Конспект образовательной деятельности на тему: «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
пробуждать интерес детей к сказкам разных народов России, воспитывать эмоциональную отзывчивость на содержание народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_narodov_rossii.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«Детский сад
компенсирующего вида № 159»
_____________ С.В. Левченко
«____» ______________ 2022 г.
Конспект образовательной деятельности
на тему: «Путешествие по сказкам»
Подготовили и провели
Воспитатели: Кутепова О.В.
Шишова В.А.
Цель: пробуждать интерес детей к сказкам разных народов России, воспитывать эмоциональную отзывчивость на содержание народных сказок.
Задачи: развивать представление о том, что Россия – большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.
Образовательные задачи:
• обобщить знания детей о сказках, их героях, характерных качествах;
Развивающие задачи:
• развивать у детей мышление, внимание, память, речь;
• развивать инициативу и умение действовать согласованно;
Воспитательные задачи:
• вызвать у детей желание общаться с книгой;
• воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;
• воспитывать чувство любви к Родине;
Ход занятия.
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Воспит: Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей стране. Дети, а знаете, в какой стране мы живем?
Дет: Мы живем в России.
1слд. (Карта России)
Воспит: Правильно Россия – большая, великая, сильная и красивая страна. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Россия сильна дружбой разных народов ее населяющих.
Воспит: Люди каких национальностей живут в нашей стране?
Дети:(Русские, чуваши, башкиры, мордва, татары, чукчи, орочи и др.)
Воспит: Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои национальные костюмы песни, сказки.
Сказка – это чудо!
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ,
В мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски,
А зовётся чудо – сказки!
Воспит: И вот сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам народов России. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспит: А на чем можно путешествовать?
Дети: На самолете, автобусе, корабле и др.
Воспит: А мы с вами сегодня отправимся в путешествие не обычном транспорте, а вот на этом волшебном ковре самолете. Хотите?
Дети: Да.
Воспит: Что бы взлететь – нужно по удобней сесть на этот ковер самолет улыбнуться. Подарить улыбку соседу справа, улыбнуться мне, а я вам. А чтобы никто не упал – нужно взяться за руки. Готовы?
Дети: Да.
музыка:(Полет на ковре).
Воспит: Отправляемся.
Воспит: И вот мы с вами приземлились. И первая наша остановка Бурятия. Нас встречает девушка в народном Бурятском костюме и она хочет рассказать нам свою сказку, давайте послушаем.
Чтение сказки "Сорока и ее птенцы".
Однажды сорока обратилась к своим птенцам со словами:
— Дети мои, вы уже выросли, и настало время вам самим добывать еду и жить своей жизнью.
Сказала она так и, оставив гнездо, полетела с птенцами в соседнюю рощу. Показала им, как ловить мошек да букашек, как из таежного озера воду пить. Но птенцы ничего не хотят делать сами.
— Полетим обратно в гнездо, — хнучут они. — Как было хорошо, когда ты приносила нам всяких червячков и пихала в рот. Никаких забот, никаких хлопот.
— Дети мои, — вновь говорит им сорока. — Вы уже стали большими, а моя мать выбросила меня из гнезда совсем маленькой…
— А если нас подстрелят из лука? — спрашивают птенцы.
— Не бойтесь, — отвечает сорока. — Прежде чем выстрелить, человек долго целится, так что проворнная птица всегда успеет улететь.
— Все это так, — загалдели птенцы, — но что будет, если человек кинет в нас камнем? Такое может сделать любой мальчишка, даже не прицеливаясь.
— Для того чтобы взять камень, человек нагибается, — отвечает сорока.
— А если у человека окажется камень за пазухой? — спросили птенцы.
— Кто своим умом дошел до мысли о спрятанном за пазухой камне, тот сумеет спастись от смерти, — сказала сорока и улетела прочь.
Воспит: Чему учит эта сказка?
Дет: Эта сказка учит быть храбрыми и самостоятельными.
Воспит: Молодцы. Хотите продолжить путешествие?
Дет: Да.
Воспит: Садитесь поудобнее, ты ковер лети, лети, и нас в другую сказку принеси. (Звучит сказочная музыка). Куда же нас привез ковер самолет? Давайте сойдем с ковра самолета и узнаем.
Воспит: Мы приземлились в Якутии. Здесь нас встречает девушка в народном Якутском костюме. Давайте послушаем сказку, которую она для нас приготовила.
Кто-то и зайца боится
— Ну что за жизнь?! — как-то в горькую минуту посетовал заяц. — Всего-то я боюсь, все на меня страх нагоняет. Треснула сухая веточка — я уже вздрогнул, птичка-пичужка с кустика на кустик перепорхнула — у меня сердце в пятках. Мышь по листьям в свою норку прошмыгнула — и это меня испугало. Есть ли вообще кто или что на свете, чего бы я не боялся?.. Нет, это не жизнь. Чем так жить да перед всеми как осиновый лист дрожать — лучше утопиться...
И побежал косой на ближнее озеро.
Подбежал к озеру и уж начал выбирать, где поглубже, но тут заметил, что рядом по берегу лягушка-квакушка скачет. Струхнул наш заяц, прижал свои длинные уши. Да ведь все равно погибать, — была не была! — и прямо на лягушку. Та еще проворнее поскакала да как закричит:
— Ах, горе мне! Страшный заяц за мной скачет, хочет меня съесть. Ах, боюсь! Квак, боюсь!.. — С тем и бултыхнулась в озеро.
Заяц от неожиданности аж на задние лапы присел, своим ушам не верит.
— Вот тебе и раз! Выходит, кто-то и меня боится... Тогда надо погодить с озером-то. Поверну-ка я обратно в лес...
И поскакал косой прочь от озера. Да так и по сей день живет.
Воспит: Чему учит эта сказка?
Дет: Эта сказка учит ничего не бояться и верить в себя.
Воспит: Молодцы. Хотите продолжить путешествие?
Дет: Да.
Воспит: Садитесь поудобнее, ты ковер лети, лети, и нас в другую сказку принеси. (Звучит сказочная музыка). Куда же нас привез ковер самолет? Давайте сойдем с ковра самолета и узнаем.
Воспит: Мы приземлились на Кавказе. Здесь нас встречает девушка в народном Кавказском костюме. Давайте послушаем сказку, которую она для нас приготовила.
Лиса и перепелка
Однажды поймала голодная лиса жирную перепёлку и хотела её съесть.
- Не ешь меня, лиса! - сказала перепёлка. - Будь моей названой сестрицей.
- Ещё что выдумаешь! - удивилась лиса. - Ну да так и быть, я согласна. Только разок накорми меня, разок насмеши и разок напугай. Да поскорей, я очень голодна!
- Хорошо, - сказала перепёлка, - накормлю тебя, насмешу, испугаю!
Вспорхнула перепёлка и полетела.
Увидела она женщину, которая несла пахарям в поле обед, вернулась к лисе, велела ей бежать за собой. Привела лису к полю и сказала:
- Спрячься за этот куст!
После того вылетела на дорогу и села.
Женщина увидела перепёлку и захотела её поймать. Поставила она узелок с кувшинами на дорогу и стала догонять перепёлку. Перепёлка отбежала немного и снова села. Женщина опять погналась за нею. Так перепёлка манила женщину, пока не увела её далеко от дороги. А лиса тем временем развязала узелок, съела весь обед и ушла.
Догнала её перепёлка и спрашивает:
- Сыта ли ты, лиса?
- Сыта.
- Ну, теперь я тебя насмешу... Иди за мной!
Полетела перепёлка поближе к пахарям, а лиса побежала вслед за ней. А пахари проголодались, ждали обеда и остановили быков.
Перепёлка снова спрятала лису за куст и села на рог пёстрого быка.
- Смотри, смотри! - закричали погонщики пахарю. - Перепёлка села на рог твоего быка... Хватай её!
Размахнулся пахарь палкой - хотел перепёлку подшибить, а перепёлка - фрр! - улетела. Удар пришёлся быку по рогам. Стал бык метаться во все стороны, других быков перепугал. Разнесли они и сохи и упряжь.
Увидела это лиса - стала смеяться. Уж она смеялась-смеялась, смеялась-смеялась, так смеялась, что даже устала.
- Довольна ты? - спрашивает перепёлка.
- Довольна!
- Ну, лежи здесь. Теперь я тебя испугаю, - сказала перепёлка.
Полетела она в ту сторону, где ходил охотник с собаками. Собаки завидели перепёлку и бросились за ней, а перепёлка стала водить их по всему полю.
Водила-водила и привела прямо к лисе.
Лиса - бежать, а собаки - за ней. Бегут по пятам, не отстают, совсем загнали лису. Без сил добежала лиса до своей норы. Еле живая ушла, а хвост не успела спрятать. Собаки ухватились за лисий хвост и оторвали его.
Рассердилась лиса, отыскала перепёлку и говорит:
- Опозорила ты меня перед всем моим родом. Как я теперь без хвоста жить буду?
- Ты же сама просила накормить тебя, насмешить и напугать, - отвечает перепёлка.
Но лиса была так зла, что и слушать не хотела. Разинула она пасть и схватила перепёлку.
Видит перепёлка - дело плохо. Говорит она лисе:
- Ну что ж, ешь меня, я не против, только скажи мне раньше: пятница сегодня или суббота?
- А тебе зачем это? - сердито крикнула лиса и разжала зубы.
А перепёлке только того и надо было: вырвалась она и улетела.
Воспит: Чему учит эта сказка?
Дет: Эта сказка учит быть смелыми и находчивыми.
Воспит: Молодцы. Хотите продолжить путешествие?
Дет: Да.
Воспит: Садитесь поудобнее, ты ковер лети, лети нас в другую сказку принеси». (Звучит сказочная музыка). Куда же нас привез ковер самолет? Давайте сойдем с ковра самолета и узнаем.
Воспит: Мы приземлились в Центральной России. Здесь нас встречает девушка в Русском народном костюме. Давайте послушаем сказку, которую она для нас приготовила.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.
Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:
— Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.
Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.
Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.
Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.
Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.
Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли её братца, бросилась догонять их.
Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. Маша к ней:
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Подбрось в меня дровец,— говорит печка,— тогда скажу!
Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила.
Печка сказала, в какую сторону бежать.
Побежала Маша дальше.
Видит — стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись — стоять тяжело!
Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила. Маше дорогу показала.
Бежит Маша дальше и видит: течёт молочная речка — кисельные берега. Маша к ней:
— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Упал в меня камень,— отвечает речка,— мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси- лебеди полетели.
Отломила Маша большую ветку, сдвинула камень. Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.
Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит — сидит под пеньком ёж.
— Ёжик, ёжик,— спрашивает Маша,— не видал ли ты, куда гуси-лебеди полете ли?
Ёжик говорит:
— Куда я покачусь, туда и ты иди!
Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках.
Смотрит Маша — сидит в той избушке баба-яга, пряжу прядёт. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет.
Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.
Немного спустя глянула баба-яга в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей-лебедей:
— Скорей, гуси-лебеди, летите в по гоню!
Взвились гуси-лебеди, закричали, по летели.
А Маша бежит, несёт братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке — кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют её...
— Речка, речка, — просит Маша,— спрячь нас!
Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала.
Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели.
Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.
А гуси-лебеди увидали её — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне:
— Яблонька, яблонька, спрячь меня!
Яблонька заслонила её ветками, при крыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо.
Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила её и опять пустилась бежать!
Бежит она, несёт братца, уж недалеко и до дома... Да, на беду, гуси-лебеди снова увидали её — и ну за ней! Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут — того и гляди, Ванюшку из рук вырвут... Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:
— Печка, печка, спрячь меня!
Печка её спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали.
Покружились они, покружились, покричали, покричали да так ни с чем и вернулись к бабе-яге...
А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.
Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.
Воспит: Чему учит эта сказка?
Дет: Эта сказка учит быть ответственными, храбрыми и уметь признавать свои ошибки.
Воспит: Какие вы молодцы!
Воспит: А мы с вами завершаем путешествие по сказкам народов России, Пора нам возвращаться в детский сад. Крепко за руки держись. И друг – другу улыбнись. Ты ковер лети, лети, и нас в садик приземли». Раз, два, три, четыре пять – вот и в садике опять.
- Ребята вы у меня умницы.
- Вам понравилось путешествовать по сказкам? (Ответы детей).
-Какая сказка вам больше всего запомнилась? (Ответы детей).
- Вы сегодня много интересного узнали про сказки. У каждой есть своя мудрость, но все они объединены одной мыслью- победой добра над злом, справедливостью над обманом и жестокостью.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро на веки
Побеждает зло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Путешествие в сказку»
План-конспектнепосредственно - образовательной деятельности в средней группе.Тема: «Путешествие в сказку»Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: Путешествие в сказку "Репка"
Формирование сенсорных навыков у детей....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «Путешествие в страну Здоровья» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (Познавательное развитие)
Интегрированное занятие на тему здоровья для детей среднего возраста ....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «Путешествие со Снеговиком Морковкиным» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (Познавательное развитие)
Интегрированное занятие на тему Зима для детей среднего возраста ....
Методическая разработка развлечения по познавательному развитию (математические представления) с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в сказку Гуси - лебеди»
Методическая разработкаразвлечения по познавательному развитию(математические представления) с детьмистаршей группы(на основе интеграции образовательных областей)Тема: «Путешествие в сказку...
Занятие по развитию речи с использованием современных образовательных технологий Тема: «Путешествие в сказку» В средней группе «Непоседы»
Обучать детей пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования. Учить детей отвечать полным предложением, логично и понятно высказывать суждения. Способствовать развитию наблю...
Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Путешествие в сказку «Колосок» в подготовительной группе
В современном мире, в век информационных технологий наши дети большую часть времени проводят у телевизора или компьютера. Как показывает опыт, дети недостаточно знают сказки, не все умеют...