Итоговое занятие по развитию речи "Любимые произведения Николая Носова". Авторская разработка
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Представляю вашему вниманию разработку итогового занятия по развитию речи "Любимые произведения Николая Носова". Данная разработка может быть применена после изучения произведений детского писателя Н.Носова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по развитию речи: Любимые произведения Николая Носова.

Цель: обобщить знания детей о писателях и их произведениях.

Задачи:

- формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;

- развивать воображение, речетворческие способности у детей;

- воспитывать интерес к литературе, любовь к книге и чтению.

Оборудование: ИКТ, книжная выставка, посвященная писателю Н. Носову, портрет писателя, иллюстрации к произведениям, чудесный мешочек с предметами.

Предварительная работа: Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений Н. Носова. Выставка: совместное творчество детей и родителей «Обложка моей любимой книги».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждет необычное занятие – мы совершим путешествие в страну книг. Вы любите читать книги? (Ответ детей). А кто пишет для нас книги? (Ответы детей). Сегодня мы посвящаем занятие писателю Николаю Носову.

Николай Николаевич Носов известный детский писатель, любимый всеми детьми страны.

Годы его жизни и смерти: 10 (23) ноября 1908, Киев — 26 июля 1976, Москва.

Николай Носов написал веселые истории о Незнайке и именно благодаря этим рассказам он получил признание и популярность среди детей и взрослых.

Н.Носов родился 10 (23) ноября 1908 года в городе Киеве. Ему пришлось с раннего детства работать, потому что его семья была бедной. В 1924 Николай Носов закончил шклу и после школы опять пошел работать. Через три года он смог поступать в Киевский художественный институт, а оттуда перевелся в Московский институт кинематографии. До войны он печатал свои рассказы для детей в журнале «Мурзилка», а во время войны он работал режиссером, создавая учебные военно-технические фильмы.

Николай Носов создал такие известные произведения, как «Витя Малеев в школе и дома», «На горке», «Прятки», «Веселы рассказы и повести». Самую большую популярность писателю принесли рассказы о Незнайке: «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». (показ слайдов)

Воспитатель: Назовите рассказы Н. Носова. («Живая шляпа», «На горке», «Мишкина Каша», «Заплатка» «Огурцы») (слайды)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это чудесный мешочек, а в нем спрятаны предметы. Давайте поиграем в игру «Найди хозяина». Вы будете называть предметы и отгадывать из какого они произведения.

Дети вытаскивают предметы из мешочка (Телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой - «Заплатка»).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а следующая игра с мячом «Доскажи словечко». Я называю слово и бросаю мяч, а вы мне возвращаете мяч и называете подходящее к нему слово из названий произведений Н.Носова.

Живая…(шляпа)

Бобик в гостях у…(Барбоса)

Мишкина…(каша)

Три…(охотника)

Федина…(задача)

Незнайка на…(Луне)

Шурик у… (дедушки)

Веселая…(семейка)

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте сделаем зарядку «Незнайка»

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.

Воспитатель: Давайте разделимся на 2 команды. 

 Воспитатель: Первое задание. «Разрезанная картинка». Каждая команда получает конверт с разрезанной картинкой, нужно картинку собрать, назвать произведение.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Переходим к следующему заданию:. Вы снова получаете конверты, где лежат картинка из сказок. Вы должны будете отгадать произведение и ответить на вопросы.

Вопросы по картинке «На горке»

1. Что строили ребята (горку)

2. Что хотели делать ребята после обеда? (кататься с горки)

3. Кто не участвовал в строительстве горки? (Котька)

4. Чем мальчик испортил горку? (песком)

5. Как Котька исправил свою ошибку? (засыпал песок снегом)

Вопросы по картинке « Живая шляпа»

1. Какая кличка у кота? (Васька)

2.Чем были заняты ребята? (рисовали)

3.Почему упала шляпа? (уцепился кот)

4.Чем ребята кидали по шляпе ? (картошкой)

5.Кто первым раскрыл секрет живой шляпы (Володя)

(Дети выполняют задание)

ВоспитательНу и последнее задание: «Эпизод». Я прочитаю  отрывок, а вы определите  произведение.

1. Растопили  плиту. Мишка  насыпал  в  кастрюлю  крупы. Я  говорю :

      - Сыпь  побольше. Есть  очень  хочется!

      Он  насыпал  полную  кастрюлю  крупы  и  воды  налил  доверху.

      -  Не  много  ли  воды? – спрашиваю. – Размазня  получится.

     -  Ничего, мама  всегда  так   делает.  Только  ты  за  печкой  смотри, а  я  уж  сварю, будь  спокоен. ( МИШКИНА  КАША)

2. Котька  пошёл  в  коридор  и  стал  считать   до  двадцати  пяти. Вовка  побежал  в  комнату, а  я  в  чулан. В  чулане  лежала  рогожка. Я  залез  под  неё  и  свернулся  на  полу  калачиком.

      Вот  Котька  сосчитал  до двадцати  пяти  и  пошёл  искать. Вовку  он  сразу  нашёл  под  кроватью, стал  меня  искать. Обыскал  всю  комнату  и  кухню. ( НАХОДЧИВОСТЬ)

3. Мишка  никак  не  хотел  расставаться  с  этим  щенком  и  написал  своей  маме  такое  письмо: «Милая  мамочка! Разреши  мне  держать  щеночка  маленького. Он  очень  красивый, весь  рыжий, а  ухо  чёрное, и  я  его  очень  люблю. А  я  тебя  всегда  буду  слушаться, и  буду  хорошо  учиться, и  щеночка  буду  учить, чтоб  из  него  выросла  хорошая, большая  собака» (ДРУЖОК)

4. - « Вот  и  хорошо! – сказал  Федя. – По  крайней  мере, никто  не  будет  мешать  делать  уроки». Он  включил  телевизор, достал  из  сумки  задачник  и  стал  искать  заданную  на  дом  задачу. На  экране  телевизора  появился  диктор.

- Передаём  концерт  по  заявкам, -  объявил  он.

-  Концерт – это  хорошо, сказал  Федя. – Веселей  будет  делать  уроки. (ФЕДИНА  ЗАДАЧА )

5. Виталик  взял  Мурзика  и  понёс  к  батарее  сушиться. Он  посадил  его  на  скамеечке   и сел  рядом  с  ним. Мокрая  шерсть  на  Мурзике  торчала  в  разные  стороны, как  иголки  у  ёжика, и  от  этого  Мурзик  казался  таким  худым – худым, будто  целую  неделю  совсем  ничего  не  ел. Виталик  вынул  из  кармана  котлету  и  положил  перед  Мурзиком. Мурзик  съел  котлету, потом  забрался  на  колени  к  Виталику, свернулся  калачиком  и  замурлыкал  свою  песенку. (КАРАСИК )

 Подведение итогов

- Ребята, что  интересного мы сегодня делали? (Ответы)

  А что вы  узнали  из  книг  Н. Носова? Почему  вам  нравятся  его  рассказы? Как  вы  думаете, почему  рассказы  Носова  не  стареют?

(Книги  помогают  нам  преодолевать  трудности, учат  находить  выход  из  разных  ситуаций, быть  смелыми, вежливыми, умелыми. Читая  книги, важно  размышлять. думать  над  их  содержанием. А  для  этого  нужно  много  читать, уметь  с  книгой  спорить, правильно  обращаться. Книга – твой  друг  и  помощник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "Произведения Николая Носова"

Литературная викторина "Произведения Николая Носова" предусмотрена для детей подготовительной к школе группы. Викторина проходит ввиде соревнования 2-х команд, где дети участвуют в блиц- турнире, конк...

Конспект литературной викторины в старшей группе по теме: «Произведения Николая Носова».

Литературная игра-викторина по произведениям Николая Носова в старшей группе....

Викторина по произведению Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Цель:-закрепить полученные знания по прочитанному произведению Н.Носова «Приключения незнайки и его друзей»,-прививать любовь к чтению,-развивать умение работать в группе.Ход викторины:Вед...

Развлечение «Улыбка и смех – это для всех» по произведениям Николая Носова в подготовительной группе

Развлечение «Улыбка и смех – это для всех» по произведениям Николая Носовав подготовительной  группе...

Конспект дидактической игры на тему «Викторина по произведениям Николая Носова» на интерактивной доске Smart Board.

Возраст: младший дошкольникЦель: В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор. Задачи:• прививать любовь к чтению художес...

презентация викторина по произведениям Николая Носова

Презентация к Сценарию проведения викторины по произведениям Н. Н. Носова. Цель: обобщить знания о творчестве детского писателя Н. Н. Носова.Задачи:В игровой форме обобщить и систематиз...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».

Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовател...