Красота зимнего леса. сказка Г.А.Скребицкого продуктивное чтение.
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа)

Наумова Галина Владимировна

Продуктивное чтение по сказке Г.А.Скребицкого "Четыре художника .Зима" - Красота зимнего леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Организация деятельности дошкольников средствами ООП ДО «Детский сад 2100»

по технологии продуктивного чтения-слушания

 

Тема недели / Тема занятия  Красота зимнего леса

Возраст детей: …5 – 6 лет

Вид детской деятельности: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

Пособие из УМК «Детский сад 2100», по которому проводится занятие с детьми Сказка Г.А.Скребицкого «Четыре художника .Зима.»

Цель педагога в соответствии с художественной задачей текста Развить умения наблюдения по тексту за зимними явлениями  в природе..

Цель ребёнка Узнать  как в сказке словами можно передать красоту зимнего леса..

 

Этапы НОД

Деятельность педагога, ключевые слова (вопросы), побуждающие к деятельности

Деятельность детей

Допишите ожидаемый результат

1-2. Мотивационный

(работа с текстом ДО ЧТЕНИЯ: игровая или иная ситуация, которая мотивирует ребёнка к чтению)

 

 

 

 

Ориентировочный

(работа с текстом ДО ЧТЕНИЯ: вопросы, подводящие ребёнка к осознанию или формулированию цели чтения)

 

*

Педагог обращает внимание на картину с изображением зимнего пейзажа.

Ребята, что изображено на картине.?

А кто изобразил эту картину?

С помощью чего художник нарисовал картину?

Рассматривание картины.

Какие у вас предположения, кто разукрасил лес?

 

 

 

 

Допишите: - Зима

- Художник

- Красками и карандашами

- Дети рассматривают картину и комментируют.…..

Мороз, зима.

Молодцы, есть одна сказка автора Г.А.Скребицкого «Четыре художника.Зима.»,, где он прекрасно описывает, как зима раскрасила всё в лесу. Хотите послушать?

Допишите: дети осознали и проговорили цель – как зима , мороз украшает, разрисовывает лес.

 

 

Дети предложили, есть сказки на тему зима – Сказка «Два мороза.».

Да.

3 а. Исполнительский

(работа с текстом ВО ВРЕМЯ чтения)

Педагог читает, поясняя, комментируя, задавая вопросы):

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. (Мы ведь догадались с вами, почему это произошло ? Да?)

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит. (Вот как зима картину рисует)

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. (Смотрите и ветер картину зимы рисует) Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому:  на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. (Как же помочь зайке?)

«Одену-ка я косого в белую шубку,— решила Зима,— тогда уж его на снегу не скоро заметишь». (Молодец, зима!)

А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.

Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу. (Вот зима-художница! Да заботливая)

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!» 

Обрядила (одеть, нарядить) она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила (сверху надела) им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри (Кто это?) друг возле друга, стоят чинно(важно), спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод  (кисти плодов) висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Представили себе, какую картину зима рисует?

Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать (Почему же не видно  медвежьего следа?), да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки  (волшебницы, феи, колдуньи) Зимы. Можно её и Солнышку показать.

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. (Солнышко, оказывается, тоже  лес разукрашивает)

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.(И ветер к картинке добавляет свои краски)

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

  • Ребята, так  вы поняли ,как же можно изобразить пейзаж ,не касаясь ни красок ,ни карандашей?(ответы детей)

Такую красивую сказку написал Георгий Скребицкий.

Закройте глаза и представьте себе этого автора.

А теперь посмотрите на его портрет, таким вы его представляли? (показ портрета писателя)

Как вы думаете, какой он? (добрый, мудрый, чуткий, милый….)

  • Как вы считаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ?
  • Понравилась ли вам сказка?
  • С кем сравнивает автор зиму? Как он её описывает? (Художница Зима, седая чародейка Зима.)
  • Как ходит Зима? (Тихо, не слышно.)
  • Какие образные выражения автор использует для описания зимней природы? (Снежная шапка на холме, деревья одеты в тяжёлые снеговые шубы, на глаза нахлобучены меховые шапки, белое покрывало на рябине.)
  • С кем сравнивает автор большие деревья –сосны и ели? ( С лесными богатырями.)
  • А кустики и молоденькие деревца? (С детишками.)
  • Как позаботилась Зима о животных? (Приготовила им тёплые шубы.)
  • Какую шубку Зима приготовила зайчишке? (Белую.) Почему? (Чтобы не заметил его хищный зверь или птица.)
  • А лисе – какую? (Ярко-рыжую.) Почему тоже не белую? (Ей одеваться в белое незачем, она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется.)  
  • Каким узором расписала Зима снег? (Из разных следов и следочков.)
  • Как автор описывает заячьи следы на снегу? (Спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади – один за другим – два маленьких.)
  • А лисий след? (Будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется.)
  • Снег зимой бывает разным. Какой снег бывает в морозный день? А какой – в оттепель?
  • Как вы думаете, почему снег под солнечными лучами из белоснежного превратился в разноцветный?
  • Подумайте, с чем можно сравнить снег? (С белым одеялом, которое покрывает землю; с хрусталём, блестит на солнце; белый и пушистый, как вата.)

Творческое задание:

Обратить внимание детей на стоящие мольберты и картинки возле них. Спросить, что надо делать? (воссоздать зимний пейзаж в лесу по прочитанной сказке).

А в лесу опасно находиться одному. Почему, как вы думаете? (можно заблудиться, потеряться, испугаться).  Для этого детям надо разделиться на команды по 4 человека.

Проблемная ситуация.

У каждой группы детей есть одна лишняя картинка, не относящаяся к зимнему периоду.

Результат опыта перенести на содержание сказки: подходят наши пейзажи к данной сказке?

Дети делятся по четыре человека и должны договориться друг с другом, кто и какую картинку будет  наносить на мольберт.

Вы пойдете по маршруту, он выложен следами. А чтобы не потеряться в дороге, как надо идти  (друг за другом, по одному). После того, как прикрепили картинки, возвращайтесь на свое место.

Во время выполнения творческого задания педагог следит, чтобы команды не распадались.

Обратить внимание детей на ошибки, если они их сами не увидели. (серый зайчик на картинке, медведь на плакате, кустик без снега).

Подходят наши плакаты к сказке о зиме?

Предложить детям расположиться поудобнее и побыть в сказочном зимнем лесу. (погружение в сказку зимнего леса)

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Дети участвовали в диалоге: комментировали содержание, задавали вопросы, где непонятно.

 

Дети получили результат  - появилось желание послушать сказку.

3 б. Исполнительский

(работа с текстом ПОСЛЕ чтения)

Давайте посмотрим на картины, которые вы видите – какие из них относятся к нашей сказке, почему?

Дети сформулировали вывод  - зима прекрасно всё оформляет и всех укрывает от холода..

 

Дети зафиксировали результаты чтения в творческой форме – нарисовать свои картины зимнего леса или животных зимой.

4. Рефлексивный

Что сегодня особенно понравилось, запомнилось, было особенно трудно, особенно интересно?

 

Дети выразили свои эмоции о прочитанном.

5. Перспективный

(выход на самостоятельную деятельность)

Приготовлены мольберты, краски – попробуем изобразить следы животных на снегу, разными способами.

 

 

 

 

Дети предположили, как полученный во время чтения опыт можно применить в свободное время, в группе, дома, на прогулке, - наблюдения за природой. 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с презентацией "Чтение сказки Г. А. Скребицкого «Всяк – по-своему»

Занятие для детей старшей группы. Чтение сказки Г.А. Скребицкого «Всяк – по-своему»...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»

Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...

Конспект "Красота зимнего леса"

Конспект НОД с использованием ИКТ...

Технология продуктивного чтения. Сказка "Весна в лесу" Е.А. Алябьева

Крнспект по технологии продуктивного чтения....

ООД по развитию речи русской народной сказки «Снегурочка» с элементами продуктивного чтения-слушания.

Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текстаЗадачи: Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;развив...