Творческий проект " Сказка по лесу идет, сказка за руку ведет"
проект по художественной литературе (старшая группа)
Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми?
Это способствует развитию фантазии и воображения ребенка и сможет стать основой его творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_prezentatsii_proektaskazka_po_lesu_idyot_skazku_za_ruku_vedyot.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация на тему:
" Творческий проект «Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт»
1
Участники проекта: воспитатели: Когтева О.В, Судакова Л.В, музыкальный руководитель:Сарварутдинова Л.Р., дети подготовительной группы.
Вид проекта: среднесрочный, творческий, групповой.
Срок реализации проекта:декабрь-февраль 2020 года.
2
Актуальность проекта:В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. Восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи. «С помощью какого средства можно достичь таких результатов, не забывая об уникальности и самоценности детства?»Таким средством может стать народная сказка. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного и эстетического воспитания, в сказке предстают блестящие образцы родного языка. В связи с этим вопрос развития словесного творчества детей дошкольного возраста с использованием различных методов сочинения сказки до сих пор не теряет своей актуальности.
2
Цель проекта: Исходя из вышесказанного, были поставлены цель и задачи по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными сказками: Содействовать развитию словесного творчества детей, соответствующему возрастному уровню развития детей, используя различные методы сочинения сказок, развитию активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности
2
Образовательные задачи:
- Развитие интереса к художественной культуре путем ознакомления с отечественным литературным наследием, приобщение детей к русским народным сказкам.
- Привлечение внимания детей к устному народному творчеству через загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.
- Развитие монологической речи, умения связно высказываться.
- Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
- Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
- Развитие актёрских способностей посредством взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра.
3
Воспитательные задачи:
-Восхищение творчеством русского народа;возможности детям понять, что они – часть этого великого народа.
-Развитие эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания.
- Воспитание доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения -вести себя в коллективе сверстников.
- Воспитание умения уважительно относиться к результатам труда.
- Формирование у каждого ребёнка эмоционально-положительного отношения к природе.
- Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей, настойчивости в достижении целей.
- Развитие творческого потенциала ребёнка, его художественной наблюдательности путём изучения литературного наследия.
- Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей
3
Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию словесного творчества включала:
1. Знакомство с литературным наследием русского народа, его творчеством, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие… Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.
- Прослушивание авторских и народных сказок
- Пересказ прочитанных сказок
- Знакомство с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, к сказке “Лисичка со скалочкой” – “Что посеешь – то и пожнёшь” и т.п.
- Рассматривание иллюстраций к народным сказкам
3
2. Речевые упражнения. Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников, но и развитие связной, монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения сказок, придумывать различные зачины, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.п. Нетрадиционный подход как раз даёт ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а человечно.
- Изготовление опорных схем- мнемотаблиц, отражающих ту или иную сказку. Сюда вошли
“Петушок и бобовое зёрнышко” | “Три медведя” |
“Репка” | “Волк и семеро козлят” |
“Лисичка – сестричка и серый волк” | “Зимовье зверей” |
“Колобок” | “Вершки и корешки” |
“У солнышка в гостях” | “Снегурушка и лиса” |
“Теремок” | “Курочка Ряба” |
“У страха глаза велики” | “Лисичка со скалочкой” |
“Кот, петух и лиса” | “Петушок и жерновцы” |
“Гуси-лебеди” | “По щучьему велению” |
“Машенька и медведь” | “Заюшкина избушка” |
“Рукавичка” | Крошечка-Хаврошечка” |
Этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет.
- Речевые игры на основе детских сказок:
-«Сказки «из собственного опыта»
Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.
- «Сказки «наизнанку»
Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, « У зайца избушка ледяная, а у лисы – лубяная» («Зайкина избушка»)
- «Сказки «задом наперед»
Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на мнемотаблицы. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
«Сказка со «сменой места действия»
Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Снегурочка в Африке, Вини-Пух в космосе, три поросенка на необитаемом острове. - Игры на развитие фантазии, словесного творчества
«Расскажем сказку вместе» | «Придумай необычное существо» |
«Волшебные очки» | «Волшебное дерево» |
«Шкатулка со сказками» | «Волшебные предметы из чудесного мешочка» |
«Волшебная труба» | «Придумай загадку о волшебном животном» |
«Помоги Колобку» | «Нелепицы» |
«Поиграем в Репку» | «Превращения» |
«Придумай историю» | «Бывает – не бывает» |
«Исправь ошибку» | «Пантомима» |
«Старая сказка на новый лад» | «Как спастись от колдуна?» |
5
3. Развитие творческих способностей посредством создания разнохарактерных образов живой и неживой природы через исследовательскую, изобразительную и игровую деятельность. Крайне важно не только научить ребёнка сочинять, но и показать ему новые возможности. Весьма часто детям предлагалось изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно, например, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью телодвижений, жестов или мимики и т.п.
- Творческие задания для детей
- Сочини сказку о необычном существе
- «Коллаж из сказок»
- Игровые сюжеты «Путешествие по сказкам»
- Использование сказок на занятиях по познанию окружающего мира
- Использование сказок в режимных моментах, на занятиях
- Изготовление атрибутов к инсценировкам сказок
- Лепка персонажей из прочитанных и выдуманных сказок
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения
- Включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова
- Использование сюжета сказок в художественном творчестве
5
4. Развитие в театрализованной деятельности (совместно с музыкальным руководителем) путём перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов.
- Разыгрывание сказок с помощью разных видов театра (пальчикового, настольного, игрушками «бибабо»).
5
Совместная деятельность детей и родителей
- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
- Просмотр картин, иллюстраций к сказкам.
- Заучивание отрывок из сказок.
- Совместное творчество родителей и детей по сочинению сказок.
- Подготовка к выставке
- Изготовление атрибутов к сказкам
- Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
- Совместное сочинение сказок
5
Заключительный этап:
- Выставка книг «Сказочный мир»
- Выставка детских иллюстраций «Моя любимая сказка»
6
Итоговое мероприятие: Инсценировка сказки «Колобок на новый лад»
7
Результат проведённой работы:Дети могут:
- Самостоятельно рассматривать книгу
- Узнавать на иллюстрациях литературных героев
- Комментировать увиденное
- Составлять рассказ по иллюстрациям
- Воспроизводить сюжет
- Выделять и называть главных героев
- Изменять сюжет сказки
- Высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения
- Участвовать в совместном обсуждении
- Инсценировать сказки
8
Сказки - это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотека пополнилась новыми книгами сказок, в том числе самодельными. Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе. Сказка – источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина» Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, позн...
Творческий проект: «Сказка своими руками»
Творческий проект: «Сказка своими руками»"Три медведя"Тип проекта: -По ведущему методу: информационно -творческий проект. -По содержанию: педагогический, ребёнок и семья. -По характеру участия ре...
Познавательно-творческий проект в условиях ДОУ «Кукольный театр своими руками»
Проект носит теоретический, практический и исследовательский характер, позволяет вовлечь детей в творческий и познавательный процесс. Данный проект способствует реализации творческих сил и духов...
Викторина (деловая игра) для родителей Тема: «Сказка по лесу идет»
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению понимания важности воспитания у детей интереса к чтению и любви к книгам. В связи с этим одной из основных задач в ДОУ остаю...
Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Сказка по лесу идет"
Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Сказка по лесу идет"...
Сценарий развлечения для детей средней группы «Масленица идет – весну под руки ведет»
Методическая разработка...