Выступление "Нетрадиционные формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе".
материал по художественной литературе (старшая группа)
- ПРОБЛЕМА и АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.
Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
Основная цель этого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи по работе с родителями по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы:
‒ познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников каждой возрастной группы в плане восприятия произведений детской художественной и познавательной литературы;
‒ вовлекать семьи в атмосферу чтения;
‒ расширять их представления о детской литературе;
‒ знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников;
‒ научить родителей руководить воспитанием детей как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ОУ;
‒ дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях.
Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
К информационным относятся:
‒ проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье», «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»;
‒ «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).
Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.
Познавательные формы работы призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формируют практические навыки взаимодействия с детьми.
Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи).
Очень важно консультируя родителей показать, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке.
На родительских собраниях педагог знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освящает имеющиеся проблемы, рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, смотреть все подряд. Основное внимание обратить на то, как важны для воспитания дошкольника - зрителя совместный с родителями просмотр детских телепередач, спектаклей и их последующее обсуждение. И самое главное условие для приобщения детей к чтению - собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе
- ПРОБЛЕМА и АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.
Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
Основная цель этого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи по работе с родителями по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы:
‒ познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников каждой возрастной группы в плане восприятия произведений детской художественной и познавательной литературы;
‒ вовлекать семьи в атмосферу чтения;
‒ расширять их представления о детской литературе;
‒ знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников;
‒ научить родителей руководить воспитанием детей как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ОУ;
‒ дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях.
Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
К информационным относятся:
‒ проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье», «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»;
‒ «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).
Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.
Познавательные формы работы призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формируют практические навыки взаимодействия с детьми.
Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи).
Очень важно консультируя родителей показать, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке.
На родительских собраниях педагог знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освящает имеющиеся проблемы, рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, смотреть все подряд. Основное внимание обратить на то, как важны для воспитания дошкольника - зрителя совместный с родителями просмотр детских телепередач, спектаклей и их последующее обсуждение. И самое главное условие для приобщения детей к чтению - собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания
1. Важной формой работы по приобщению детей к чтению является семинар – практикум. На семинаре рассматриваются и обсуждаются различные вопросы, посвященные детскому чтению, рассказывается о его значении, качестве современной детской литературы и других проблемах. Например, на семинаре - практикуме на тему «Учим стихи с детьми» родителям предоставляется информация и практические рекомендации о том, как подобрать стихи соответственно возрасту детей, как учить стихи с детьми дома, как развивать интонационную выразительность речи. Я думаю, многие из вас сталкиваются с проблемой – дети не умеют выразительно читать стихи, родители учат их только запоминать механически текст, не обращая внимания на интонацию.
По ходу встречи родители участвуют в практическом выполнении заданий – прочитать выразительно, с разной силой голоса, темпом различные отрывки детских стихотворений.
2. Круглый стол. В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например «Нужно ли прививать интерес к книге?».
3. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть, как взаимодействуют педагоги с детьми в процессе ознакомления с произведениями детской литературы. В этот день родители могут познакомиться с тем, каких успехов достиг ребенок в чтении стихов, умении рассказывать сказки, принимать участия в драматизации детских произведений. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, продуктивной деятельности.
4. Читательский клуб. Воспитатель может оказать конкретную помощь – консультацию. Родители могут поделиться между собой опытом. Вместе найти общую тему и раскрыть ее. Принести книгу из дома. Придумать и реализовать проект. Провести викторины, литературные развлечения.
5. Проект. Интересной формой работы является работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги К. И. Чуковского». В результате работы над проектами узнают много нового о творчестве Чуковского, его биографии, рисуют иллюстрации к его стихам, изготовляют книжки – малышки по его сказкам, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски.
6. Совместное придумывание сказок детьми с родителями.
Раньше существовала традиция семейного чтения вслух, когда все члены семьи высказывали свое мнение о прочитанном, отвечали на вопросы ребенка.
К сожалению, сейчас эта традиция практически не сохранилась. Педагогу необходимо показать значение такого вида чтения для развития ребенка. Нужно отметить, что очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Если у маленьких почемучек будут возникать вопросы из мира техники, природы, всегда можно вместе почитать справочную литературу.
7. Подари книгу группе. Интересной формой работы может быть создание библиотеки в группе.
8. Кросс-букинг — это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами. Хотя само понятие "кросс - букинг" существует уже
очень давно, в нашей стране это явление стало популярным сравнительно недавно. Порой, когда дети вырастают, многие книжки становятся не
нужными, они лежат и пылятся на полках. Правильнее всего отдавать эти книжки в библиотеки, своим знакомым, в детские дома, которые нуждаются в них. Таким образом, избавляясь от старых книг, Вы делайте доброе дело.
Суть кросс - букинга в том, что человек, прочитав книгу, но уже не понадобится, не кладет томик в пыльный шкаф, а оставляет в общественном месте. Делается это для того, чтобы другой, случайный прохожий, нашел ее и с удовольствием прочитал. Но и он в свою очередь обязан передать книгу тем же способом следующему счастливчику. Делается совместно с детьми.
9. Театрализованная деятельность родителей.
В силу возрастных особенностей детей речевое развитие детей развито недостаточно, поэтому можно использовать показ спектакля родителями детей.
10. Встреча родителей в библиотеке города (прослушивание лекции специалиста)
11. Родительская ассамблея. (фр. assemble — собрание), которая является одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса в заданном направлении. Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных праздников, оформление литературного пространства, связанного с книгой: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки – рекомендации о том, что и как читать детям. Получение от родителей информации о наличии книг в домашней библиотеке, частота и продолжительность домашнего чтения, детском интересе к книге.
12. Презентация любимой книги ребенка.
Родителям можно предложить подготовить презентацию любимой книги ребенка. Подойти к процессу творчески.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
13. Проведение нетрадиционного родительского собрания (Посиделки в музее «Русская изба») «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста. Воспитание интереса и любви к чтению через атмосферу мини-музея «Русская изба». Ознакомление с потешками, загадками по страницам русских народных сказок. Родителям было предложено провести мероприятие в форме посиделок в мини -музее «Русская изба», вспомнить названия книг, отгадать загадки, поучаствовать в музыкальной паузе «Ложкари» под русскую народную песню. Чаепитие с самоваром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе. НОД «Сказки Корнея Чуковского»
Форма работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе.НОД «Сказки Корнея Чуковского»...
Современные формы работы с родителями по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе?...
Выступление на педсовете " Современные формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни"
В данном выступлении педагогам предлагаются новые формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни...
«Формы работы с родителями по приобщению детей к графическому искусству»
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдел...
Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе
Помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников. Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприя...
«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»
В условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой по...
«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»
Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, ...