Фольклор.
учебно-методический материал по художественной литературе (младшая группа)
Литературно-исполнительский анализ произведений детской литературы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор.
Изучить теоретический материал, ответить на вопросы:
- Фольклор –это устное народное творчество. Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений быта народов.
- Виды фольклора: (детского)
1«Поэзия пестования» (материнская поэзия)- колыбельные песни, пестушки, потещки, прибаутки.
2Календарный- заклички, приговорки.
3Игровой- игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки, считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки, перевертыши.
4Дидактический- скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
Виды сказок
Критерий сравнения | Сказки о животных | Волшебные сказки | Бытовые сказки |
1.Основные герои | Животные (петух, заяц, лиса, волк...) | Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Синеглазка, Царевна-лягушка, Емеля. Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо. | «простые» бедные люди «бывалый» солдат |
2.Начало сказки | Жили-были … В старые-стародавние времена … Раз на реке … Жил себе старик со старушкой … | “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “Жили да были...”. «В некотором царстве, в тридевятом государстве…» В старые годы у одного царя было три сына. Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. | Поехал старик в поле… Жили-были мужик да баба. Старый солдат шёл на побывку. Жил в деревне бедный мужичок. (подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться.) |
3.Волшебные предметы | Яйцо | Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, ковер-самолет, сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблочки, меч-саморуб, топор-самосек, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, кольцо, огниво, волоски, шапка-невидимка, гусли, яйцо, сундук. | Гусли, топор, горшок |
4.Особенность | В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки. Нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, волк жаден и глуп. | В основе этого вида сказки лежит чудесный мир. Чудесный мир - это предметный, фантастический, неограниченный мир. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. | Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Одобрение или осуждение всегда подается открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Каждое действие наполнено значительным смыслом, связано с важными сторонами жизни человека. |
5.Язык сказки | И стали они жить-поживать по-прежнему. … шли, шли по лесу… Делать нечего… С той поры … … и стали себе жить-поживать да добра наживать. | “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “Жили да были...”. “Я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”, “Стали они жить - поживать и добра наживать”. Случилось раз - … … и стала она в добре поживать, лиха не знавать. …в чистое поле… Долго ли, коротко ли,… Не горюйте, батюшка и матушка,… отправились в путь-дорогу. | Разнеслась молва и дошла до барина. И стал он жить, ни в чем нужды не знать с тех пор, как барина обдурил. Уговор дороже денег. |
6.Примеры сказок | Бобовое зернышко Война грибов Волк и козлята Журавль и цапля Зайкина избушка Зимовье зверей Кот и Лиса Кот, петух и лиса Лиса и журавль Лиса и козёл Лиса и кувшин Лиса и рак Лиса и тетерев Лиса, заяц и петух Лиса-исповедница Лиса-повитуха Лисичка-сестричка и волк Маша и медведь Мужик, медведь и лиса Нет козы с орехами О щуке зубастой Овца, лиса и волк | Баба-яга Белая уточка Василиса Прекрасная Вещий сон Волшебная дудочка Волшебное кольцо Волшебный конь Гуси-лебеди Дочь и падчерица Заколдованная королевна Иван - коровий сын Иван - крестьянский сын и чудо-юдо Иван-царевич и серый волк Крошечка-Хаврошечка Лихо одноглазое Мальчик с пальчик Морозко Морской царь и Василиса Премудрая Никита Кожемяка Ночные пляски Пёрышко Финиста ясна сокола По щучьему веленью Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что Правда и Кривда Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Сивка-бурка Сказка о молодильных яблоках и живой воде Три царства - медное, серебряное и золотое Хрустальная гора Царевна-лягушка Чудесная рубашка | Барин и мужик Барин и собака Барин-кузнец Горшок Добрый поп Докучные сказки Дочь-семилетка Дурак и береза Жена-спорщица Иванушка-дурачок Каша из топора Наговорная водица Не любо - не слушай Про нужду Солдатская шинель Три калача и одна баранка Федул и Меланья Хорошо, да худо Чего на свете не бывает |
Литературно-исполнительский анализ произведений детской литературы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Проанализируйте указанные в программе «От рождения до школы» народные сказки (на выбор)
Алгоритм литературно-исполнительского анализа сказки
- Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)
- Тема (о ком, чём - по основным событиям)
- Идея (замысел: ради чего, с какой целью)
- Характеристика главных героев (цитаты из текста), их взаимоотношений, мотивы поступков
- Конфликт
- Композиция: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть
- Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка - примеры из текста)
- Выводы - значение в работе с детьми
- Создание исполнительской концепции (создание образа рассказчика-сказочника, выбор формы общения со слушателями).
Цель работы: освоить навыки литературно-исполнительского анализа текста произведений детской литературы для передачи основного замысла автора, характера действующих лиц, их взаимоотношений, мотивов поступков; особенностей передачи речи автора и литературных персонажей. Обучение анализу и оценке языковых явлений и фактов, речевого своеобразия художественного произведения, образно-изобразительных средств, с помощью которых автор достигает выразительности речи.
Исполнительский процесс – это осознанный творческий процесс, в котором анализ текста является главной составной частью. После знакомства с текстом чтец должен обратиться к его анализу, определив жанр, тему, идею произведения. Учитывая важность определения этих структур текста, следует решить, что сказать слушателям, исполняя это произведение. Исходные принципиальные требования к работе над текстом те же, что и для профессионального мастера художественного слова:
- верное понимание и отчетливая передача в чтении освоенных мыслей автора;
- искренность переживаний;
- четкость и правильность произношения.
Исполнительская задача: что чтец скажет слушателям, читая данное произведение.
Анализирование указанной в программе «От рождения до школы».
народной сказки «Сивка- Бурка».
Русская народная сказка (волшебная)
Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.
Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть
Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.
Характеристики главных героев:
Иван-дурак: Третий сын в семье, самый младший В семье его не любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай!»
Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует ,вора дожидается».
Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:
«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».
«Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам... Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»
Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».
В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.
Сивка-Бурка:
Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая; бежит -земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.»
Исполняет все приказы своего хозяина:
-Что угодно,Иванушка?
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка
-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай
Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в-добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!
Конфликт:
конфликт героя со злыми, враждебными и могущественными силами, победа над которыми сулит любовь, семью, благополучие.
Композиция:
1 Зачин (начало).
Старик умирает и наставляет своим 3-м сыновьям поочередно провести день у него на могиле. Два раза Иван-Дурак ночует за своих обоих братьев. Отец наставляет коню служить Ивану.
2. Завязка событий
Царь бросает клич - мол кто портрет на ширинке (полотенце) достанет, за того замуж выдадут Царевну. С третьего разу достает Иван портрет.
3. Развязка (Иван оказался победителем неожиданно для всех, конец событий)
В итоге Иван становится - царский зять, а не Иван-дурак, а братья Ивана остаются в недоумении.
Художественное своеобразие произведения:
Художественные приёмы:
1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти...».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»
3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»
4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»
5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка. –
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.
—Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»
6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!
Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»
7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»
8. Концовка: И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.
«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»
Характеристика языка:
Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»
«Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»
Разговорный: «экий», «дурень»
Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»
Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»
Выводы:
Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка.
Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность. Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость
Создание исполнительской концепции (создание образа рассказчика-сказочника, выбор формы общения со слушателями).
Сказка «Сивка – бурка»
Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка»
(обработка М. Булатова)
ХОД:
В: «О чем то скрипит половица, и спица опять не спится, присев на кровати, подушке уже навострили ушки…И сразу меняются лица, меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка.»
Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А сказки бывают разные. отгадайте загадку.
Загадка: Вор пшеницу воровал,а Иван его поймал. Вор волшебный оказался и Иван на нем остался.
Сказки сказывали – говорили потому что, не умели читать и писать и передавали из уст в уста. Я буду в роли скательницы.
Посмотрите, я принесла книгу волшебных сказок.
В:«А еще в русских сказках присутствует число три: три брата, три царских задания. И в сказке которую я вам сегодня прочитаю, много событий повторяются трижды. Будьте внимательны.
Чтение сказки.
Физкультминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
Воспитатель.
«Что случается в сказке трижды?»
Ответы детей.
В: А вот вам и новые примеры того, как богат русский язык. Иванушка коня богатырским покриком «гаркнул». Теперь послушайте,как похожи и одновременно непохожи слова: прыгнул, допрыгнул, перепрыгнул (объясните) отпрыгнул, вспрыгнул, выпрыгнул.
В: А теперь проверим, как внимательно вы слушали сказку.
Проведем небольшой блиц - турнир.
СИВКА-БУРКА
(В обработке М. Булатова)
1.1. Что должны были стеречь каждую ночь на поле три сына старика?
1. Овес
2. Пшеницу
3. Рожь
2.2. Как Иван смог приручить коня?
1. Не дал ему себя сбросить
2. Дунул ему в уши
3. Достал волшебную уздечку
3.3. Царь обещал свою дочь в жены тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и …
1. Поцелует ее
2. Вплетет ей в косу ленту
3. Снимет с ее пальца золотой перстень
4.4. Как Иван с помощью Сивки-Бурки смог стать настоящим красавцем?
1. Конь дунул на чан с молоком, в котором Иван окунулся
2. Влез ему в правое ухо, вылез в левое
3. Конь лягнул Ивана задними ногами
5.5. Сколько бревен до окна царевны не допрыгнул Сивка-Бурка с Иваном в первый раз?
1. Одно
2. Два
3. Три
6.6. Сколько желающих допрыгнуть до окна царевны и стать ее мужем было еще, кроме Ивана?
1. Ни одного человека
2. Сто человек
3. Двести человек
7.7. Как Ивану удалось замаскировать перстень у себя на руке?
1. Вымазал перстень черной краской
2. Обмотал руку тряпкой
3. Сжал его в кулаке
В: Сивка бурка пробежал и перемешал буквы. Сложите слово «сказка».
В: Почему сказки называются волшебными.
«Малые жанры фольклора»
Классификация жанров русского фольклора
№ | Жанры | Определение | Особенности исполнения | Примеры | |||
МАЛЫЕ ЖАНРЫ | |||||||
Колыбельная | Песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка. | Исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т. е. созвучия гласных. | Котя, котенька-коток, | ||||
Пестушки (пестовать-нянчить) | Короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе и т.п. | Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь. | Купание: Вода текучая. Дитя растучее. С гуся вода, С тебя худоба. Вода — к низу, А дитя — к верху. | ||||
Прибаутки | Небольшой стишок, в котором присутствует сюжет, направлены на развитие воображения малышей. | Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юмор ситуации. Читается весело, лукаво. | Петушок, петушок, | ||||
Докучные сказки | Сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.. | Их произносительной особенностью являются быстрый темп, монотонная, ровная, усыпляющая интонация. | Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Скажи! - Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Не хочу! - Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Отстань! - Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Вот пристал! - Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? | ||||
Потешки | Небольшие стихи, предназначенные для младенцев, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики лица. | Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки может состоять из нескольких частей. « Закон повтора» - повтор слов, повтор одинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело. | «Ладушки», «Сорока», «Коза». | ||||
Небылицы | Стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом. | При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов. Небылицы читаются весело, с юмором. | Стучит-гремит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке По кривой дорожке. | ||||
Скороговорки | Ритмичный, простой, обычно шуточный текст, который построен на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. | Читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранного текста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность. | У четырех черепашек четыре черепашонка. | ||||
Считалки | Жеребьевки для деления в игре. | Исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие. | На златом крыльце сидели | ||||
Заклички | Обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям. | Произносить с интонацией просьбы, зова или клича. | Солнышко,солнышко, Выгляни в окошко. Там твои детки Кушают конфетки. А тебе не дают, Всем ребятам раздают. | ||||
10. | Пословицы и поговорки | Поучают чему-то, высказывание, дающие совет | Может быть повествовательной и побудительной характер. Содержит народную мудрость | Дорога ложка к обеду. Волка бояться -в лес не ходить. Хлеб всему голова Воду в ступе толочь-Воду в ступе толочь- вода и будет | |||
11 | Игры | Для игр были специальные песни. Целовальные, обрядовые. сезонные | Веселые, игровые, хороводные | «Ручеек» «Воротики»русское детское подвижное развлечение. |
12 Загадки Взрослый или ребенок Мерная складная речь, Палят и варят а не
едят. В избу идут-
должен отгадать то же частое плачут, из избы -
задуманный предмет употребление идут пляшут.
рифмы и созвучия слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
Статья "История формирования истоков Сибирского фольклора и особенности освоения детей традиционного песенного фольклора".
Статья об особенностях сибирского фольклора...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...