Паспорт кабинета тифлопедагога
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Паспорт кабинета содержит информацию о предметно-коррекционной среде, отражающей направления работы тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт кабинета тифлопедагога | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Белгорода
Паспорт кабинета
учителя – дефектолога (тифлопедагога) МБДОУ детский сад комбинированного вида № 6
Свиридовой Ж. А.
Г. Белгород
Свиридова Жанна Анатольевна – учитель – дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ детского сада комбинированного вида № 6 (в группе детей с тяжелыми нарушениями зрения). Образование – высшее, закончила Санкт – Петербургский институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, курсы квалификационной переподготовки при этом же институте. Педагогический стаж – 28 лет, из них: в должности учителя – логопеда – 7 лет, в должности учителя – дефектолога (тифлопедагога) – 2 года 7 месяцев. Высшая квалификационная категория.
Основные направления коррекционно – развивающей работы проводится по следующим направлениям:
- Формирование представлений об окружающем мире;
- Развитие ориентировки в пространстве;
- Социально – бытовая ориентировка;
- Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира (развитие мелкой и общей моторики, слухового, обонятельного, осязательного, зрительного восприятия).
- Тифлографика;
- Коммуникативная деятельность, речевое развитие;
ППРС среда кабинета сформирована в соответствии с перечисленными направлениями работы.
Список программного обеспечения:
- «Образовательная программа ДОУ»
- «Коррекционные программы для детей с тяжелыми нарушениями зрения» под ред. В. А. Феоктистовой, Л. М. Шипициной. - СПб.: Образование, 1995.
- Коррекционные программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под. Ред. Л. И. Плаксиной. - М.: изд. Экзамен, 2003.
- Задачи МБДОУ на учебный год.
1. Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста путем совершенствования физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов путем внедрения в практику работы ДОУ новых педагогических технологий и приемов работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО.
3. Создание условий для реализации национального проекта «Доступная среда» для детей с нарушением зрения посредством разработки и реализации индивидуальных маршрутов развития.
4. Совершенствование работы с родителями воспитанников за счет использования интерактивных форм взаимодействия с семьей.
- Общая характеристика детей посещающих группу
Группу для детей с тяжелыми нарушениями зрения № 10 посещают шесть воспитанников: два мальчика и четыре девочки. Первый год обучения – два ребенка; второй год обучения - четыре воспитанника.
Трое воспитанников имеют диагноз – ретинопатия недоношенных, два ребенка – атрофия дисков зрительных нервов, один – врожденная катаракта, врожденный микрофтальм.
1 группа – дети, имеющие крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением (острота зрения от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции) - (практическая слепота).
Направленность офтальмо – гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается в охране и развитии остаточного зрения.
2 группа - слабовидящие дети. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05 до 0,4 (в условиях оптической коррекции).
Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения слабовидящих детей выражается в поддержке и развитии всех структур зрительной системы, стабилизации и повышении зрительной работоспособности; в совершенствовании функционирования зрительного анализатора; в профилактике осложнений глазных заболеваний ухудшения зрительных функций, профилактике зрительного утомления в процессе зрительного труда.
В зависимости от времени наступления нарушения выделяют две категории незрячих детей:
Наряду с имеющимся тяжелым нарушениями зрения у всех детей отмечается общее недоразвитие речи различной степени выраженности.
План пространства кабинета учителя – дефектолога (тифлопедагога)
|
4 |
Площадь кабинета – 6 м.кв.
1 – учебная зона для коррекционно – развивающих занятий - стол (4 посадочных места);
2 – 3 – 4 – Сенсорная зона для развития осязательного восприятия, мелкой моторики, тактильно – кинестетических ощущений, включающая в себя стенды - тренажеры;
5 – пособия по развитию неречевых и речевых средств общения, речевого развития: модели позы (шарнирный человечек), карточки - схемы для обучения детей звуковому анализу и синтезу, методический материал для развития связной речи, грамматического строя речи;
6 – пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего мира:
- слухового восприятия: набор звуковых игрушек: набор игровой музыкальные кубики; погремушки; музыкальные и звуковые книги: «Новогодние игрушки»; «Кто на ферме главный «ушки – хвост», аудиотека и т. д.);
- для развития светоощущения; фонарик;
- обоняния: набор баночек с бытовыми запахами (чай с лимоном, чай ягодный, кофе молотый, кофе в зернах, корица, мята, ромашка аптечная);
- пособия по развитию мелкой моторики рук (пирамидка малая (деревянная), сборные бусы, шнуровки, застежки, разные поверхности и т. д.);
7 – специальные тифлологические приборы для развития компенсаторных способов познания мира и развития сохранных функций: лупа- 1; приборы «Школьник» - 5; тифлоприбор для письма по системе Брайля (18 строк) – 1; грифели детские -5; Брайлевская колодка (шеститочие) – 2; азбука в картинках рельефная) в двух частях – 2;
- пособия по тифлографике: карточки с точечным изображением, образцы рельефных орнаментов, различные рельефные изображения, выполненные разным способом (выкалывания, наклеивания, выдавливания).
- пособия по развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у детей с остаточным зрением (цветные эталоны предметов и их изображение, эталоны формы, величины);
- пособия по развитию осязательно-двигательного восприятия (различные виды поверхностей, тканей, материал на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал);
- игрушки; пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, разрезные картинки, «Крестики – нолики», лабиринт – вариант «Счеты» и др.)
8 - Пособия по обучению незрячих и слабовидящих детей в микропространстве большом и малом пространствах:
- цветные фланелеграфы для фронтальной и индивидуальной работы (на 3 детей);
- подставки – 2;
- указки – 3;
- тактильные трости (2);
9 - стенд – тренажер для развития прослеживающей функции глаз.
10 - Песочный световой планшет – 1
11 – светодиодный экран
12 – полка – методическое обеспечение, материалы по социально – бытовой ориентировке: пособия по формированию представлений об окружающем мире в соответствии с возрастом и программными требованиями, (игрушки-модели (овощи, фрукты, кукла – пупс; грибы, набор посуды «Моя кухня», животное лесное «Лось», маски домашних животных (корова, коза) - 2);
13, 14, 15, 16, 17, 18 – детские стулья.
Методическое обеспечение специального дефектологического (тифлопедагогического)) сопровождения
№ п/п | Автор | Название | Место издания | Год издания |
1 | Л. Фомина (электронный вариант) | «Подготовка незрячих дошкольников к обучению письму и чтению по системе Брайля» | Москва | 2004 |
2 | Л. А. Дружинина и д. р. (электронный вариант) | «Занятия по развитию социально – бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения» | Издательство Марины Волковой АЛИМ Челябинск | 2008 |
3 | Л. И. Солнцева, Е. Н. Подколзина (электронный вариант) | «Воспитание и обучение слепого дошкольника» | Москва | 2005 |
4 | Л. А. Дружинина (электронный вариант) | «Занятие по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения» | Издательство Марины Волковой АЛИМ Челябинск | 2007 |
5 | В.А.Феоктистова (под ред. Л. М. Шипицыной) | «Развитие навыков общения у слабовидящих детей» | Издательство «РЕЧЬ» Санкт - Петербург | 2005 |
6 | А. В. Саматова | «Дети с глубокими нарушениями зрения» | Издательство «Феникс» Ростов – на - Дону | 2012 |
7 | Т. И. Нагаева | «Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки» | Издательство «Феникс» Ростов – на - Дону | 2010 |
8 | Мухаев М. П. | «Ориентировка в пространстве» | Издательство «Феникс» Ростов – на - Дону | 2010 |
9 | Л. С. Сековец | «Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения» | Издательство «Школьная Пресса» Москва | 2008 |
10 | Т. В. Пятница, Т. В. Башинская | «Система коррекционного воздействия при моторной алалии» - часть - 2 | Издательство ТЦ «Сфера» | 2011 |
11 | В. Гончарова, Т. Колосова | «Моторные сказки для самых маленьких» | Издательство «КАРО» Санкт - Петербург | 2012 |
12 | Т. В. Пятница, Т. В. Башинская | «Система коррекционного воздействия при моторной алалии» | Издательство «КАРО» Санкт - Петербург | 2006 |
13 | Е. А. Пожиленко | «Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л» | Издательство «КАРО» Санкт - Петербург | 2006 |
14 | Л. Н. Смирнова | «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 4 – 5 лет | Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» Москва | 2006 |
15 | Л. П. Савина | «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» | Издательство «АСТ» Москва | 2003 |
16 | Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова | «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» | Издательство «КАРО» Санкт - Петербург | 2005 |
17 | А. Ф. Рыбина | «Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал» | Издательство «Учитель» Волгоград | 2010 |
18 | С. М.Хорош (электронный вариант) | «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» | Издательство ВОС Москва | 1983 |
Документация учителя - дефектолога (тифлопедагога)
1. Перспективный план коррекционно – развивающей работы по разделам коррекционных программ.
2. Календарный план коррекционно – развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями зрения.
3. Карты тифлопедагогического обследования воспитанников группы для детей с тяжелыми нарушениями зрения.
4. Журнал регистрации консультаций родителей (консультации).
5. Консультации для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.
6. Список детей группы с тяжелыми нарушениями зрения.
7. Должностная инструкция учителя – дефектолога (тифлопедагога).
8. Инструкция по технике безопасности учителя – дефектолога (тифлопедагога).
9. Списки детей групп для детей с нарушением зрения, материалы по подготовке документов на ТПМПК.
10. Архивные материалы (документация работы учителя – дефектолога (тифлопедагога) за период … учебные годы).
11. Нормативно – правовая база, регламентирующая работу учителя – дефектолога (тифлопедагога).
Перспективный план пополнения ППРС и методического обеспечения кабинета учителя – дефектолога (тифлопедагога)
Учебный год | Запланировано |
| - Мяч «Шалун» звенящий; - рамки – вкладыши; - набор «Овощи» для разрезания; - азбука разборная по Брайлю; - кукла с набором одежды; - маски лица человека с разными эмоциональными состояниями; |
| - Текстурированное домино; - пособие для незрячих «Обследование речи у детей»; - пазлы со шрифтом Брайля; - геометрический сенсорный мешочек; - пособие для незрячих детей – Сказка «Колобок»; - пособие для незрячих «Домашние животные»; - пособие для незрячих «Дикие млекопитающие»; |
| - Тифлоприбор «Графика»; - пособие для слабовидящих и незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста Рельефно – графическая грамота; Азбука разборная по Брайлю |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт кабинета психологической помощи
В паспорте кабинета представлена информация о методическом и организационном оснащении деятельности службы.Паспорт кабинета помогает лучше организовать работу специалиста, показать направления деятель...
Паспорт кабинета
Примерное описание содержимого кабинета - дефектолога...
Паспорт кабинета
Творческий подход к оформлению сопутствующей документации логопеда. Для полноценного ознакомления рекомендую файл скачать....
Паспорт кабинета учителя-дефектолога детского сада
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. ...
Паспорт кабинета музыкального руководителя
Паспорт кабинета музыкального руководителя...
Паспорт кабинета дефектолога и логопеда.
Данный паспорт представляет обобщенный опыт систематизации и хранения, использования и применения учебно-дидактических пособий и материалов дефектолога и логопеда....
Паспорт кабинета изодеятельности
Паспорт кабинета изодеятельности МБДОУ "ДСКВ №68"...