Первый раз в детский сад
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шелганова Наталия Сергеевна

Наступает возраст 2-3 лет у ребенка, когда встает вопрос о первом посещении детского сада. Многих родителей волнует вопрос, как лучше подготовить своего сыночка или дочку к посещению детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   Педагог-психолог Н.С. Шелганова.

Первый раз в детский сад

      Наступает возраст 2-3 лет у ребенка, когда встает вопрос о первом посещении детского сада. Многих родителей волнует вопрос, как лучше подготовить своего сыночка или дочку к посещению детского сада.

Из опыта работы психологом в детском саду заметила, что дети в 2 года быстрее привыкают к условиям детского сада, чем дети 3-х лет. Связано это, возможно, с кризисом 3-х летнего возраста, который наступает в 2,5 лет. Накладывание на него адаптационного периода может не благоприятно сказаться и ему будет труднее привыкнуть к условиям детского сада. Поэтому если ребенок не идет в детский сад в 2 года, то наилучший возраст первого посещения в 3, 6 лет. Еще, по моему мнению, большое значение в адаптации малыша будет играть тот факт, готовы ли сами родители «отпустить» ребенка от себя к другой тете? Замечено, что дети работающих матерей адаптируются к условиям детского сада тоже быстрее.

Далее, необходимо обратить внимание родителей  на такие аспекты, как:

  1. Как подготовить и рассказать ребенку про детский сад.

Очень хорошо, если до первого посещения детского сада родители почитают и рассмотрят вместе с ребенком книжки про детский сад. Есть очень подходящие для этой цели такие книги, как Карина Овсепян «Аня идет в детский сад» или «Зайка идет в детский сад» О.Громовой. Простыми словами и с яркими картинками авторы рассказывают об одном дне в детском саду со всеми режимными моментами. Родителям же мелким шрифтом даны необходимые при этом рекомендации. Хорошо, если родители эти книжки будут читать, рассматривать и обсуждать с ребенком ежедневно. Это позволит ребенку понять более объективную картину пребывания в детском саду, будет настраивать на посещение детской группы.

  1. Как помочь ребенку привыкнуть к режиму дня в детском саду

В детском саду Вашему ребенку будет комфортнее, если там будет привычный уклад жизни, как было дома. На режим детского сада необходимо перейти дома, как минимум за месяц до первого посещения детского сада.  Если ребенок привык дома обедать в час дня, то такой малыш не захочет кушать 11.30, когда в ясельной группе начинается обед. Потом, к часу дня он проголодается и не может уснуть в тихий час или будет постоянно просыпаться, плакать. Так может повлиять смещение режима дня дома.

Очень часто ребенок во время адаптационного периода плачет. Это, как считают многие педагоги, скорее норма. Бывает и так, что чем громче ребенок при расставании плачет, тем быстрее потом успокаивается. И наоборот дети, которые в оцепенении сидят просто на стульчике, адаптация может проходить сложнее. Ребенку нужно время и возможность пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни. Хотя будет ли Ваш малыш плакать или нет, во многом является и Вашей заслугой. Замечено, что те дети, у которых был опыт разлуки с мамой, хотя бы на несколько часов, быстрее привыкают к детскому саду и меньше плачут. Оставляя ребенка с кем-либо из знакомых, необходимо сказать ему, что мама и папа уходят по делам, но через некоторое время они обязательно вернутся. А возвращаясь к ребенку, об этом напоминают: «Я тебе говорила, что приду, и я пришла». Таким образом, попав впервые в детский сад и услышав: » Мама уходит по делам (или на работу), но я обязательно скоро за тобой вернусь» - Ваш ребенок будет быстрее успокаиваться. Ведь у него уже есть этот опыт расставания. А вернувшись с малышом из детского сада домой, стараться избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Лучше хвалить своего малыша в присутствии членах семьи и других взрослых, всячески говоря о его новом статусе и о взрослении. 

  1. Какие навыки самообслуживания необходимы ребенку для поступления в детский сад.

Важно научить ребенка, самостоятельно снимать носочки, трусики, колготки, юбочку, сандалики. А также обязательно отучить его от памперсов и научить пользоваться горшком. Не успев раздеться, малыш может написать в штанишки. В связи с этим может возникнуть негативная реакция на его комфортное посещение группы. Дома ребенок у родителей он один, а в группе их 17-20 человек. Одежда же пусть будет удобной, без тугих резинок и шнурков. Необходимо научить ребенка мыть руки, держать ложку и кушать самостоятельно, а при необходимости просить о помощи у взрослых.

  1. Почему в детском саду ребенок болеет чаще, чем дома.

Попав впервые в детский сад, многие дети начинают болеть и болеть чаще, чем это было дома. Действительно, попав впервые в детский сад, Ваш ребенок встретится с множеством других бактерий. В период адаптации иммунитет может снижаться. Поэтому лучше, если вы приведете своего малыша к началу формирования группы. Таким образом, он будет постепенно привыкать к чужеродной микрофлоре. Из опыта работы в детском саду, хочу обратить внимание на длительность пребывания своего малыша после выздоровления. Чем быстрее Вы приведете малыша опять в детский сад, тем быстрее он будет привыкать к условиям детского сада и привыкать к этим чужеродным микробам.

  1. Как прощаться с ребенком в детском саду.

Ребенок будет чувствовать себя комфортней, если родители научатся, особым образом с ним прощаться, оставляя ребенка в детском саду. Ведь если просто быстро уйти, малыш может испытать страх перед неизвестностью, чувство недоверия к родителям и всем остальным.

Можно придумать ритуал прощания. Каждый родитель может придумать вместе с ребенком и при этом каждый раз повторять: «Я тебя обязательно заберу»! Можно придумать какие-то простые, но сказочные слова и особые обнимание, понятные только Вашему ребенку, да его родным. Можно класть в кармашек любимый из дома платочек, игрушку (моющую) и т.д. Таким образом, даже если ребенку и будет грустно, но психологически он будет готов. Ему поможет придуманный вами с ним ритуал и магические слова « Я обязательно приду к тебе  и тебя заберу»



Предварительный просмотр:

Родители разводятся. Дети переживают…

Педагог-психолог Шелганова Наталия Сергеевна.

г. Санкт-Петербург, ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района,

Нужно ли говорить о разводе с детьми? А если нужно, то как?

Как найти слова, выражения, предложения, которые позволяют детям понять, что же произошло в их семье?

    Развод родителей – это всегда травмирующее событие в жизни любого ребенка. Реакция на распад семьи может отличаться у детей и зависит от того, что происходило до момента развода, когда и как родители расстались. Дети дошкольного и младшего возраста часто не могут понять происходящего, поэтому они начинают фантазировать. Например, «Я не слушался папу, и он от нас ушел.» А подростки могут просто уходить в «в себя» или могут открыто обвинять родителей в случившиеся. Родители в этой ситуации тоже находятся не в лучшем состоянии и не знают, как сказать об этом ребенку.

Что делать родителям и как помочь ребенку? Вот несколько советов, что нужно сделать:

1.Расскажите ребенку о разводе, когда решение уже принято. Объясните происходящее, не вдаваясь в подробности причин развода. Поясните детям, что они не являются причиной развода. Взрослые разводятся, потому что считают это необходимым. Начать этот разговор можно, например, так (можно выбрать любой способ):

* - Сынок, мы с папой больше не будем жить вместе. В нашем расставании ты не виноват. Тут уже ничего не поделаешь.

* «В некоторых случаях у взрослых наступают такие времена, когда они понимают, что жить вместе как муж и жена больше уже не могут. Но мы все равно тебя очень любим, мы будем твоими любящими мамой и папой. С папой ты сможешь встречаться, и папа для тебя всегда будут твоим папой».

* - У нас с папой не складываются такие отношения, какими вы хотели бы их видеть. Поэтому мы не можем жить вместе. В жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет, прежде ты узнаешь о многих сложностей в жизни. Я знаю, что тебе сейчас очень трудно. Но мы с тобой обязательно преодолеем эти трудности».

     Можно использовать детскую литературу. Например, в книжке «Сказка о непростой семейной истории меленького медвежонка» ребенок вместе с родителем может найти ответы на многие, волнующие его вопросы, причем в мягкой форме. Вот что услышал Мишутка, когда пошел искать ответ на его вопрос:
- Сова, ты самая умная. Объясни мне, почему папа ушел жить в другой дом?
Мы его чем-то обидели? Может это из-за моего плохого поведения папа ушел? Зачем взрослые разводятся?

Сова помолчала и ответила:
- Милый Мишутка, в жизни так много разных вопросов, на которые трудно ответить.
- Ты тоже не можешь на них ответить? – спросил Мишутка?
- И я не могу. Помни только одно, что все мамы и папы любят своих детей. Но в некоторых семьях у взрослых наступают такие времена, когда они понимают, что жить вместе они больше не могут, а дети в этом не виноваты».

В сказке раскрываются такие темы, как:

- Что значит «они развелись» и почему не может быть, как прежде;
- болезнь Мишутки и попытка вернуть папу;…
- жизнь с мамой в доме без папы;
- встречи с папой;
- знакомство с новым другом мамы;
- рождение новых братьев и сестер;
- ревность к сестричке;
Для взрослых эта книга будет не менее полезна, чем для детей. Ведь для      родителей это событие тоже не бывает легким. Вот несколько советов, которые могут помочь детям, переживающих развод родителей.



Предварительный просмотр:

НЕ НАКАЗЫВАТЬ, А ДОГОВАРИВАТЬСЯ!

В настоящее время дети очень рано начинают знакомиться с гаджетами. Что касается дошкольников, то их с играми на гаджетами, по мнению психологов, лучше до 6 лет не знакомить. А на телефоне вообще ребенку не давать играть. Ведь это личная вещь родителей, и телефон  предназначен для звонков родителям. Это личная вещь.
            Предлагаю вспомнить обычный вечер в семье. Ужин под новости в телевизоре.
Далее: мама сидит «в телефоне» на кухне, папа «в телефоне»  в комнате.
Что делать ребенку, у которого тоже есть телефон?
Конечно – он тоже в телефоне!
❓Ведь, если подумать, почему дети часто «зависают» в интернете?
Правильно, они перенимают привычку и подсказку от взрослых.
Не буду говорить о пользе и вреде гаджетов: это всем известно. Но… Сегодняшняя жизнь такова, что дети буквально, к сожалению» рождаются с кнопкой на руке. Они рано начинают понимать, где на какую кнопку нажать, рано начинают играть в различные игры на гаджетах.

❓Как разрешить ребенку игру на гаджете (телефоне) не в ущерб здоровья, других домашних дел, игре или школе?
❗Но выход всегда есть!
В моей практике, правда, были только единичные случаи, когда родители смогли справиться с этой проблемой.
❓Что же можно сделать родителям?

Попробуйте установить четкие правила для гаджетов дома, например:
• еда без гаджетов и телевизоров у всех членом семьи;
• за час до сна выключить все  гаджеты;
• игра на гаджете в выходной, или 3 раза в неделю по 1-1,5 часа;
• на ночь гаджетов нет в комнате, где спят дети.
• уменьшение количество электронных игр;
• заменить игры-стрелялки на интеллектуальные или развивающие игры;
• игры на гаджетах с папой;
• всегда предлагать приятную альтернативу играм на гаджете, увеличивая количество приятных впечатлений и эмоций у ребенка.

♻ Обычно советую на общем собрании семьи обсудить эту проблему.
Можно составить семейный договор! Прописать все правила, поощрения, наказания, порицания. Скрепить весь договор семейной печатью (самим сообща сделать).

Конечно, не у всех бывает все гладко. В некоторых семьях через несколько дней ребенок рвал договор. Но есть семьи, где родители стараются и договариваются с ребенком о порядке игр, каких и сколько времени играть.

  • Вывод: Взрослые, отложите свои телефоны, играйте, проводите время с ребенком!
    👬ДЕТИ ВИДЯТ ВАС!
  • ❓Где найти волшебную палочку или волшебную таблетку?
    Выход и решение всегда можно найти!

Ваш психолог Наталья Сергеевна Шелганова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "В первый раз в детский сад" (первая младшая группа)

В данном материале рассмотрены вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ....

Конспект инновационной формы проведения родительского собрания «Первый раз в детский сад» в первой младшей группе

Очень важно дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформиро...

Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Первый раз в детский сад»

Цель:· установление контакта между родителями и педагогами;· моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации ...

Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет

Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе ДОУ «Первый раз в детский сад»

Повестка дня:1. Сообщение цели и задач собрания2. Знакомство с родителями3. Адаптация детей к детскому саду, советы родителям4. Ознакомить родителей в вопросе формирования культурно-гигиенических навы...