Педагогическая сказка "Если быть разумным или Кубибок"
материал по художественной литературе
Сказка "Если быть разумным или Кубибок" интересна для совместного чтения родителей и детей. Интересна как сказка - пародия на Р.Н.С. Колобок" . Нравится детям комулятивные повторы песенки Кубибка. Сказка веселая интересная, поучительная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_savchenko_v.i._kubibok_dokument_microsoft_office_word_2.docx | 41.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Савченко В.И. ст. воспитатель
Педагогическая сказка «Если быть разумным или Кубибок».
Жили в деревне Белогорье старики. Хорошо, дружно жили, да вот была у них только одна беда: не было у них детей, а значит и внуков. Скучно на старости им стало. У других вон сколько ребятишек. А старики одни. Вот однажды старик и предложил старухе испечь Кубибок, чтобы он им вместо внука был.
Старуха встала рано, замесила тесто, а когда оно было готово, добавила в него изюм да орехи и поместила его в форму для выпечки. Только форма эта была не круглая, а похожа на кубик. Вот и испекла она Кубибок. А когда он был готов, она решила, чтобы он бисквитно - голеньким не оставался, одежду ему сладкую сделать: смазать каждый из шести его боков разным вареньем. И смазала - вишневым, абрикосовым, яблочным, грушевым и сливовым.
Да вот незадача – то, пять боков смазала, а на шестой никакого варенья не осталось. Тогда старуха густо присыпала шестой бок кондитерским маком. Глазки ему из двух ягод ежевики сделала, чтоб он окружающий мир и их, деда с бабкой, мог видеть. Темные да блестящие глазки сразу личико Кубибка оживили. Брови ему из двух колосков ржи приделала, густые да рыжие, чтоб глазкам его тень от яркого солнца создавали. Носик из маленькой груши – дички прикрепила. Выразительным личико у Кубибка все больше становилось. А ротик ему из ягод клубнички сделала, чтоб он разговаривать с ними мог. Ушки из двух фасолинок прикрепила, что он слышать мог. А еще, приделала ему из абрикосовых косточек маленькие ножки, а из веточек ручки. Красивый Кубибок получился.
Встал он на свои маленькие ножки, да сделал первые шаги. Ему так понравилось семенить мелкими шагами, и он от удовольствия запел песенку:
«Я Кубибок, Кубибок, у меня квадратный бок,
Все бока мои равны, как у кубика они.
Только разные бока:
Один маковый бок, пять с вареньем разным.
Меня бабка испекла, в путь дорогу собрала,
Прогуляться, остудиться, и к обеду возвратиться».
Услышали старики песенку, обрадовались, что Кубибок не только ходить умеет, но еще и разговаривать, да песни распевает своим бисквитным голоском. А Кубибок оттого умненький получился, что полезных орехов в нем полно, да изюма сладкого.
Старики слышат песенку, да радуются, веселее им теперь стало жить. Но вот Кубибок закончил петь и попросился в лес погулять, пока час обеда не настал. Но старики боятся, не отпускают его. Говорят, что соседи их, тоже старики, испекли когда – то себе Колобок, а его Лиса в лесу и съела. Только Кубибок это был не Колобок. Не стал он им противиться, не стал без разрешения из дома уходить, как это сделал Колобок, прямо в лес с окошка покатился только старики его и видели.
Стал Кубибок у стариков жить, слушаться их во всем. А те на него не нарадуются. Внучком его называют. Так и жили себе, поживали, горя не знали. Кубибок все разумнее становился, деда да бабку во всем слушался. А те его всяким житейским премудростям обучали. Стал он им по хозяйству помогать, в дела житейские вникать. И от того еще умнее да разумнее становился. А по вечерам сказки ему дед с бабкой рассказывали, да картинки в книжках показывали, на которых разные звери лесные изображены были. А он слушал их и засыпал сладким кубибковым сном.
Иногда с соседскими ребятишками возле своего дома играл. Но когда те его звали в лес по грибы и ягоды, он с ними не ходил, деда и бабку ни разу не ослушался. Начало уж лето к концу клониться, осенью уж попахивать стало, скоро все ягоды в лесу отойдут, одни грибы останутся. А Кубибок, так и не видел ни разу, как лесные ягоды растут. Только и видел их уже собранные в лукошках у соседских ребятишек, когда те из лесу возвращались домой. Однажды набрался духу, да и стал просить стариков в лес сходить вместе с ребятишками, посмотреть, как те ягоды собирают. Обещал вместе с ними быть, никуда от них не отлучаться. «А раз так», - подумали старики, «нечего бояться, вместе с ребятней деревенской Лиса и другие прожорливые звери ему не страшны. Да и благоразумненький он у них, не то, что Колобок». Подумали так и отпустили его с соседской ребятней в лес. Лукошко ему дали для ягод. А Кубибок потихоньку еще в него мешочек положил. Бахвалиться перед стариками не стал, а про себя решил, удивить их и собрать еще целый мешок грибов.
Вот и пришли они всей гурьбой в темный лес. Детишки сначала Кубибка не оставляли, а шли рядом с ним. А потом грибной да ягодный азарт их охватил, кто больше да быстрее соберет. Стали онишаг прибавлять, быстрее по лесу передвигаться. А у Кубибка ножки то маленькие были, из абрикосовых косточек. Он мелко семенил за детишками, вот и не стал поспевать за ними. А дети - то позабыли, что деду с бабкой обещали, не оставлять его одного, всегда рядом с Кубибком находиться. Вот так и отстал он от ребятишек, хоть и не по своей вине, да один в лесу остался. Стал он их аукать, да те не откликаются. Густой лес уж сильно листвой шелестел, да заглушал тоненький бисквитный голосок Кубибка. А у него голос от страха еще тоньше стал, так и не услышали его ребята.
Страшно стало Кубибку, да делать нечего, надо одному из лесу выбираться. Тут уж не до бахвальства ему. Какие там ягоды, да целый мешок с грибами. Тут уж поскорей из лесу надо выбраться, хитрую Лису не встретить бы. Да на других зверей не наткнуться бы в этом огромном лесу.
Стал Кубибок дорогу из лесу в деревню искать. Семенит своими маленькими ножками, ежевиковыми глазками по сторонам смотрит. И вдруг в траве он увидел грибы. Только они почему – то не в траве росли под пнем, а на какие – то большие иголки были нанизаны. Еще больше удивился Кубибок, когда грибы стали сами к нему приближаться. «Вот так диво! Разве грибы ходить умеют?», - подумал Кубибок. И тут он разглядел в траве Ёжика. Вот кто, оказывается, грибы себе на колючую спинку нанизал и переносит так по лесу да еще песенку про себя напевает:
«Я серый и колючий Ёж,
А на спинке грибной дождь?
Нет, не дождь, гриб сам нашел,
Когда по лесу я шел».
Тут и ежик заметил Кубибка и от удивления остановился и замолчал. Не видел он раньше ничего подобного в лесу. И на Колобка совсем не похож. Какой–то кубик из бисквита покрытый разным вареньем да маком. Посмотрели они друг на друга, внимательно так, ведь раньше им не доводилось встречаться. И тут Ёж говорит: «Одними грибами сыт не будешь. Дай-ка я съем этот бисквитный кубик с разными вареньями на его боках».
А Кубибок отвечает ему: «Я не кубик, а Кубибок.
Не ешь меня серый и колючий еж».
И свою песенку ежу запел:
«Я Кубибок, Кубибок, у меня квадратный бок,
Все бока мои равны, как у кубика они.
Только разные бока:
Один маковый бок, пять с вареньем разным.
Меня бабка испекла, в путь дорогу собрала,
Прогуляться, остудиться, и к обеду возвратиться».
Только Ёж настойчив был: «Но позволь мне хотя бы твой бочок надкусить»!
А Кубибок Ежу новую песенку запел:
«Кубибок я ассорти, здесь пять варений, посмотри!
Надкусить меня нельзя, можно лишь лизнуть бока.
Но взамен я попрошу, дать мне то, что захочу».
«Мне песенка твоя понравилась и голосок у тебя такой тоненький, нежно-бисквитный»,- сказал Ёж. Но ведь в лесу нет варенья, даже хозяюшки-белки его на зиму не готовят. Ну, где я его еще смогу попробовать, как не сейчас? А что ты попросишь взамен варенья? А может быть я все –таки тебя съем»?
И Кубибок опять запел:
«Я, Кубибок, Кубибок, у меня квадратный бок,
Меня бабка испекла, своим внуком назвала,
Не для того, чтоб ты, Еж, меня съел.
Если хочешь ты Ежик варенья,
Можешь бок мой сливовый лизнуть,
Но за это тебе придётся все грибы мне в корзинку смахнуть».
Покорил он своими песенками Ежа и тот согласился: «Быть по - твоему Кубибок, позволь мне хоть твой бочок с вареньем лизнуть».
Сложил Кубибок в свою корзинку все грибы со спины Ежа. А Ежу очень понравился вкус сливового варенья, поэтому он ничуть не пожалел об отданных им грибах. И тут же, испробовав вкус сливового варенья, довольно фыркая, он побежал собирать себе новые грибы.
А Кубибок опять отправился отыскивать дорогу домой из лесу.
Но не успел он и двух шагов сделать своими маленькими ножками, как вдруг перед ним кто-то прыгнул с ветки на ветку и нырнул в дупло на большой березе. Вскоре оттуда показалась миленькая рыжая мордочка, с короткими ушками, на концах которых были рыжие кисточки. А когда зверек спрыгнул с березы вниз на траву и оказался прямо перед Кубибком, то по рыжему пушистому хвостику Кубибок узнал Белку. Он видел ее на картинке в детской книжке, которую ему перед сном дед с бабкой читали, как своему любимому внучонку.
Кубибок то Белку узнал, только вот Белка не могла понять кто – же перед ней стоит. И тогда Кубибок запел свою песенку:
«Я Кубибок, Кубибок, у меня квадратный бок,
Все бока мои равны, как у кубика они.
Только разные бока:
Один маковый бок, пять с вареньем разным.
Меня бабка испекла, в путь дорогу собрала,
Прогуляться, остудиться, и к обеду возвратиться».
Белка слушает песенку и думает: «А ведь он бисквитный, да вареньем со всех сторон обмазан. Может быть, стоит мне его своими крепкими зубами надкусить да съесть потом, если он окажется вкуснее орехов да грибов лесных». Только подумала так, а Кубибок сразу почувствовал неладное. Но тут с ветки к ним спрыгнул еще и Бельчонок. Увидев Кубибка, стал обнюхивать его. Уж очень аппетитные запахи он источал. И стал просить Белку - маму разрешить ему попробовать Кубибок на вкус. Ведь он никогда в жизни не пробовал варенья. Уж, какая Белка прекрасная лесная хозяйка, чего только себе да Бельчатам не запасает на зиму, а вот варенья нет в их дупле. И Белка разрешила, ведь мамы-белки тоже балуют своих бельчат. Тут Кубибок не растерялся и запел свою новую песенку:
«Ты, конечно, Бельчонок еще слишком мал,
О варенье ты даже совсем не слыхал,
Так и быть, мой вишневый бочок, ты лизни,
Но за это орехи ты мне подари»!
Стал Бельчонок- капризуля свою маму просить, чтобы та быстрее принесла орехов из уже сделанных ими запасов. Уж так сильно ему захотелось варенья испробовать, что Белка не смогла отказать своему любимому Бельчонку. Тем более что орехов еще полон лес. Только прыгай с ветки на ветку, рви да в дупло неси. Поспешила она к своим лесным закромам, которые в дупле на зиму сделала и принесла много орехов. И Бельчонок смог насладиться вкусом вишневого варенья, и Кубибок остался доволен. Орехов деду с бабкой принесет. То-то рады будут. А то, что у него уже второй бок без варенья, так это дело поправимое, бабка снова смажет его вареньем. Она, готовясь к зиме, много разного варенья приготовила.
Поспешил Кубибок с Белкой и Бельчонком распрощаться и стал вновь дорогу из лесу в деревню искать. Опять засеменил своими маленькими ножками по лесной тропинке. Ежевиковыми глазками по сторонам смотрит. А сам прислушивается к шорохам лесным, побаивается, новых встреч со зверьми лесными. И вдруг слышит, как трава лесная перешептывается с листьями берез, да с иголками сосновыми. Лесными новостями обмениваются:
«Вы слыхали:
Белка орехи в лапках несла,
Но до своего дупла не дошла.
Кубибок ей повстречался,
Кубибок с ней обменялся.
Белка орехи ему отдала,
Вишневым вареньем довольна была», - шептала трава.
«Да нет же», - возразили листья с иголками.
«Не Белка, варенье слизнула,
Сынку своему его уступила,
Вишневым вареньем балует его,
Вот до чего уже дело дошло».
Семенит Кубибок дальше по лесу, а лесные новости вслед за ним следуют. И вдруг он заметил, что кто - то дрожит под кустом, серый, длинноухий с пушистеньким хвостом. А рядом крупная морковь лежит, да капуста. Видно от страха уронил. Кубибку хоть и страшно было, но он изо всех сил храбрился. Остановился, рассмотрел того кто за кустом прячется и дрожит так, что весь куст трясется. Да ведь это Заяц, трусишка. Он о нем тоже из детских книг все узнал, когда с дедом и бабкой в деревне жил. Успокоился совсем Кубибок и говорит Зайцу: «Не бойся меня! Давай я тебе песенку спою». И запел своим нежным бисквитным голоском:
«Я Кубибок, Кубибок, у меня квадратный бок,
Все бока мои равны, как у кубика они.
Только разные бока:
Один маковый бок, пять с вареньем разным.
Меня бабка испекла, в путь дорогу собрала,
Прогуляться, остудиться, и к обеду возвратиться».
Успокоился Заяц, заслышав эту песенку. Вышел из своего укрытия, выпрямил свои уши, дрожь свою унял, да еще и грозить Кубибку стал. Ведь все лесные звери знали о его трусливом характере, вот он и решил хотя бы здесь смелость да силу свою показать. И говорит Кубибку:
«Я сильный, я смелый, и сладость люблю.
И случай такой точно уж не упущу.
Большой я любитель бисквита,
Варенье я тоже люблю.
Тебя я сейчас целиком проглочу».
Только Кубибок не испугался. Ведь он- то точно знал, что трусливее зверя, чем Заяц во всем лесу не найти. И сказал он: «Не бахвалься, я ведь знаю, что ты зайчишка-трусишка. Лучше новую песенку послушай», - и запел:
«Я, Кубибок, Кубибок, у меня квадратный бок,
Меня бабка испекла, своим внуком назвала,
Не для того, чтоб ты, Заяц, меня съел.
Если Заяц ты любишь варенье, абрикосовый бок мой лизни,
Но за это морковь и капусту, в мой мешочек, пожалуй, сложи».
Услышал Заяц песенку и понял, что совсем не боится его Кубибок и согласился, обменять свою морковь и капусту на абрикосовое варенье. Так мирно и разошлись они. И поспешил Кубибок дальше, дорогу из лесу искать. И опять слышит, как лесные новости за ним следуют. Листья берез шелестят:
«Вы слыхали:
Заяц капусту с морковкой тащил,
Но Кубибок его остановил».
А сосновые иголки уточняют:
«Он не останавливал его.
Заяц под кустом лежал
И от страха весь дрожал.
А потом вдруг осмелел,
И грозить ему посмел.
Кубибок, не испугался,
Хитро с зайцем распрощался».
Спешит Кубибок, торопится. Но быстро идти ему не удается. Ножки маленькие, из абрикосовых косточек, поэтому мелкие шаги получаются. Да еще корзинку с орехами и грибами несет и мешочек с капустой и морковью. Вы не удивляйтесь. Он хоть весь и бисквитный был, но сильный, видно орехово – изюмная начинка ему силы придавала, такую тяжесть по лесу на себе тащить. Но это еще ничего, беда в том, что тропинка, ведущая из лесу в деревню, мимо густых лесных зарослей проходила. А в той чащобе волк сидел. Он недавно из деревни вернулся, где в хлеву ягненка украл. Притащил его в лес, нашел себе удобное место в темной чащобе, чтоб его другой лесной хищник не заметил и не отнял бы его добычу. Только хотел он съесть ягненка, а тут мимо Кубибок шагает, да по сторонам опасливо оглядывается. Волк отложил в сторону свою добычу, все равно такой маленький ягненок не сможет далеко уйти из густых темных зарослей лесных и вышел на встречу испуганному Кубибку. Кубибок еще больше задрожал от страха, увидев пред собой зубастого волчище. Его - то он сразу узнал, по изображениям в книжках, которые ему дома показывали. А Волк решил, что ему сегодня очень повезло. На первое он съест ягненка, а на десерт вот этот бисквитный кубик, смазанный разным вареньем. Облизнулся волк, предвкушая удовольствие от вкуса еды. Только Кубибок по одному этому волчьему жесту догадался о его злых намерениях и сказал: «Не ешь меня всего целиком, вот послушай, какую я тебе песенку спою»! И поскорее запел свою песенку:
«Знаю я, ты, Волчище – большой мясоед,
Но не знаешь – варенье полезно для всех.
Мой грушевый бочок повкуснее других,
Так и быть я позволю его надкусить.
Но за это, пожалуй, ягненка отдай,
Деду с бабкой его отведу я в сарай.
Подрастет, много шерсти с него наберем,
И тебе Бабка скажет спасибо потом.
В зиму шерсти пушистой он много нам даст
Будут валенки, свитер, носки, супер – класс»!
Услышав в песенке слова о том, что бабка ему, волку потом спасибо за ягненка скажет, он подумал: «Наверное, еще и за то, что я ее Кубибка не съел, а только надкусил и варенье грушевое слизнул. Может быть, курочку или уточку за это мне даст. А жирная уточка вкуснее будет, чем этот маленький ягненок». Волк подумал, подумал и согласился. Надкусив бочок с грушевым вареньем, который, кстати, ему очень понравился он отдал ягненка. И маленький ягненок пошагал вслед за Кубибком в деревню.
И опять услышал Кубибок лесные новости, которыми обменивались лесная трава и листья деревьев, да иголки на сосне:
«Вы слыхали:
Волк ягненка нес, только мимо не пронес.
Кубибок с ним обменялся.
Ягненка дедушке отвел.
А Волк варенья вдоволь съел».
Идет Кубибок, шагать быстрее старается, да никак не получается. Только и может он семенить мелкими шажочками. Нелегко ему по незнакомому лесу идти, нести в своих ручках, которые у негоиз веточек были, корзинку с грибами, орехами и мешочек с капустой и морковью. Да еще оглядываться назад, не потерялся ли там маленький ягненок, идет ли вслед за ним. Совсем немного прошли они с ягненком, как вдруг перед ними появился кто-то огромный, весь заросший бурой шерстью. А в лапах у него туесок с медом диких лесных пчел. Потом он встал на задние лапы да как заревет: «А это что еще за чудо в варенье? Я такого в лесу раньше никогда не видал»! Маленький ягненок от страха быстро за куст спрятался, так что его медведь и не успел заметить. А Кубибок стоит один перед этим страшным лесным зверем и вспоминает, где же он его видел? А когда вспомнил, то тут же песенку свою запел:
«Я узнал тебя сразу, ты – бурый Медведь.
Знаю, если захочешь, то можешь и съесть.
Но хочу предложить тебе компромисс,
Я варенье тебе, ты мне мед диких пчелок лесных.
Деду с бабкой его отнесу, будут рады они твоему туеску
И впервые отведать лесного медку».
Услышав эту песенку, Медведь успокоился, перестал рычать. Почесал когтистой лапой свой медвежий затылок. Это он так размышлял, думал, как же ему поступить. Подумал, подумал и решил: «Так и быть бери мой туесок. Меня пчелы еще лесным медком угостят». Отведал Медведь яблочного варенья, и остался им очень доволен. А Кубибок тоже был несказанно рад. Теперь он деду с бабкой принесет еще больше гостинцев. Вот к тем, что он нес еще и туесок с медом прибавил. Жаль только, что ягненок убежал, испугавшись Медведя. Но только медведь ушел дальше в лес, как сзади Кубибка кто-то заблеял. Оглянулся назад Кубибок, и обрадовался. Ведь это его ягненок. Так и продолжили они путь дальше вместе. А по лесу новости за Кубибком следом летят, шумом листвы, да шепотом трав:
«Вы слыхали:
На пенечек сел медведь,
Чтоб медочку вдоволь съесть.
Но и тут наш Кубибок
Свой сладкий яблочный бочок
Обменял на медовый туесок.
Медведь лизнул в варенье бок
И отдал меда туесок».
И когда уже Кубибок увидел, издали опушку леса, за которой невдалеке и деревенька была, тут-то их и подкараулила Лиса, хитрая плутовка. Ведь это она Колобка в этом же лесу съела когда-то. А трава лесная шепчет листьям деревьев, да иголкам сосновым:
«Вы слыхали:
Вот и встретилась она,
Ярко рыжая лиса,
До чего ж всегда хитра.
В лапках курочку несла,
Но завидев Кубибка,
Призадумалась она».
Но Кубибок хоть и маленький был, да не глупенький. Дед с бабкой его житейским премудростям научили. Да и орехово – изюмная начинка ему мудрые мысли подсказывала: «Хитрую лису нужно перехитрить, и маковым бочком усыпить, а не то, съест тебя, как когда-то Колобка» Вот он и говорит:
«Здравствуй, рыжая Лиса! До чего ж ты хороша!
Но не ешь меня, постой. Маковый бочок мой не простой.
Ты слизни его, прожуй,
Мак кондитерский, это не курятина.
Но ты попробуй, это такая вкуснятина»!
Услышав его слова Лиса подумала: «Что он там говорит про мак. Может и правда стоит сначала мак попробовать. Вдруг и правда, вкуснее курятинки. Съесть – то Кубибка я всегда успею. Если я начну есть его сразу целиком, то конечно не распробую вкус мака. А в деревне бабысвоим детишкам булочки да баранки с маком пекут. Наверное, мак очень вкусный. Попробую и я его». Подумала и так и сделала. Слизнула немного мака, но не распробовала. Пожадничала. И слизнула весь мак с Кубибка. И только она его съела, как одолел ее крепкий сон, и она тут же уснула. Уж больно много она мака сразу съела. Булочки у деревенских ребятишек только присыпаны маком для вкуса. Но жадность и тут Лису подвела.
Как только Лиса уснула, Кубибок подхватил свои гостинцы и поспешил домой. Да еще и курочку с собой пригласил в деревню вернуться. Та только рада была вырваться из лисьих лап. А по лесу все новые новости распространялись листьями деревьев, иголками сосновыми, да травой лесной:
«Вы слыхали:
Кубибок в лесу Лису повстречал.
Лиса курочку несла, до чего ж была хитра.
Но Кубибок разумен был и лису перехитрил.
Лиса крепенько уснула, едва мак она слизнула.
Кубибок же был спасен своей мудростью, умом».
Вскоре Кубибок, ягненок и курочка добрались домой. Дедушка и бабушка сидели на крылечке и горько плакали. Ведь вернувшиеся из лесу детишки им рассказали о том, что Кубибок потерялся. И вдруг такая радость! Стоит перед ними Кубибок, целый, почти невредимый, только один бочок надкушен, да варенье и мак со всех его боков исчезли. А вместе с ним стоят ягненок и курочка. Их у деда с бабкой Волк да Лиса нынче украли и в лес утащили. А это еще что? Да это же туесок с медом лесных пчел, от Медведя толстопятого. Особенно полезен старикам такой мед. А вот и лукошко полным–полнехонько орехов и грибов от колючего ежа и рыжей белочки. А в мешочке капуста и морковь с лесной грядки зайчишки-трусишки. Вон сколько гостинцев Кубибок принес, да ягненка с курочкой назад вернул. Рассказал им Кубибок о своих приключениях в лесу. И пообещал больше в лес не ходить. А еще запел дедушке с бабушкой новую песенку:
«Я Кубибок, Кубибок! У меня квадратный бок.
В лес по ягоды пошел, но зверей я там нашел.
С каждым вежливо общался и по-доброму прощался.
В результате уцелел. Колобок мне не в пример.
Непослушным я не буду, деда с бабкой слушать буду.
Не доставлю им хлопот, ни волненья, ни забот».
Как пообещал, так и поступал. Деда с бабкой слушал во всем и всегда. Они - то ему ничего плохого не посоветуют, своему единственному, пусть и бисквитному, но все же любимому внучку. А бока ему бабка намазала новым вареньем. Да так густо смазала, что даже надкушенный бочок, стал совсем не заметен. Так и живут они в Белогорье до сих пор. Дружно, ладно и весело.
Методический комментарий для воспитателей, (гувернеров и родителей) к проведению образовательной ситуации по знакомству со сказкой:
Примечание*Литературная кумулятивная сказка-пародия о животных, в подражание фольклорной сказке «Колобок» написана в народно эпическом стиле. Волшебные силы в этой сказке отсутствуют. Но есть совершение Кубибком благоразумных поступков, проявляемая им находчивость, победа над своими страхами перед обитающими в лесу животными. Кубибок проявляет послушание. Его поступками управляют любовь и уважение к своим старикам. Ведь они для него - его семья.
Сказка передает детям определенный и понятный для них жизненный опыт, заставляют задуматься над основами безопасного поведения.
Один из приёмов создания сказочного текста этой сказки, кумуляция композиции – циклическое повторение и расширение сюжетных узлов. На примере этой сказки можно учить детей придумыванию своих сказок по аналогии с хорошо знакомыми и любимыми ими русскими народными сказками. Такие повторы способствуют лучшему пониманию и запоминанию.
Первый примерный вариант организации образовательной ситуации по знакомству детей со сказкой:
Все дошкольники старшего возраста хорошо знают сказку «Колобок». Скажите детям, что прочтете сказку похожую на нее. А чем она отличается от сказки «Колобок», дети смогут сами заметить и рассказать об этом после чтения сказки.
Первый примерный вариант организации образовательной ситуации после прочтения сказки:
После чтения, педагог, используя ниже изложенную (примерную) структуру методики, организует образовательную деятельность с детьми по этой сказке.
1.Первичное прочтение сказки и формирование словаря:
1.1.Обогащение речи детей словами, создающими образ главного персонажа сказки:
- прилагательными: бисквитно – голенький (Кубибок); бисквитный (голосок); благоразумненький; ежевиковые (глазки);выразительное (личико у Кубибка);
- глаголами: источал (аппетитные запахи);семенил (мелкими шагами);
1.2. Объяснение значения слов:
- прилагательных: благоразумненький;
- глаголов: не нарадуются; ослушаться; бахвалиться; аукаться; побаиваться; храбриться; перешептываться; заблеять; подкараулить; унял (дрожь свою),
- существительных: лукошки; гурьбой; туесок; плутовка; незадача; чащоба;
- значение выражений (сочетания слов): личико оживить, густо присыпала; груша – дичка; семенить мелкими шагами, не стал им противиться; жили себе, поживали, горя не знали; житейские премудрости; в дела житейские вникать; умнее да разумнее; лето к концу клонится; осенью уж попахивает; ягоды в лесу отойдут; набраться духу; азарт их охватил; шаг прибавлять; не стал поспевать; не по своей вине; аппетитные запахи источал; почувствовал неладное; мелко семенить; то- то рады будут; дрожь свою унять; злых намерениях; полным – полнехонько;
- значение образных выражений: бисквитный голосок; бисквитно – голенький; ежевиковые глазки;
2.Повторное прочтение сказки и категории вопросов к детям:
2.1- Вопросы с целью выделить главных, второстепенных героев:
- Чем сказка «Кубибок» похожа на сказку «Колобок», а чем отличается от нее?
- Кто главные персонажи этих сказок?
- Какие события произошли в сказке «Кубибок», которых не было в сказке «Колобок»?
- В чем различие концовки этих сказок?
2.2- Вопросы с целью краткой характеристики главного героя:
(любознательности, благоразумия, смелости, находчивости, тактичности, вежливости, послушания, заботливости о стариках).
- Опишите, как внешне выглядел Кубибок?
- Какими качествами обладал Кубибок?
- Когда и как Кубибок проявил свою любознательность?
- В чем проявлялось благоразумие и послушание Кубибка?
- В каких поступках Кубибка мы увидели проявление его заботливости о стариках?
- Какие черты его характера помогли ему благополучно вернуться домой, несмотря на то, что с ним приключалось в лесу? (смелость, находчивость, тактичность, вежливость, хитрость, знания, полученные из книжек, помогли распознать опасность в лице хищных зверей)
2.3- Вопросы с целью восстановить последовательность ключевых событий сказки:
- Как появился Кубибок в семье старика и старухи?
- Чем занимался Кубибок до своей прогулки в лес?
- С какими персонажами Кубибок встретился в лесу и как ему удалось убедить каждого из них не есть его?
2.4- Вопросы с целью установить причинно-следственные связи событий сказки:
- Как Кубибок узнал повстречавшихся ему в лесу зверей?
- Кто читал ему книги о зверях и рассматривал с ним их изображения?
- Как помогли Кубибку все эти знания в трудной для него ситуации?
2.5- Вопросы с целью дать краткую нравственную характеристику героев:
- Кого из персонажей сказки мы можем назвать заботливыми, добрыми? (Дед и бабка, Кубибок, Белочка).
- В чём проявлялась доброта каждого и о ком они проявили свою заботливость?
-Кто в этой сказке хвастлив и труслив?
-Какими качествами обладали Волк, Медведь и Лиса?
2.6 – Вопросы с целью получения обратной связи (понимание педагогом насколько детям понятен смысл сказки: взаимосвязь событий и отношений персонажей):
- С кем из зверей встреча Кубибка представляла для него наибольшую опасность и почему?
- Как вы думаете, почему Кубибок так стремился вернуться к деду и бабке?
- Как вы считаете, хорошо ли был воспитан Кубибок дедом и бабкой?
2.7- Вопрос, помогающий определить нравственный смысл сказки:
- Как вы думаете, чему может научить деток эта сказка?
- А что удивительным вам показалось в этой сказке?
- Какие эпизоды сказки были для вас особенно забавными?
С целью организации коммуникативной культурной практики для детей и вовлечения родителей в образовательную деятельность, в соответствии с задачами Стандарта:
3. Предложить детям дома, вместе с родителями придумать свою сказку напоминающую русскую народную сказку «Колобок».
4. Предложите детям придумать разные «присказки», «зачины» и «концовки» к этой сказке.
Второй примерный вариант организации образовательной ситуации после прочтения сказки:
(Прочтите детям сказку. Обратите внимание на кумулятивные повторы.
- Спросите у детей: «Чему учит сказка?» (благоразумию, любознательности, вежливости, находчивости, проявлению смелости и борьбе со страхом в определенных жизненных ситуациях; заботливости о своих близких, верности своей семье; осторожности и использованию знаний для своей безопасности).
- Предложите одной подгруппе детей пересказать сказку, но вместо встречи Кубибка с одним из персонажей (по выбору самого ребенка) в своем пересказе заменить этот эпизод на встречу с любым другим животным. (Прием «частичного сюжетосложения» или поэтапное обучение сюжетосложению на примере знакомой сказки)
Примерные варианты заданий детям в последующие дни после знакомства со сказкой:
С целью развития творческого воображения и самостоятельной творческой речевой деятельности детей в ходе коммуникативной культурной практики:
- Предложение детям изменить концовку придумываемой сказки, начиная с определённого эпизода.
- Предложение детям подготовить вместе с вами для малышей инсценировку, используя традиционные формы художественного исполнения текста сказки, характерные для народных произведений: зачин, кумулятивные повторы пенки Кубибка, интонационную выразительность, подражание тембру голосов и движений персонажей-животных (заяц и белочка – говорят «тоненьким» голоском, у медведя и волка голоса «погрубее» и т.д. ).
- Предложение рассмотреть в книге иллюстрации к этой сказке, и пересказать ее содержание с опорой на иллюстрированные страницы.
С целью организации для детей коммуникативной культурной практики
и вовлечения родителей в образовательную деятельность, в соответствии с задачами ФГОС ДО:
4.Предложение детям дома совместно с родителями или старшими братьями, сестрами придумать сказку по аналогии с русской народной сказкой «Теремок», с использованием кумулятивных повторов: «Кто, кто в тереме живет…».
С целью реализации самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей в ходе художественной и коммуникативной культурных практик:
5. Предложите детям дома нарисовать «портреты» персонажей своей сказки и в детском саду пересказать сказку с опорой на собственные картинки-иллюстрации.
Педагоги и родители могут придумать и предложить свои варианты заданий детям после знакомства со сказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БЫТЬ ГЕНИЕМ»
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группах детского сада....
Педагогический проект "Быть здоровым с детства"
Проек раскрывает новые и эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьёй по формированию потребности воспитанников в здоромом образе жизни....
Педагогический проект «Быть здоровым с детства»
Цель проекта: создание условий для развития интереса у детей и родителей в формировании потребности в здоровом образе жизни семьи через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.Задач...
Педагогический проект "Быть здоровым здорово"
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни...
Педагогический проект "Быть здоровыми хотим"
Обоснование выбора темы проекта: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функцио...
Педагогическое эссе «Быть воспитателем – судьба моя!»
В статье описаны мои размышления о том, что значит быть воспитателем, какими качествами он должен обладать; приемы работы, которые я использую в работе с детьми и родителями....
Педагогический проект "Быть здоровыми хотим"
Хорошее здоровье - это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Главную роль в воспитании р...