Статья "Скрытый смысл сказок"
статья по художественной литературе (младшая группа)

В ЭТОЙ СТАТЬЕ ВЫ МОЖЕТЕ ВЗГЛЯНУТЬ НА СКАЗКУ  КОЛОБОК   ПОД ДРУГИМ,  ОТЛИЧНЫМ ОТ ВАШЕГО, УГЛОМ ЗРЕНИЯ. СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЧИТАЮТСЯ ПОСЛОЙНО И  С КАЖДЫМ СЛОЕМ СКАЗКА ДЛЯ РЕБЕНКА ПРИОБРЕТАЕТ БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ И ТОНКОСТЬ. ВДУМЫВАЙТЕСЬ В СТАРЫЕ СКАЗКИ, ТАК КАК ОНИ БЫЛИ РАССКАЗАНЫ,  А ПОТОМ ЗАПИСАНЫ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛЬЮ А НЕ ТОЛЬКО, ЧТОБЫ ЗАНЯТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ ЯЧЕЙКУ В ГОЛОВАХ ДЕТЕЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skrytyy_smysl_skazok.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Скрытый смысл сказок»

автор: Соловьёва Инна Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад №14 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это наличие сказок

Сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым источником знаний и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имен или слов, а смысловая нагрузка настолько глубока, сродни русской матрешке, внутри которой находиться другая, а внутри нее еще одна и т.д.

Главный смысл сказки может находиться где-то в ее глубине под слоем более простых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни. Всем нам следует знать, что сказки кроме привычной бытовой, воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:

- раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания;

- указывать на цикличность бытия;

- служить астрономическим или природным календарем;

- быть хранилищем истории;

- рассказывать об обрядах инициациях, когда человек переходит из детства в зрелость;

- направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.

Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждые их действие несет в себе сакральный смысл, а пути по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Я предлагаю взглянуть на сказки, знакомые с детства под иным углом зрения.

КОЛОБОК

Это - одна из самых древних сказок – пра –сказка. Это сказка космического масштаба. Дед и баба (старик и старуха) -это две энергии всевышнего- женская и мужская, а также прародители рода. Они являлись хранителями всего рода, защищали сородичей, обладали мудростью, познаниями. Все последние запасы Дед  с Бабой извели на создание Колобка. Коло, колесо, круг, коловорот, то есть поворот круга. Это не простой круг, а небесный космический, солнечный. С 25 декабря Солнце должно начать поворот (коловорот) с зимы на весну. Вот и лепили символы Солнца – колобки, блины, лепешки (круг- символ Солнца), которые нужно испечь на огне - посвятить огненному светилу. 25 декабря каждого года Солнце словно бы рождается заново. Поэтому и считалось, что это было Солнце- дитя. Его называли Коляда, т.е. круглый младенец. Во время этого праздника зимнего солнцеворота Коляду чествовали и прославляли.

Древние старик со старухой помогали Солнцу перейти на путь света и тепла. Путь Колобка – солнечный путь.

Знаки зодиака древние славяне называли чертогами - домами Солнца. Их названия совпадают с животными, которых встречал Колобок - солнце при своем движении по небу. Пройдя в чертог Лисы, которая съела Колобка, Солнце как бы умирает, день становится короче, а  ночи длиннее. Колобок- новое Солнышко молодое, снова отправилось в путь. Жизнь продолжается.

  Есть еще и такое мнение. Сказка Колобок является образным описанием астрономического наблюдения предков за движением Луны по небосклону от полнолуния к новолунию.  Замес Старухой Колобка – полнолуние. Далее Месяц постепенно идет на убыль, когда каждый, кого встречает Колобок в старинной сказке, а именно Лебедь, Ворон, Медведь, Волк- откусывают от него часть- часть полной луны. К чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается. Земля полностью закрывает месяц от Солнца. В каждом чертоге Луна задерживается на несколько дней и при переходе из одного созвездия в другое Луна- Колобок уменьшается, т.е. «Колобок» -это сказка о Луне, о ее движении по 16 созвездиям.  Таким образом, дети получали начальное знание в астрономии и изучении звездной  карты.

Как видим на этом примере, русские народные сказки представляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки не оторванные от реальности притчи, а это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, мировоззрении, идеях и истории.

  Сказки несут в себе скрытую важную информацию. Именно эта форма повествования позволяют передать через века глубинную мудрость народа. В сказках важен второй смысловой ряд, т.к. он содержит поучительный, воспитательный посыл для детей. Изучение сказок открывает бездну смыслов. В этом и состоит преимущество в завуалированной форме подачи информации.

   На первом этапе, когда сказку рассказывают ребенку, уровень его логики позволяет ему легко считать некий простой поучительный посыл повествования. Далее, по мере взросления, мы можем начать считывать более сложные смыслы, спрятанные в сказочную оболочку, такие как этические правила, мудрые наставления и мироустройство вселенной, нередко сказка отсылает к историческим событиям, порою повествуя о них в иносказательном ключе. Впервые ребенок прикасается к миру сказок еще в колыбели, когда ему мать поет колыбельную. Это тоже форма сказки, понятная для детского восприятия раннего возраста на подсознательном уровне. Дети считывают смысл, суть сказки, как дрожь на бессознательном уровне.

   В детских сказках есть и взрослый смысл. Так в сказке «Колобок» персонаж, которого слепили, сушится на подоконнике – это граница между домом и внешним миром. Колобок убегает в большой мир, где его ждут приключения. Он хочет отделиться, начать взрослую жизнь. А в конце его ждет смерть. Эта сказка есть метафора жизненного пути человека. Есть рождение, взросление, самостоятельная жизнь и смерть.

Читайте книги и учитесь думать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по НОД № 5 Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

Цель: Создание условий для знакомства с русской народной сказкой.Задачи:Обучающие. совершенствовать общую и мелкую моторику;Развивающие — продолжать развивать зрительное, слуховое и тактиль...

Тайный смысл русских народных сказок

Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Тайный смысл русских народных сказок"...

Социокультурный смысл русских народных сказок

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредс...

Статья "Иносказательный смысл русских народных сказок"

В данной статье есть размышление про тайный смысл русских народных сказок. Новый взгляд на знакомые нам с детства сказки....

Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке

Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словаре о...

Конспект ООД по восприятию смысла сказок "Рассказывание сказки Репка"

Материал поможет педагогам, работающим на группах с детьми раннего возраста, при подготовке к занятию по восприятию смысла сказок, рассматривание картинок....

Презентация на тему: " Тайные смыслы народных сказок"

В данной работе мы рассмотрим:Тайные смыслы народных сказок В 21 веке детям не всегда понятен смысл русских народных сказок, чему они учит. В первую очередь они знакомят с родной культурой. Русск...