Методическая разработка "Детская литература"
методическая разработка по художественной литературе (средняя, старшая группа)
Система занятий по детской литературе, указаны художественные произведения, краткое содержание работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_literatura_utnikova_a.n.odt | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пгт. Войвож (дошкольные группы)
Детская литература
в средней и старшей группах
МБОУ «СОШ» пгт. Войвож
Воспитатель: Утникова А.Н.
Срок проведения: 2020-2021 уч.г.
Пояснительная записка
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слов «читатель» по отношению к дошкольнику условно. В действительености это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения — все это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе выработается у ребенка.
Крайне важным в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество педагогов и родителей. Реализация программы предполагает тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души.
Основная цель программы по детской литературе — сформировать отношение к литературе как к самоценному виду искусства. Литература не должна играть прикладной роли в развитии ребенка ни в семье, ни в дошкольном учреждении.
Процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста ребенка) и не иметь никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста. Он должен быть хорошо продуманным, систематическим, тесно связанным с семейным чтением, несущим интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Все это поможет сформировать усойчивый интерес ребенка к литературе.
Знакомство с детской литературой в детском саду происходит ежедневно, в свободной форме. Помимо этого один (два) раза в неделю проводится занятие. Домашнее чтение предполагает только свободную форму и также должно быть ежедневным. Все занятия программы можно разделить на 4 основных вида:
- тематическое, где предполагается приобщить дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их, детской жизни;
- теоретическое, где происходит знакомство детей с доступнми их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста;
- творческое, основной целью которого является развитие творческого потенциала дошкольников;
- аналитическое, где на доступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности.
Общаясь с ребенком необходимо выработать модель его поведения при чтении худоественной литературы. Прежде всего нужно научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к послушанию и слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Книгу нельзя навязывать, преподносить как нечто обязательное, читать между делом.
С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название. Все это необходимо, чтобы воспитать грамотного читателя.
Понятие «грамотный читатель» не ограничивается умением общаться с книгой, но начинается именно с него. Это понятие включает в себя правильное восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность, типизирующего его явления в художественных образах. Быть грамотным читателем важно не только для самого человека. «... Ничто так не характеризует степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент» (Н.А. Рубакин). Отсюда вытекает следующая принципиальная установка программы — анализ худоественного текста на доступном ребенку уровне и усвоение в простейшем изложении некоторых теоретических понятий, дающих представление об особенностях произведения (эпитет, сравнение, ритм, рифма и др.) При этом должны учитыаться психофизиологические особенности возраста, в частности, какие понятия и в каком возрасте должен усвоить ребенок.
Глубокий анализ худоественного текста, праильное его понимание невозможны без знания особенностей воспиятия произведений.
Восприятие — это постижение глубинной сущности произведения и воздействие его на читателя. Оно зависит от целого ряда причин: особенностей личности читателя, степени сложности произведения, жанровой разновидности, ситуации, в которой происходит акт восприятия, контекста событий личной и общественной жизни. Необходим этап подготовки к восприятию, соответствующий настрой на слушание. Это может быть пересказ отдельных интересных моментов из биографии писателя, пересказ краткого отрывка из произведения, прерванный на самом интересном месте, выразительное чтение взрослого, «письмо», якобы адресованное детям самим автором произведения и т. д. После чтения текстанеобходимо немного помолчать, оставить ребенка наедине с услышанным, дать простор для работы воссоздающего воображения.
Ребенок дошкольного возраста не в состоянии самостоятельно разобраться в смысле, а тем более в нюансах текста. Необходимо помочь ему в анализе , обдумывании прочитанного, если потребуется, скорректировать его восприятие.
В программу вводятся как произведения классические, хрестоматийные, известные не одному поколению детей и любимые ими, так и произведения забытые, отвергнутые по каким-либо причинам, но в свое врем популярные, а нашему времени созвучные. В программу включены лучшие произведения, написанные в наше время и получившие признание читателей, а также свидетельствующие о том, как развиваются ведущие направления в литературе последних десятилетий, - авторская сказка, природоведческая книга, поэзия нонсенса, произведения поэтов-детей.
Программа строится по тематическому принципу с учетом возрастных особенностей детей и с «запасом на вырост» (Б. Житков). Тематика произведений усложняется и расширяется от одной возрастной группы к другой. Также программным материалом являются произведения русского фольклора и литературы, а также классические образцы фольклора и литературы других народов.
Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведений, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые». Взросый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской роли литературы. Не следует открыто призывать ребенка поступать так, как поступаетположительный герой произведения. Но надо прочесть произведение так, чтобы ребенок сам понял, «что такое хорошо и что такое плохо».
Книга привлекает ребенка прежде всего оформлением. В книжном уголке и библиотеке группы должны быть разные типы книг: книжка — игрушка, книжка — картинка (с раннего возраста), книжка — вырубка (обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь), книжка — панорама (с движущимися фигурками), обычные книги с иллюстрациями, не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
Среди методов и примов работы по формированию интереса к чтению у детей наиболее целесообразными и легко выполнимыми как дома, так и в саду, являются такие, как игра в библиотеку, «книжкина больница», «чтение с продолжением», беседы, рисование, лепка, игра по прочитанной книге, разного рода литературные викторины и турниры. Но при всем при этом не следует забывать о том, что текст важнее всех, даже самых удачных и оригинально придуманных дополнений к нему. И надо учить ребенка находить интерес прежде всего в самом тексте произведения.
План проведения занятий по детской литературе в средней группе
Общие задачи:
- Выделить детскую литературу как самостоятельный вид занятий в дошкольном учреждении.
- Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как к виду искусства.
- Воспитывать грамотного читателя.
Месяц | Тема занятия | Содержание занятия | Цель занятия | |
Октябрь | 1 | Я учусь слушать чтение книги | Занятие-игра «Послушаем Буратино» Чтение отрывков из книги А. Толстого «Приключения Буратино». Правила, которые нужно соблюдать при чтении книг. | Выработать модель поведения ребенка во время чтения |
2 | Я учусь обращаться с книгой | Где и как нужно рассматривать, читать книгу. Бережное и аккуратное отношение к книге. | Выработать навыки, необходимые для правильного общения ребенка с книгой | |
3 | Как создается книга (К. Чуковский) | Знакомство с К.И. Чуковским, как автором произведения «Мойдодыр». Факты из биографии К.И. Чуковского, ситуация, при которой он начал сочинять сказки. Чтение сказки на выбор. | Познакомить детей с понятиями «автор», «писатель». | |
4 | Как создается детская книга (иллюстрации В. Конашевича к сказке К. Чуковского «Мойдодыр» | В. Конашевич как иллюстратор книги К.Чуковского. К написанной сказке, истории надо обязательно нарисовать картинки, иллюстрации. Как работает художник. После работы писателя и худоника можно в типографии печатать сказку. | Познакомить детей с понятиями «художник детской книги», «иллюстрация». | |
Ноябрь | 1 | Как создается детская книга (К. Истомин «Лицевой букварь») | Рассказ воспитателя о «Лицевом букваре» Кариона Истомина, первой русской иллюстрированной детской книге. | Познакомить детей с историей детской книги |
2 | Книги моей домашней библиотеки | Просмотр и чтение отдельных отрывков текста книг, принесенных детьми из дома. Рассказ воспитателя о книге своего детства. | Развивать интерес детей к книге | |
3 | Р.Н.СК. «Кот, петух и лиса» | Чтение и анализ сказки | Познакомить детей с особенностями русской народной сказки о животных с помощью простейшего анализа сказки. | |
4 | Р.Н.СК. «Колобок» | Каждый ребенок сочиняет свою сказку «Колобок», изменяя конец народной сказки, прочитанной непосредственно перед творческой работой. | Творческое развитие детей в процессе общения с произведениями искусства. | |
Декабрь | 1 | Р.Н.СК. «Гуси-лебеди» | Чтение и анализ сказки | Познакомить детей с особенностями русской волшебной сказки с помощью простейшего анализа текста. |
2 | Чтение и запоминание докучных сказок | Чтение Лев Квитко «Сказка», «Жили-были 2 солдата...», | Познакомить детей с новым видом народной сказки — докучной; развивать внимание и память. | |
3.4 | Подготовка к НГ | Заучивание наизусть стихотворений к НГ, участие в сценках, роли в утреннике. | ||
Январь | 1 | Творчество А.Барто | Знакомство с поэтом (портрет), и ее стихами «Не одна», «Сонечка», «Перед сном». | Познакомить детей с новым видом литературы — поэзией и понятием поэт; развивать эмоциональную сферу ребенка. |
2 | Изображение природы в русской лирике | Чтение стихов А. Ахматовой «Цветов и неживых вещей...», И. Никитин «Встреча зимы», Н. Некрасов «Мороз, красный нос», А. Плещеев «Весна», С. Черный «Дождик» | Продолжить знакомство с поэзией; закрепить понятие «поэт», показать тематическое разнообразие русской лирики. | |
3 | Русские игровые стихи | Рус. нар. игровые стихи, К. Чуковский «Бутерброд», Ю. Коваль «Сундук», Ю. Мориц «Хохотальная путаница», И. Мазнин «В гости к Федосье». | Продолжить знакомство с разнообразием русской лирики; развивать фантазию, воображение ребенка. | |
4 | Сравнение | Чтение Р. Сеф «Все», Г. Цыферов «Мишкина труба», С. Козлов « Больной бегемотик», И. Акимушкин «Чем кролик на зайца не похож» | Дать понятие о сравнении как о художественном приеме; учить выделять сравнение в поэтическом тексте, учит находить сравнения в прозаическом тексте. | |
Февраль | 1 | Изображение игры и игрушки в детской литературе | С. Маршак «Мяч», С. Черный «Бобина лошадка», В. Берестов «Про машину», М. Моравская «Купи котенка», А. Барто «Гуси-лебеди», Е. Благинина «Наша Маша», считалки. | Продолжить знакомство с поэзией, тематическим разнообразием русской детской лирики; учить детей культуре игры. |
2 | Рифма | Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи», Д. Хармс « Очень вкусный пирог», В. Борзенко «Капризные ерши» | Познакомить детей с понятием рифмы; развивать фонетический слух ребенка, его поэтическое чутье, чувство ритма. | |
3 | Допиши сказку | Г. Цыферов «Муравьишкин корабль» | Развивать творческий потенциал детей; выяснять возможности детей как создателей сказки с целью дальнейшего их развития и совершенствования. | |
4 | Основные художественные особенности жанра сказки; Р.Н.СК. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Чтение и анализ сказки | Познакомить детей с художественными особеностями сказки; подготовить к выполнению творческого задания по сказке. | |
Март | 1 | |||
2 | Сочиняем сказку | Воспитатель вместе с ребятами придумывают одну сказку, соблюдая этапы работы над сказкой. | Учить детей при создании собственных сказок правильно употреблять элементы сказочной поэтики. | |
3 | Юмористические произведения | В. Драгунский «Сверху вниз , наискосок», чтение и анализ. | Учить детей понимать юмор. | |
4 | Эпитет | С. Иванов «Неловленый еж», Н. Абрамцева «Сказка о двух Снах» | Дать детям представление об эпитете как художественнос средстве. | |
Апрель | 1 | Русские народные и литературные загадки | Загадки о животных, о предметах и др., ск. «Почему у медведя короткий хвост?» | Развивать образное мышление детей. |
2 | Рассказ М. Потоцкой «Острое поросячье заболевание» | Чтение и анализ | Показать детям, «что такое хорошо и что такое плохо», на примере истории, произошедшей с главным героем рассказа; учить детей выделять главную мысль произведения. | |
3 | С чего начинается Родина... | В. Берестов «Просыпаюсь еще в темноте...», В. Голявкин «Вечер», Г. Ладонщиков «Журавли», К. Ушинский «Наше отечество», С. Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом». | Воспитывать уважение к дому, земле, на которой живет человек. | |
4 | Сказка | др. вост. сказака «Шангул и Мангул» = «Волк и 7 козлят» | Познакомить детей со сказкой как жанром устного народного творчества. | |
Май | 1 | Дело мастера боится | А. Барто « Маляр», Б. Заходер «Скрипач», Н. Носов «Мишкина каша», | Воспитывать уважение детей к труду, к человеку-мастеру. |
2 | Рифма | Б. Шергин «Рифма» | Повторить пройденный материал; закрепить понятие рифмы на новом художественном тексте. | |
3.4 | Повторение пройденного | Чтение детям понравившихся произведений. | ||
План проведения занятий по детской литературе в старшей группе
Общие задачи:
- Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как виду искусства
- Воспитывать грамотного читателя
- Расширять круг произведений и проблем, на основе которых будет воспитываться грамотный читатель. Ввести в круг чтения детскую периодику.
Месяц | Тема занятия | Содержание занятия | Цель занятия | |
Сентябрь | Повторение теоретич. Материала, пройденного в ср. группе | |||
Октябрь | 1 | Как создется книга | Загадка о книге, А Дитрих, Г. Юрмина, Р. Кошурникова «Почемучка» | Продолжить знакомство детей с историей создания книги. |
2 | Из чего состоит книга | Как устроена книга (страницы, корешок, переплет), Ю. Казаков «Зачем мыши хвост?» | Познакомить детей с отдельными составными частямикниги; учить бережному обращению с книгой; по составным частям книги учить детей ориентироваться в мире книг. | |
3 | Знакомство с биографией писателя | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про козявочку» | Начать знакомить детей с жизнеописанием писателей и поэтов в доступно форме; показать, как отдельные факты жизни литераторов отражаются в их произведениях; начать знакомить детей с историей создания произведений. | |
4 | Поговорим с игрушкой | Беседа с игрушкой, чтение С. Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная». | Развивать речь, воображение детей; дать классические примеры обращения ребенка с игрушкой. | |
Ноябрь | 1 | Тема сиротства в стихах для детей | Чтение и анализА.С. Шишков «Нищенькая» | Познакомить со стихотворением А.С. Шишкова «Нищенькая»; с помощью анализа стихотворения формировать у детей понятие сиротства и эмоциональное отношение к нему. |
2 | Моя семья | Чтение Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик» | Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброту и внимание друг к другу; ввести в практику работы с детьми «чтение с продолжением», учить детей удерживать в памяти содержание прочитанного. | |
3 | Моя семья | Продолжение чтения Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик» | Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброту и внимание друг к другу; приучать детей к такому виду работы, как «чтение с продолжением». | |
4 | Моя семья | Продолжение чтения Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик» | Кроме указанных ранее, дать детям пример пересказа художественного текста | |
Декабрь | 1 | Как мы играем | Чтение Б. Житков «Как я лучше всех спрятался» из книги «Что я видел?» | Развивать творческий потенциал детей, умение создавать рассказы, опираясь на свой жизненный опыт и предложенный воспитателем план. |
2 | Заклички как жанр детского фольклора | Заклички «Божья коровка», «Рой, гуди...», «Солнышко-ведрышко», «Дождик» | Познакомить детей с новым фольклорным жанром, расширить их представления о народной жизни, научить использовать заклички. | |
3 | Рассказ В. Драгунского «Друг детства» | В процессе анализа текста довести до сознания детей мысль о верности другу, дружбе; закрепить эту мысль в процессе домашней творческой работы по сочинению сказки для старой игрушки. | ||
4 | Подготовка к НГ. | Заучивание наизусть стихотворений к НГ, участие в сценках, роли в утреннике. | ||
Январь | 1 | «Значит к нам подкралась лень» | Чтение р.н.ск. «Лень да Отеть», Н. Поздняков «Три брата ленивых», Ю. Мориц «Трудоюбивая старушка», О. Бундур «Запахи дня» | Формировать оценку понятия «лень», используя педагогическое воздействие художественного слова на детей. |
2 | Колыбельная песня как жанр фольклора и литературы | Разные народные колыбельные | Познакомить детей с новым жанром народного творчества, показать его особенности и способ бытования в современной жизни. | |
3 | Колыбельная песня как жанр фольклора и литературный жанр | А. Майков «Спи, дитя мое, усни», С. Черный «Колыбельная», С. Городецкий «Колыбельная ветровая», И. Токмакова «Усни-трава» | Продолжить знакомство с жанром колыбельной песни; познакомить детей с авторскими колыбельными песнями. | |
4 | Лит.Н.СК. «Старый Мороз и молодой Морозец» | Чтение и анализ. | Продолжить выработку умения анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. | |
Февраль | 1 | Я и мои родители | Стихи М. Моравской, Э. Мошковская «Письмо», И. Токмакова, Р. Рождественский, Р. Миннулин «Ох, уж эти взрослые!» | Прочитать ряд стихотворений, написанных поэтами от имени детей; создать приятную эмоциональную атмосферу при общении с поэзией (для детей); дать возможность подумать над содержанием стихов (для взрослых) |
2 | Рассказ В. Драгунского «Не пиф, не паф!» | Чтение и анализ | Учить детей разбираться в том, от чьего имени ведется повествование в произведении. | |
3 | Стихотворение Ф.Б. Миллера «Раз-два-три...» | Чтение и анализ | Познакомить детей с историей создания стихотворения, показать способ его бытования в настоящее время. | |
4 | Творческое занятие. Чудесные узоры. | Ю. кушак «Мороз на стекле», О. Беляевская «В серебрянном царстве», С. Летова «Замороженное окно» | Продолжить знакомство с тематическим многообразием русской детской литературы, развивать эмоциональную сферу ребенка, его воображение. | |
Март | 1 | |||
2 | Поэтика сказки (повторение пройденного) | Чтение и анализ р.н.ск. «Жар-птица и Василиса-царевна» | Закрепить ранее изученный материал. | |
3 | Экскурсия в библиотеку | Знакомство с устройстом библиотеки (хранилище книг, читальный зал, зал приема посетителей и т.д.) | Познакомить детей с понятием «библиотека», познакомить с устройством библиотеки и т.д. | |
4 | Сказки Ю. Коваля | Ю. Коваль «Кони», «Сказка в три блина длинной» | Познакомить детей с биографией и творчеством Ю Коваля; обратить внимание детей на необычный слог произведений писателя. | |
Апрель | 1 | Журналы в детском чтении | Журналы «Чиж», «Еж», современные журналы | Познакомить детей с понятие «журнал», с отдельными яркими страницами детской периодики. |
2 | Современная детская журналистика | Журнал «Трамвай», стихи детей. | Продолжить знакомство с детской периодикой, вызвать интерес к ней. | |
3 | Творческое занятие. Создание литературно-художественного детского журнала | Создание журнала (редактор, редколлегия, название журнала, содержание журнала и т.д.) | Закрепить и расширить понятие «журнал»; создать атмосферу творчества, содружества; вызвать эмоциональное отношение к процессу работы над журналом. | |
4 | Страшная история (страшилка) как жанр детского фолькора | Чтение и анализ Э. Успенский «Белое пианино» | Познакомить детей с новым фольклорным жанром; дать возможность детям задуматься над эстетической значимстью произведения словесного искусства | |
Май | 1 | Майские праздники | ||
2 | Рассказ М. Зощенко «Галоши и мороженое» | Чтение и анализ | Учить детей понимать юмор; обратить внимание детей на особенности юмора М. Зощенко | |
3.4 | Повторение пройденного | Викторина Чтение детям понравившихся произведений. |
Литература:
- «Пришли мне чтения доброго...» Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод.рекомендациями)/ З.А. Гриценко. - М.: Просвещение, 2001. - 144с.
- Ге р б о в а В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет).
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методических материалов и учебно - методической литературы воспитателем при подготовке к НОД.
Использование методических материалов и учебно - методической литературы воспитателем при подготовке к НОД....
учебно-методический комплекс, литература и т.д.
список литературы...
Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)
В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...
II Критерий. Организация предметно - развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно - методический комплекс, технический средства обучения, ИКТ, нагляжно - дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
Паспорт группы размещен на сайте nsportal.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/15/pasport-gruppy-teremok...
II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, разд...
Учебно - методическая литература и методические пособия по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС.
Лексические темы по разделам....