НОД по развитию речи к сказке "Цветик - Семицветик"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя, подготовительная группа)

Для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Цветик -Семицветик27.21 КБ
Файл Космос118.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского союза Николая Ивановича Сирина»

XII районный фестиваль

Методический калейдоскоп - 2022

Конкурсная номинация

«Лучшие практики применения цифровых технологий

в дошкольной образовательной организации

Методическая разработка

по познавательно – речевому развитию

с применением информационно-коммуникационных технологий

для детей  старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Подготовила

Поварницына С.А. - воспитатель

Литературная викторина по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: формировать продуктивное  речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми через восприятие художественной литературы.

Задачи:

- закрепить знания по прочитанному литературному произведению;

- продолжать развивать способность работать в коллективе, соблюдать  основные нормы устной речи в процессе коммуникации;

 - воспитывать гуманные чувства: доброту, сочувствие, отзывчивость.

Предварительная работа: чтение сказки В. П. Катаева «Цветик–семицветик»

Оборудование: ноутбук, телевизор.

Электронно - методическое обеспечение: презентация по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

Ход викторины

Воспитатель:

Сказка – ложь,

Да в ней намек,

Добрым молодцам – урок…

Ребята, а у вас есть любимые сказки? Какие? А что такое сказка?
Сказка -  это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях.
 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по замечательной сказке, которую читали ранее, но для начала отгадайте загадку:

Женя, дёрнув лепесток,
Говорила: «На восток,
Север, запад, и на юг
Ты лети, закончив круг,
Сделай чудо, лепесток!»
Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик)

3слайд

Воспитатель: посмотрите на экран, кого вы видите? (на нем изображен Валентин Петрович Катаев автор произведения «Цветик-семицветик»).

Воспитатель: сегодня у нас литературная викторина по страницам сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик», но прежде, давайте вспомним основных героев этой сказки (девочка Женя, собака, добрая старушка, мальчик Витя)

Воспитатель: правильно ответили. Начинаем. Послушайте правила. Я буду задавать вам вопросы, и если ответ будет верный, наш цветик-семицветик будет окрашивать свои лепестки в разные цвета. Желаю вам удачи, будьте внимательны, собраны, не спешите с ответом - подумайте.

4 слайд  

Сколько всего баранок купила Женя? (7) Какие баранки и для кого она купила? (2 баранки с тмином для папы, 2 баранки с маком для мамы, 2 баранки с сахаром для себя и 1 маленькую розовую для братика Павлика)

5 слайд

Кого встретила Женя, после того как собака съела все баранки? (старушку). Что старушка дала Жене? (цветик – семицветик). Какие слова нужно было сказать, чтобы исполнилось желание? (Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели).

6 слайд

Назовите первое желание Жени? (оказаться дома с баранками)

7 слайд

Что Женя решила сделать с цветком, когда пришла домой? (она хотела поставить его в самую красивую вазочку). Почему разбилась вазочка? (Женя стала считать ворон пролетающих за окном)

8 слайд

Вспомните желание Жени, когда мальчики не пустили ее играть? (оказаться на Северном полюсе). Кого она там встретила? (7 медведей)

9 слайд

Какое качество характера проявилось у Жени, когда она увидела у девочек много разных игрушек? (зависть, жадность, досада). Какое желание загадала Женя, была ли она рада своему желанию? (она захотела, чтобы все игрушки на свете были ее. Женя испугалась, когда все игрушки были у нее и не испытала удовольствия и радости от своего желания).

10 слайд

На какое свое желание Женя потратила последний лепесток? (Женя захотела, чтобы мальчик Витя мог с ней поиграть в салки) Почему она загадала такое желание, какие чувства испытывала Женя? (ей стало жалко мальчика, она ему сочувствовала,  он ей очень понравился, она хотела с ним дружить)

11 слайд

Вот и собрали мы с вами цветик-семицветик. Вы все большие молодцы!  

Воспитатель: чему учит нас сказка? (сказка учит добру, отзывчивости, вниманию к близким, заботе об окружающих). «Жизнь дана на добрые дела». На память о нашей сегодняшней литературной викторине я дарю вам раскраску  «Цветик – семицветик», вы можете раскрасить лепестки в любые цвета или как в сказке В. П. Катаева

Библиография

В. Катаев «Цветик – семицветик» Издательство «Малыш», Москва 1987г.



Предварительный просмотр:

Тема НОД: « Космические приключения ребят»

Возрастная группа: средняя группа

Направление образования и развития (образовательная область) – познавательное

развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно- исследовательская.

Цель: сформировать у детей элементарные представления о космосе в совместной игровой деятельности, адаптировать понятия в доступной для малышей форме.

Задачи:
- расширять кругозор детей;
- развивать познавательный интерес и любознательность детей;

- закрепить знания о геометрических фигурах;

- совершенствовать изобразительные умения и навыки;

- развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику;

- воспитывать любознательность.

Цель применения ИКТ в НОД: позволяет более качественно, интересно, и на современном уровне сформировать представление детей о космосе.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Планируемые результаты: Дети имеют элементарные представления о космосе, планетах; активно выражают свои мысли посредством речи. Выражают, интерес к творческой деятельности.

Материалы и оборудование: Презентация с изображением портрета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки,  космонавтов, Луны. Набор геометрических фигур, образец ракеты, составленной из этих фигур. Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши. Ракеты из картона с прорезями, с «пробоинами», геометрические фигуры: круги, треугольники, трапеции, прямоугольники. Бумага черного цвета, картон с прорезанным кругом, краска желтого и оранжевого цветов, губки, оборудование для рисования.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, портрета Ю. А. Гагарина; чтение энциклопедий о космосе, стихотворений, рассказов: В. Бороздин «Первый в космосе», В. Медведев «Звездолет «Брунька» , О. Ахметова «В космосе так здорово!»,

беседы; выставка книг по теме «Космос»

Учебно-методический комплект:

  1. Серия карточек для занятий в детском саду и дома.- М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010:«Расскажите детям о космосе»;
  2. Интернет – ресурсы.

Ход НОД

Вводная часть

Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты.

Сначала в космос полетели две собаки: Белка и Стрелка. (Слайд 1) Только после того, как они вернулись, целы и невредимы, в космос полетел человек. (слайд 2)

Первым человеком, который много лет назад 12 апреля смог отправиться в космическое путешествие, и облететь всю нашу Землю, был Юрий Алексеевич Гагарин. 

Как называют человека, который летит в полет на космическом корабле? (космонавт)

Он пробыл в космосе чуть больше часа.

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.


(3 слайд.)

Сейчас космонавты проводят в космосе много дней. Они живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования. Работа космонавтов сложная и трудная. Свою работу выполняют космонавты в скафандрах. Скафандр предохраняет от сильного холода в тени и жарких солнечных лучей, поддерживает кислород и оснащён многими карманами, каждый из которых имеет своё назначение. А еще в космосе своеобразная еда для космонавтов.

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать в космосе? (ответы детей)
- А на чем можно отправиться в космос? (ответы детей)

- Предлагаю перед полетом размяться.

Игра «Космос»

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

Воспитатель: Чтобы нам отправиться в космическое путешествие предлагаю вам построить космическую ракету

Дидактическая игра «Построй ракету»

(Детям предлагается образец и набор геометрических фигур. Из которых нужно сложить ракету)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2021/4/1_a6ee65e0bbe8666f86a246c08f550483.jpg

Давай-ка в ракету мы сядем с тобой,

Помчимся от Солнца во тьме голубой!   Ж. Парамонова

1 станция 

Космические загадки:

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …. (ракета)

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …. (космонавт)

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная…(луна)

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она – большущий шар…(земля)

Бегают вкруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они…(планеты)

        2 станция

 «Планеты солнечной системы»

Воспитатель: Чтобы лучше запомнить названия планет есть астрономическая считалка:
Это Солнце, а вокруг,
Есть планеты, восемь штук.
Вам планеты по порядку,
Перечислю я сейчас…
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.

Дидактическая игра: «Самая лучшая планета».
(Воспитатель рассказывает про планеты, а дети должны выбрать, какая планета самая хорошая)
Воспитатель:
Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая.

Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая

яркая планета.

Земля – есть вода, кислород, растения и животные.

Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками.

Юпитер – самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все

планеты.
Сатурн – состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.

Уран – «лежачая планета», вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку.

Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.

Воспитатель: только на планете Земля есть жизнь.

Но, может быть, где-то далеко-далеко, возле другой звезды. На далеких планетах есть живые существа. Тех, кто живет на других, иных планетах, мы называем «инопланетяне». Вот сейчас инопланетяне нуждаются в нашей помощи: нужно помочь им найти свои космические корабли.

3 станция

Дидактическая игра «Рассади инопланетян по космическим кораблям»

- Взгляните на лист и ответьте мне, дети: кто на какой летает ракете?

На листе бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. (Нужно соединить линией изображения ракеты и инопланетян, состоящих из одинаковых геометрических фигур).

Материал к занятию «День космонавтики»

4 станция

Игра «Устрани пробоину»

Ход игры:

Воспитатель: -Ребята, наши ракеты столкнулись с потоком метеоритов и они повредили их. Сейчас вы все инженеры-конструкторы. Нам необходимо отремонтировать наши космические корабли.

-Какого цвета наша ракета?

(Перед детьми ракета с пробоинами в виде геометрических фигур. На подносе геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те пробоины, которые подходят для ремонта.)

-А сейчас назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта (дети называют).

Станция 5

Лунная

Воспитатель: когда ночью мы глядим на небо, что мы видим? (Показ картинки. Ответы детей). Звезды и луну.

Луна — это спутник нашей планеты Земля.

Только солнце спать ложится,
Луне на месте не сидится.
Ночью по небу гуляет,
Тускло землю освещает.

https://worldluxrealty.com/sites/default/files/inline/images/polnolunie_kakogo_chisla_polnaya_luna_polnoluniya_v_godu_dati_skolko_i_kogda_po_mesyacam.jpg

Сейчас мы отправимся на Луну. Там мы нарисуем лунный портрет. Но сначала подготовим пальчики.

 «Космонавт».

В звёздном небе звёзды светят, (показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете. (изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит, (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит.(изображаем иллюминатор)

Рисование губкой «Луна»

Детям предлагается на лист бумаги черного цвета наложить лист картона с прорезанным в нем кругом и с помощью губки нанести краску на круг (не размазывая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами дорисовать круги-кратеры. (музыка)

Воспитатель: ребята, с Земли поступил сигнал о том, что пора возвращаться в детский сад, на Землю. 5, 4, 3 2, 1 Пуск! Закрыли глазки (музыка)- Вот мы и в садике!

        Заключительная часть (Рефлексия)

Как называется планета, на которой мы живем?

Как называется праздник, который будет отмечать страна 12 апреля?

Кто стал первым космонавтом?

Как назывался космический корабль Гагарина?

Кто из животных был в космосе?

Как называется самая большая звезда нашей Вселенной?

Спасибо вам. Будьте здоровы! Берегите себя!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированного занятия по развитию речи и окружающему в подготовительной группе. ТЕМА: "Цветик - семицветик".

Целью занятия является: закрепление знаний детей о сказке «Цветик – семицветик», жанровых особенностях сказки; обогащение словарного запаса детей;воспитание бережного отношения к природе....

Конспект занятия по развитию речи "Цветик - семицветик"

Конспект итогового занятия по развитию речи,Образовательная область «Коммуникация», в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Сказка В. Катаева «Цветик - семицветик»».

Развивать связную речь детей.Формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь.Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, моти...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развуитию речи на теме: “Цветик-семицветик” В. Катаева для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: развитие речи.

Цель: Создать условия для знакомства детей с творчеством В. П. Катаева на примере сказки «Цветик - семицветик». Задачи:  продолжать учить детей правильно воспринимать художествен...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по ОО Речевому развитию (развитию речи, художественной литературы) Тема: «Рассказывание произведения по опорным картинкам В. П. Катаева «Цветик - семицветик»»

Цель: Формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь. Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке посту...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...