Творческий проект " Сказка по лесу идет, сказка за руку ведет"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми?

Это способствует развитию фантазии и воображения ребенка и сможет стать основой его творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация на тему:

" Творческий проект «Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт»

1 

Участники проекта: воспитатели: Когтева О.В, Судакова Л.В, музыкальный руководитель:Сарварутдинова Л.Р., дети подготовительной группы.

Вид проекта: среднесрочный, творческий, групповой.

Срок реализации проекта:декабрь-февраль 2020 года.

2 

Актуальность проекта:В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. Восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи. «С помощью какого средства можно достичь таких результатов, не забывая об уникальности и самоценности детства?»Таким средством может стать народная сказка. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного и эстетического воспитания, в сказке предстают блестящие образцы родного языка. В связи с этим вопрос развития словесного творчества детей дошкольного возраста с использованием различных методов сочинения сказки до сих пор не теряет своей актуальности.

2 

Цель проекта: Исходя из вышесказанного, были поставлены цель и задачи по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными сказками: Содействовать развитию словесного творчества детей, соответствующему возрастному уровню развития детей, используя различные методы сочинения сказок, развитию активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности

2 

Образовательные задачи:

- Развитие интереса к художественной культуре путем ознакомления с отечественным литературным наследием, приобщение детей к русским народным сказкам.

- Привлечение внимания детей к устному народному творчеству через загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.

- Развитие монологической речи, умения связно высказываться.

- Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.

- Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.

- Развитие актёрских способностей посредством взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра.

3 

Воспитательные задачи:

-Восхищение творчеством русского народа;возможности детям понять, что они – часть этого великого народа.

-Развитие эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания.

- Воспитание доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения -вести себя в коллективе сверстников.

- Воспитание умения уважительно относиться к результатам труда.

- Формирование у каждого ребёнка эмоционально-положительного отношения к природе.

- Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей, настойчивости в достижении целей.

- Развитие творческого потенциала ребёнка, его художественной наблюдательности путём изучения литературного наследия.

- Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей

3  

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию словесного творчества включала:

1. Знакомство с литературным наследием русского народа, его творчеством, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие… Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.

  • Прослушивание авторских и народных сказок
  • Пересказ прочитанных сказок
  • Знакомство с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, к сказке “Лисичка со скалочкой” – “Что посеешь – то и пожнёшь” и т.п.
  • Рассматривание иллюстраций к народным сказкам

3

2. Речевые упражнения. Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников, но и развитие связной, монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения сказок, придумывать различные зачины, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.п. Нетрадиционный подход как раз даёт ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а   человечно.

  • Изготовление опорных схем- мнемотаблиц, отражающих ту или иную сказку. Сюда вошли

“Петушок и бобовое зёрнышко”

“Три медведя”

“Репка”

“Волк и семеро козлят”

“Лисичка – сестричка и серый  волк”

“Зимовье зверей”

“Колобок”

“Вершки и корешки”

“У солнышка в гостях”

“Снегурушка и лиса”

“Теремок”

“Курочка Ряба”

“У страха глаза велики”

“Лисичка со скалочкой”

“Кот, петух и лиса”

“Петушок и жерновцы”

“Гуси-лебеди”

“По щучьему велению”

“Машенька и медведь”

“Заюшкина избушка”

“Рукавичка”

Крошечка-Хаврошечка”

Этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет.

  • Речевые игры на основе детских сказок:
    -
    «Сказки «из собственного опыта»
    Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.
    - «Сказки «наизнанку»
    Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, « У зайца избушка ледяная, а у лисы – лубяная» («Зайкина избушка»)
    -
    «Сказки «задом наперед»
    Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на мнемотаблицы. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
    «Сказка со «сменой места действия»
    Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Снегурочка в Африке, Вини-Пух в космосе, три поросенка на необитаемом острове. 
  • Игры на развитие фантазии, словесного творчества

«Расскажем сказку вместе»

«Придумай необычное существо»

«Волшебные очки»

«Волшебное дерево»

«Шкатулка со сказками»

«Волшебные предметы из чудесного мешочка»

«Волшебная труба»

«Придумай загадку о волшебном животном»

«Помоги Колобку»

«Нелепицы»

«Поиграем в Репку»

«Превращения»

«Придумай историю»

«Бывает – не бывает»

«Исправь ошибку»

«Пантомима»

«Старая сказка на новый лад»

«Как спастись от колдуна?»

        

5 

3. Развитие творческих способностей посредством создания разнохарактерных образов живой и неживой природы через исследовательскую, изобразительную и игровую деятельность. Крайне важно не только научить ребёнка сочинять, но и показать ему новые возможности. Весьма часто детям предлагалось изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно, например, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью телодвижений, жестов или мимики и т.п.

  • Творческие задания для детей

- Сочини сказку о необычном   существе

- «Коллаж из сказок»

  • Игровые сюжеты «Путешествие по сказкам»
  • Использование сказок на занятиях по познанию окружающего мира
  • Использование сказок в режимных моментах, на  занятиях
  • Изготовление атрибутов к инсценировкам сказок
  • Лепка персонажей из прочитанных и выдуманных сказок
  • Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения
  • Включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве   художественного слова
  • Использование сюжета сказок в художественном творчестве

5

4. Развитие в театрализованной деятельности (совместно с музыкальным руководителем) путём перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов.

        

  • Разыгрывание сказок с помощью разных видов театра (пальчикового, настольного, игрушками «бибабо»).

        

5

 Совместная деятельность детей и родителей        

  • Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
  • Просмотр картин, иллюстраций к сказкам.
  • Заучивание отрывок из сказок.
  • Совместное творчество родителей и детей по сочинению сказок.
  • Подготовка к выставке
  • Изготовление атрибутов к сказкам
  • Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
  • Совместное сочинение сказок

 5

 Заключительный этап:

  • Выставка книг «Сказочный мир»
  • Выставка детских иллюстраций «Моя любимая сказка»

6 

Итоговое мероприятие: Инсценировка сказки «Колобок на новый лад»

7 

Результат проведённой работы:Дети могут:

  • Самостоятельно рассматривать книгу
  •   Узнавать на иллюстрациях литературных героев
  •   Комментировать увиденное
  •  Составлять рассказ по иллюстрациям
  •  Воспроизводить сюжет
  •  Выделять и называть главных героев
  •  Изменять сюжет сказки
  •  Высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения
  •  Участвовать в совместном обсуждении
  •  Инсценировать сказки

8 

Сказки - это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотека пополнилась новыми книгами сказок, в том числе самодельными. Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе. Сказка – источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Творческий проект: «Сказка своими руками»

Творческий проект: «Сказка своими руками»"Три медведя"Тип проекта: -По ведущему методу: информационно -творческий проект. -По содержанию: педагогический, ребёнок и семья. -По характеру участия ре...

Познавательно-творческий проект в условиях ДОУ «Кукольный театр своими руками»

Проект носит теоретический, практический и исследовательский характер, позволяет вовлечь детей в творческий и познавательный процесс. Данный  проект способствует реализации творческих сил и духов...

Исследовательско-творческий проект "Живая книга леса"

                                                      ...

Викторина (деловая игра) для родителей Тема: «Сказка по лесу идет»

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению понимания важности воспитания у детей интереса к чтению и любви к книгам. В связи с этим одной из основных  задач в ДОУ остаю...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Сказка по лесу идет"

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Сказка по лесу идет"...