Методика работы с художественной литературой в детском саду
презентация по художественной литературе

Кустова Юлия Игоревна

Ознакомление с художественной литературой

Возрастные особенности восприятия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_s_hudozhestvennoy_literaturoy.pptx164.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика работы с художественной литературой в детском саду

Слайд 2

Ознакомление с художественной литературой Главная цель : Формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Слайд 3

Задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой Воспитать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы; о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух .

Слайд 4

Возрастные особенности восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи . В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать . В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Слайд 5

Методика художественного чтения и рассказывания детям Основными методами являются следующие: Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Инсценирование . Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений.

Слайд 6

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях М. М. Конина выделяет несколько типов занятий: Чтение или рассказывание одного произведения. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства : а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала : а ) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними); б ) настольный театр в ) кукольный и теневой театр, фланелеграф ; г ) презентации, кинофильмы, телепередачи. Чтение как часть занятия по развитию речи: а ) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок); б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Слайд 7

Подготовка к занятию включает следующие моменты : Обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой; - определение программного содержания – литературной и воспитательной задач; - подготовка воспитателя к чтению произведения: нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его). С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции. В предварительную работу входит и подготовка детей. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций. Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: замена Другим словом во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку » – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Слайд 8

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей . В структуре типичного занятия можно выделить три части . В первой части происходит знакомство с произведением - выразительное чтение воспитателя, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения, знакомство с писателем: демонстрация портрета, небольшой рассказ о творчестве (старшая группа), припоминание знакомых произведений данного автора, рассматривание книг, иллюстраций к ним, показ предметной наглядности, создание игровых ситуаций, постановка проблемного вопроса, объяснение непонятных слов и др. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Во второй части проводится беседа о прочитанном, помогающая определить жанр, основное содержание, особенности структуры произведения, средства художественной выразительности . В третьей части организуется повторное чтение текста (если оно короткое) или отрывков, с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Слайд 9

Виды вопросов к анализу художественного произведения: . Связанные с образом героя (внешний облик, портрет героя ); позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); Позволяющие ввести дошкольников в ситуацию, которая сложилась в произведении, сделать их участниками событий; Направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки А. М. Горького « Воробьишко » можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»; Направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» – сказка «Маша и медведь»); Обращающие внимание на языковые средства выразительности, особенности жанра; Направленные на воспроизведение содержания, побуждающие вспомнить, кто написал произведение; Подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).

Слайд 10

Используются также разные методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведения: объяснение незнакомых слов; подбор синонимов, антонимов к словам текста; характеристика героев, выявление мотивов поступков; представление себя на месте персонажа ; рассматривание иллюстраций по содержанию произведений, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы; воспроизведение отдельных фраз из произведения; воспроизведение произведения по ролям, по иллюстрациям, схемам; творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения; передача словами, действиями, жестами содержания произведении; инсценирование отрывков произведения; придумывание начала, продолжения или середины произведения;

Слайд 11

Методика ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения (« Козлятушки -ребятушки, отомкнитеся , отопритеся !», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

Слайд 12

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения; то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

Слайд 13

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Кратко о возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма ). Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чтение художественной литературы в детском саду» (из опыта работы)

 Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к кни...

Контрольная работа по ТиМРР у детей Методика работы с художественной литературой в детском саду

Воспитательная функция литературы осуществляется  особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Произведения литературы способствуют развит...

Методика работы с художественной литературой в детском саду

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. При...

Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"

Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ старшего воспитателя на месяц по теме «Восприятие художественной литературы в детском саду»

В перспективном плане представлены методические мероприятия с педагогами, родителями, социумом  по проблеме восприятия художественной литературы...

Методика работы с художественной литературой в учреждении дошкольного образования

Методика работы с художественной литературойв учреждении дошкольного образования...

Опыт работы по теме "Изучение художественной литературы в детском саду".

В презентации представлено краткое описание опыта работы воспитателя МБОУ "ЦО №21" Ивановой Н.В....