Русская народная сказка — средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОО и семье
презентация к уроку (средняя группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация «Русская народная сказка — средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОО и семье» из опыта работы.
Подготовила воспитатель
Детского сада № 57 ОАО «РЖД»
Богомолова Светлана Геннадьевна
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Дошкольный возраст – это возраст, когда маленький человек верит в сказку, доверяет ей, ему интересно окунаться в мир сказки, сопереживать героям. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно, эмоционально рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.
Сказка является одним из самых доступных средств духовно- нравственного воспитания ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Сказки. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки мы любили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.
В младшем дошкольном возрасте ребёнок ещё не может дать правильную моральную оценку; здесь важная роль отводится воспитателю, родителям, которые помогает сформировать у детей своё отношение к поступкам героев. Со временем дети приобретают способность воспринимать произведение и анализировать его.
Народная сказка - это первоначальный источник воспитания, любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Все мы знаем, что в этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Народные сказки помогают детям разобраться, что хорошо и что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяется кругозор, развивается речь, фантазия, воображение. Сказки способствуют развитию нравственных качеств: доброты, щедрости, трудолюбия, честности, взаимовыручки.
Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми. «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей, старших. Страх и трусость иронизируются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Царевна-Лягушка», «Мороз Иванович», а лень и хитрость – высмеиваются («Лиса-лапотница», «Лисичка-сестричка и Серый волк»).
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики и прочно вошли в детский быт.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится Красна Девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – Добрый Молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев, но идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Исходя из опыта своей работы, без сомнения могу сказать, что приобщение ребёнка к литературе, в том числе и к русским народным сказкам, способствует духовно-нравственному воспитанию, которое по-прежнему не утратило своей актуальности. Я бы хотела обратиться к опыту прошлого года, где я в нашей группе наряду с уже освоенными формами знакомства с народными сказками такими как: чтение, театрализованные игры, кукольный театр, прослушивание аудио сказок, решила обратиться к мультипликации. Конечно, мультипликация – это сложный многослойный групповой творческий процесс от создания персонажей, декораций, до озвучки и монтажа, который решает ряд задач, в том числе духовно-нравственное воспитание через знакомство с народной сказкой. В рамках развития STEM –технологий, администрация нашего детского сада предоставила нашей группе оборудование для мультстудии, с помощью которого мы начали с удовольствием осваивать разные виды мультипликации. Мы обратились в программному произведению - народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый». Главная мысль данной сказки очень проста и состоит в том, что каждый должен быть на своём месте, то есть заниматься тем делом, которое умеет, к которому расположен и которое любит, как бы работа других ему ни казалась лёгкой, заманчивой, а следовательно, более лучшей и желаемой. Ведь научиться можно всему, но если чем-то занимаешься не по призванию, а только лишь ради выгоды, то счастлив на такой работе ты всё равно не будешь. Для данного мультфильма мы выбрали объемную пластилиновую анимацию. Я хотела бы вам, уважаемые родители, продемонстрировать наш опыт, показав, что у нас в итоге получилось (демонстрация мультфильма).
Исходя и выше сказанного и увиденного, можно сделать такой вывод: народная сказка является главным средством воспитания наших детей в ДОО и семье. Сказка обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно народная сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в нем верх над злыми.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Советы Дэвида Льюиса
Рекомендации и советы психолога, который обобщил опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.
Эти советы могут помочь вам в воспитании здорового, радостного и одаренного ребенка. Читая советы оцените, насколько вы с ними согласны.
- Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.
- Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.
- Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
- Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.
- Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.
- Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.
- Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
- Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
- Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
- Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
- Внимательно относитесь к его потребностям.
- Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
- Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
- Не дразните ребенка за ошибки.
- Хвалите за любые успехи.
- Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
- Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.
- Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
- Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.
- Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.
- Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
- Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
- Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.
- Помогайте ребенку стать личностью.
- Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.
- Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
- Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мы можем воспитывать дошкольников на героических традициях нашего народа. Особое значение в воспитании патриотизма нужно придавать родному слову и искусству, изучая с детьми народных сказо...
Русские народные сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Русские народные сказки...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Семинар-практикум на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум для педагогов на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...