Из опыта работы "Знакомство с русскими былинами"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Из опыта работы по формированию у детей подготовительной к школе группы интереса к устному народному творчеству - былинам; к истории и быту Руси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byliny2.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы.
«Знакомство с русскими былинами»
НОД №1
Тема: Былина «Исцеление Ильи Муромца»
Программное содержание: развивать эмоционально-положительное отношение к жанру русского народного творчества – былине; понимать содержание произведения; учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа; познакомить детей с произведением живописи – картиной В. Васнецова «Богатыри».
Материал: картина В. Васнецова «Богатыри», текст былины «исцеление Ильи Муромца» пер. Н.П. Колпаковой
Ход:
- Давным-давно на нашей земле жили славные и добрые люди, которые защищали землю русскую и, ее народ от врагов; совершали великие подвиги. И прозвал народ этих людей, за их ум, силу, и доброту – богатыри.
Много добрых и славных дел совершили богатыри, но самым главным делом считали они – защиту земли русской. С гордостью несли богатыри службу на границах Древней Руси, которые назывались заставами. (Воспитатель выставляет картину В. Васнецова «Богатыри»)
- Служили на заставе 3 богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Защищали они русскую землю и ее народ от врагов. Мимо них ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. Как-то раз выехали 3 богатыря в чистое поле, остановили могучих коней. Зорко всматриваются вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
- Любил народ своих героев – богатырей. И складывал про них былины. Может быть, ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое былина? Былина, с одной стороны, это рассказ-правда. Она рассказывает нам о труде, о жизни людей в давние времена. С другой стороны, это сказка, в которой, как и во всех сказках, происходят необычные волшебные события: например, на горе Сорочинской, живет сказочный персонаж – Змей Горыныч; у реки Смородины сидит на дубу Соловей-разбойник. Он кричит злодей по-звериному, а свистит по-соловьиному. От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле приклоняются, люди замертво падают.
С сегодняшнего дня, ребята, мы начинаем с вами знакомство с русскими былинами. Первая былина, которую вы сегодня послушаете, называется «Исцеление Ильи Муромца».
Воспитатель читает былину.
- Понравилась?
- Что я вам прочитала?
- Вспомните, как она называлась?
- Что в этой былине произошло необычного?
- А что сделал Илья Муромец после исцеления?
- Что попросил Илья Муромец у князя Владимира?
- Чем заканчивается былина «Исцеление Ильи Муромца»?
Молодцы, в следующий раз мы с вами вновь отправимся в страну былин.
НОД №2
Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Программное содержание: продолжать развивать эмоционально-положительное отношение к жанру устного народного творчества – былине; продолжать учить детей самостоятельно, последовательно передавать содержание текста; продолжать учить изображать по представлению персонажей литературного произведения.
Материал: текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисования.
Ход:
- Сегодня, ребята, мы с вами продолжим знакомство с русскими былинами. Давайте вспомним, что такое былина? Правильно, это правдивый рассказ, и в тоже время – сказка о том, что происходило в давние времена на Руси.
А почему это – правдивый рассказ? Что в нем правдиво, реально? А почему сказка?
Вспомните, как называлась былина, которую мы прочитали на прошлом занятии? («Исцеление Ильи Муромца»)
О чем рассказала нам эта былина? (краткий пересказ событий, происходящих в былине)
Но, что же было дальше, после того, как исцелили Илью Муромца калики перехожие, и признали его богатыри-товарищи самым сильным, самым храбрым из богатырей земли Киевской? Хотите узнать? В те времена много было всякой нечисти на Руси, с которой приходилось сражаться русским богатырям. И вот сегодня мы прочитаем былину, которая расскажет нам о подвиге богатыря Ильи Муромца. Называется былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Воспитатель читает былину.
- Интересная? Понравилась? Чем?
- О каком подвиге Ильи Муромца рассказывается в этой былине?
- Да, не испугался Илья Муромец Соловья-разбойника. Едет он через непроходимые, непроезжие леса ближней прямой, а не долгой дорогой. Ему не ведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. А что же было, когда приехал Илья Муромец с Соловьем- разбойником в Киев-град? Что произошло на дворе у князя Владимира?
А как вы себе представляете Соловья-разбойника? Как вы думаете, это сказочный персонаж?
Сколько лет прошло, и не сохранилось в былинах и преданиях, как выглядели Илья Муромец и Соловей-разбойник; место, где они встретились.
Давайте представим себе, что мы всё это видели своими глазами, и попробуем нарисовать иллюстрации к этой былине.
В следующий раз, вы познакомитесь с новым героем былин – гусляром Садко. Узнаете о том, как побывал Садко-гусляр на дне моря у Морского Царя.
НОД №3
Тема: Былина «Садко»
Программное содержание: продолжать развивать эмоционально-положительное отношение к жанру устного народного творчества – былине; воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления; продолжать работу по активизации и обогащению словаря; продолжать учить выполнять работу коллективно; учить сочетать приемы вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации; продолжать учить составлять сюжетные аппликации.
Материал: текст былины «Садко»; запись отрывка из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова; заготовки для коллективной аппликации, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки.
Ход:
- Сегодня, ребята. Мы продолжим путешествие в страну былин. Много разных необычных событий происходит в былинах: 30 лет лежал на печи Илья Муромец, но исцелили его калики перехожие; борятся богатыри с нечистой силой – со Змеем Горынычем, с Соловьем-разбойником.
А еще, в те стародавние времена, были на Руси люди, которых называли – гусляры. Как вы думает, почему их так называли? Назывались они так, потому что играли на музыкальном инструменте, который называется – гусли.
Воспитатель показывает гусли.
Веселили гусляры своей игрой народ, и ни один праздник не обходился без этого инструмента. Звуки гуслей могут быть, как задорной и веселой плясовой, так и мелодичной песней. И сейчас мы послушаем, как звучит этот русский народный музыкальный инструмент.
Отрывок из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.
А теперь я предлагаю вам послушать былину о гусляре по имени Садко, который побывал на дне морском у Морского Царя.
Воспитатель читает былину с показом иллюстраций.
-Вот какая необычная и интересная история произошла с гусляром Садко.
А теперь давайте немного пофантазируем. Представьте себе что вы попали в подводное царство, увидели дворец Морского Царя, обитателей морских глубин. Ведь их очень много – это и рыбы, и осьминоги, и необычные морские существа, и причудливые водоросли.
И давайте попробуем все вместе сделать аппликацию подводного царства.
После работы предложить придумать название.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»
Мастер–класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта. Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...
Конспект непосредственной - образовательной деятельности в подготовительной группе «Русские былинные богатыри»
Ознакомление детей с именами русских богатырей, Святогор, Вольга Святославич, Добрыня Никитич , Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, и др.Познакомить детей с ...
Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей: буклеты для родителей "Русские былинные богатыри"
Содержание буклетов поможет родителям познакомить детей с русскими былинными богатырями: Микула Селяновичем, Святогором, Ильей Мурамцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Былинные богатыри - это н...
"Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России"
Содержание.1. Актуальность.2. Научная обоснованность.3. Технология.4. Работа с детьми.o Тематическое планирование.o Критерии диагностического обследования детей.o Диагностическая карта.o Работа с деть...
Русские былины
Презентация...
"Книжкина неделя". План работы на тему "Русские былины".
В нашем детском саду каждый год в конце марта проходит "Книжкина неделя". В старшей группе я выбрала тему "Русские былины". Итогом стал спектакль "Добрыня Никитич и Змей Горыныч". Можете посмотреть в ...
"Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской былины "ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК"
Презентация с картинками к тексту русской былины "Илья Муромец и Соловей разбойник" предназначена для показа во время чтения былины....