влияние музыки на здоровье детей
консультация по коррекционной педагогике на тему
Музыкотерапия- одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
влияние музыки на здоровье детей | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 137»
Выступление на педсовете
тема доклада:
«Влияние музыки на здоровье детей»
Подготовила музыкальный
руководитель Щукина И.А.
Саратов 2013 г.
Музыкотерапия- одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством, подчиняя людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно нужно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.
Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы…действуют как система центрального отопления».
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Хорошо, если детей в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно - профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы ( шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Небольшая композиция должна быть постоянной в течении примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.
Комплексы упражнений для пробуждения
Зайчата
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Вот пушистые зайчата
Мирно спят в своих кроватках.
Но зайчатам хватит спать,
Пора сереньким вставать.
Ручку правую потянем,
Ручку левую потянем.
Глазки открываем,
С ножками играем:
Поджимаем ножки,
Выпрямляем ножки.
А теперь бежим скорей
По лесной дорожке.
С боку на бок повернемся
И уже совсем проснемся!
Просыпайтесь, глазки!
Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?
Дети лежат на спине легко поглаживают закрытые глаза.
Просыпайтесь, ушки! Ушки все проснулись?
Растирают ушки ладошками.
Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?
Растирают руки от кисти до плеча.
Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?
Стучат пяточками по кровати.
-Просыпайтесь, детки!
-Мы проснулись!
Потягиваются, затем хлопают в ладоши.
Потягушка
Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушки.
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растем, растем, растем!
Н. Пикулева
Дети потягиваются, вытягивают поочередно то правую руку, то левую, выгибают спинку.
Котята
Маленькие котята - смешные ребята:
То в клубочек свернутся, то снова развернутся.
Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, возвращаются в и.п.
Чтобы спинка была гибкой,
Чтобы ножки были прытки,
Делают котятки для спины зарядку.
Дети лежат на спине, руки «в замке» за головой, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
Запыхтел паровоз, он котят гулять повез.
Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивают их к груди со звуком «ф – ф» на выдохе.
Скоро полдник у котят?
У них животики урчат.
Дети сидят по – турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот, выдох через рот, надувая живот.
Вот котята встали, до солнышка достали.
Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.
Список музыкальных произведений, рекомендуемых для поведения музыкотерапии
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классические произведения:
- Бах И. «Прелюдия до мажор»
- Бах И. «Шутка»
- Брамс И. «Вальс»
- Вивальди А. «Времена года»
- Гайдн Й. «Серенада»
- Кабалевский Д. «Клоуны»
- Кабалевский Д. «Петя и волк»
- Лядов А. «Музыкальная табакерка»
- Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»
- Моцарт В. «Турецкое рондло»
- Мусоргский М. «Картинки с выставки»
- Рубинштейн А. «Мелодия»
- Свиридов Г. «Военный марш»
- Чайковский П. «Детский альбом»
- Чайковский П. «Времена года»
- Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).
- Шопен Ф. «Вальс»
- Штраус И. «Вальсы»
- Штраус И. Полька «Трик-трак»
Детские песни:
- «Антошка» (Ю.Энтин, В. Шаинский)
- «Бу – ра – ти – но» ( из к\ф «буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).
- «Будьте добры» ( А. Санин, А. Флярковский)
- «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)
- «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)
- «Где водятся волшебники» (из к\ф « Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков)
- «Да здравствует сюрприз» (из к\ф «Незнайка с нашего двора» ,Ю.. Энтин, М. Минков)
- «Если добрый ты» (из к\ф «Приключения электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
- «Колокола» (из к\ф «Приключения электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
- «Крылатые качели» (из к\ф «Приключения электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
- «Лучики надежды и добра» (сл.и.муз. Е. Войтенко)
- «Настоящий друг» (из м\ф «Тимка и Димка», М. Пляцковского, Б. Савельев)
- «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)
- «Песенка о волшебниках (В. Луговой, Г. Гладков)
- «Песенка смелого моряка» (из м\ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков)
- «Прекрасное далеко» (из к\ф «Гостья из будущего», Ю.Энтин, Е. Крылатов).
- «Танец утят» (Французская народная песня)
Музыка для пробуждения после дневного сна
Классические произведения:
- Боккерини Л. «Менуэт»
- Григ Э. «Утро»
- Дворжак А. «Славянский танец»
- Лютневая музыка 17 века.
- Лист Ф. «Утешение»
- Мендельсон Ф. «Песня без слов»
- Моцарт В. «Сонаты»
- Мусоргский М. «Рассвет на Москве –реке»
- Мусоргский М. алеет невылупившихся птенцов»
- Сен-Санс К. «Аквариум»
- Чайковский П. «Вальс цветов»
- Чайковский П. «Зимнее утро»
- Чайковский П. «Песня жаворонка»
- Шостакович Д. «Романс»
- Шуман Р. «Май, милый май!»
Музыка для релаксации
Классические произведения:
- Альбинони Т. «Адажио»
- Бах И. «Ария из сюиты №3»
- Бетховен Л. «Лунная соната»
- Глюк К. Мелодия»
- Григ Э. «Песня Сольвейг»
- Дебюсси К. «Лунный свет»
- Колыбельные.
- Римский-Корсаков Н. «Море»
- Свиридов Г. «Романс»
- Сен-Санс К. «Лебедь»
- Чайковский П. «Осенняя песнь»
- Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
- Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
- Шуберт Ф. «Аве Мария»
- Шуберт Ф. «Серенада»
- Шуман Р. «Грезы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ СИЛЬНЫМ. ПРЕДСТАВЛЕН МАСТЕР-КЛАСС "СЛЕПИ СЕБЕ ДРУГА"...
Консультация «Влияние музыки на здоровье детей»
Консультация«Влияние музыки на здоровье детей»Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое...
Положительное влияние музыки на здоровье детей
Если приучать ребёнка к хорошей музыке, то он вырастет здоровым, эмоционально и психически уравновешенным и спокойным человеком. Как пение, так и танец влияют: на сердечно-сосудистую, дыхательную и не...
Влияние музыки на здоровье детей. Здоровьсберегающие технологии
Влияние музыки на здоровье детей. Здоровьсберегающие технологии...
"Влияние музыки на здоровье детей"
Значение и влияние музыки на здоровье детей очень велико. Это важно знать родителям и педагогам всех уровней. Предлагаю прочитать консультацию и посмотреть презентацию....
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ.
Доклад на эту тему был прочитан на семинаре для воспитателей и родителей....
Влияние музыки на здоровье детей
Порою мы не задумываемся о влиянии звука, пусть даже и музыкального, на здоровье ребёнка. И здесь очень важна работа музыкального руководителя с педагогами и руководителем дошкольного учреждения, с ро...