Бианки Виталий Валентинович
материал по художественной литературе (подготовительная группа)
Бианки Виталий Валентинович
11 февраля 1894 – 10 июня 1959
Что надо сохранить от ребёнка в душе взрослого?
Широко раскрытые на мир глаза.
Непосредственность.
Горячую на всё отзывчивость.
Чистоту помыслов.
Мечту. Доверчивость.
В. Бианки
Творчество Бианки
Если хочешь узнать, как передвигается серенький зайчишка по зимнему лесу, или рыскает голодный волк в поисках добычи, достаточно прочитать несколько рассказов известнейшего детского писателя Виталия Бианки, который рассказывал в своих книгах обо всех секретах природы.
Виталий Бианки родился 11 февраля 1894 в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя коллекций Зоологического музея Российской Академии наук, Валентина Львовича Бианки. Орнитолог - это ученый, который изучает птиц. Квартира Бианки находилась прямо напротив музея, в котором работал отец мальчика. Настоящий музей был и в самой квартире, где жила семья Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями.
Дети — трое сыновей — часто бывали в залах этого музея. Послушайте, как маленький Виталий, впервые попал, на работу к отцу. «Открылась тяжелая дверь, и перед глазами изумленного мальчика предстал удивительный мир…
Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка – нянька не спускал глаз с озорников, а медведица – мать развалилась на пригорке и дремала.
А там, немножко дальше, два тигра – один на скале, другой внизу – оскалили зубы, - сейчас кинутся друг на друга... Мальчик, крадучись, прошел мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, - так и остались...
Вот высоко в воздухе застыл без движения орел. Вот взлетевшая утка замерла над гнездом; в гнезде – яйца. Мальчик быстро протянул руку за ними – и пальцы больно ударились обо что-то крепкое, холодное...
Стекло. Все звери и птицы за стеклом!
Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?»
Жизнь и интересная работа отца увлекла и сыновей. С детства они изучали природу, животный мир не только в окрестностях города, но и в дальних экспедициях. Ребята собирали коллекции насекомых, узнали, как делают чучела. По рассказам Бианки, они даже пробовали мясо мамонта, которое отец варил в течение нескольких суток.
Виталию было 12 лет, когда он по-настоящему увлёкся орнитологией – разделом зоологии, изучающим птиц; это помогло ему выбрать профессию: Бианки поступил на биологический факультет Петербургского университета.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Селение располагалось в живописном месте: на берегу моря, рядом с лесом и небольшой рекой. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. На маленького Виталия огромное впечатление производили походы в лес. Густая чаща казалась мальчугану загадочным, чудесным царством. Было ему тогда лет 5-6. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, рассказывая ему про каждую птицу и зверушку. Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне, на всю жизнь.
Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – не только водил в Зоологический музей, но и поручал ведение натуралистических заметок. Виталий был смышленым и любознательным. Гуляя по лесу, он подмечал всё интересное и сразу же записывал. Спустя много лет эти наблюдения стали основой сказочных повестей и рассказов. Как и все мальчишки, Виталий ходил в гимназию, играл в футбол.
Юность будущего писателя была богата увлечениями. Он отлично играл в футбол, читал литературу, любил охоту и путешествия. А еще он очень любил поэзию.
К двадцати семи годам жизни у Виталия Валентиновича Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы оживить всех этих зверей и птиц. Таким словом и стало художественное слово рассказчика – писателя.
В 1922 году Виталий Бианки познакомился с Чуковским, Маршаком и другими детскими писателями. Общение с литераторами положило начало сочинительской деятельности Виталия Валентиновича. В 1923 году увидели свет его первые работы: небольшое повествование «Путешествие красноголового воробья» и книга рассказов «Чей нос лучше?».
В 1928 г. появляется книга «Лесная газета на каждый год», которую он переписывал и дополнял на протяжении всей жизни. В этой удивительной книге описаны события, происходящие с лесными жителями в разные времена года. В I957 г. выходит огромная толстая книга «Лесные были и небылицы». В ней множество рассказов про «смешных и милых мохнатых и пернатых героев», которые живут рядом с нами в Ленинградской области. Стоит только поехать за город, пойти в лес, не шуметь, не разговаривать громко, не махать руками – и «вашим глазам предстанет многое из того, о чём рассказано в этой книге, а может быть и такое, что ещё не видел ни один человек на свете».
Многие произведения Бианки посвящены лесу. В своих добрых рассказах и сказках он раскрыл тайны леса, показал жизнь его обитателей с новой стороны, передал красоту и многообразие русской природы. Книги Виталия Валентиновича учат доброму, бережному отношению ко всему.
Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит с биноклем и записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед нами картины живой природы.
Книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
В своих книгах писатель ведет юного натуралиста по охотничьим тропам Алтая, поднимается с ним без дорог по горам Кавказа, плывет по озерам Урала, бродит по тайге, тундре, степи...
Но больше всего Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины.
Много загадок природы уже раскрыто нашими учеными. Еще больше надо изучить, разгадать, понять. Виталий Валентинович раскрывает детям глаза на окружающий мир, отвечает на его вопросы.
Полученные в юности знания, опыт и увлечённость позволили Бианки в суровых северных условиях сибирской провинции стать одним из организаторов и создателей краеведческою музея; он стал заведовать зоологическим отделом и одновременно преподавал в школе биологию и мироздание (астрономию).
В музее хранятся восторженные воспоминания его учеников о том, каким жизнерадостным, приветливым человеком он был. На литературных вечерах играл на рояле, читал стихи, особенно любил Блока. Однажды на последнем уроке учебного года «мальчики подняли его вместе с партой и стали качать под аплодисменты девочек».
Появление Виталия Валентиновича Бианки в Бийске было для захолустного сибирского города «явлением необыкновенным». В Бийске жил и брат Виталия, Анатолий, – метеоролог по образованию, он открыл метеорологическую станцию, где и работал, одновременно вместе с женой помогая брату в музее.
До 1964 г. в музее не знали, что В. В. Белянин и В. В. Бианки – один и тот же человек; это сумели восстановить позже по сохранившимся документам. В результате музей по праву стал носить имя В. В. Бианки, и 12 февраля там традиционно отмечают его юбилей все, кто интересуется творчеством писателя и учёного.
Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая ее богатство на пользу людям.
Бианки умер в I959 г. в Ленинграде.
В.В. Бианки: “Растения и животные, леса и горы, и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами своими голосами”
Интересные факты из жизни писателя Виталия Бианки
Факт 1. Фамилия писателя родом из Италии, хотя он имеет немецкие корни.
Дело в том, что дедушка Виталия Валентиновича был оперным певцом.
И перед турне по Италии он сменил свою немецкую фамилию Вайс на итальянскую.
Факт 2. Первый шаг в литературную жизнь Бианки помог сделать Маршак. Именно он привел Виталия в кружок детских писателей.
Факт 3. Виталий Бианки у себя дома организовал литературную школу.
Многие ее ученики со временем стали известными писателями.
Факт 4. У Бианки всегда были домашние питомцы.
Это бывали птицы, рыбки, змеи и даже ежи.
Читательские дневники по произведениям Виталия Бианки
Сказка «Хитрый лис и умная уточка»
Рассказ «Музыкант»
Рассказ «Мышонок Пик»
Сказка «Сова»
Сказка «Лесной колобок — колючий бок»
Сказка «Приключения муравьишки»
Рассказ «Латка»
Сказка «Лесные домишки»
Сказка «Оранжевое горлышко»
Проверим ваши знания произведений В.Бианки. Угадай, кто это?
По описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить, как называется рассказ или сказка.
- “Ноги как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат”. (Паук – сенокосец. “Как муравьишка домой спешил”.)
- “Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит – скользит по воде, как по льду.” (Водомерка – клоп. “Как муравьишка домой спешил”.)
- “На листке сидит, шелковую нитку на себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху – дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны”. (Гусеница. “Как муравьишка домой спешил”.)
- “Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сома под камень. (Ящерица. “Первая охота”.)
- “Один крошечный Жучок идет себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнет в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал!”. (Жук – бомбардир. “Первая охота”.)
- “Надули пузыри за ушами, высунули голову из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения”. (Лягушки. “Кто чем поет?”)
- “Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще, трещотка трещит деревянная, да и только.” (Аист. “Кто чем поет?”)
- “Сунула в озеро клюв, набрала полный воды, да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул: “Трумб – бу – бу – бумм”! – словно бык проревел (Выпь. “Кто чем поет?”)
- “Хвостом упёрся, назад откинулся, замахнулся головой – как задолбит носом по суку. Точь в точь барабанная дробь.” (Дятел. “Кто чем поет?”)
- “Залетел под облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся к земле носом и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как с высоты брошенная дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. Как будто в небе барашек заблеял.” (Бекас. “Кто чем поет?”)
- “Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком – сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута”. (Летучая мышь. “Чьи это ноги”.)
- “Скрипочка у не на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях зазубринка, а на ножках зацепочки. Трет она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет”. (Саранча. “Кто чем поет?”).
- “В еловой леске дом. Один пол, да и тот, как решето, весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые яйца лежат.” (Лесной голубь витютень. “Лесные домишки”)
- А чей домик висит на берёзовой ветке, крошечный и лёгкий? Похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги. (Осиный. “Лесные домишки”)
- А у кого домик высоко над землёй подвешен среди листьев и ветвей? Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок, и тонкой берёзовой кожурки. (У Иволги. “Лесные домишки”)
- Чей домик в траве как шалашик из сухой травы и мха? Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких пёрышек. (Пеночка. “Лесные домишки”)
Угадай произведение.
Ведущий читает отрывки из книг В. Бианки. Дети должны назвать произведение.
- «Обрадовался рак-путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку. Наелся поплотней и залёг зимовать, как медведь в берлоге». («Где раки зимуют».)
- «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли. «Ква-а-а-а-а!..» – одним духом пошёл из них воздух». («Кто чем поёт?»)
- «Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало». («Сова».)
- «Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзен!..» Красивый такой звук, как струна пропела». («Музыкант».)
- «Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит». («Приключения Муравьишки».)
- «Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый. Прилетел Дятел пёстрый, шапка красная, нос вострый. По стволу скок-поскок, носом стук-постук – выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил-долбил, долбил-долбил – выдолбил глубокое дупло». («Теремок».)
- «Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень». («Первая охота».)
Повсюду: в лесу на полянке, в реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки, у них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе непросто, ведь нужно уметь,
На вещи, знакомые вроде, всегда удивлённо смотреть.
Интеллектуальная игра “Угадай-ка”
Выберите правильный вариант ответа.
Произведение “Как Муравьишка домой спешил”
Дунул ветерок и полетел Муравьишка.
На чем отправился в долгий путь Муравьишка?
А) На листе берёзы. Б) На паутине. В) На сухой травинке.
Кто помог Муравьишке в самый последний момент добраться до дома?
А) Паук-сенокосец. Б) Гусеница листовертка. В) Жучок-блошачок.
Произведение “Теремок”
В каком старом-престаром дереве жили разные животные по очереди?
А) Липа. Б) Дуб. В) Тополь.
Рассказ “Чей нос лучше?”
Кто является главным героем этого рассказа?
А) Клёст-крестонос. Б) Мухолов-тонконос. В) Дятел-долбонос
У какой птицы нос похож на долото?
А) У дятла Б) У тукана В) У цапли
Рассказ “Первая охота”
Кто подумал, что удивит щенка, героя рассказа “Первая охота”?
А) Улитка Б) Удод В) Утка
Как напугала Вертишейка Щенка в рассказе “Первая охота”?
А) Притворилась змеей Б) Клюнула Щенка в нос В) Громко закричала
Рассказ “Мышонок Пик”
Кого первым встретил мышонок Пик ночью после кораблекрушения?
А) Лису Б) Лягушат В) Белку
Почему мышонок осмелился и решил вылезти из-за сундука днём?
А) Захотел есть Б) Стало скучно В) Услышал игру мальчика на дудочке
Сколько недель было отроду Пику, когда он стал мореплавателем?
А) Две недели Б) Три недели В) Два месяца
Рассказ “Кто чем поет?”
Чем поет Бекас?
А) Крыльями Б) Хвостом В) Хохолком на голове
Рассказ “Хвосты”
Для чего муха решила завести себе хвост
А) Чтобы летать было удобнее Б) Для красоты В) Чтобы птиц отпугивать
У кого хвост-руль?
А) У рыбы Б) У рака В) У дятла
У кого хвост-весло?
А) У рыбы Б) У рака В) У дятла
У кого хвост-подпорка?
А) У рыбы Б) У рака В) У дятла
Блицтурнир
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.)
Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной.)
Назовите птиц, истребляющих грызунов. (Сова, филин, коршун, ястреб.)
Назовите птицу-рыболова из произведения В. Бианки «Чей нос лучше?» (Пеликан.)
Какая птица не высиживает яиц? (Кукушка.)
У какой птицы абсолютно чёрное оперение? (У ворона.)
Какая птица поёт хвостом? (Бекас.)
Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)
Какой зверёк всю зиму спит вниз головой? (Летучая мышь.)
Конспект занятия-викторины по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Путешествие по произведениям В. Бианки»
Программное содержание:
- Закрепление и обобщение знаний о зимних явлениях природы.
- Закрепление знаний о многообразии лесных птиц и зверей и их приспособленности к зимним условиям через произведения В. Бианки.
- Закрепление умений устанавливать причинно– следственные связи.
- Продолжаем развитие связной речи через составление коротких рассказов.
- Продолжаем формировать умение обосновывать свой ответ.
- Воспитываем у детей чувство сопереживания, любви к животным
Оборудование и материалы:
Столы для команд, указатели на столы, жетончики, картинки – части птиц и животных, загадки, призы для награждения.
Предварительная работа:
- Чтение произведений В. Бианки.
- Конструирование из природного и бросового материала по произведению
В. Бианки «Лесные домишки».
- Выставка рисунков по произведениям В. Бианки.
- Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
- Посещение краеведческого музея.
- Составление и выпуск книги о животных нашего леса.
- Разгадывание загадок, кроссвордов о животных.
- Конкурс рисунков по произведениям В. Бианки.
Ход занятия.
В. Ребята, сегодня мы проверим, какие вы «Умники и умницы». Мы уже прочитали много книг В. Бианки.
- Про что рассказывает В. Бианки в своих произведениях?
Д. О зиме и о том, как живут животные зимой.
В. Молодцы и теперь вы без труда справитесь со всеми заданиями, которые я для вас приготовила.
Отвечать на вопросы нужно отвечать полным ответом, чтобы ваши ответы все услышали и поняли.
Вначале мы разделимся на две команды (у детей прикреплены эмблемы с изображениями синички и зайчики). А сейчас посмотрите на свои эмблемы, разделитесь на команды и дружно произнесите название.
Дети называют свои команды:
Представляется жюри: заведующий дошкольным образовательным учреждением, заместитель заведующей по ВР, воспитатель. Дети садятся за столы.
В. Внимание, мы начинаем!
Задание 1. Разминка. Всем нужно прослушать вопрос и ответить: бывает так или не бывает.
Первая команда
1. Бывает ли так, что сова улетает в теплые края на зимовку?
2. В январе медведь выходит на прогулку?
3. А бывает ли так, что заяц на зиму шубку не меняет?
4. В феврале синичка кормит птенцов? Бывает так или нет?
5. А бывает так, что мы вышли на прогулку, а на участке нас ждет тетерев?
Вторая команда
1. Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать?
2. А бывает так, что зайцы едят семена из шишек, когда очень холодно?
3. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет?
4. Бывает так, что сорока живет в дупле?
5. Иду я по лесу, снег скрепит под ногами, а навстречу мне ежик. Может такое быть?
Задание 2. Подберите картинки с признаками зимы. Составить рассказы от имени синички команде (Синички) и от имени зайца команде (Зайчики) как они зимовали.
За правильный ответ команда получает 1 балл, а за ответ с рассказом -3 балла, среди картинок есть лишни характерные для ранней весны.
Задание 3. На внимание, поиграем в подвижную игру «Птичья полечка». Правила игры: звучит музыка, и вы все начинаете танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу, и если это будет птица, которая зимой зимует с нами, вы останетесь на месте, если улетает, вы присаживаетесь. Итак, начинаем. Команда Синички стоит с правой стороны, а команда Зайчики с лева.
Звучит музыка, дети танцуют. По сигналу воспитателя музыка прекращается, и он называет птицу: голубь – дети стоят на месте, опять звучит музыка, дети танцуют и т. д.
Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает призовые жетоны.
Задание 4. А сейчас, мои милые умники и умницы, посмотрите на мольберт. Сейчас на нем части животных (зверей и птиц, которых вы должны узнать, назвать это животное и доказать почему вы так решили. Потом найти картинку с этим животным и присоединить к нему недостающую часть.
За правильный ответ – 1 балл, а за ответ с объяснением – 3 балла.
- Итак, чей же это клюв? (На мольберте изображение клюва клеста) .
- А чей это хвост? (На мольберте хвост лисы) .
- А чьи это лапы? (На мольберте лапы медведя)
- А у какой птицы грудка такого цвета? (На мольберте квадрат бумаги яркого цвета – это грудка снегиря) .
- У кого такие лапки? (На мольберте лапки с перепонками – утки) .
- У какого зверя такая спина? (На мольберте пять черных полосок –это бурундук) .
Жюри оценивает ответы, учитывает правильные ответы каждой команды и присуждает жетоны.
Задание 5. А теперь, я приготовила для вас вопросы о жителях леса.
- Кого называют листопадничками?
(зайчат, родившихся осенью)
- Кого называют настовичками?
(зайчат, родившихся весной)
- Птица, истребляющая грызунов?
(Сова)
- Назовите птицу – рыболова из произведения «Чей нос лучше».
(Пеликан)
- Скажите, для чего мухе нужен был хвост?
(Для красоты)
- Какой зверь обманывает собак своим хвостом?
(Лиса)
- Про кого так говорит В. Бианки: «По веткам скакалка, по дуплам сиделка».
(Белка)
- Кого В. Бианки называет косачом?
(Тетерева)
Задание 6. Молодцы. А теперь я предлагаю вам составить картинку из предложенных частей. Надо назвать героев и вспомнить, что происходит с ними в конце.
Первая картинка – Медведь и бурундук, а вторая – бобер и лебедь.
За правильно собранную картинку 1 – балл, а за ответ с объяснением – 3 балла.
Задание 7. Молодцы. Ну а сейчас вам необходимо выбрать для команды следующее задание.
Первое задание.
На мольберте звери, которые
впадают в спячку (в изображении
1-2 ошибки).
Второе задание.
На мольберте лесные птицы, которые зимуют
(в изображении 1-2 ошибки) .
Жюри оценивает выполнение командами задания.
Задание 8. А сейчас я буду задавать вопросы обеим командам, а вы, ребята, будете отвечать. Мы с вами прочитали много рассказов, сказок и сказок – несказок Виталия Бианки, и теперь вы постарайтесь
Показываю книгу и задаю вопрос.
- Сказка «Теремок»
Какие звери и птицы живут в нем?
(дятел, белка, куница, медведь, скворец)
- Сказка – несказка «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»
Для чего просили звери у Деда Мороза снега?
(чтобы спрятаться)
- Рассказ «Кто как зимует»
Какие звери запасаются на зиму жиром и становятся толстые- претолстые, жирные- прежирные? (медведь, барсук, еж)
- Сказка «Глаза и уши»
В лесу первое дело уши, а глаза – второе. Почему?
(Услышать можно из далека. А пока увидишь будет поздно.)
- Сказка «Сова»
Какая беда случилась, когда старик не стал дружить с совой?
(Мыши разорили гнезда шмелей, шмели перестали опылять цветы,
коровы перестали давать молоко) .
- Рассказ «Кому законы не писаны».
Почему клесты зимой песни распевают и птенчиков выводят среди снега?
(Потому что клесты питаются сосновыми и еловыми шишками, а их
зимой много. Гнездо теплое, - там и пух, и перо, и мягкая шерстка, а
самка как отложит первое яичко, так уж с гнезда не сходит. Пищу ей
самец таскает.)
В. Какие вы у меня умники и умницы молодцы. Сейчас жюри подведет итоги.
Команда, которая набрала большее количество жетонов становится победителем.
В. Ребята, вы показали хорошие знания о зимних животных. Хорошо справились со всеми заданиями.
- Какое задание понравилось команде?
- Какие рассказы, сказки помогли вам справиться с ответами?
- Назовите авторов этих произведений?
Приключенческая игра по произведениям В. Бианки
Цель:
Закрепление знаний детей о произведениях Виталия Бианки в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о произведениях В. Бианки. Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, интерес к художественной литературе познавательного направления; формировать навыки работы в команде,
Развивающие:
Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, обобщать; развивать связную речь;
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру у детей; любовь и бережное отношение к животным,
Предварительная работа:
чтение рассказов и сказок В. Бианки, слушание рассказов в аудиозаписи, рисование по произведениям.
Пространственная среда:
Семь локаций расположены в самых неожиданных местах в группе. Локации оформлены в виде изображения животных – героев сказки
В. Бианки «Теремок».
Предметно-практическая среда:
Конверты с письмами от Лешика и Бабы-Яги;
Карта;
Семь замков;
Семь ключей;
Книга с произведениями В. Бианки;
Изображения животных для оформления локаций;
Карточки с изображениями животных для игр;
Сказочный сундук.
Ход мероприятия
Воспитатель:
-Ребята! Я сегодня шла к вам мимо почты и мне поручили передать для вас письмо. Давайте прочитаем его.
- «Дорогие ребята! Пишет вам Лешик. Я – любимый внук дедушки Лешего. Хоть я и живу в лесу, но всё про вас знаю. Знаю, что вы любите природу и много о ней знаете, вы – большие молодцы! В награду за это я решил послать вам подарок. Его должны вам доставить 19 февраля»
- Ребята, как вам повезло, такое замечательное письмо получили, да ещё и посылочка с подарком ожидается. Будем ждать. Постойте, а какой сегодня день недели, число?
- Странно, это же сегодня. Почту уже привезли. Письмо мне отдали, а никакой посылки я не получала. Очень странно! А может её уже принесли в группу? Вы не видели?
- Не приносили ли сюда посылку?
- Да нет, посылку не приносили, а вот какой-то пакет принесли и сундук. Вот они. (Отдаёт конверт и сундук).
Открываем конверт. В конверте – карта и флешка
- Ой, ребята, здесь флешка. Что же нам с ней делать?
Включаем колонку и слушаем запись:
«Пишет вам Баба Яга. Обманула я глупого Лешика, да и вас вместе с ним. Выкрала я ваш подарочек и спрятала в волшебный сундук под семь замков. Хотите его вернуть? Если так, то вам нужно добыть семь ключей.»
- Вот это да! Ребята, что же нам делать? Где же искать эти ключи?
- Ой, а тут в конверте ещё что-то лежит. (Достаём карту).
- Ребята, как вы думаете, что это такое?
-Эта карта нам и поможет. Посмотрите, ребята, а вы знаете, что за животные здесь изображены? Назовите их.
Дятел, скворец, сыч, белка, куница, пчёлы, медведь.
- В какой сказке мы встретили всех этих животных? В сказке «Теремок»
- Кто написал эту сказку? Виталий Бианки
- Вот эти герои сказки нам и помогут.
Карта с изображениями животных: Дятел Скворец Сыч Белка Куница Пчёлы Медведь
- Ну что, ребята, начнём наше путешествие. Вспомните, кто первым поселился жить в дупле старого дуба?
Задание1.
(Дети ищут в группе изображение дятла. Рядом с ним находится задание).
- Ребята, это задание от Дятла. Он предлагает вам сыграть в игру «Прилетели птицы». Если вы всё выполните правильно, то за это Дятел даст вам ключик.
- Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же даёте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.
1.Прилетели птицы:
Голуби, куницы...
2.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
3.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны...
4.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки...
5.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки...
Даже совушки и плюшки...
6.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы...
Все вы молодцы!
-Молодцы! Все задания выполнили! За это наш друг Дятел дарит нам ключ.
Задание 2.
- Ребята, кто следующий поселился в теремке на старом дубе?
- Посмотрите на карту. Где будем искать скворца?
- Скворец предлагает вам ребята поиграть в игру «Доскажи произведение Виталия Бианки».
«Как Муравьишка ….(домой спешил)»
«Хитрый …(Лис)»
«Лесной колобок - …..(колючий бок)»
«Чей нос…(лучше)»
«Первая …(охота)»
«Кто чем…(поет)»
«Рыбий …(дом)»
Мышонок… (Пик)
-Какие вы молодцы. Назвали правильно произведения В. Бианки. Скворец дарит вам за это ключ. Сколько у нас теперь ключей?
Задание3.
- Кто следующим поселился в теремке? Посмотрим на карту. Где будем искать сыча?
- Чтобы получить ключ от Сыча мы должны с вами сыграть в игру «Что сначала, что потом».
Делимся на команды
Задание: разложить по порядку картинки по произведениям Бианки
Задание №4
- Кто следующим поселился в теремке? Посмотрим на карту. Где будем искать белку?
Белка предлагает вам сыграть в игру « Кто где живёт? »
Делимся на 3 команды
Задание: Соединить картинку с животным и его домик.
- За правильно выполненное задание получаем ключ. Сколько у нас уже ключей?
Задание №5 Воспитатель:
- К кому мы сейчас отправимся в гости? к Кунице.
- Куница предлагает нам провести конкурс «Неожиданная встреча»
Делимся на команды
Задание: Вместе встретились герои двух сказок Виталия Бианки. Помоги каждому герою найти свою сказку.
Что это за сказки? Назовите героев сказок.
- Вы совершенно верно выполнили все задания Куницы. Получите за это ключ! Посчитайте, сколько у нас ключей.
Задание №6.
- Найдите на карте животного, к которому мы отправимся теперь.
- Пчелы предлагают нам сыграть в игру «Сложи картинку»
Делимся на команды
Задание: сложить картинку и назвать произведение
Задание №7.
- Кто последним поселился в теремке? Где мы будем искать медведя?
- Медведь - большой выдумщик! Он перепутал все сказки и просит нас помочь ему разобраться, нам надо найти картинки, на которых нарисованы сказки Виталия Бианки и приклеить их на плакат.
-Молодцы, ребята! Вот вам за это последний ключ!
- Ребята, посчитайте, сколько у нас ключей? Что это значит?
- Это значит, что мы сможем открыть сундук с 7 замками и достать оттуда подарок.
Снимаем замки, открываем сундук. В сундуке книга со сказками В. Бианки и раскраски.
- Ребята, посмотрите, здесь книжка с новыми произведениями Виталия Бианки. А какие произведения Виталия Бианки мы с вами сегодня вспоминали?
Рекомендуемый список для чтения: "Приключения Муравьишки", "Мышонок Пик", "Снежная книга", "Красная горка", "Лесные домики", "Чей нос лучше?", "Паучок-пилот", "Первая охота".
Оборудование. Карточки с заданиями; табло; выставка книг В.Бианки; картинки с изображениями птиц.
Задания для викторины
КРОССВОРД
I. "Лесные домики"
Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово по вертикали. (Виталий)
1. Название ласточки из рассказа "Лесные домики". (Береговушка)
2. Птица, у которой вместо гнезда – только пол дырявый. (Витютень)
3. Как Бианки назвал гнездо ласточки-береговушки? (Комната)
4. Птица, у которой дом-шалашик – на земле. (Пеночка)
5. Птица, у которой дом похож на подвешенную корзинку. (Иволга)
6. Игра, в которую играли ласточки-береговушки. (Пятнашки)
7. Чей волос использовала береговушка для утепления гнезда? (Конский)
II. "Чей нос лучше?"
Допишите названия птицы:
тонконос – (мухолов)
крестонос – (клест)
долгонос – (бекас)
серпонос – (кроншнеп)
сетконос – (козадой)
мешконос – (пеликан)
III. "Паучок-пилот"
Перечислите названия насекомых из данной книги. Всего 16 названий (мухи, комары, муравьи, жук-олень, кузнечик, осы, слизняк, шмели, жук-медляк, слоники-зеленики, клоп-скорпион, стрекозы, жук-плавунец, гладыши-кувырканчики, слизняк-прудовик, паук-серебрянка).
V. Название-вопрос
Вспомните и запишите названия рассказов В.Бианки, которые содержат вопрос.
("Чей нос лучше?", "Кто чем поет?", "У кого дом лучше?", "Где раки зимуют?", "Чьи это ноги?")
VI. Сказки, сказки, сказки...
Вспомните, из какой сказки Бианки этот отрывок.
1. "Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами". ("Первая охота".)
2. "Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден". ("Приключение Муравьишки".)
3. "Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению". ("Мышонок Пик".)
4. "Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймешь, что тут было". ("Снежная книга".)
5. "Чик был молодой, красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домком". ("Красная горка".)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaliy_bianki_2.docx | 91.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Бианки Виталий Валентинович
11 февраля 1894 – 10 июня 1959
Что надо сохранить от ребёнка в душе взрослого?
Широко раскрытые на мир глаза.
Непосредственность.
Горячую на всё отзывчивость.
Чистоту помыслов.
Мечту. Доверчивость.
В. Бианки
Творчество Бианки
Если хочешь узнать, как передвигается серенький зайчишка по зимнему лесу, или рыскает голодный волк в поисках добычи, достаточно прочитать несколько рассказов известнейшего детского писателя Виталия Бианки, который рассказывал в своих книгах обо всех секретах природы.
Виталий Бианки родился 11 февраля 1894 в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя коллекций Зоологического музея Российской Академии наук, Валентина Львовича Бианки. Орнитолог - это ученый, который изучает птиц. Квартира Бианки находилась прямо напротив музея, в котором работал отец мальчика. Настоящий музей был и в самой квартире, где жила семья Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями.
Дети — трое сыновей — часто бывали в залах этого музея. Послушайте, как маленький Виталий, впервые попал, на работу к отцу. «Открылась тяжелая дверь, и перед глазами изумленного мальчика предстал удивительный мир…
Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка – нянька не спускал глаз с озорников, а медведица – мать развалилась на пригорке и дремала.
А там, немножко дальше, два тигра – один на скале, другой внизу – оскалили зубы, - сейчас кинутся друг на друга... Мальчик, крадучись, прошел мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, - так и остались...
Вот высоко в воздухе застыл без движения орел. Вот взлетевшая утка замерла над гнездом; в гнезде – яйца. Мальчик быстро протянул руку за ними – и пальцы больно ударились обо что-то крепкое, холодное...
Стекло. Все звери и птицы за стеклом!
Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?»
Жизнь и интересная работа отца увлекла и сыновей. С детства они изучали природу, животный мир не только в окрестностях города, но и в дальних экспедициях. Ребята собирали коллекции насекомых, узнали, как делают чучела. По рассказам Бианки, они даже пробовали мясо мамонта, которое отец варил в течение нескольких суток.
Виталию было 12 лет, когда он по-настоящему увлёкся орнитологией – разделом зоологии, изучающим птиц; это помогло ему выбрать профессию: Бианки поступил на биологический факультет Петербургского университета.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Селение располагалось в живописном месте: на берегу моря, рядом с лесом и небольшой рекой. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. На маленького Виталия огромное впечатление производили походы в лес. Густая чаща казалась мальчугану загадочным, чудесным царством. Было ему тогда лет 5-6. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, рассказывая ему про каждую птицу и зверушку. Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне, на всю жизнь.
Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – не только водил в Зоологический музей, но и поручал ведение натуралистических заметок. Виталий был смышленым и любознательным. Гуляя по лесу, он подмечал всё интересное и сразу же записывал. Спустя много лет эти наблюдения стали основой сказочных повестей и рассказов. Как и все мальчишки, Виталий ходил в гимназию, играл в футбол.
Юность будущего писателя была богата увлечениями. Он отлично играл в футбол, читал литературу, любил охоту и путешествия. А еще он очень любил поэзию.
К двадцати семи годам жизни у Виталия Валентиновича Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы оживить всех этих зверей и птиц. Таким словом и стало художественное слово рассказчика – писателя.
В 1922 году Виталий Бианки познакомился с Чуковским, Маршаком и другими детскими писателями. Общение с литераторами положило начало сочинительской деятельности Виталия Валентиновича. В 1923 году увидели свет его первые работы: небольшое повествование «Путешествие красноголового воробья» и книга рассказов «Чей нос лучше?».
В 1928 г. появляется книга «Лесная газета на каждый год», которую он переписывал и дополнял на протяжении всей жизни. В этой удивительной книге описаны события, происходящие с лесными жителями в разные времена года. В I957 г. выходит огромная толстая книга «Лесные были и небылицы». В ней множество рассказов про «смешных и милых мохнатых и пернатых героев», которые живут рядом с нами в Ленинградской области. Стоит только поехать за город, пойти в лес, не шуметь, не разговаривать громко, не махать руками – и «вашим глазам предстанет многое из того, о чём рассказано в этой книге, а может быть и такое, что ещё не видел ни один человек на свете».
Многие произведения Бианки посвящены лесу. В своих добрых рассказах и сказках он раскрыл тайны леса, показал жизнь его обитателей с новой стороны, передал красоту и многообразие русской природы. Книги Виталия Валентиновича учат доброму, бережному отношению ко всему.
Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит с биноклем и записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед нами картины живой природы.
Книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
В своих книгах писатель ведет юного натуралиста по охотничьим тропам Алтая, поднимается с ним без дорог по горам Кавказа, плывет по озерам Урала, бродит по тайге, тундре, степи...
Но больше всего Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины.
Много загадок природы уже раскрыто нашими учеными. Еще больше надо изучить, разгадать, понять. Виталий Валентинович раскрывает детям глаза на окружающий мир, отвечает на его вопросы.
Полученные в юности знания, опыт и увлечённость позволили Бианки в суровых северных условиях сибирской провинции стать одним из организаторов и создателей краеведческою музея; он стал заведовать зоологическим отделом и одновременно преподавал в школе биологию и мироздание (астрономию).
В музее хранятся восторженные воспоминания его учеников о том, каким жизнерадостным, приветливым человеком он был. На литературных вечерах играл на рояле, читал стихи, особенно любил Блока. Однажды на последнем уроке учебного года «мальчики подняли его вместе с партой и стали качать под аплодисменты девочек».
Появление Виталия Валентиновича Бианки в Бийске было для захолустного сибирского города «явлением необыкновенным». В Бийске жил и брат Виталия, Анатолий, – метеоролог по образованию, он открыл метеорологическую станцию, где и работал, одновременно вместе с женой помогая брату в музее.
До 1964 г. в музее не знали, что В. В. Белянин и В. В. Бианки – один и тот же человек; это сумели восстановить позже по сохранившимся документам. В результате музей по праву стал носить имя В. В. Бианки, и 12 февраля там традиционно отмечают его юбилей все, кто интересуется творчеством писателя и учёного.
Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая ее богатство на пользу людям.
Бианки умер в I959 г. в Ленинграде.
В.В. Бианки: “Растения и животные, леса и горы, и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами своими голосами”
Интересные факты из жизни писателя Виталия Бианки
Факт 1. Фамилия писателя родом из Италии, хотя он имеет немецкие корни.
Дело в том, что дедушка Виталия Валентиновича был оперным певцом.
И перед турне по Италии он сменил свою немецкую фамилию Вайс на итальянскую.
Факт 2. Первый шаг в литературную жизнь Бианки помог сделать Маршак. Именно он привел Виталия в кружок детских писателей.
Факт 3. Виталий Бианки у себя дома организовал литературную школу.
Многие ее ученики со временем стали известными писателями.
Факт 4. У Бианки всегда были домашние питомцы.
Это бывали птицы, рыбки, змеи и даже ежи.
Читательские дневники по произведениям Виталия Бианки
Сказка «Хитрый лис и умная уточка»
Рассказ «Музыкант»
Рассказ «Мышонок Пик»
Сказка «Сова»
Сказка «Лесной колобок — колючий бок»
Сказка «Приключения муравьишки»
Рассказ «Латка»
Сказка «Лесные домишки»
Сказка «Оранжевое горлышко»
Проверим ваши знания произведений В.Бианки. Угадай, кто это?
По описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить, как называется рассказ или сказка.
- “Ноги как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат”. (Паук – сенокосец. “Как муравьишка домой спешил”.)
- “Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит – скользит по воде, как по льду.” (Водомерка – клоп. “Как муравьишка домой спешил”.)
- “На листке сидит, шелковую нитку на себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху – дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны”. (Гусеница. “Как муравьишка домой спешил”.)
- “Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сома под камень. (Ящерица. “Первая охота”.)
- “Один крошечный Жучок идет себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнет в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал!”. (Жук – бомбардир. “Первая охота”.)
- “Надули пузыри за ушами, высунули голову из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения”. (Лягушки. “Кто чем поет?”)
- “Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще, трещотка трещит деревянная, да и только.” (Аист. “Кто чем поет?”)
- “Сунула в озеро клюв, набрала полный воды, да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул: “Трумб – бу – бу – бумм”! – словно бык проревел (Выпь. “Кто чем поет?”)
- “Хвостом упёрся, назад откинулся, замахнулся головой – как задолбит носом по суку. Точь в точь барабанная дробь.” (Дятел. “Кто чем поет?”)
- “Залетел под облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся к земле носом и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как с высоты брошенная дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. Как будто в небе барашек заблеял.” (Бекас. “Кто чем поет?”)
- “Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком – сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута”. (Летучая мышь. “Чьи это ноги”.)
- “Скрипочка у не на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях зазубринка, а на ножках зацепочки. Трет она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет”. (Саранча. “Кто чем поет?”).
- “В еловой леске дом. Один пол, да и тот, как решето, весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые яйца лежат.” (Лесной голубь витютень. “Лесные домишки”)
- А чей домик висит на берёзовой ветке, крошечный и лёгкий? Похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги. (Осиный. “Лесные домишки”)
- А у кого домик высоко над землёй подвешен среди листьев и ветвей? Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок, и тонкой берёзовой кожурки. (У Иволги. “Лесные домишки”)
- Чей домик в траве как шалашик из сухой травы и мха? Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких пёрышек. (Пеночка. “Лесные домишки”)
Угадай произведение.
Ведущий читает отрывки из книг В. Бианки. Дети должны назвать произведение.
- «Обрадовался рак-путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку. Наелся поплотней и залёг зимовать, как медведь в берлоге». («Где раки зимуют».)
- «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли. «Ква-а-а-а-а!..» – одним духом пошёл из них воздух». («Кто чем поёт?»)
- «Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало». («Сова».)
- «Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзен!..» Красивый такой звук, как струна пропела». («Музыкант».)
- «Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит». («Приключения Муравьишки».)
- «Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый. Прилетел Дятел пёстрый, шапка красная, нос вострый. По стволу скок-поскок, носом стук-постук – выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил-долбил, долбил-долбил – выдолбил глубокое дупло». («Теремок».)
- «Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень». («Первая охота».)
Повсюду: в лесу на полянке, в реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки, у них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе непросто, ведь нужно уметь,
На вещи, знакомые вроде, всегда удивлённо смотреть.
Интеллектуальная игра “Угадай-ка”
Выберите правильный вариант ответа.
Произведение “Как Муравьишка домой спешил”
Дунул ветерок и полетел Муравьишка.
На чем отправился в долгий путь Муравьишка?
А) На листе берёзы. Б) На паутине. В) На сухой травинке.
Кто помог Муравьишке в самый последний момент добраться до дома?
А) Паук-сенокосец. Б) Гусеница листовертка. В) Жучок-блошачок.
Произведение “Теремок”
В каком старом-престаром дереве жили разные животные по очереди?
А) Липа. Б) Дуб. В) Тополь.
Рассказ “Чей нос лучше?”
Кто является главным героем этого рассказа?
А) Клёст-крестонос. Б) Мухолов-тонконос. В) Дятел-долбонос
У какой птицы нос похож на долото?
А) У дятла Б) У тукана В) У цапли
Рассказ “Первая охота”
Кто подумал, что удивит щенка, героя рассказа “Первая охота”?
А) Улитка Б) Удод В) Утка
Как напугала Вертишейка Щенка в рассказе “Первая охота”?
А) Притворилась змеей Б) Клюнула Щенка в нос В) Громко закричала
Рассказ “Мышонок Пик”
Кого первым встретил мышонок Пик ночью после кораблекрушения?
А) Лису Б) Лягушат В) Белку
Почему мышонок осмелился и решил вылезти из-за сундука днём?
А) Захотел есть Б) Стало скучно В) Услышал игру мальчика на дудочке
Сколько недель было отроду Пику, когда он стал мореплавателем?
А) Две недели Б) Три недели В) Два месяца
Рассказ “Кто чем поет?”
Чем поет Бекас?
А) Крыльями Б) Хвостом В) Хохолком на голове
Рассказ “Хвосты”
Для чего муха решила завести себе хвост
А) Чтобы летать было удобнее Б) Для красоты В) Чтобы птиц отпугивать
У кого хвост-руль?
А) У рыбы Б) У рака В) У дятла
У кого хвост-весло?
А) У рыбы Б) У рака В) У дятла
У кого хвост-подпорка?
А) У рыбы Б) У рака В) У дятла
Блицтурнир
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.)
Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной.)
Назовите птиц, истребляющих грызунов. (Сова, филин, коршун, ястреб.)
Назовите птицу-рыболова из произведения В. Бианки «Чей нос лучше?» (Пеликан.)
Какая птица не высиживает яиц? (Кукушка.)
У какой птицы абсолютно чёрное оперение? (У ворона.)
Какая птица поёт хвостом? (Бекас.)
Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)
Какой зверёк всю зиму спит вниз головой? (Летучая мышь.)
Конспект занятия-викторины по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Путешествие по произведениям В. Бианки»
Программное содержание:
- Закрепление и обобщение знаний о зимних явлениях природы.
- Закрепление знаний о многообразии лесных птиц и зверей и их приспособленности к зимним условиям через произведения В. Бианки.
- Закрепление умений устанавливать причинно– следственные связи.
- Продолжаем развитие связной речи через составление коротких рассказов.
- Продолжаем формировать умение обосновывать свой ответ.
- Воспитываем у детей чувство сопереживания, любви к животным
Оборудование и материалы:
Столы для команд, указатели на столы, жетончики, картинки – части птиц и животных, загадки, призы для награждения.
Предварительная работа:
- Чтение произведений В. Бианки.
- Конструирование из природного и бросового материала по произведению
В. Бианки «Лесные домишки».
- Выставка рисунков по произведениям В. Бианки.
- Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
- Посещение краеведческого музея.
- Составление и выпуск книги о животных нашего леса.
- Разгадывание загадок, кроссвордов о животных.
- Конкурс рисунков по произведениям В. Бианки.
Ход занятия.
В. Ребята, сегодня мы проверим, какие вы «Умники и умницы». Мы уже прочитали много книг В. Бианки.
- Про что рассказывает В. Бианки в своих произведениях?
Д. О зиме и о том, как живут животные зимой.
В. Молодцы и теперь вы без труда справитесь со всеми заданиями, которые я для вас приготовила.
Отвечать на вопросы нужно отвечать полным ответом, чтобы ваши ответы все услышали и поняли.
Вначале мы разделимся на две команды (у детей прикреплены эмблемы с изображениями синички и зайчики). А сейчас посмотрите на свои эмблемы, разделитесь на команды и дружно произнесите название.
Дети называют свои команды:
Представляется жюри: заведующий дошкольным образовательным учреждением, заместитель заведующей по ВР, воспитатель. Дети садятся за столы.
В. Внимание, мы начинаем!
Задание 1. Разминка. Всем нужно прослушать вопрос и ответить: бывает так или не бывает.
Первая команда
1. Бывает ли так, что сова улетает в теплые края на зимовку?
2. В январе медведь выходит на прогулку?
3. А бывает ли так, что заяц на зиму шубку не меняет?
4. В феврале синичка кормит птенцов? Бывает так или нет?
5. А бывает так, что мы вышли на прогулку, а на участке нас ждет тетерев?
Вторая команда
1. Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать?
2. А бывает так, что зайцы едят семена из шишек, когда очень холодно?
3. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет?
4. Бывает так, что сорока живет в дупле?
5. Иду я по лесу, снег скрепит под ногами, а навстречу мне ежик. Может такое быть?
Задание 2. Подберите картинки с признаками зимы. Составить рассказы от имени синички команде (Синички) и от имени зайца команде (Зайчики) как они зимовали.
За правильный ответ команда получает 1 балл, а за ответ с рассказом -3 балла, среди картинок есть лишни характерные для ранней весны.
Задание 3. На внимание, поиграем в подвижную игру «Птичья полечка». Правила игры: звучит музыка, и вы все начинаете танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу, и если это будет птица, которая зимой зимует с нами, вы останетесь на месте, если улетает, вы присаживаетесь. Итак, начинаем. Команда Синички стоит с правой стороны, а команда Зайчики с лева.
Звучит музыка, дети танцуют. По сигналу воспитателя музыка прекращается, и он называет птицу: голубь – дети стоят на месте, опять звучит музыка, дети танцуют и т. д.
Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает призовые жетоны.
Задание 4. А сейчас, мои милые умники и умницы, посмотрите на мольберт. Сейчас на нем части животных (зверей и птиц, которых вы должны узнать, назвать это животное и доказать почему вы так решили. Потом найти картинку с этим животным и присоединить к нему недостающую часть.
За правильный ответ – 1 балл, а за ответ с объяснением – 3 балла.
- Итак, чей же это клюв? (На мольберте изображение клюва клеста) .
- А чей это хвост? (На мольберте хвост лисы) .
- А чьи это лапы? (На мольберте лапы медведя)
- А у какой птицы грудка такого цвета? (На мольберте квадрат бумаги яркого цвета – это грудка снегиря) .
- У кого такие лапки? (На мольберте лапки с перепонками – утки) .
- У какого зверя такая спина? (На мольберте пять черных полосок –это бурундук) .
Жюри оценивает ответы, учитывает правильные ответы каждой команды и присуждает жетоны.
Задание 5. А теперь, я приготовила для вас вопросы о жителях леса.
- Кого называют листопадничками?
(зайчат, родившихся осенью)
- Кого называют настовичками?
(зайчат, родившихся весной)
- Птица, истребляющая грызунов?
(Сова)
- Назовите птицу – рыболова из произведения «Чей нос лучше».
(Пеликан)
- Скажите, для чего мухе нужен был хвост?
(Для красоты)
- Какой зверь обманывает собак своим хвостом?
(Лиса)
- Про кого так говорит В. Бианки: «По веткам скакалка, по дуплам сиделка».
(Белка)
- Кого В. Бианки называет косачом?
(Тетерева)
Задание 6. Молодцы. А теперь я предлагаю вам составить картинку из предложенных частей. Надо назвать героев и вспомнить, что происходит с ними в конце.
Первая картинка – Медведь и бурундук, а вторая – бобер и лебедь.
За правильно собранную картинку 1 – балл, а за ответ с объяснением – 3 балла.
Задание 7. Молодцы. Ну а сейчас вам необходимо выбрать для команды следующее задание.
Первое задание.
На мольберте звери, которые
впадают в спячку (в изображении
1-2 ошибки).
Второе задание.
На мольберте лесные птицы, которые зимуют
(в изображении 1-2 ошибки) .
Жюри оценивает выполнение командами задания.
Задание 8. А сейчас я буду задавать вопросы обеим командам, а вы, ребята, будете отвечать. Мы с вами прочитали много рассказов, сказок и сказок – несказок Виталия Бианки, и теперь вы постарайтесь
Показываю книгу и задаю вопрос.
- Сказка «Теремок»
Какие звери и птицы живут в нем?
(дятел, белка, куница, медведь, скворец)
- Сказка – несказка «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»
Для чего просили звери у Деда Мороза снега?
(чтобы спрятаться)
- Рассказ «Кто как зимует»
Какие звери запасаются на зиму жиром и становятся толстые- претолстые, жирные- прежирные? (медведь, барсук, еж)
- Сказка «Глаза и уши»
В лесу первое дело уши, а глаза – второе. Почему?
(Услышать можно из далека. А пока увидишь будет поздно.)
- Сказка «Сова»
Какая беда случилась, когда старик не стал дружить с совой?
(Мыши разорили гнезда шмелей, шмели перестали опылять цветы,
коровы перестали давать молоко) .
- Рассказ «Кому законы не писаны».
Почему клесты зимой песни распевают и птенчиков выводят среди снега?
(Потому что клесты питаются сосновыми и еловыми шишками, а их
зимой много. Гнездо теплое, - там и пух, и перо, и мягкая шерстка, а
самка как отложит первое яичко, так уж с гнезда не сходит. Пищу ей
самец таскает.)
В. Какие вы у меня умники и умницы молодцы. Сейчас жюри подведет итоги.
Команда, которая набрала большее количество жетонов становится победителем.
В. Ребята, вы показали хорошие знания о зимних животных. Хорошо справились со всеми заданиями.
- Какое задание понравилось команде?
- Какие рассказы, сказки помогли вам справиться с ответами?
- Назовите авторов этих произведений?
Приключенческая игра по произведениям В. Бианки
Цель:
Закрепление знаний детей о произведениях Виталия Бианки в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о произведениях В. Бианки. Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, интерес к художественной литературе познавательного направления; формировать навыки работы в команде,
Развивающие:
Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, обобщать; развивать связную речь;
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру у детей; любовь и бережное отношение к животным,
Предварительная работа:
чтение рассказов и сказок В. Бианки, слушание рассказов в аудиозаписи, рисование по произведениям.
Пространственная среда:
Семь локаций расположены в самых неожиданных местах в группе. Локации оформлены в виде изображения животных – героев сказки
В. Бианки «Теремок».
Предметно-практическая среда:
Конверты с письмами от Лешика и Бабы-Яги;
Карта;
Семь замков;
Семь ключей;
Книга с произведениями В. Бианки;
Изображения животных для оформления локаций;
Карточки с изображениями животных для игр;
Сказочный сундук.
Ход мероприятия
Воспитатель:
-Ребята! Я сегодня шла к вам мимо почты и мне поручили передать для вас письмо. Давайте прочитаем его.
- «Дорогие ребята! Пишет вам Лешик. Я – любимый внук дедушки Лешего. Хоть я и живу в лесу, но всё про вас знаю. Знаю, что вы любите природу и много о ней знаете, вы – большие молодцы! В награду за это я решил послать вам подарок. Его должны вам доставить 19 февраля»
- Ребята, как вам повезло, такое замечательное письмо получили, да ещё и посылочка с подарком ожидается. Будем ждать. Постойте, а какой сегодня день недели, число?
- Странно, это же сегодня. Почту уже привезли. Письмо мне отдали, а никакой посылки я не получала. Очень странно! А может её уже принесли в группу? Вы не видели?
- Не приносили ли сюда посылку?
- Да нет, посылку не приносили, а вот какой-то пакет принесли и сундук. Вот они. (Отдаёт конверт и сундук).
Открываем конверт. В конверте – карта и флешка
- Ой, ребята, здесь флешка. Что же нам с ней делать?
Включаем колонку и слушаем запись:
«Пишет вам Баба Яга. Обманула я глупого Лешика, да и вас вместе с ним. Выкрала я ваш подарочек и спрятала в волшебный сундук под семь замков. Хотите его вернуть? Если так, то вам нужно добыть семь ключей.»
- Вот это да! Ребята, что же нам делать? Где же искать эти ключи?
- Ой, а тут в конверте ещё что-то лежит. (Достаём карту).
- Ребята, как вы думаете, что это такое?
-Эта карта нам и поможет. Посмотрите, ребята, а вы знаете, что за животные здесь изображены? Назовите их.
Дятел, скворец, сыч, белка, куница, пчёлы, медведь.
- В какой сказке мы встретили всех этих животных? В сказке «Теремок»
- Кто написал эту сказку? Виталий Бианки
- Вот эти герои сказки нам и помогут.
Карта с изображениями животных: Дятел Скворец Сыч Белка Куница Пчёлы Медведь
- Ну что, ребята, начнём наше путешествие. Вспомните, кто первым поселился жить в дупле старого дуба?
Задание1.
(Дети ищут в группе изображение дятла. Рядом с ним находится задание).
- Ребята, это задание от Дятла. Он предлагает вам сыграть в игру «Прилетели птицы». Если вы всё выполните правильно, то за это Дятел даст вам ключик.
- Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же даёте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.
1.Прилетели птицы:
Голуби, куницы...
2.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
3.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны...
4.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки...
5.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки...
Даже совушки и плюшки...
6.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы...
Все вы молодцы!
-Молодцы! Все задания выполнили! За это наш друг Дятел дарит нам ключ.
Задание 2.
- Ребята, кто следующий поселился в теремке на старом дубе?
- Посмотрите на карту. Где будем искать скворца?
- Скворец предлагает вам ребята поиграть в игру «Доскажи произведение Виталия Бианки».
«Как Муравьишка ….(домой спешил)»
«Хитрый …(Лис)»
«Лесной колобок - …..(колючий бок)»
«Чей нос…(лучше)»
«Первая …(охота)»
«Кто чем…(поет)»
«Рыбий …(дом)»
Мышонок… (Пик)
-Какие вы молодцы. Назвали правильно произведения В. Бианки. Скворец дарит вам за это ключ. Сколько у нас теперь ключей?
Задание3.
- Кто следующим поселился в теремке? Посмотрим на карту. Где будем искать сыча?
- Чтобы получить ключ от Сыча мы должны с вами сыграть в игру «Что сначала, что потом».
Делимся на команды
Задание: разложить по порядку картинки по произведениям Бианки
Задание №4
- Кто следующим поселился в теремке? Посмотрим на карту. Где будем искать белку?
Белка предлагает вам сыграть в игру « Кто где живёт? »
Делимся на 3 команды
Задание: Соединить картинку с животным и его домик.
- За правильно выполненное задание получаем ключ. Сколько у нас уже ключей?
Задание №5 Воспитатель:
- К кому мы сейчас отправимся в гости? к Кунице.
- Куница предлагает нам провести конкурс «Неожиданная встреча»
Делимся на команды
Задание: Вместе встретились герои двух сказок Виталия Бианки. Помоги каждому герою найти свою сказку.
Что это за сказки? Назовите героев сказок.
- Вы совершенно верно выполнили все задания Куницы. Получите за это ключ! Посчитайте, сколько у нас ключей.
Задание №6.
- Найдите на карте животного, к которому мы отправимся теперь.
- Пчелы предлагают нам сыграть в игру «Сложи картинку»
Делимся на команды
Задание: сложить картинку и назвать произведение
Задание №7.
- Кто последним поселился в теремке? Где мы будем искать медведя?
- Медведь - большой выдумщик! Он перепутал все сказки и просит нас помочь ему разобраться, нам надо найти картинки, на которых нарисованы сказки Виталия Бианки и приклеить их на плакат.
-Молодцы, ребята! Вот вам за это последний ключ!
- Ребята, посчитайте, сколько у нас ключей? Что это значит?
- Это значит, что мы сможем открыть сундук с 7 замками и достать оттуда подарок.
Снимаем замки, открываем сундук. В сундуке книга со сказками В. Бианки и раскраски.
- Ребята, посмотрите, здесь книжка с новыми произведениями Виталия Бианки. А какие произведения Виталия Бианки мы с вами сегодня вспоминали?
Рекомендуемый список для чтения: "Приключения Муравьишки", "Мышонок Пик", "Снежная книга", "Красная горка", "Лесные домики", "Чей нос лучше?", "Паучок-пилот", "Первая охота".
Оборудование. Карточки с заданиями; табло; выставка книг В.Бианки; картинки с изображениями птиц.
Задания для викторины
КРОССВОРД
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 |
I. "Лесные домики"
Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово по вертикали. (Виталий)
1. Название ласточки из рассказа "Лесные домики". (Береговушка)
2. Птица, у которой вместо гнезда – только пол дырявый. (Витютень)
3. Как Бианки назвал гнездо ласточки-береговушки? (Комната)
4. Птица, у которой дом-шалашик – на земле. (Пеночка)
5. Птица, у которой дом похож на подвешенную корзинку. (Иволга)
6. Игра, в которую играли ласточки-береговушки. (Пятнашки)
7. Чей волос использовала береговушка для утепления гнезда? (Конский)
II. "Чей нос лучше?"
Допишите названия птицы:
тонконос – (мухолов)
крестонос – (клест)
долгонос – (бекас)
серпонос – (кроншнеп)
сетконос – (козадой)
мешконос – (пеликан)
III. "Паучок-пилот"
Перечислите названия насекомых из данной книги. Всего 16 названий (мухи, комары, муравьи, жук-олень, кузнечик, осы, слизняк, шмели, жук-медляк, слоники-зеленики, клоп-скорпион, стрекозы, жук-плавунец, гладыши-кувырканчики, слизняк-прудовик, паук-серебрянка).
V. Название-вопрос
Вспомните и запишите названия рассказов В.Бианки, которые содержат вопрос.
("Чей нос лучше?", "Кто чем поет?", "У кого дом лучше?", "Где раки зимуют?", "Чьи это ноги?")
VI. Сказки, сказки, сказки...
Вспомните, из какой сказки Бианки этот отрывок.
1. "Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами". ("Первая охота".)
2. "Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден". ("Приключение Муравьишки".)
3. "Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению". ("Мышонок Пик".)
4. "Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймешь, что тут было". ("Снежная книга".)
5. "Чик был молодой, красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домком". ("Красная горка".)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное представление детьми подготовительной группы, для детей средней группы по сказке «Хвосты» Виталий Валентинович Бианки
Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться,быть доброжелательными и отзывчивыми. Привлекать к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении...
Виталий Валентинович Бианки
За 35 лет активной творческой работы Виталий Бианки написал более 300 рассказов, повестей, сказок, статей и очерков о природе. В течение всей жизни вел дневники и заметки натуралиста, отвечал на прихо...
Виталий Валентинович Бианки сказка «Приключение муравьишки».
Цель: Познакомить детей с произведением В. В. Бианки сказка «Приключение муравьишки».Задачи: продолжать приучать детей внимательно слушать сказку; воспитывать эмоциональное восприятие сказ...
Сказка Виталия Валентиновича Бианки «Приключение муравьишки. Как муравьишка домой спешил».
Цель: Познакомить детей с произведением В. В. Бианки сказка «Приключение муравьишки».Задачи: продолжать приучать детей внимательно слушать сказку; воспитывать эмоциональное восприятие сказ...
ПРОИЗВЕДЕНИЯ БИАНКИ ВИТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВИЧА
Виталий Бианки родился в Петербурге.Певучая фамилиядосталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога —талант исследователя иинтерес ко всему, «что дышит, ц...
Методическая разработка по развитию речи по теме Виталий Валентинович Бианки
Ход занятия.Слайд№1Давайте знакомитьсяВиталий Валентинович Бианки Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашей викторины! Сегодня мы с вами собрались на викторину, посвящённую творчест...
Книги Виталия Валентиновича Бианки
художественная литература...