Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Покаляева Марина Викторовна

Родительское собрание для родителей детей старшего возраста о значении чтения художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Родительское собрание

«Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

        

Основная задача взрослых —

открыть в ребёнке талант читателя!

С.Я. Маршак.

Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книги, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.

Задачи:

- Показать родителям ценность домашнего чтения

-Просвещение родителей о роли художественной литературы в развитии дошкольника

- Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка

-Обогащение знания родителей о детских литературных произведениях

Форма проведения: вечер – встреча.

Участники: воспитатели, родители.

Оснащение: презентация «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста», памятки,

План родительского собрания:

1. Доклад «Развитие интереса к художественной литературе».

2. Выставка детских книг.

3. Викторина «Мы — читающая семья».

4. Просмотр видеофильма «Наши малыши и книги»

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

6. Памятка родителям с советами по теме собрания.

7. Разное (Знакомство родителей с планом работы детского сада в год 75-летия Победы, знакомство с порталом Педсовет 37.ру, другое)

Ход собрания:

Уважаемые родители! Давайте поприветствуем друг друга не совсем обычным способом: просто  улыбнемся друг другу.

А сейчас я задам Вам несколько вопросов.

Отвечайте громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

детей воспитывать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Замечательно! Молодцы!

Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладет ее на куб в центре комнаты). Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи.

А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.

Родители выполняют здание.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

Однако, с  нашим современным, компьютеризированным ритмом  жизни, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. И это очень грустно: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.

                    Дети – шестилетки мечтают стать первоклассниками, играют в детском саду  «в школу»,  с гордостью сообщают всем, что скоро будут школьниками,   но   придя   в   школу,    у   некоторых  зачастую  наступает разочарование.

Очень часто родители жалуются,                                                                что  способный и  интеллектуально развитый ребёнок не хочет трудиться на уроках, столько, сколько бы мог,  не хочет самостоятельно выполнять задания, совершенно не хочет  читать.

  Это объясняется тем, что дети 6-7 лет легче   воспринимают  образ,   чем  текст,        им в этом возрасте гораздо тяжелее, чем взрослым, сосредоточить своё внимание на одном объекте и на однообразном действии.

Смотря   мультики    по телевизору  или  по  компьютеру,  играя  в компьютерные  игры,   ребёнок   становится   хозяином положения.

       Если ему надоедают одни  движущиеся  картинки,  он  сам переключает  на  другой  канал.

       Привыкая  к  этому,  ребенку   будет    очень  тяжело сосредоточится на тексте при чтении.

Дети дошкольного возраста пока слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог, родители. Поэтому в дошкольном возрасте, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу.

Несколько советов о том, как прививать интерес к чтению ребенка

  • Читайте с рождения вслух. Чем раньше вы начнете почитывать своему малышу, тем лучше. Дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. Так они учатся слушать.
  • Если нет времени сделать это днем, выработайте привычку читать малышу перед сном. Подобное чтение не только сближает с детьми, но также стимулирует любовь книгам.
  • Когда малышу исполняется несколько месяцев, уже можно рассматривать книги, одновременно рассказывая истории по иллюстрациям. Так у крохи развивается воображение, он запоминает слова, учится говорить. Малыши любят рассматривать картинки, слушать ваш голос, а также переворачивать страницы.
  • Не следует начинать чтение книги, если у ребенка плохое настроение или он чем-то расстроен, потому что с процессом чтения будут ассоциироваться негативные эмоции.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины.
  • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию вместе с малышом;
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи, расскажите ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Чаще устраивайте семейные чтения.
  • Семейное чтение для детей - это ещё и общение с родителями. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения - общения. Тут важны не только сюжет или красивые картинки, а то, что у малыша возникает тесная ассоциация: чтение — это спокойно и хорошо.

Во многих семьях есть прекрасная традиция чтения на ночь. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации

Какие же произведения доступны детям? 

Прежде всего это произведения устного народного творчества – сказки, загадки, песенки. Народ – непревзойденный учитель родной речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого. Тонкий юмор дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых.

Показ книг: русские народные сказки, сказки зарубежных писателей, авторские сказки и рассказы, научная литература.

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка:

  • способствует расширению горизонта детского знания о мире,
  • литература помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях,
  • формирует начальные представления о прекрасном.
  • книги помогают  лучше узнать и понять друг друга.
  • слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать.

Книга учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый — его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

Но мы, взрослые, порой забываем о художественных ценностях, о литературных традициях.  Забываем названия произведений, их авторов.  А ведь если человек сам не знает чего-то, то он не сможет этому научить других. Сегодня мы с вами вспомним любимые детские произведения, их авторов, народную мудрость о книгах и чтении.

Я предлагаю вам, дорогие родители, проявить свои знания в детской литературе принять участие в конкурсе: «Мы - читающая семья».

 

Родители делятся на две команды «Знайки» и «Читайки».

Предлагаем вам небольшую разминку  – игру, которая называется «Собери квадрат». 

Правила: перед Вами уважаемые родители лежат части от квадрата. Надо, не общаясь друг с другом соберать квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (родители  собирают квадрат).

- Уважаемые родители ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (высказывание родителей)

Да, речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел  бы  возможности  получать  и  передавать  большое  количество  информации. И именно чтение художественной литературы делает нашу речь более красивой, развернутой, правильной.  «Читая авторов, которые хорошо пишут, люди привыкают хорошо говорить» — говорил  Вольтер.

1) Литературная викторина:

1 Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)

1 Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

1 Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это. (доктор Айболит).

2 На сметане" мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился. (Колобок).

2 Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

2 Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля.)

2) Игра «Как дальше?" (слайд)

Родители должны знать пословицы и поговорки, уметь объяснить детям её смысл.

1 «Красно поле пшеном, а беседа... (Ответ: умом.);

1 «Поменьше говори, побольше... (Ответ: услышишь.)

1 « Что написано пером…»        (не вырубишь топором)

2 «В добрый час молвить, а в дурной... (Ответ: промолчать.);

2 «На ласковое слово не сдавайся, на противное... (Ответ: не обижайся.)

2 «Много крику, мало... (Ответ: толку.)

3)Конкурс чтецов «Продолжи стихотворение».

1) Глубокоуважаемый!

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый!

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало, мне надо выходить.

(Нельзя ли у трамвая Вокзай остановить?)

С. Маршак

2) Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал

(Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего) С. Михалков

1) У меня зазвонил телефон…

(Кто говорит? – Слон) К. Чуковский

2) «Маленькие дети, ни за что на свете..(не ходите дети в Африку гулять. К.Чуковский)

4)Конкурс «Кто здесь был и что забыл?» (предметы)

Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.

1) Телефон («Телефон» К. Чуковского),

2) Монетка («Муха-Цокотуха» КЧуковский),

3) Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский),

1) Зайчик («Игрушки» А. Барто),

2)Мячик («Наша Таня» А. Барто)

3)Градусник («Ай- болит» К.Чуковский)

5)  «Знатоки детской художественной литературы»

 Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова и в какой сказке:

1  « По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…». ( Емеля. «По щучьему велению»)

2 «Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…» ( Иван-царевич» (Иван- царевич и серый волк» )

1 « Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!» ( Иван-дурак . « Конек-Горбунок» П. Ершов)

2 « Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!» ( Петушок « Заюшкина избушка»)

1 «Спи,  глазок, спи,  другой!». ( Мачехина дочка Одноглазка. « Хаврошечка»)

2 « Козлятушки-ребятушки, отворитеся,  отопритеся».( Коза. « Волк и семеро козлят»)

6) Разрезные картинки: Собрать  по 3 разрезные картинки  к сказкам

7) Определить жанр произведения по отрывку.

1 «Как по морю, морю синему, бегут побегут тридцать кораблей. Тридцать кораблей – един сокол- корабль самого Садка, гостя богатого. А все корабли что соколы летят…» ( Былина.)

2  «Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)

1 «Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела

Оглянуться не успела

Как зима катит в глаза» (басня)

2 «Котя, котенька, коток, котя серенький хвосток, приди котя ночевать, приди детечек качать…».

(Потешка)

1 «Хочешь есть калачи - не лежи на печи». (Пословица)

2 «На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)

 1 «Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели…» ( Потешка)

2 «Из того ли – то города из Муромля. Из того ли села да с Карачарова. Выезжал удаленький дородный добрый молодец…» (Былина)

1 «Жила-была коза. Построила себе коза избушку. Каждый день уходила коза за кормом….». (Сказка)

2  «Шла машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес.

Выходи на букву С». (Считалочка)

1  «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

2 « По улицам слона водили

Как видно напоказ

Известно, что слоны в диковинку у нас

Так за слоном толпы зевак ходили.

Отколе не возьмись, навстречу Моська им…» (басня)

8) Определи автора - презентация

Слайд Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Просмотр видеоролика «Наши малыши и книга».

Рефлексия «собираем плоды»: на дерево вешают:

- Книжки, если встреча была продуктивной и родители согласны, что чтение важное и полезное занятие.

- Телефоны, если родители считают, что чтение бесполезное занятие, для общения хватит телефона и компьютера.

Решения родительского собрания:

1.Ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное.

2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...

"Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Консультация о значении чтения художественной литературы в речевом развитие дошкольников....

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

Звучит музыка, родители проходят на места.1.Выступление воспитателя.            Добрый вечер уважаемые родители тема нашего собрания «Роль ...

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

Данный документ отражает успешный ход собрания с полным достижением поставленой цели....

Конспект родительского собрания "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Конспект родительского собрания "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"...