Проект "Мир сказок"
проект по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
«ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЯНТАРИК»
Информационная карта проекта
Проект: «Мир сказок»
Автор проекта: Захарова А.А.
Продолжительность: 21 января - 1 февраля 2019 г.
Цель: воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
Цель: воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Задачи:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. К концу проекта дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Формы работы:
беседы;
показ сказок;
продуктивная деятельность детей;
выставки творческих работ детей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Цель: актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Консультации для родителей
«Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
Чтение русских народных сказок
Изучение методической литературы
Обогащение развивающей среды:
в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);
в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
музыка – русские сарафаны и косоворотки для детей.
Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
Изготовление альбома для рассматривания:
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Создание картотеки игр:
Русские народные игры – «Волк и семеро козлят»,
«У медведя во бору», «Гуси- лебеди»,«Кот и мышь».
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что
потом»,«Сказки о животных», «Колобок спешит домой»,
«Разыграй свою сказку».
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Физкультминутки по русским народным сказкам.
Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки.
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Основной этап
Цель: формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Организация игровой деятельности
Слушание музыкальных произведений
Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
Занятие по художественному творчеству:
Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Аппликация «Заюшкина избушка»
Познавательное занятие:
«Русские народные сказки из волшебного сундучка»,
Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»,
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»,
Творческое рассказывание по сказке «Теремок»
Завершающий этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-
исследовательской деятельности.
Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
Проведение викторины «Путешествие по сказкам»
Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»
Показ сказки «Теремок»
Итоговое мероприятие «По страницам сказок»
Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения
по теме «В гостях у сказки»
«Петушок – золотой гребешок»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Зимовье зверей»
«Снегурушка и лиса»
«Маша и медведь»
«Как коза избушку строила»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Познавательно-речевое развитие.
1. Рассматривание альбомов
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Предметы быта русской избы»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы
Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.
2.НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Цель: помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Систематизировать знания о русских народных сказках.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
3. НОД: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.
4. НОД «В гостях у сказки».
Цель: обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет.
Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
Вызвать желание помочь близкому.
5. НОД Творческое рассказывание по сказке «Теремок».
Цель: обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями.
Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).
6. НОД «Лучшие друзья»
Цель: способствовать формированию у детей дружеских отношений друг другу, к сказочным персонажам.
Помочь получить эстетическое наслаждение от сказки.
7. Беседа «На кого из сказочных героев я похож»
Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
8. Беседа «В гости к книге»
Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
9. Литературная викторина «В стране сказок»
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках.
Формировать умение узнавать сказки, их героев.
Развить интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
10. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
11. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
12. Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по зачину»
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»
«Из какой сказки волшебная вещь?»
«Подбери иллюстрацию к сказке»
«Сложи картинку и узнай сказку»
«Сложи сказку», «Что лишнее?»
13. Чтение художественной литературы:
«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»
«Три медведя»
«Пузырь, соломинка и лапоть»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Царевна лягушка»
«Зимовье зверей»
«Снегурушка и лиса»
«Маша и медведь»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
14. Отгадывание загадок на тему «Сказки».
15. Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
16. Настольно-печатные игры:
«Любимые сказки» («Играем и учимся»)
«Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени)
«Сказки о животных»
«Сказки. Игра в дорогу» (с фишками)\
кубики «Любимые сказки».
17. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Социализация.
1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой
Гребешок», .
3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
4. Занятие - развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку
переносим!»
Художественно-эстетическое развитие.
1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
2. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке
3. Показ воспитателем театров по сказкам:
«Заюшкина избушка» (Бибабо)
«Девочка-Снегурочка» (плоскостной)
4. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
5. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
6.Конструирование:
«Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель)
«Зайчик» (оригами).
7. Нод «Заюшкина избушка»
Цель: Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
8. Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка.
Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
9. Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.
Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.
Учить составлять композицию по литературному произведению.
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.
Физическое развитие
1.Подвижные игры:
«Волк и семеро козлят»
«У медведя во бору»
«Гуси - лебеди»
«Кот и мышь».
2.Физминутки:
«Колобок», «Теремок».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Консультации «Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
2.Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
3.Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
4.Оформление выставки:
«Русские народные сказки» (рисунки).
«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: "Русские народные сказки из волшебного сундучка"
Цель:
Помочь детям понять, что такое устное народное творчество,
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;
Систематизировать знания о русских народных сказках;
Обеспечить развитие памяти, логического мышления;
Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок:
«Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун»,
«Колобок», «Гуси-лебеди».
Пересказ сказок: «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», с использованием
мнемотаблиц.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, мнемотаблицы к сказкам « У страха глаза велики», «Каша из топора», «Вершки и корешки», «Теремок», «Репка».
Сундучок, игрушка-Кузя,
Ход занятия:
Воспитатель: Давным-давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
Воспитатель: К нам пришел в гости домовенок Кузя. Он пришел не с пустыми руками, а принес с собой волшебный сундучок. В нем хранятся сказки. Но он не открывается, сундучок заколдован и все сказки в нем. Ребята, вы поможете мне расколдовать сундучок? Тогда слушайте первое задание.
Первое задание: Отгадайте загадку и скажите, в какой сказке встречается этот герой.
Загадки.
* Прыгун трусишка,
Хвост коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки
Одежда в два цвета-
На зиму и на лето. (зайчик)
- Какие сказки вы знаете про зайчика?
- Как называют его в сказках?
* Он зимой в берлоге спит
Потихонечку храпит.
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? (медведь)
- Какие сказки вы знаете про зайчика?
- Как называют его в сказках?
Воспитатель: А вы обратили внимание, кто герои этих сказок?
Дети: Животные.
Воспитатель: Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
- Сказки о животных мы расколдовали и сундучок открылся.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там еще лежит. Здесь лежат волшебные предметы. Они кому – то были полезные.
- Печка. Из какой сказки попала к нам печь?
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: Кому она помогла?
Ответы детей.
Воспитатель: Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме?
Дети: Снегурочка.
Воспитатель: Молодцы. Расколдовали сказки.
- Чем похожи все эти сказки?
Дети: В них встречаются превращения.
Воспитатель: Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнём и снова- в путь!
Василиса нам сказала:
Наклоняйся влево. Вправо.
Вот Снегурочки слова:
Приседайте, как пружинки,
Полетайте, как пружинки.
Воспитатель: На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!»
МНЕМОТАБЛИЦЫ
« У страха глаза велики». Про кого эта сказка?
«Каша из топора». Какой солдат в этой сказке?
«Вершки и корешки». О ком эта сказка?
Воспитатель: А эти сказки называются бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки.
- Ребята, Кузя говорит вам огромное спасибо, за то, что вы расколдовали сундучок! Кузя дарит вам подарок – это книга русских народных сказок.
Воспитатель: Нет, чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт. Нет, не праздный люди сказки слагали, а слагал их мудрый русский народ.
- Что же такое устное народное творчество?
- Почему оно так называется?
- Какие сказки мы собирали в сундучок Кузе?
- Какие сказки называются волшебными?
- Бытовыми?
- О животных?
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.
Программное содержание: Учить детей пересказывать близко к тексту, выдерживать последовательность и логическую завершённость рассказа. Активизировать речь прилагательными (хрупкий, лёгкий, прозрачный); закрепить употребление глаголов движения. Формировать умение слушать, активно участвовать в занятии.
Материалы: Сундучок, лапоть, мыльные пузыри, соломинка, карточки-модели, на которых схематично изображена последовательность сказки.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей подойти. Ребята, сегодня я принесла вам сундучок, в котором находятся необычные предметы и с ними можно поиграть. Но сундучок не простой, а волшебный. Для того, что бы достать то, что в нём находится, нужно отгадать загадки. Хотите узнать, что там лежит? (хотим.) Тогда слушайте первую загадку:
Веник за печкой,
В нём палочки тоненьки,
Палочки эти зовутся…. (соломинки)
Ребята, верно вы угадали загадку (воспитатель достаёт из сундучка соломинку) Посмотрите, какая она? (тонкая, хрупкая.) А на что она похожа? (на карандаш.) Ребята, а как можно играть соломинкой? (варианты ответов детей.)
Слушайте вторую загадку:
Воды обыкновенной
Стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены,
Мы будем ….(пузыри)
И эту загадку вы отгадали правильно. Это мыльные пузыри. Какие они? (красивые, круглые, прозрачные) Как вы думаете, как ими можно играть? (ответы детей.)
А сейчас послушайте третью загадку:
Что люди от деревьев берут
И на ногах носят? (лапти)
Раньше, когда не было такой удобной и красивой обуви как сейчас, люди носили лапти. Какой лапоть? На что он похож? Как можно им поиграть? (ответы детей.) ребята, а как вы думаете, во что можно поиграть всеми этими предметами одновременно? (ответы детей.) А я хочу вам предложить сделать кораблик и запустить его. (делают вместе с воспитателем кораблик и запускают)
Ребята, а вы знаете, что со всеми этими предметами однажды случилась необыкновенная история, которую люди записали и назвали сказкой. Хотите её услышать? Воспитатель с детьми уходит на стульчики) Читает сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Вот отправились они однажды в лес дрова рубить, а навстречу им широкая река. Как через неё перебраться? Вот лапоть и говорит пузырю: «Давай мы на тебе переплывём!» А лапоть говорит: «Нет, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы по ней и перейдём.» Так и сделали. Легла соломинка с берега на берег, лапоть пошёл по соломинке, она и переломилась, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!
Понравилась вам сказка? А давайте мы с вами попробуем её рассказать. Для того, что бы вам легче было рассказывать, я приготовила вот такие карточки. Ребята, какие герои были в этой сказке? Что они решили однажды сделать? Что случилось с ними в дороге? Кто хочет рассказать сказку сам? (дети рассказывают сказку)
Физминутка (подвижная игра «Надувайся, пузырь»)
Надувайся, пузырь,
Надувайся большой
Да не лопайся!
Он летел, летел, летел,
За соломинку задел.
Бух! Лопнул!!!
Дети продолжают рассказывать сказку.
Ребята, а волшебный сундучок приготовил вам подарки за то, что вы так замечательно запомнили и рассказали сказку. (Воспитатель достаёт из сундучка мыльные пузыри каждому ребёнку) Давайте мы с вами устроим праздник мыльных пузырей!
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема:"Рассказывание русской народной сказки «Теремок». "
Цель: формировать у детей интерес к играм – драматизациям.
Задачи: развивать внимание, память, логическое мышление. Способствовать развитию диалоговой речи, формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, имитировать характерные действия героев, передавать их эмоциональное состояние.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, коммуникабельность в отношения между детьми и взрослыми.
Ход занятия.
- Организационный момент. Появление сказочницы.
- Здравствуйте дорогие ребята!
- Я добрая сказочница. Вы любите сказки?
-Я хочу пригласить вас в сказку. Но сначала загадаю вам загадки.
1) Серенький шарик под полом шарит (мышка).
2) Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
3) Маленький беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (заяц).
4) Хитрая плутовка всех обманет ловко.
Знают все её в лесу - рыжехвостую – лису.
5)Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк).
6) Кто в лесу глухом живёт неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу.(Медведь).
- Молодцы ребята все загадки отгадали.
- А сейчас я вам расскажу сказку про этих животных. Называется она «Теремок».
- Рассказывание сказки.
Сказочница рассказывает детям сказку, показывая иллюстрации.
- Физкульт минутка.
- Беседа по сказке.
- Вот какая сказка о животных. Назовите тех, кто поселился в теремке. Ответы детей: мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волк – зубами щёлк, медведь косолапый.
- Кто первый увидел теремок?
Ответы детей: мышка – норушка.
- Как просились в теремок звери? Что они говорили?
Ответы детей: «Терем – теремок! Кто в тереме живёт?».
- Как приглашали звери друг – друга в теремок, что они говорили?
Ответы детей: « Иди к нам жить!».
- Кто последний пришёл к теремку и сломал его? Почему?
Ответы детей: последний пришёл медведь и сломал теремок. Медведь был большой.
- Как вы думаете, ребята, как звери жили в теремке?
Ответы детей: они жили дружно.
- Почему вы так думаете?
Ответы детей: Потому что волк не съел зайчика. Они всех приглашали в теремок.
- Ребята, давайте поиграем в эту сказку.
Сказочница предлагает поиграть в сказку с помощью игрушек. Дети разыгрывают диалоги. Воспитатель следит, чтобы дети правильно, чётко произносили слова. Если дети затрудняются, помогает им.
Занятие плавно переходит в творческую игру.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Лучшие друзья»
Цель: формирование представлений о дружбе.
Задачи:
образовательные:
- продолжать формировать умение выделять добрые поступки детей по отношению друг к другу, выражать к ним свое положительное отношение;
- учить видеть негативные действия, рассуждать о них, называть их последствия для других детей, высказывать свое отношение к ним;
- познакомить с решением проблемных ситуаций, способами мирного решения возникающих между детьми проблем.
- продолжать учить рассказывать связно;
- учить детей рассуждать, отстаивать свою точку зрения;
- расширять словарь детей словами «щедрый», «настоящий друг».
- упражнять детей в поворотах и наклонах;
- добиваться четкости выполнения упражнений.
- укреплять мышцы глаз;
- создавать условия для сохранения осанки.
- закрепить знание сказок, в которых говорится о дружбе.
развивающие: развивать умение сопереживать, прощать обиду, желание оказать помощь, защитить друга, способствовать совершенствованию тактильных ощущений, развивать память.
воспитательные: воспитывать дружеские чувства, отзывчивость, доброту, сочувствие.
Предметно-пространственная развивающая среда: демонстрационный материал «Хорошо – плохо», сказки «Чьи в лесу шишки?», «Пирог», «На плоту», «Пустомеля», «Крошка Енот», театр на фланели, кукольный театр, теневой театр; раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон, карандаши, краски; н-п/и «Хорошо – плохо», с-р/и «Семья».
Оборудование: 2 сердечка-подушечки (красное и черное), ширма, деревья, мостик, речка, мелкие игрушки; сердечки для каждого ребенка; «Коврик мира».
Ход проведения НОД:
Перед детьми ширма, деревья, ручей, мостик. У воспитателя 2 сердечка: одно красное, другое черное.
– Ребята, сегодня я хотела рассказать вам новую сказку, которая называется «Два сердечка».
Жили – были два сердечка, одно Красное, а другое – Темное. Темное сердечко всегда обижало Красное сердечко, а Красное все ему прощало. Однажды пошли сердечки в лес погулять. Светило теплое солнышко, пели птицы, порхали над головой бабочки. Весело бежало Красное сердечко по лесной дорожке, засмотрелось на красивых бабочек, не заметило корягу на дорожке, споткнулось и упало, больно ударилось. Увидело это Темное сердечко, подбежало и стало так громко смеяться над Красным сердечком, что даже птички замолчали. Ничего не сказало ему Красное сердечко, встало, отряхнулось и пошли сердечки дальше. А дорожка вскоре повернула в сторону лесного ручья. Только хотело Красное сердечко перейти ручей по мостику, но тут Темное сердечко оттолкнуло его и побежало первым. Мостик закачался, и Темное сердечко упало в воду. «Помоги мне!» – закричало оно. Красное сердечко, схватило большую палку и протянуло ее Темному сердечку. Темное сердечко ухватилось за палку и выбралось из ручья. Красное сердечко тут же бросилось жалеть, утешать Темное сердечко. А Темное сердечко опустило голову и ничего не ответило, ему было стыдно.
– Ребята, как вы думаете, какое из сердечек было настоящим другом? Почему вы так думаете?
– Почему в конце сказки Темное сердечко опустило голову и ничего не сказало? Почему ему стало стыдно?
– Можно ли сказать, что Темное сердечко – это сердечко друга? Почему?
– Давайте поможем Темному сердечку стать настоящим другом.
Воспитатель предлагает решить некоторые проблемные ситуации: поделиться игрушкой, а не жадничать; вежливо попросить игрушку, а не забирать ее; пожалеть, помочь, а не смеяться над тем, кому плохо.
По окончании воспитатель незаметно снимает с черного сердечка черный чехол – сердечко «превращается» в красное.
– Ребята, посмотрите, с вашей помощью удалось превратить Темное сердечко в Красное – в сердечко настоящего друга!
– Ребята, какие еще сказки о дружбе и друзьях вы знаете? («Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Бременские музыканты», «Под грибом», «Кузнечик и муравей»).
– Можно ли назвать сказку «Колобок» сказкой о друзьях? Почему?
Гимнастика для глаз (дети следят глазами за движениями Колобка по зрительным ориентирам):
– Колобку тоже захотелось найти себе друга, поэтому он взял да и покатился по дорожке в лес. В лесу он увидел высокую елку. Стал Колобок подниматься на елку: с веточки на веточку, с веточки на веточку и поднялся на самую макушку. Огляделся Колобок и увидел Зайчика. Стал Колобок к нему спускаться: с веточки на веточку, с веточки на веточку, а затем и на дорожку, да поскорее к Зайчику: «Здравствуй, Зайчик, давай с тобой дружить!».
Физминутка:
– Вышли Зайчик с Колобком на лесную полянку, огляделись: как кругом красиво!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись!
– Ребята, у каждого из вас в нашей группе есть друг, вы легко можете отыскать его глазами, где бы он ни был. Интересно, сможете ли вы отыскать своего друга с завязанными глазами?
Воспитатель предлагает выйти сначала девочкам. Одну из них просит назвать имя подруги, затем завязывает глаза и предлагает отыскать ее. Игра повторяется 2-3 раза. Аналогично проводится игра с мальчиками.
– Молодцы, ребята! Отыскали своих друзей! А теперь (имя ребенка) возьми своего друга за руку, подари ему сердечко и расскажи о том, что твое сердечко может сделать для друга (быть щедрым, добрым, помочь в беде, утешить, пожалеть, защитить, развеселить и т.д.). Повторяется 2-3 раза.
– Ребята, а теперь все подойдите, возьмите сердечки и подарите их своим друзьям.
– Ребята, вы настоящие друзья, умеете дружить: делиться с другом всем, не обижать друг друга, жалеть, защищать друзей. Но иногда случается и такое:
Может быть, тебе сосед
Разорвал штанишки,
Поломал твой табурет
И порвал две книжки?
Может, он и сам не рад,
Что так получилось? –
Столько шалостей подряд
У него случилось.
Ты заплачешь, закричишь,
Застучишь ногами,
И, конечно, побежишь
Жаловаться маме…
А давай его простим,
Никому не скажем,
Даже и не загрустим,
Вида не покажем.
Нам же по соседству жить,
Значит, надобно дружить!
– А чтобы вам легче было помириться, я хочу подарить вам самый настоящий волшебный «Коврик мира». На нем две тучки поссорились: нахмурились и разбежались в разные стороны. Но тут появилась радуга-дуга, протянулась она от одной тучки к другой, согрела их своим теплом. От этого тепла прошла обида у одной тучки, выпрямились брови, ротик улыбнулся, протянула она руку навстречу другой тучке. А другая тучка попросила прощения и стали тучки снова дружить. Если у вас случится ссора с другом, садитесь скорее на этот волшебный коврик и радуга-дуга вас тоже непременно помирит! А теперь давайте подумаем, где же будет лежать наш «Коврик мира»?
Дети рассматривают «Коврик мира», определяют место для него в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...
Отличие русских народных сказок от сказок других народов
1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...
Отличие русских народных сказок от сказок других народов
1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Конкурс творческих работ "Герои произведений сказок К.И.Чуковского "Тараканище", "Мойдодыр", "Крокодил", посвященного 95- летию со дня выхода сказок.
Коллективная работа ДС 939 группа № 5 "Мойдодыр". 2017 год....
СПЕКТАКЛЬ ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ Спектакль «Бал сказочных героев» по мотивам сказок Братьев Гримм
Сценарий спектакля ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ...
Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель
Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...