Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников.
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Пахомова Лариса Борисовна

Использование художественной литературы  в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский сад «Сказка» корпус 2

Использование художественной литературы  в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников.

                                                                               Подготовила: Пахомова Л.Б

                                                      г. Горняк

2020г

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная

литература, которая  является одним из основных средств речевого развития.

На занятиях по развитию речи и в свободной деятельности дети знакомятся с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев.

У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев.

Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в драматические моменты, чувство облегчения  при победе справедливости.

развивает умение выражать мысли в устной форме.

Читая детям  художественные произведения мы  используем разнообразные методы и формы: это-чтение и слушание литературных произведений по записи и на дисках, обыгрывание потешек, сочинение сказок, стихов и придумывание загадок, драматизация литературных произведений, подвижные и хороводные игры с текстом, дидактические игры по материалам художественных произведений, работа в уголке книги (выставки книг), но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность, которая обладает особым потенциалом для приобщения дошкольников к художественной литературе.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.

Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности, представляя собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

 Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

 В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

К тому же, игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, было установлено следующее:

- самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством.

Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей и  средней  группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в старшем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

В нашей группе ознакомление с художественной литературой с помощью театрализованной деятельности проходит следующим образом:

 оформлен  уголок тетрализации, где сосредоточен весь наработанный материал, изготовлены  различные виды театров, дидактические игры, а также есть ширмы для показа кукольного, теневого театра, маски для театрализации, костюмы персонажей из сказок, а также платковая кукла и многое другое.

В оформлении группы используем картины со сказочной тематикой. В уголке книги подборка  иллюстрированных книг.

Знакомство с детской литературой в нашей группе происходит ежедневно в свободной форме. Дети берут  книгу, листают ее, рассматривают иллюстрации, просят почитать  произведение, которые их заинтересовали.

Очень важным в деле приобщения ребёнка к  художественным произведениям является сотрудничество педагога и родителей, поэтому мы в  группе с читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и те, которые дети  приносят из домашней библиотеки.

Родители вместе с детьми участвуют в выставках рисунков по произведениям известных детских писателей, книжных фестивалях.

Так, Морозова Даша и Кеда Саша  принимали участие во всероссийском конкурсе рисунков «Там лес и дол видений полон» по произведениям А.С Пушкина, где заняли призовые места.

Работая с родителями, я рекомендую только свободную форму домашнего чтения, советую, чтобы чтение было ежедневным, и не менее 20 минут, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к художественной литературе.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которая находит свое воплощении в театрально – игровой деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников.

Использование художественной литературы  в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников....

Презентация «Использование атрибутов центра театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»

1 слайд Тема презентации«Использование атрибутов центра театрализованной деятельности для развития речи дошкольников»2 слайдВ последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества ...

Использование атрибутов центра театрализованной деятельности для развития речи дошкольников

С целью развития  речи дошкольников  использую театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы...

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников.

Использование художественной литературы  в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников....

Буклет "Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников"

Буклет "Использование художественной литературы  в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников"...