Пример работы с семьей коррекции семейных взаимоотношений
консультация по коррекционной педагогике на тему
В работе указана продлема семейных взаимоотношений и методы работы с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrumentariy_sem._sotsiogramma.docx | 273.64 КБ |
test_rod.otnosheniy_oro.docx | 27.1 КБ |
otchet_raboty_s_semey.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейная социограмма |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (ОРО)
(А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)
ОПИСАНИЕ
Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин.
В данной методике родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
Тест-опросник ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и обращения с ними.
Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.
Опросник включает 61 вопрос каждый из которых ориентирован на одну из пяти шкал.
ОПИСАНИЕ ШКАЛ
1. Шкала "Принятие — отвержение ребенка". Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Шкала "Кооперация"- социально желательный образ родительского отношения. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.·
3."Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.·Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. Шкала "Контроль" ("Авторитарная гиперсоциализация" ) - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка, характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. Шкала "Отношение к неудачам ребенка" ("Маленький неудачник") - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИИЯ
На сегодняшний день существует два варианта обработки и, соответсвенно, интерпретации данных.
Первый вариант обработки [Рогов, 1999; Тест родительского отношения, 2001]
Ключ
Шкала 1. "Принятие-отвержение": 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
Шкала 2. "Образ социальной желательности поведения": 6,9,21,25,31,34,35,36.
Шкала 3. "Симбиоз": 1,5,7,28,32,41,58.
Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация": 2,19,30,48,50,57,59.
Шкала 5. "Маленький неудачник": 9,11,13,17,22,28,54,61.
При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".
Соотношение процентилей и сырых баллов по шкалам.
1. Шкала "Принятие / отвержение ребенка"
балл | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
процент | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0.63 | 3.79 | 12.02 | 31.01 | 53.79 | 68.35 | 77.21 |
балл | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
процент | 84.17 | 88.60 | 90.50 | 92.40 | 93.67 | 94.30 | 95.50 | 97.46 | 98.10 | 98.73 | 98.73 | 99.36 |
балл | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
|
|
|
|
процент | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
|
|
|
|
2. Шкала "Кооперация"
балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
процент | 1.57 | 3.46 | 5.67 | 7.88 | 9.77 | 12.29 | 19.22 | 31.19 | 48.82 | 80.93 |
3. Шкала "Симбиоз"
балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
процент | 4.72 | 19.53 | 39.06 | 57.96 | 74.97 | 86.63 | 92.93 | 96.65 |
4. Шкала "Контроль"
балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
процент | 4.41 | 13.86 | 32.13 | 53.87 | 69.30 | 83.79 | 95.76 |
5. Шкала "Отношение к неудачам ребенка"
балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
процент | 14.55 | 45.57 | 70.25 | 84.81 | 93.04 | 96.83 | 99.37 | 100 |
Интепретация
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интепретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приведены выше в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов= 160
Второй вариант обработки и интерпретации [Немов, 2001]
За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов.
Ключ
1. Шкала "Принятие / отвержение ребенка": 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51,-52, 53, 55, 56, 60.
2. Шкала "Кооперация": 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3. Шкала "Симбиоз": 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
4. Шкала "Контроль": 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Шкала "Отношение к неудачам ребенка": 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
Интерпретация
Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Шкала "Принятие / Отвержение"
Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, симпатизирует ему, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Взрослый также не доверяет ребенку и не уважает его, низко оценивает способности ребенка и нередко своим отношением третирует его. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Шкала "Кооперация"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов)– являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Шкала "Симбиоз"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким, беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности практически никогда.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала "Контроль"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала "Отношение к неудачам ребенка"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
ИНСТРУКЦИЯ: «Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
1.Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по работе с семьей.
Краткая характеристика семьи:
Семья состоит из 3-х человек: мать, сын Саша 14 лет и сын Миша 6 лет. Мать с отцом в разводе, дети с отцом видятся редко, отец выплачивает алименты. Семья проживает в двухкомнатной квартире. У детей есть отдельные спальные места, игровой уголок с игрушками по возрасту.
Мать работает вахтовым методом в г.Москва . Бабушка приходит их навещает, но ночевать не остается и к ней дети тоже не хотят идти. За детьми, также, присматривает сосед по лестничной клетки. Старший Саша может сам приготовить еду. Мать закупает необходимые продукты и оставляет деньги на питание детям. Детей контролирует ежедневными звонками по телефону.
Проблема: Дети часто остаются дома одни.
Цель: изучение внутрисемейных отношений.
Использование методов:
- беседа.
- методика «Социограмма семьи».
- «ОРО» А.Я.Варга, В.В.Столин.
- тренинг на повышение психолого-педагогической компетентности.
Во время вступительной беседы Нина Георгиевна продемонстрировала заинтересованность в благополучии детей, адекватность в восприятии их особенностей. Мать имеет подход к каждому ребенку. С сыном Сашей Нина Георгиевна до недавнего времени испытывала следующие трудности: склонен к девиантному поведению, летом поздно возвращался домой, бывало, что в одурманенном состоянии. Основными мерами в воспитании и коррекции поведения мать считает постоянный контроль и поддержание бесконфликтных отношений в семье.
По результатам «Социограммы», мать заботится о благополучии детей и для нее важны интересы и мнение детей.
Нина Георгиевна не всегда может контролировать поведение детей и применять психологически и педагогически грамотные воспитательные воздействия. Необходимо повысить психолого-педагогическую компетентность матери для более эффективного взаимодействия с детьми.
По результатам «ОРО» Нина Георгиевна заинтересована в гармоничном воспитании детей, признает индивидуальность детей и одобряет их интересы, поощряет их самостоятельность, понимает недостатки и учитывает особенности мальчиков, но категорична в вопросах воспитания, которые направлены на дисциплину и послушание, а не личностное развитие.
Далее Нине Георгиевне были приведены примеры вариантов и приемов поощрения, стимулирования послушания и коррекции поведения. Нина Георгиевна подтвердила, что сможет их использовать в своей семье.
Далее Нине Георгиевне были предложены варианты помощи по построению отношений с детьми: примеры коррекционных игр и упражнений.
Через месяц в ходе беседы мать рассказала, что в данный момент она особых проблем в воспитании сыновей не видит. Старший сын Саша помогает ей по хозяйству, присматривает за младшим братом Мишей. Миша в сад ходит с удовольствием проблем со сверстниками не испытывает. На контакт со взрослыми идет охотно. Программу детского сада усваивает. Мать беспокоит то, что из-за работы она мало времени уделяет воспитанию детей.
Нина Георгиевны была ознакомлена с особенностями подросткового возраста и особенностями поведения подростка, а также с возрастными особенностями развития старшего дошкольного возраста.
На протяжении всей работы Нина Георгиевна проявляла заинтересованность в беседе, задавала много вопросов по содержанию. Матери были приведены примеры вариантов и приемов поощрения, стимулирования послушания и коррекции поведения и варианты помощи по коррекции поведения и образа жизни сына Саши, в которых она должна будет принимать активное участие.
Тренинг эффективного поведения расширил личный и социальный опыт, что признала и сама Нина Георгиевна. Полученную психолого-педагогическую информацию мать сочла интересной и полезной, сможет использовать ее в жизни и в процессе воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность в системе коррекции речи детей с ОНР на примере работы драматического кружка «Наш театр» в логопедической группе
В данной работе учитель-логопед I квалификационной категории Мальцева Е.С. рассматривает театральную деятельность, как огромный стимул для развития и совершенствования всех сторон речи детей с ОНР. Де...
Конспект родительского собрания "Семейные взаимоотношения в семье".
Родительское собрание в нетрадиционной форме, можно проводить для родителей воспитанников начиная со средней группы....
Консультация для родителей на тему: «Влияние семьи и семейных взаимоотношений на нравственное развитие ребенка»
Перед каждой семьей стоит почетная и благородная задача – воспитание молодого поколения, способного защитить общество....
«Психология семьи и семейного воспитания». Примеры из жизни.
1. Описание двух типичных конфликтов в родительско-детских отношениях и двух типичных конфликтов в супружеских отношениях и варианты их психологически грамотного решения (что нужно сделать, как н...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Психологические особенности коррекции самооценки младшего школьника в условиях критических изменений семейных отношений
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отноше...
Цель: Пропоганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту. Задачи: Привлечение воспитанников и их родителей к регулярным занятиям физической культурой и спортом; Укрепление семейных взаимоотношений посредством физической
Под музыку в зал входят семейные команды.обходят круг почета ,Каждая команда представляется инструктором. Команды за ранее приготовили свой семейный девиз...
Цель: Пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту. Задачи: Привлечение воспитанников и их родителей к регулярным занятиям физической культурой и спортом; Укрепление семейных взаимоотношений посредством физической культур
Привлечение родителей к празднованию праздника семьи,любви и верности. Приобщать родителей вместе с детьми учавствовать в жизни детского сада,и активно учасввовоть с детьми в празниках детского сада....