«Развитие речи детей раннего возраста посредством использования фольклора»
статья по художественной литературе (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta_posredstvom_ispolzovaniya_folklora222pol.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей раннего возраста посредством использования фольклора»
«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
В. А. Сухомлинский
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития малыша. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения со взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.
Можно сказать, что ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, которые воспитывают малыша. Очень хорошо, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка добром и лаской, если способны обогатить среду, в которой он растет. Народное поэтическое слово может и должно обогатить данную среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям дошкольного образовательного учреждения. Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.
Во время "тяжелого" расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки, например,
Вот собачка Жучка, Хвостик – закорючка,
Зубки острые, Шерстка пестрая…
С ребенком можно поздороваться и таким способом:
Здравствуй, Настенька!
Здравствуй, солнышко!
Как цветочек мой спал?
По нам скучал?
В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно- речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.
Именно таким средством, естественным и богатым народной мудростью, выросшим из народной практики является фольклор. Это одно из уникальных, неисчерпаемых, педагогических средств, рождённых в глубине народной души. Использование малых форм фольклора помогает воспитателю и родителям более успешно организовать процесс адаптации ребёнка к условиям детского сада
Литература
1.Павлова Л.Н., Раннее детство: Развитие речи и мышления: методическое пособие.- М.: Мозаика – Синтез, 2000.- 73.
2.Эльконин Д. Б.. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика,1989.- С. 560
3.Полная библиотека дошкольника [Текст] : [сборник : для чтения взрослыми детям / сост.: Е. Позина, Т. Давыдова ; худож. С. Бордюг [и др.], 2009. – 606.
4.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед.
учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи детей раннего возраста с использованием фольклора " Петушок и его семья".
Цель:Воспитывать интерес к устному народному творчеству и любовь к родному языку....
Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию « Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: « В гости к Сказке»
ВоспитателиМБДОУ №24 "Солнышко"Мякишева Оксана Константиновна; ОД провела : Ганина Марина Александровна...
Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: « В гости к сказке»
Цель: Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора.Задачи:1. Продолжать формировать у детей интерес к театрализованной игре.2....
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста посредствам использования малых форм фольклора.
консультации для родителей...
Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора.
Обмен опытом работы в развитие речи детей 2-3 лет с использованием русского фольклора....
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста посредствам использования малых форм фольклора.
laquo;Как укладывать ребенка спать», «Пальчиковые игры в раннем возрасте».«Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста»,«Сказки ребенку нужны ли?&r...
«Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»
Консультация для педагогов...