Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи

Солопова Елена Викторовна

В статье обозначена роль чтения художественной литературы в жизни ребёнка дошкольного возраста.Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя, писал известный Советский педагог - новатор В.А.Сухомлинский.  Также приведено исследование профессора Джона Хаттона, в котором рассказывается о том, что происходит  в головном  мозге ребёнка, когда взрослые (педагоги  или родители) читают ему книгу.  Резюмируется статья  польской посовицей : "У вас есть целая жизнь, чтобы работать, а дети будут маленькие всего один раз".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста

                                                                                                 «Чтобы воспитать, тут нужны  беспрерывный

                                                                          дневной и ночной труд, вечное чтение».

Антон Павлович Чехов

                  К  сожалению,   в   последние  годы   в   нашей  стране     наблюдается  кризис  детского  чтения. Читательский    опыт    многих    поколений свидетельствует, что  интерес к книге зарождается именно в дошкольном  детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью.  И  чем  раньше  проявляется  интерес  к  чтению,  тем оригинальнее,  глубже  формируется  читатель,  творческая  личность,  человек  с  высоким   интеллектуальным   уровнем. Чтение – это окошко, через которое  дети видят и познают мир и самих себя,  писал  известный Советский педагог-новатор  Василий Александрович Сухомлинский.  

         Очень важно вовремя воспитать  любовь и интерес к книге. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели. Художественное произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу.  Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, т.к. роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Чтение развивает воображение, память, улучшает концентрацию внимания, увеличивает словарный запас.  Литература способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о русских традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бетманы, роботы, Винкс и т.д. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Семейное чтение для детей - это ещё и общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный момент и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения- общения. Во многих семьях есть прекрасная традиция успокающего чтения на ночь. Лучше читать спокойные нестрашные сказки. Слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать. Каждый раз, что-нибудь узнают, окружающий мир познают.

Что делать, если ребёнок не хочет читать? Насильно любовь к чтению не привить. Лучший способ влиться в мир чтения — это расти в читающей семье. Да, да, именно  личный пример родителей  будет самой эффективной мотивацией для  ребёнка читать книжки. В связи с этим очень  актуальны  слова известной английской пословицы:

ЧТО ПРОИСХОДИТ В ГОЛОВНОМ МОЗГЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА, КОГДА ВЫ ЧИТАЕТЕ ЕМУ КНИГУ
«Хочу сказку про трех медведей!»
Современные родители, воспитатели стоят перед выбором, как именно выполнить эту просьбу. Можно прочитать книжку, посмотреть мультфильм, послушать аудиокнигу.
    Недавно опубликованное исследование рассказывает о том, что происходит в мозге вашего ребенка в каждой из этих ситуаций. По словам одного из исследователей, профессора Джона Хаттона, возникает «эффект Машеньки из “Трех медведей”»: какие-то из этих способов рассказать сказку «не по размеру» маленькому ребенку, а какие-то в самый раз.

       Профессор Хаттон занимается изучением истоков формирования способности читать и писать. В описываемом исследовании 27 детям в возрасте около 4 лет делали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) во время знакомства со сказкой. Им были предложены 3 способа: аудиокнижка, книжка с картинками и звуковым сопровождением и мультфильм. Пока дети слушали / читали / смотрели сказку, томограф сканировал работу определенных участков головного мозга и их коннективность (термин в нейробиологии, означающий взаимодействие различных связей и структурных элементов головного мозга — Прим.ред).

      «В основе нашего исследования лежало представление о том, какие области мозга задействуются во время знакомства со сказкой», — объясняет Хаттон. Первая — речевые центры. Вторая — области зрительного восприятия. Третья — отвечающие за воображение. Четвертая — так называемая сеть пассивного режима работы мозга, отвечающая за внутреннюю рефлексию и придание чему-либо значений и смыслов.
Сеть пассивного режима работы мозга включает в себя участки мозга, которые задействуются тогда, когда от человека не требуется активная концентрация на задаче, поскольку действие многократно опробовано и доведено до автоматизма.
       
Если использовать термин Хаттона «эффект Машеньки из “Трех медведей”», вот что обнаружили исследователи:
  -    Когда дети слушали аудиокнигу, наблюдалась активация речевых центров, но коннективность в целом была низкой. «Это означало, что детям было трудно понять содержание».

  -   При просмотре мультфильма наблюдалась высокая активация зон слухового и зрительного восприятия, однако в этих условиях функциональная коннективность была значительно ниже. «Работа речевых центров затруднялась», — комментирует Хаттон. «Мы трактуем это как то, что мультфильм делает всю работу за ребенка. Дети тратили большую часть энергии на то, чтобы просто понять, о чем идет речь в мультфильме». Понимание сказочного сюжета ребенком в данном случае было самым слабым.
  -  Книжка с картинками была для детского мозга тем, что Хаттон назвал «в самый раз».
Когда дети видят иллюстрации, активность речевых центров немного снижается по сравнению с тем, когда они прослушивают аудиокниги. В этом случае ребенок концентрируется не только на словах, но и использует картинки как подсказки, чтобы лучше понять историю.
«Дайте им картинку и им будет, над чем работать», — объясняет Хаттон. «Тогда как при просмотре мультика сказочная история буквально сваливается на ребенка, и ему совсем не нужно трудиться».
   
Особенно важно, что во время чтения ребенком книжки с картинками исследователи увидели возросший уровень коннективности всех областей мозга, изучаемых в этом эксперименте: речевых центров, областей визуального восприятия, зон, отвечающих за воображение и сети пассивного режима работы мозга.
   
«У детей в возрасте 3-5 лет области мозга, отвечающие за воображение и пассивный режим работы мозга, созревают позже, и для интеграции с остальными участками мозга им требуется практика», — объясняет Хаттон. «Избыточный просмотр мультфильмов может мешать этому процессу».
     
Когда мы читаем детям книги, они трудятся больше, чем мы можем увидеть. «Благодаря этому они тренируют “мышцы”, отвечающие за оживление картинок у них в голове».
     
Профессора Хаттона беспокоит, что в долгосрочной перспективе «дети, которые смотрят слишком много мультфильмов, находятся в зоне риска: процессы интеграции в их мозге не происходят должным образом».
       
Детский мозг, перегруженный необходимостью понимать язык без достаточной практики, хуже справляется с задачей формирования мысленного образа прочитанного и осмыслением содержания сказки. Это делает ребенка противником чтения, поскольку его мозг не очень хорошо подготовлен к получению того, что может дать книга.
     
Важное замечание: из-за ограничений метода фМРТ, при котором нужно лежать неподвижно, ученым в данном случае не удалось полностью воссоздать естественные условия, когда ребенок смотрит и слушает сказку с картинками на коленях у мамы или папы.
     
В проведенном эксперименте отсутствовали эмоциональная связь и тактильный контакт, поясняет профессор Хаттон. А также отсутствовало так называемое «диалогическое чтение», предполагающее, что тот, кто читает, указывает ребенку на незнакомые или необычные слова или говорит «найди мне на картинке кошку». Это целый отдельный слой в формировании навыка чтения и установлении тёплых, доверительных отношений между малышом и тем, кто читает ему книжку.
       
Результаты этого небольшого исследования показывают, что при выборе между мультфильмом и книгой с картинками нужно отдать предпочтение последней,  т.е. книге.

Но если вам по тем или иным причинам некогда, то  ребенку можно поставить аудиокнигу перед сном или во время какого-либо поручения (можно попросить перебрать крупу, которую вы якобы случайно смешали с макаронами  и т.д.) или же предложить ребенку собрать мозаику, дать в руки пластилин, краски, карандаши…  

Памятка

Что делать если мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми и здоровыми!

1.Устанавливайте ограничения и помните, что вы — родитель ребёнка, а не его друг.

2.Обеспечьте детям то, что им нужно, а не то, что им хочется. Не бойтесь отказывать детям, если их желания расходятся с потребностями.

3.Ежедневно устраивайте семейный ужин без электроники.

4.Играйте в настольные игры.

5.Каждый день привлекайте ребёнка к делам (складывать бельё, убирать игрушки, развешивать бельё, разбирать сумки, накрывать на стол, помогать в огороде и т. д.).

6.Укладывайте ребёнка спать в одно и то же время, не позволяйте брать в постель гаджеты.

Учите детей ответственности и независимости. Не ограждайте их от мелких неудач. Это учит их преодолевать жизненные препятствия.

Научите терпению и дайте возможность свободно проводить время, чтобы у ребёнка была возможность заскучать и проявить свои творческие порывы.

  • Не окружайте ребёнка постоянными развлечениями.
  • Не подсовывайте технику как лекарство от скуки.
  • Не поощряйте использование гаджетов за едой, в машине,  в магазине. Пусть мозги ребёнка учатся самостоятельно разгонять «скуку».
  • Поддерживайте эмоциональную связь: улыбайтесь, целуйте, щекочите ребёнка, читайте ему, танцуйте, прыгайте и ползайте с ним вместе!

Не забывайте дарить детям своё время и свою любовь. Время, проведенное вместе с ребенком, гораздо дороже и ценнее любого часа вашей работы. 

И завершить свою статью хочу польской пословицей:

Используемые источники:

-Виктория Прудэй http://www.yourOT.com

NPR.org
Перевод с английского Анны Сучковой

- СиЗОЖ https://sizozh.ru/polza-chteniya-10-prichin-chitat-knigi

- maam/ru –Юлия Мартыненко.

- Яндекс. Картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...

"Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Консультация о значении чтения художественной литературы в речевом развитие дошкольников....

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

Звучит музыка, родители проходят на места.1.Выступление воспитателя.            Добрый вечер уважаемые родители тема нашего собрания «Роль ...

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

Данный документ отражает успешный ход собрания с полным достижением поставленой цели....

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

Родительское собрание для родителей детей старшего возраста о значении чтения художественной литературы....