Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
Родительское собрание для родителей детей старшего возраста о значении чтения художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
Основная задача взрослых —
открыть в ребёнке талант читателя!
С.Я. Маршак.
Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книги, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.
Задачи:
- Показать родителям ценность домашнего чтения
-Просвещение родителей о роли художественной литературы в развитии дошкольника
- Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка
-Обогащение знания родителей о детских литературных произведениях
Форма проведения: вечер – встреча.
Участники: воспитатели, родители.
Оснащение: презентация «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста», памятки,
План родительского собрания:
1. Доклад «Развитие интереса к художественной литературе».
2. Выставка детских книг.
3. Викторина «Мы — читающая семья».
4. Просмотр видеофильма «Наши малыши и книги»
5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
6. Памятка родителям с советами по теме собрания.
7. Разное (Знакомство родителей с планом работы детского сада в год 75-летия Победы, знакомство с порталом Педсовет 37.ру, другое)
Ход собрания:
Уважаемые родители! Давайте поприветствуем друг друга не совсем обычным способом: просто улыбнемся друг другу.
А сейчас я задам Вам несколько вопросов.
Отвечайте громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
детей воспитывать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Замечательно! Молодцы!
Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладет ее на куб в центре комнаты). Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи.
А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.
Родители выполняют здание.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.
Однако, с нашим современным, компьютеризированным ритмом жизни, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. И это очень грустно: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.
Дети – шестилетки мечтают стать первоклассниками, играют в детском саду «в школу», с гордостью сообщают всем, что скоро будут школьниками, но придя в школу, у некоторых зачастую наступает разочарование.
Очень часто родители жалуются, что способный и интеллектуально развитый ребёнок не хочет трудиться на уроках, столько, сколько бы мог, не хочет самостоятельно выполнять задания, совершенно не хочет читать.
Это объясняется тем, что дети 6-7 лет легче воспринимают образ, чем текст, им в этом возрасте гораздо тяжелее, чем взрослым, сосредоточить своё внимание на одном объекте и на однообразном действии.
Смотря мультики по телевизору или по компьютеру, играя в компьютерные игры, ребёнок становится хозяином положения.
Если ему надоедают одни движущиеся картинки, он сам переключает на другой канал.
Привыкая к этому, ребенку будет очень тяжело сосредоточится на тексте при чтении.
Дети дошкольного возраста пока слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог, родители. Поэтому в дошкольном возрасте, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу.
Несколько советов о том, как прививать интерес к чтению ребенка
- Читайте с рождения вслух. Чем раньше вы начнете почитывать своему малышу, тем лучше. Дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. Так они учатся слушать.
- Если нет времени сделать это днем, выработайте привычку читать малышу перед сном. Подобное чтение не только сближает с детьми, но также стимулирует любовь книгам.
- Когда малышу исполняется несколько месяцев, уже можно рассматривать книги, одновременно рассказывая истории по иллюстрациям. Так у крохи развивается воображение, он запоминает слова, учится говорить. Малыши любят рассматривать картинки, слушать ваш голос, а также переворачивать страницы.
- Не следует начинать чтение книги, если у ребенка плохое настроение или он чем-то расстроен, потому что с процессом чтения будут ассоциироваться негативные эмоции.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины.
- Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию вместе с малышом;
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи, расскажите ребенку об авторе прочитанной книги.
- Чаще устраивайте семейные чтения.
- Семейное чтение для детей - это ещё и общение с родителями. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения - общения. Тут важны не только сюжет или красивые картинки, а то, что у малыша возникает тесная ассоциация: чтение — это спокойно и хорошо.
Во многих семьях есть прекрасная традиция чтения на ночь. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации
Какие же произведения доступны детям?
Прежде всего это произведения устного народного творчества – сказки, загадки, песенки. Народ – непревзойденный учитель родной речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого. Тонкий юмор дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых.
Показ книг: русские народные сказки, сказки зарубежных писателей, авторские сказки и рассказы, научная литература.
Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка:
- способствует расширению горизонта детского знания о мире,
- литература помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях,
- формирует начальные представления о прекрасном.
- книги помогают лучше узнать и понять друг друга.
- слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать.
Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
Но мы, взрослые, порой забываем о художественных ценностях, о литературных традициях. Забываем названия произведений, их авторов. А ведь если человек сам не знает чего-то, то он не сможет этому научить других. Сегодня мы с вами вспомним любимые детские произведения, их авторов, народную мудрость о книгах и чтении.
Я предлагаю вам, дорогие родители, проявить свои знания в детской литературе принять участие в конкурсе: «Мы - читающая семья».
Родители делятся на две команды «Знайки» и «Читайки».
Предлагаем вам небольшую разминку – игру, которая называется «Собери квадрат».
Правила: перед Вами уважаемые родители лежат части от квадрата. Надо, не общаясь друг с другом соберать квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (родители собирают квадрат).
- Уважаемые родители ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (высказывание родителей)
Да, речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. И именно чтение художественной литературы делает нашу речь более красивой, развернутой, правильной. «Читая авторов, которые хорошо пишут, люди привыкают хорошо говорить» — говорил Вольтер.
1) Литературная викторина:
1 Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)
1 Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)
1 Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это. (доктор Айболит).
2 На сметане" мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился. (Колобок).
2 Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)
2 Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля.)
2) Игра «Как дальше?" (слайд)
Родители должны знать пословицы и поговорки, уметь объяснить детям её смысл.
1 «Красно поле пшеном, а беседа... (Ответ: умом.);
1 «Поменьше говори, побольше... (Ответ: услышишь.)
1 « Что написано пером…» (не вырубишь топором)
2 «В добрый час молвить, а в дурной... (Ответ: промолчать.);
2 «На ласковое слово не сдавайся, на противное... (Ответ: не обижайся.)
2 «Много крику, мало... (Ответ: толку.)
3)Конкурс чтецов «Продолжи стихотворение».
1) Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало, мне надо выходить.
(Нельзя ли у трамвая Вокзай остановить?)
С. Маршак
2) Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал
(Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего) С. Михалков
1) У меня зазвонил телефон…
(Кто говорит? – Слон) К. Чуковский
2) «Маленькие дети, ни за что на свете..(не ходите дети в Африку гулять. К.Чуковский)
4)Конкурс «Кто здесь был и что забыл?» (предметы)
Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.
1) Телефон («Телефон» К. Чуковского),
2) Монетка («Муха-Цокотуха» КЧуковский),
3) Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский),
1) Зайчик («Игрушки» А. Барто),
2)Мячик («Наша Таня» А. Барто)
3)Градусник («Ай- болит» К.Чуковский)
5) «Знатоки детской художественной литературы»
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:
1 « По щучьему веленью, по-моему, хотенью…». ( Емеля. «По щучьему велению»)
2 «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…» ( Иван-царевич» (Иван- царевич и серый волк» )
1 « Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» ( Иван-дурак . « Конек-Горбунок» П. Ершов)
2 « Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!» ( Петушок « Заюшкина избушка»)
1 «Спи, глазок, спи, другой!». ( Мачехина дочка Одноглазка. « Хаврошечка»)
2 « Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся».( Коза. « Волк и семеро козлят»)
6) Разрезные картинки: Собрать по 3 разрезные картинки к сказкам
7) Определить жанр произведения по отрывку.
1 «Как по морю, морю синему, бегут побегут тридцать кораблей. Тридцать кораблей – един сокол- корабль самого Садка, гостя богатого. А все корабли что соколы летят…» ( Былина.)
2 «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
1 «Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела
Оглянуться не успела
Как зима катит в глаза» (басня)
2 «Котя, котенька, коток, котя серенький хвосток, приди котя ночевать, приди детечек качать…».
(Потешка)
1 «Хочешь есть калачи - не лежи на печи». (Пословица)
2 «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
1 «Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели…» ( Потешка)
2 «Из того ли – то города из Муромля. Из того ли села да с Карачарова. Выезжал удаленький дородный добрый молодец…» (Былина)
1 «Жила-была коза. Построила себе коза избушку. Каждый день уходила коза за кормом….». (Сказка)
2 «Шла машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С». (Считалочка)
1 «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
2 « По улицам слона водили
Как видно напоказ
Известно, что слоны в диковинку у нас
Так за слоном толпы зевак ходили.
Отколе не возьмись, навстречу Моська им…» (басня)
8) Определи автора - презентация
Слайд Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.
Просмотр видеоролика «Наши малыши и книга».
Рефлексия «собираем плоды»: на дерево вешают:
- Книжки, если встреча была продуктивной и родители согласны, что чтение важное и полезное занятие.
- Телефоны, если родители считают, что чтение бесполезное занятие, для общения хватит телефона и компьютера.
Решения родительского собрания:
1.Ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное.
2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"
Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...
"Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"
Консультация о значении чтения художественной литературы в речевом развитие дошкольников....
Родительское собрание:«Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
Родительское собрание...
Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
Звучит музыка, родители проходят на места.1.Выступление воспитателя. Добрый вечер уважаемые родители тема нашего собрания «Роль ...
Родительское собрание в нетрадиционной форме(круглый стол) «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста. Волшебный мир книги»
Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста....
Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
Данный документ отражает успешный ход собрания с полным достижением поставленой цели....
Конспект родительского собрания "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"
Конспект родительского собрания "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"...