Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал»

Издательство

«Учитель»

Волгоград

2010

18

С. М.Хорош

(электронный вариант)

«Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника»

Издательство ВОС

Москва

1983

Документация учителя - дефектолога (тифлопедагога)

1. Перспективный план коррекционно – развивающей работы по разделам коррекционных  программ.

2. Календарный план коррекционно – развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями зрения.

3. Карты тифлопедагогического обследования воспитанников группы для детей с тяжелыми нарушениями зрения.

4. Журнал регистрации консультаций родителей (консультации).

5. Консультации для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

6. Список детей группы с тяжелыми нарушениями зрения.

7. Должностная инструкция учителя – дефектолога (тифлопедагога).

8. Инструкция по технике безопасности учителя – дефектолога (тифлопедагога).

9. Списки детей групп для детей с нарушением зрения, материалы по подготовке документов на ТПМПК.

10. Архивные материалы (документация работы учителя – дефектолога (тифлопедагога) за период … учебные годы).

11. Нормативно – правовая база, регламентирующая работу учителя – дефектолога (тифлопедагога).

Перспективный план  пополнения ППРС и методического обеспечения кабинета учителя – дефектолога (тифлопедагога)

Учебный год

Запланировано

 

- Мяч «Шалун» звенящий;

- рамки – вкладыши;

- набор «Овощи» для разрезания;

- азбука разборная по Брайлю;

- кукла с набором одежды;

- маски лица человека с разными эмоциональными состояниями;

 

- Текстурированное домино;

- пособие для незрячих «Обследование речи у детей»;

- пазлы со шрифтом Брайля;

- геометрический сенсорный мешочек;

- пособие для незрячих детей – Сказка «Колобок»;

- пособие для незрячих «Домашние животные»;

- пособие для незрячих  «Дикие млекопитающие»;

 

- Тифлоприбор «Графика»;

- пособие для слабовидящих и незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста  Рельефно – графическая грамота;

Азбука разборная по Брайлю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета психологической помощи

В паспорте кабинета представлена информация о методическом и организационном оснащении деятельности службы.Паспорт кабинета помогает лучше организовать работу специалиста, показать направления деятель...

Паспорт кабинета

Примерное описание содержимого кабинета - дефектолога...

Паспорт кабинета

Творческий подход к оформлению сопутствующей документации логопеда. Для полноценного ознакомления рекомендую файл скачать....

Паспорт кабинета учителя-дефектолога детского сада

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. ...

Паспорт кабинета музыкального руководителя

Паспорт кабинета музыкального руководителя...

Паспорт кабинета дефектолога и логопеда.

Данный паспорт представляет обобщенный опыт систематизации и хранения, использования и применения учебно-дидактических пособий и материалов дефектолога и логопеда....

Паспорт кабинета изодеятельности

Паспорт кабинета изодеятельности МБДОУ "ДСКВ №68"...