План по самообразованию на тему: «Нетрадиционная техника рисования в ДОУ»
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

План по самообразованию на тему:

 

 

«Нетрадиционная техника рисования в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план самообразования

На 2022  учебный год

 

Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

 

Цели:

- Формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

-- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

 - Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

 

Задачи:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

 

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию;

 

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

Актуальность:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

. В. А. Сухомлинский.

 

 

 

 

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

3. Внимания и усидчивости;

4. Мышления;

5. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

6. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

 

 

 

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

 

Мною был составлен следующий план занятий с детьми: В январе и феврале мы рисуем пальчиками и ладошками для того, чтобы вспомнить и закрепить  технику рисования. А уже с марта, мы будем осваивать новый метод рисования.

 

Январь

рисование пальчиками

 

1.Цветные пальчики

2.Ягодки на тарелке

3.Сшили Тане сарафан

4.Разноцветные мячики

 

Февраль

 

рисование ладошками

 

1.Цветные ладошки

2.Цветик-семицветик

3.Ёжик

4.Мишка косолапый

 

Март

 

1. Рисование ватными палочками

2. Горошины для петушка

3. Идет снег

4. Узор на платочке

5. В лесу родилась елочка

 

Апрель

 

1. Тычок

2. Вот зима кругом

3. Снег идет

4. Цыплятки

5.Бусы для Кати

 

 

Май

 

Оттиск (штамп) пенопластом

1. Кубики для Вани

2. Мячики

3. Башни

4. Гусеница

 

 

Июнь

 

Оттиск (штамп) пенопластом

 

1. Платье для Катюши

2. Рисование губкой

3. Спрячь зайку

4. Рисование трафаретом

5. Веселые животные

6. Рисование по-мокрому

7. Солнышко

 

Июль

 

Рисование смятой бумагой

 

1. Березки

2. Одуванчики

3. Ёжик

4. Монотипия

5. Воздушные шарики

 

 

Август

Набрызг

 

1. Салют

2. Звездочки на небе

3. Рисование пипеткой

4. Дождь идет

5. Мухомор

 

Работа с родителями

Сначала я подготовила консультацию на тему: «Как научить ребенка рисовать?» А в этом году планирую рассказать в своей консультации

Как научить ребенка рисовать нетрадиционным способом. Нетрадиционным способом рисовать наиболее интереснее. И необычно. Детям я думаю  очень понравится.

Консультация: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

 

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

 

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Мышления;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

 

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

 

 

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Целью моей работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

 

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

 

- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;

 

- рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;

 

- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

 

Занятия с детьми я начинаю  со средней   группы. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

 

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

 

Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

 

При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

 

Результатами моей работы в данном направлении стали:

 

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

 

- умение находить новые способы для художественного изображения;

 

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

 

В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажейКоллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

 

Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.

 

От создания образа – к выбору средств выразительности. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способ изображения.

 

Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.

 

Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Еще я использую пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

 

Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.

 

Характеристика нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.

А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают этому.

Необходимо живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

 

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

 

 

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

· рисование пальчиками;

· оттиск печатками из картофеля;

· рисование ладошками.

 

Распределение техники по возрастным группам.

1.С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками.

2. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, рисование мыльными пузырями, граттаж, пластилинография, скомканной бумагой.

 3.В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, восковая живопись (энкаустика) Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

 

 

 

А теперь рассмотрим методы рисования конкретно в средней группе.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

· тычок жесткой полусухой кистью.

· печать поролоном;

· печать пробками;

· восковые мелки + акварель

· свеча + акварель;

· отпечатки листьев;

· рисунки из ладошки;

· рисование ватными палочками;

· волшебные веревочки.

 

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники , но это нам только предстоит научиться.

· рисование песком;

· рисование мыльными пузырями;

· рисование мятой бумагой;

· кляксография с трубочкой;

· монотипия пейзажная;

· печать по трафарету;

· монотипия предметная;

· кляксография обычная;

· пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованее.

 

                           Рассмотрим более подробно такие техники, как:

 

            Тычок жесткой полусухой кистью. Возраст: любой.

 

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

                    Рисование пальчиками. Возраст: от двух лет.

 

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Рисование ладошкой. Возраст: от двух лет

.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

                           Оттиск пробкой. Возраст: от трех лет.

 

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

 

Оттиск поролоном. Возраст: от четырех лет

 

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

                Оттиск смятой бумагой. Возраст: от четырех лет.

 

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

 

                     Восковые мелки + акварель. Возраст: от четырех лет.

 

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

 

                               Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.

 

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

                           Печать по трафарету. Возраст: от пяти лет.

 

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

 

                  Монотипия предметная. Возраст: от пяти лет.

 

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 

А вот эти методы мы будем осваивать в старшем дошкольном возрасте:

 

 

Кляксография с трубочкой.

 

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

Кляксография с ниточкой.

 

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 

Набрызг.

 

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5х5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

Акварельные мелки.

 

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Тычкование.

 

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2х2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

 

Отпечатки листьев.

 

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аверьянова А.П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000.
  2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
  3. Как научиться рисовать. Пер с англ. М.Д. Лахути. – М.: Росмэн, 2001.
  4. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.
  5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 8 – 12.
  7. Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком, мы рисуем на листочке // Дошкольное воспитание. – 2000. - №7. – С. 19 – 22.
  8. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой // Дошкольное воспитание. – 1996. - №2. – С. 28 – 32.
  9. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / Художник А.А. Селиванов – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
  10. Р.Г.Казаковой   « Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2005
  11. Г.В.Морозова «Ознакомление с окружающим миром», Москва 2010
  12. А. А. Фатеева   «Рисуем без кисточки», Академия развития 2006
  13. Н.В. Дубровская « Рисунки, спрятанные в пальчиках», «Детство-пресс» 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные художественные техники рисования»

Консультация для родителейна тему: «Нетрадиционные художественные техники рисования»...

План по самообразованию на тему: "Нетрадиционная техника аппликации"

Цель: развивать творческие способности детей посредством нетрадиционных техник аппликации.Задачи:1) познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликацией2) сформировать интерес к выполнению тво...

Конспект мастер-класса с родителями на тему: «Нетрадиционные художественные техники рисования с младшими дошкольниками»

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей дума...

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (старшая группа «Звёздочки») На 2023-2024 учебный год

Тема: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что...

План по самообразованю на тему нетрадиционные техники рисования 2023-2024

План по самообразованю на тему  нетрадиционные техники рисования 2023-2024...

План по самообразованию по теме «Нетрадиционные техники рисования» в старшей группе 2023-2024 учебный год

План по самообразованию потеме «Нетрадиционные техники рисования» в старшей группе2023-2024 учебный год...

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

laquo;Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими муже- ственными руками и открытие, которой состав- ляет гордость дальнейших лет».      ...