Развитие речи Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Курмангалеева Гульнара Ербулатовна

Чтение рассказа Н.Носова "Заплатка"

Чтение ненецкой сказки "Кукушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaplatka_plan.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon kukushka.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: понимание смысла поговорки «Сам не научишься, никто не научит» через беседу по рассказу Н.Носова «Заплатка», проявление помощи при игре на интерактивной доске: «Помоги зашить заплатку на штанах».

Задачи: Воспроизвести в ходе беседы события, описанные в рассказе «Заплатка» объяснить поступки и характер героев.

Определить, почему главные герои так себя вели, вспомнить и привести из личного опыта похожие ситуации.

Договариваться между собой, действовать в парах.

Словарная работа: активизация слов: «лоскуток», «стыд», «Сам не научишься, никто не научит».

ППРС: интерактивная панель, книга с текстом сказки, стимульный материал

Приёмы:

Предлагаю послушать стихотворение и догадаться, о чем будет беседа.

Художественное слово:

Примостилась, для порядка, на штанах моих заплатка.
Мы и с дыркой, со штанами, жили очень хорошо...
Только, посудите сами - стыдно, если скажут маме:
- Ваш Владимир к нашей Тане с дыркой на штанах пришёл!

Поясняю, что хочу прочитать одни очень интересный рассказ «Заплатка».

Рассказываю краткую аннотацию рассказа.

Указание: подойти к интерактивной доске и открыть штору. Предлагаю рассмотреть персонажей и дать краткую характеристику героям.

Задаю вопрос: какие они? (хвастливый, любопытный, добрый, хитрый, трудолюбивый)

Поощряю детей фишкой за правильную характеристику.

Указание: присесть на стулья

Перед прочтением рассказа закрепляю знания детей о правилах пользования с книгой.

Выразительно читаю рассказ.

Уточнение: отвечать нужно по- одному, не перебивать друг друга и выслушивать вопрос до конца, говорить после отвечающего, если хочешь что-то добавить.

Вопросы: О чем рассказ?

Кто главный герой?

Что означают слова: лоскуток, стыд? Какие события происходят в начале рассказа?

Как мама повела себя, когда к ней пришел Бобка? Почему она так сказала ему?

Повторное чтение отрывка из рассказа.

Вопросы: Что говорили мальчишки, когда увидели у Бобки рваные штаны?

Что можно сказать про то, как зашивал Бобка штаны?

Бывало ли у вас такое, что приходилось самостоятельно учиться чему-то новому? Вам было сложно?

Хвалю детей за интересные ответы.

Физминутка

Вопрос:  Можно ли отнести к такому рассказу поговорку: «Сам не научишься, никто не научит»? Почему? Нравится ли вам окончание рассказа? Почему?

Дидактическая игра: Предлагаю  детям помочь мальчику Бобке зашить штаны

Закрепляю правила работы с интерактивной доской

Объясняю правила игры: нужно внимательно посмотреть на образец, быстро и правильно построить дом, используя определенные детали. Выигрывают дети в том случае, если аккуратно и правильно зашили штаны.

После окончание игры предлагаю сверить с образцом и напоминаю «Сам не научишься, никто не научит».

Зрительная гимнастика.  

Указание: Теперь каждый из нас придумает окончание предложения. Мы сегодня обсуждали рассказ (Заплатка). Бобка был… Этот рассказ учит нас … (самому учиться и не ждать других). Мы помогли мальчику… (зашить свои штаны).

Итог: Словесно поощряю самых внимательных и активных детей.



Предварительный просмотр:

Чтение ненецкой сказки «Кукушка»

Образовательная область: Познавательное развитие.

Программные задачи: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.  Расширять знания о своеобразии жизни народов Севера; Обратить внимание детей на национальный колорит сказки; Развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов; Учить детей оценивать поступки героев произведения;

Развивать связную речь; Воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Предварительная работа: Беседы о маме, чтение произведений о маме, проведение утренника, посвященного мамам, изготовление подарков мамам.

ППРС: сказка «Кукушка», иллюстрации к сказке, иллюстрации одежды народов Севера, иллюстрации кукушки.

Приёмы:

Беседа: В какой стране мы живем? (В России) Наша Родина какая? (Наша Родина большая, красивая, богатая).

Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?

(На Севере). Как можно попасть на Север мгновенно? (С помощью волшебства). Давайте поколдуем! Закрывайте глаза!

-Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)

Сообщаю детям, что сегодня мы поговорим о народах Севера, познакомимся с ненецкой народной сказкой.

Задаю вопрос: Как вы думаете, почему сказка называется народной? (Ответы детей).

Объяснение: Сказка народная т. к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.

Беседа: Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова.

Словарная работа: оленеводство, рыболовство (дети хором и индивидуально повторяют слова).

В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. 

Словарная работа: ягель, стойбище)

(рассказ сопровождается показом иллюстраций).

Задаю вопрос: Вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне? (Ответы детей).

(показываю презентацию).

Рассказ: Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы.

Вопрос: Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Беседа: Предлагаю рассмотреть национальную одежду. Из чего она сшита? (Из меха)

Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами

Словарная работа: Малица.

Рассказ: На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обращаю внимание детей на то, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Предлагаю выполнить физминутку

Физминутка «Птички»

Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,

Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»

По лесу летают, вокруг столов)

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)

Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)

(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки)

Чтение сказки «Кукушка».

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет,просит: «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

- Мама, мы тебе водички принесли.

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Задаю вопрос: Как заканчивается эта сказка? (Грустно заканчивается).

Почему мама превратилась в кукушку! (Дети не дали воды).

Почему мама не вернулась к детям? (Она очень обиделась).

Как же нужно относиться к своей маме? (Всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми).

Чему учит эта народная сказка? (Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать).

Напоминаю: Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.

Итог: Отмечаю тех детей, которые были активными при ответах на вопросы, слушали внимательно, и не перебивали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

Занятия по развитию речи (старший дошкольный возраст)

Представлены занятия, которые рекомендую для использования экспресс-диагностики рарушений слоговой структуры , проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми. Речевой материал,  дидактич...

дидактические игры по развитию речи старший дошкольный возраст

Игры представлены по трем направлениям 1. На различение предлогов в и из. 2. На составление и использование словосочетаний. 3. На составление и использование предложений...

Конспекты НОД по развитию речи(старший дошкольный возраст)

Конспекты НОД по развитию речи старшего дошкольного возрастаКонспект 1. Тема: "Счастливая зыбка".Программное содержание. Поддерживать положительное эмоциональное отношение, развивать интерес к колыбел...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста

Содержание ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3      1. Особенности развития речи старших дошкольников  ……………………...52. Влияние малых форм фольклора на р...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфи...