Рабочая программа проекта «Мир сказки»
проект по художественной литературе (младшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. |
Рабочая программа
«Мир сказки»
Возраст воспитанников: 3-4 года
Срок реализации программы: 1 год
Автор – составитель:
Мудракова Анастасия Сергеевна
воспитатель
Вид проекта: долгосрочный,
групповой.
Участники: дети младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель: развитие речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с художественной литературой.
Задачи: коррекционно-образовательная; коррекционно-развивающая; коррекционно-воспитательная.
Актуальность проекта: В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Актуальность темы: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Данный проект поможет развить у детей устную речь, воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Проблема проекта:
- трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине.
- слабо развиты творческие способности детей.
Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам и сказкам зарубежных писателей, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Планируемый результат:
- Формирование интереса к чтению художественной литературы.
- Повышение уровня развития литературной речи.
- Развитию умения испытывать сострадать, сочувствовать, радоваться.
- Формирование отношения детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками и сказками зарубежных писателей.
2. У воспитанников повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
5. Совместная деятельность будет способствовать сближению родителей с детьми.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
План реализации проекта.
1. Знакомство с произведениями: «Репка», «Колобок», Курочка Ряба», «Айболит», «Теремок» и др.
2. Прослушивание звукозаписей детских сказок.
3. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
4. Дидактические игры. «Расскажи по картинкам: Теремок» «Расскажи по картинкам: Репка», «Расскажи по картинкам: Колобок», «Расскажи по картинкам: В деревне», «Расскажи по картинкам: родная природа», «Играем в сказку «Три поросёнка», «Лото. Герои русских сказок», «Тематический словарь в картинках. Любимые герои сказок: Волк и козлята».
5. Лепка на тему «Колобок».
6. Раскрашивание раскрасок по иллюстрациям к любимым сказкам.
7. Рисование сказочных персонажей: колобок, репка, следы зверей.
8. Изготовление настольного театра по сказке «Колобок». (приобщение родителей).
9. Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
10. Игры - драматизации по произведениям.
11. Разработка «Плана по благоустройству детской игровой площадки» на тему: «Волшебная страна гномов».
12. Благоустройство детской игровой площадки совместно с родителями воспитанников
13. Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей»
14. Организация книжной выставки «Добрые сказки» совместно с родителями воспитанников.
15. Развлечение «Путешествие в мир сказок»
16. НОД по теме «В гости к сказке».
Исполнители проекта:
1. Педагоги младшей группы «Земляничка».
2. Дети младшей группы «Земляничка».
3. Родители воспитанников.
План реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
- Подготовка иллюстрированных книг с русскими народными сказками.
- Оформление книжного уголка.
- Подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр.
4. Беседа с детьми, что можно почитать, где взять книгу, каких писателей дети знают.
5. Опрос детей «По страницам сказок»;
6. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».
7. Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов;
8. обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
НОД: «Русские народные сказки» Колобок. Курочка Ряба. Морозко. Царевна-лягушка. Василиса Прекрасная. Крошечка-Хаврошечка. По щучьему веленью. Русские народные сказки о животных и волшебные сказки. сказки из сборника Афанасьева А. Жар-птица и Василиса-царевна. Морской царь и Василиса Премудрая (и другие) Толстой Л. Три медведя Ершов П. Конек-Горбунок Пушкин А. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
2 этап (основной «Информационно-творческий»)
- Развивающие игры: «Колобок», «Лиса и заяц», «Черепаха», «Грибочки»
- Развлечение для детей 2 младшей группы «Путешествие на летний луг»
- Посещение театрального представления
НОД: Барто А. Собрание сочинений в 3 т. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. Каникулы в Простоквашино Чуковский К. Айболит. Бармалей. Бибигон. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Путаница. Токмакова И. Стихи. Счастливо, Ивушкин. В стране «Нигде и никуда».
- Подвижные игры: «Великаны- карлики», « Послушные листья», «Найди такой же листочек», « Мое любимое дерево», «Кто быстрее добежит до березы», « Море волнуется», « Пузырь», «Шарик», «Ква-ква-ква».
- Дидактические игры: «Путешествие по русским народным сказкам», «Шкатулка со сказками», «Помоги Колобку», «Расскажи сказку по картинкам»
- Просмотр русских народных сказок
- Спектакли в детском саду «Теремок на новый лад», «Айболит»
Содержание деятельности педагога:
С детьми:
-беседы «Какие сказки я знаю»;
-знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок», «Айболит»;
-рассматривание иллюстраций к сказкам;
-организация и проведение занятий по лепке по данной теме;
-организация и проведение занятий по рисованию по данной теме;
-инсценировка сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Айболит», «Курочка Ряба».
С родителями:
- консультация «Роль сказки в воспитании детей»;
- наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»;
Содержание деятельности родителей:
-Помощь в организации тематического благоустройства детской игровой площадки (озеленение, изготовление различных декоративных элементов совместно с детьми).
-Помощь в изготовлении детских костюмов для проведения театрализованной деятельности и др.
-Помощь в проведении конкурса фотографий «Что мы Родиной зовём».
3 этап (заключительный)
- Коммуникативная игра. «Из какой сказки герой?», «Кто лишний?», «Как называется дерево?», «Найди и назови», «Что это», «Найди такой же», «Солнышко и дождик.», «Мальчик разоряет гнездо у птичек», «Чудесный мешочек».
- Сюжетно – ролевая игра: «Компот из фруктов для лесных зверушек», «В гости к лисичке», «Сварим Петушку Кашку».
- Развлечения во второй младшей группе «Мы уже большие»
3.Совместная работа родителей и детей:
Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
Результаты проекта: реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное и художественно- эстетическое воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
Литература
1. «Приобщение детей к художественной литературе» авт. В.В. Гербова Программа и методические рекомендации Москва-Синтез, М., 2008 год Для занятий с детьми 2 – 7 лет,Издание 2-е исправленное и дополненное
2. «Оздоровительная гимнастика» (3 -7 лет) авт. Л.И. Пензулаева Для детей 3-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез, Москва 2010 г. Комплексы оздоровительной гимнастики
3. «Сборник подвижных игр» авт. Э.Я. СтепаненковаОбразовательная область «Физическая культура». Издательство Мозаика-Синтез, М. 2011 год Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2 – 7 лет
4. «Развитие игровой деятельности» авт. Н.Ф. Губанова. Система работы во второй младшей группе детского сада (3+) Мозаика-Синтез, Москва 2009 год, 2010 г.
- Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду [Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – Москва: Сфера, 2005. – 144 с.
- Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.
- Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С.Евдокимова. – Москва: Сфера, 2005. – 96 с.
- Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст]/ О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – Москва: Сфера, 2005. – 80 с.
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст]/ Под ред. Т.С. Яковлевой. – Москва: Школьная пресса, 2006. – 233с.
- Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст]/ О.Н. Моргунова. – Воронеж: ИкМА, 2005 – 127 с.
- Ширяева, И. Закаливание детей [Текст]/ И. Ширяева // Ребенок в детском саду – 2001. - № 6. – С.26-27.
- Бедерханова В.П. «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995 г.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг». М., 1993г.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ.М., 2005г.
- Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.
- «Русские народные сказки» в обр. К. Ушинского, А. Макарова. – М., 2003г.
- А. Барто «Я расту» стихи для детей. М., 2012г.
- А. Кольцов, А. Плещеев, А. Толстой «В родном краю» сборник стихов Изд.: «Детская литература. Москва», 2002 г.
- В. Бианки «Рассказы и сказки». Изд. «Самовар», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (проект) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего возраста 2014- 2015 учебный год
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физи...
Рабочая программа кружка "Пластилиновая сказка"
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение,...
Рабочая программа театрального кружка "Сказка"
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой инфор...
Рабочая программа кружка "Бумажная сказка" (по бумагопластике для детей 5-6 лет)
Рабочая программа кружка «Бумажная сказка» (по бумагопластике...
Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.В с...
Рабочая программа старшей группы "Сказка"
Рабочая программа старшей группы "Сказка"...
Рабочая программа дополнительного образования "Сказка за сказкой" (театральный кружок)
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства...