Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе И. Бунин "Первый снег"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе И. Бунин "Первый снег"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе И. Бунин "Первый снег"
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Цель: Формировать осознание авторского смысла стихотворения
Задачи:
1) Формировать умение внимательно слушать стихотворение;
2) Развивать умение передавать содержание стихотворения;
3) Отрабатывать интонационную выразительность речи;
4) Обогащать активный словарь детей;
5) Расширять и уточнять знания об окружающем, активизировать словарь детей; воспитывать желание пересказывать художественное произведение.
6) Вовлекать детей в творческие виды деятельности для активизации воображения.
Методы и приемы: - практические (физкультминутка со словами, творческие упражнения);
- наглядные (книга, презентация с иллюстрациями, иллюстрации),
- словесные (чтение стихотворения, беседа, пересказ своими словами, рефлексия).
Материалы и оборудование: книга с текстом, иллюстрации к произведению, портрет поэта, пластилин, картонные заготовки для лепки снежинок, ноутбук, колонка USB.
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка. |
Игровая | Творческие задания, игровые ситуации. |
Социально-коммуникативная | Воспитанники умеют работать в парах, выслушивают сверстников, замечают неточности в своей речи и речи товарищей, доброжелательно исправляют их, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками. Формулируют ответы на вопросы, используя элементы описательной речи, правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, воспринимают, понимают и адекватно реагируют на эмоции сверстников и взрослых |
Художественно-эстетическое | Изображение снежинок из стихотворения в аппликации, восприятие музыки. |
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | I. Работа с текстом до чтения. Рассматривание книги, иллюстраций | Дети внимательно слушают воспитателя, рассматривают книгу | Дети включаются в образовательную деятельность |
2 | Предположения о содержании книги | Дети рассматривают обложку, высказывают предположения, о чем книга. | У детей возникает желание почитать, послушать художественное произведение |
3 | II. Работа с текстом во время чтения. Воспитатель читает стихотворение с комментариями по тексту: поясняет смысл неизвестных слов; поясняет переносный смысл выражений; обращает внимание детей на сравнения, метафоры, на настроение стихотворения. Задаёт вопросы детям по смыслу и содержанию текста | Дети слушают стихотворение. Дети отвечают на вопросы, высказывают предположения по ходу чтения стихотворения. Дети поясняют свои ответы. | Обогащение активного словарного запаса. Дети умеют слушать взрослого, понимать смысл услышанного |
4 | Физкультминутка Белоснежное серебро Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.) Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.) Вьюга злится, Снег кружится, (Дети кружатся.) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.) | Дети выполняют упражнение | Смена видов деятельности, снятие напряжения |
5 | Воспитатель повторно читает стихотворение | Дети внимательно слушают. | У детей возникает осмысление содержания, |
6 | III. Работа с текстом после чтения Воспитатель совместно с детьми производит разбор стихотворения, затрагивая личность автора (биографические данные, повлиявшие на создание произведения) | Дети отвечают на вопросы воспитателя Дети слушают рассказ воспитателя об авторе | У детей возникает понимание авторского замысла, дети знакомятся с информацией об авторе стихотворения |
7 | Динамическая пауза «Передай настроение» | Дети выполняют упражнение | Смена видов деятельности, снятие напряжения |
8 | Творческое задание "Снежинка" Воспитатель предлагает детям выбрать тон пластилина(синий, голубой, белый) для лепки снежинки | Дети выполняют творческое задание | Дети принимают поставленную воспитателем творческую задачу, стремятся к результату. |
9 | Рефлексия | Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, рассказывая о своих чувствах. | Дети умеют формулировать вопросы по завершении беседы. Дети активно отвечают на поставленные вопросы сверстников |
Ход занятия:
- Работа с текстом до чтения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на книгу, которую я держу в руках. Что изображено на обложке? Предлагаю вам посмотреть книгу, полистать. Напоминаю, что с книгами нужно обращаться аккуратно, бережно. (Дети знакомятся с книгой - рассматривают обложку, иллюстрации, листают страницы)
Воспитатель: А, как вы думаете, что мы сегодня будем читать? (Дети отвечают, высказывают предположения)
Воспитатель: Вот мы с вами сейчас все и узнаем. Название я пока вам не скажу, вы попробуете его отгадать. Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, глядя на эти изображения, о чём может быть наше произведение, как оно может называться.
На экране демонстрируются изображения к стихотворению И.Бунина "Первый снег"
(Дети: Это стихотворение о зиме, о природе, о первом снеге, о морозе и т.д.)
Воспитатель: Хорошо, а теперь давайте проверим, насколько точными оказались наши предположения.
Воспитатель: Мы услышим стихотворение, которое называется "Первый снег", а написал его Иван Бунин.
На экране демонстрируется портрет Ивана Бунина.
Воспитатель: Дети, как мы называем того человека, который написал какое-либо литературное произведение? (Дети отвечают: Автор)
Воспитатель: Молодцы! А как называется автор, написавший стихотворение? (Дети отвечают: Поэт) Правильно!
- Работа с текстом во время чтения.
Воспитатель: Теперь я начинаю читать стихотворение, а вы меня внимательно слушайте.
Иван Бунин
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса
Воспитатель: Как вы думаете, почему автор так написал? (Дети отвечают: потому что стало холодно, наступила зима и т.д.)
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса
Воспитатель: Дети, что означает: "Ярким пурпуром зажглися"?
(Дети отвечают , предполагают: что это ярко-красный цвет неба.)
Воспитатель:
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
Ребята, а как вы понимаете "Первым снегом понесло"?
(Дети отвечают: значит был сильный первый снег и т.д)
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Воспитатель: Дети, что значит «белой скатертью полей»?
(Дети отвечают, предполагают.)
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на экран, здесь поля все в снегу, как будто они покрыты белой скатертью.
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает фраза "Вереницею гусей"?
(Дети отвечают, предполагают. Если есть у детей затруднения воспитатель помогает. «Вереницею гусей-значит ряд сходных предметов (людей, фигур, движущихся друг за другом цепью, один за другим.)
Воспитатель: А теперь, когда мы разобрали все непонятные слова и выражения, я прочитаю это стихотворение ещё раз, а вы внимательно послушайте!
Иван Бунин
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
.
- Работа с текстом после чтения.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?
(Дети отвечают: о первом снеге, о природе зимой и т.д.)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего автор это стихотворение написал?
(Дети отвечают: хотел рассказать, как зима приходит, какая погода бывает и т.д.) или воспитатель помогает.
Воспитатель: Спасибо за ваши ответы, ребята! Сегодня мы уже называли имя поэта, написавшего это красивое стихотворение. Кто из вас запомнил?
(Дети отвечают: Иван Бунин) или воспитатель помогает.
Воспитатель: Да, автор стихотворения И.Бунин пишет о наступлении зимы и грусти об уходящих теплых днях. В произведении описывается то, как ночью зима борется за свои права и уже утром белый снег покрывает поля.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какое настроение было у Сергея Есенина, когда он писал это стихотворение?
(Дети отвечают: грустное, спокойное, унылое и т.д. )
Воспитатель: А какие чувства у вас это стихотворение вызвало?
(Дети отвечают)
Творческое задание 1
Воспитатель: Ребята, а какое у вас настроение после прослушивания стихотворения «Первый снег», а какая музыка может передать это настроение? (Дети отвечают. Музыка спокойная, медленная)
Воспитатель включает музыку Ребята, я предлагаю вам превратиться в снежинки. Давайте попробуем показать, как снежинки падали на поля.
Творческое задание 2
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю слепить снежинку, о которой мы сегодня прочитали стихотворение.
(Дети выполняют творческое задание)
Просмотр работ детей.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем занятии? Что запомнилось? Что вы расскажет дома? Что показалось сложным? Что показалось легким?
(Рефлексия. Дети отвечают на вопросы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по чтению художественной литературы На тему: «Богатыри земли русской» Подготовительная логопедическая группа
Цели и задачи:• рассказать детям о былинных богатырях;• познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри»;• повторить и закрепить у детей знания о богатырях;• развивать речь детей, умение внимательно слу...
Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».
Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...
Конспект НОД чтение художественной литературы
Сказка о глупом мышонке...
Конспект занятия «Чтение художественной литературы».
Познакомить детей с новым произведением, учить слушать, следить за развитием действий. Учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Воспитывать интерес к явлениям природы, отражать свои впечатлен...
Конспект занятия «Чтение художественной литературы»
Конспект занятия по разделу «Чтение художественной литературы» на тему: «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры» в старшей группе ...
Конспект занятия. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: «Осень» Я. Ким. Чтение стихотворения.
Конспект заняимя. Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: «Осень» Я. Ким. Чтение стихотворения.Цель: Познакомить детей со стихотворением, дать возможность детям договаривать слова, фразы....
Конспект ООД "чтение художественной литературы и художественное творчество " аппликация
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и художественному творчест...