"Современный родитель - компетентный родитель"
материал по коррекционной педагогике на тему
семинар-практикум для педагогов и родителей "Современный родитель - компетентный родитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современный родитель - компетентный родитель | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов и родителей . «Современный родитель – компетентный родитель».
Автор: Варкентин Светлана Валентиновна
Педагог – психолог МАДОУ ЦРР –д\с № 131
г. Калининград
Структура семинара:
1.Пре - тест (саморефлексия).
2.Информационная часть:
- Сущность и назначение компетентностного подхода в образовании;
- Ориентиры и требования к качеству взаимодействия ДОУ и семьи;
- Основные аспекты педагогической культуры семьи;
- Общие направления и основные формы в работе с родителями.
3.Практическая часть:
- Карта оценки профессионального мастерства воспитателя в организации взаимодействия с семьями воспитанников;
- Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е.П.Урунтаевой и В.М.Ивановой).
4.После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
Пре – тест (после – тест):
- Базовые понятия: компетенция и компетентность;
- Образовательная компетенция; ключевые компетенции;
- Основные аспекты педагогической культуры;Общие направления работы с родителями: традиционное, просветительское, интерактивное, развитие государственно – общественного управления;
- Интерактивные методы: метод «дельфи», метод тестовых ситуаций, тренинги, акции, мастер – классы, тематические и индивидуальные консультации, экспозиции.
Ключевые слова и выражения.
(постановка проблемы)
Проблемам родительской культуры и воспитательного потенциала семьи посвящено огромное количество книг и статей (Е.П.Арнаутова, В.А.Березина, Л.И.Виноградова, О.И.Волжина, О.Л.Зверева. Т.В.Кротова, Н.Н.Королева, О.Н.Савинова и др.)
Очевидно, что семья не способна самостоятельно решить свои проблемы, а на уровне государства, в системе образования не создано механизмов формирования субъектности семьи на индивидуальном и социальном уровнях. Такой субъектности, которая позволила бы семье самостоятельно или с помощью социальных институтов и структур решать свои проблемы в основных сферах жизнедеятельности.
Основной акцент, в нашем понимании, должен ставиться на воспитание субъектности родителей, формирование их воспитательной культуры с соответствующими традициями, принципами, нормами и правилами. В этом контексте задача ДОУ сводится не к замещению семьи, а ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса и равноценных субъектов управления ДОУ.
Внутри компетентностного подходавыделяют два базовых понятия:
- Компетенция – «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов»;
- Компетентность - «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (А.В.Хуторской).
Это способность действовать в ситуации неопределенности.
Образовательная компетенция – «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений и навыков и опыта деятельности ребенка по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. (А.В.Хуторской).
Главной задачей образовательного учреждения становится формирование универсальных умений и способностей – ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной.
Алгоритм управляющей программы сопровождения и обеспечения развития субъектов образования предусматривает следующие этапы:
- Неосознанная некомпетентность – «Я не знаю, что я не знаю»: высокий уровень удовлетворенности деятельностью, иллюзия компетентности (отсутствие вопросов, рефлексии, боязнь критики); при обнаружении некомпетентности – стремление скрыть недостатки, защита;
- Осознанная некомпетентность – «Я знаю, что я не знаю»: опредмечивание трудности, ситуация напряженности, кризиса, формирование проблем, анализ причин затруднений, потребность в дополнительной информации и действиях по решению проблем;
- Неосознанная компетентность – «Я не знаю, что я знаю»: затруднения в осмыслении целостного опыта, рефлексии результатов в прогнозе развития;
- Осознанная компетентность – «Я знаю, что я знаю»: целостное и системное представление достигнутого уровня сформированности профессиональной компетентности.
Традиционные и новационные требования к качеству взаимодействия ДОУ и семьи:
- Преемственность воспитания и единство требований В ДОУ и семье;
- Сформированное родительское сообщество – как коллектив родителей, объединенный общей целью, принципами и ценностями совместной деятельности;
- Гуманизация детско – родительских отношений в триаде «мать – ребенок – отец»;
- Стиль воспитания в семье, его адекватность современным требованиям и преемственность с воспитательными системами социума (ДОУ);
- Определенные от ношения между супругами, определяющие детско – родительские и детско –взрослые отношения.
Основные аспекты педагогической культуры семьи:
- культура эмоций и чувств;
- культура общения и межличностных отношений;
- культура речи родителей;
- культура нравственного сознания и поведения;
- культура детской игры и детского труда;
- культура здоровья и личной безопасности детей.
Общие направления работы с родителями:
- традиционные (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные состязания, утренники и т.д.);
- просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, буклетов; стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);
- интерактивное (мастер – классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, семинары – практикумы);
- развитие государственно – общественного управления (работа попечительского совета, родительского комитета);
К малоиспользуемым вДОУ интерактивным методам работы с родителями можно отнести:
- метод « дельфи» - метод мозгового штурма, быстрого поиска решений;
- метод тестовых (проблемных) ситуаций;
- тренинги для родителей;
- акции – комплекс мероприятий, действий, помогающих родителям лучше понять возникшую проблему;
- мастер – классы – передача действующей технологии, способа взаимодействия, опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
- тематические и индивидуальные консультации по запросам с привлечением увлеченных специалистов, выработка практических рекомендаций по решению проблемы;
- интерактивные экспозиции.
Практическая часть: карта оценки прфессионального мастерства воспитателя в организации взаимодействия с семьями воспитанников ; недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е,П,Арнаутовой и В.М.Ивановой) см. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду; Майер А.А. Новая информационная политика в работе с семьей: перспективы развития.
После – тест (саморефлексия).
Семинар – практикум для педагогов и родителей «Современный родитель – компетентный родитель!»
Автор: Варкентин Светлана Валентиновна
Педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с №131
г.Калининград
Структура семинара:
1.Пре – тест (саморефлексия).
2.Информационная часть:
- Функции работы образовате6льного учреждения с семьей (Д.Лешли);
- Основные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи (соотношение по степени значимости);
- Типы семейного неблагополучия (М.М.Плотник, В.И.Ширинский);
- Тренинги как форма работы с родителями (базовая программа; основные блоки);
3.Практический инструментарий:
- Анкета анализа процесса взаимодействия педагога и родителей; ( Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду).
- Примерные упражнения для эмоционального тренинга.
Пре – тест (после – тест); саморефлексия:
- Основные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи;
- Типы семейного неблагополучия: конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная, асоциальная;
- 4 блока базовой тренинговой программы: личностный, коммуникативный, разрешение конфликтных ситуаций, эмоциональная саморегуляция.
Ключевые слова и выражения.
Функции работы образовательного учреждения с семьей:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса, организуемого ДОУ;(реализуется еще до поступления в ДОУ);
- психолого – педагогическое просвещение родителей; («цветок вопросов», открытые занятия, видеозаписи занятий, прогулок, игр детей, «народная библиотека», курсы молодых родителей; лекции, записанные на диски через селекторную связь, магнитофоны );
- вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;(участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, ремонте и благоустройстве ДОУ; дежурства родителей в группах; проведение бесед с детьми на разные темы; работа родительского комитета; оказание материальной помощи и др.);
- помощь в воспитании в отдельных семьях; (осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагогов в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка;
- взаимодействие родителей с общественными организациями: попечительским советом, родительским комитетом, комиссиями комитета; в комитете 5 комиссий: педагогическая, общественного контроля, хозяйственная, по связям с шествующей организацией, стенной печати.
Основные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи по степени значимости:
- Детско – родительские отношения;
- Преемственность и непрерывность в воспитании детей;
- Единство требований к ДОУ и семье;
- Супружеские отношения в семье;
- Родительское сообщество.
4 типа семейного неблагополучия (М.М.Плоткин, В.И.Ширинский):
- Конфликтная семья, с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
- Аморальная, с отсутствием моральных и этических норм (пьянство, драки и сквернословие;
- Педагогически несостоятельная, с низким уровнем общей и отсутствием психолого – педагогической культуры;
- Асоциальная, пренебрегающая общепринятыми социальными и моральными нормами, в которой дети усваивают девиантное и противоправное поведение.
Тренинги как форма работы с родителями.
Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Участие родителей и детей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия позволяют по новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов, потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Тренинг предназначен для взрослых, которые придерживаются активной родительской позиции, сознательно несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и хотят стать более компетентными в решении стоящих перед ними жизненных задач.
Программа тренинга направлена на реализацию целей родителей, поэтому она будет корректироваться и расширяться по ходу проведения тренинга в соответствии с запросами каждого участника и тренинговой группы в целом.
Базовая программа включает 4 блока.
Первый блок – личностный, направлен на осознание родителями своих личностных особенностей, убеждений, установок и формирование творческой исследовательской позиции.
Второй блок тренинга – коммуникативный. Он посвящен развитию навыков общения с детьми.
Третий блок – тренинга посвящен формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций в межличностном общении. Задача блока – научить участников извлекать пользу из конфликтов и находить конструктивные выходы из деструктивных конфликтных ситуаций.
Четвертый блок тренинга – освоение техник эмоциональной саморегуляции.
Практический инструментарий.
Анкета для анализа процесса взаимодействия педагога и родителей.
- Как часто вы вступаете во взаимодействие с семьей воспитанника: а - постоянно, б – по мере необходимости, в - редко ?
- По чьей инициативе происходит взаимодействие с родителями: а – педагога (вследствие возникновения его собственных потребностей); б – семьи (вследствие возникновения нужд ребенка и семьи); в – администрации?
- Что является основой взаимодействия: а- внутренняя логика развития ребенка (его индивидуальные потребности) и потребности семьи; б – содержание работы с семьей; в – форма совместной деятельности?
- Как обеспечивается взаимодействие: а – на основе общего плана работы с семьей; б- по инициативе других специалистов; в – интуитивно?
- К чему приводит взаимодействие с семьей: а – к удовлетворению интересов всех участников (коллег, родителей, детей); б – к удовлетворению интересов родителей; в – к удовлетворению собственных интересов педагога?
- Каков характер взаимодействия: а – комплексное воздействие на все стороны личности родителя (достижение результатов сверх поставленных целей совместной деятельности); б – достижение поставленных целей и задач; в – результаты взаимодействия ниже планируемых?
- Основные проблемы по взаимодействию возникают по поводу определения: а – целей и задач совместной деятельности; б – технологий совместной деятельности; в – результатов совместной деятельности?
За каждый выбор позиции а – 3 балла, б – 2 балла, в – 1 балл (полученные баллы суммируются).
1- ый уровень – высокий : 17 – 21 балл;
2 – ой уровень – средний: 12 – 16 баллов;
3 – ий уровень – низкий: 7 – 11 баллов.
Примерные упражнения для эмоционального тренинга.
- Представьте себе, что в комнате находится ваша приятельница или соседка и что вы при ней наставляете ребенка;
- Напоминайте себе: можно испробовать несколько решений, пока не найдете наиболее действенное. Когда вас беспокоит поведение ребенка – вы не должны считать, что обязаны и способны решить проблему с первой попытки;
- Власть – не в крике. Часто родители повышают голос, желая продемонстрировать власть, внушить страх и взять контроль в свои руки. В действительности же тот, кто повышает голос, теряет контроль над ситуацией.
После тест (саморефлексия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический клуб для родителей "Компетентные родители"
Основная цель программы — гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия. Программа рассчитана на 8 занятий. Общее чи...
Осознанный родитель – компетентный родитель
Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, поэтому я могу себе позволить попробовать найти собственное определение ему....
Осознанный родитель – компетентный родитель
Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, поэтому я могу себе позволить попробовать найти собственное определение ему....
Семинар-практикум «Современный родитель – компетентный родитель»
для родителей...
Консультация для родителей "Компетентный родитель - счастливый ребенок!"
Родители самые лучшие воспитатели в мире: что посеешь, то и пожнешь. Не секрет, что семья оказывает на ребенка огромное влияние и от того, насколько действия родителей компетентны, во многом зависит с...
Консультации для родителей: компетентные родители. Старшая группа. 2020г. .
Организация обучения родителей (законных представителей) воспитанников основам детской психологии и педагогики по программе «Югорская семья – компетентные родители», направленной на ...
Консультация для родителей: "Компетентный родитель - счастливый ребенок!"
Родители самые лучшие воспитатели в мире: что посеешь, то и пожнешь. Не секрет, что семья оказывает на ребенка огромное влияние и от того, насколько действия родителей компетентны, во многом зависит с...