"Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе " Путешествие по сказкам"
Цель:
Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Расширить словарный запас.
Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.
Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку
Закрепить названия русских народных сказок.
Познакомить с видами русских народных сказок.
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть с хорошим настроением
В: Сегодня нас с вами ждут увлекательные приключения, волшебство и много всего интересного. Я хочу что-бы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение! А для этого мы должны подарить улыбку друг другу . И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Давайте сделаем общий круг: ( Дети встают в общий круг и говорят слова приветствия)
Дети и воспитатель вместе:
-Собрались все дети в круг ( Стоят в кругу)
- Я твой друг и ты мой друг (показ)
- Дружно за руки возьмемся (беруться за руки)
- И друг другу улыбнемся ( улыбаются)
- Улыбаться нам не лень
- Всем "Привет!" и "Добрый день!"
- Если каждый улыбнется-
- Утро доброе начнется,
- Доброе утро!
В: Молодцы, а теперь тихонечко проходите на свои места. ( Дети садятся на стулья)
В: Ребята послушайте загадку, отгадав ее вы узнаете о чем мы сегодня с вами будем говорить:
ЗАГАДКА:
- В ней всегда, конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка -Ежка у окна,
Догадайтесь кто она!
Дети: Это сказка!
В: Правильно, молодцы, а я знаю очень хорошее стихотворение про сказки.
Послушайте:
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайну открывают
Деток в гости приглашают,
Сказка ложь да ней намёк
Добрым молодцам урок
Превращенья, чудеса,
Очень часто происходят,
А добро там побеждает
Все плохое прочь уходит!
В: Скажите, а вы знаете что такое сказки?
Д: Ответ детей.
В: Ребята, Сказка -это вымышленная история о том чего на свете не бывает, но обязательно со счастливым концом.
Сказки- учат нас быть добрыми, смелыми, сильными, честными, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит.
Сказки появились очень давно, когда люди еще не знали букв, не умели писать. Они передавали сказочные истории из уст в уста. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала, то что слышала своей дочке, та своей. И так сказки дошли до нас с вами.
В: Ребята, а вы знаете что в то время называли устами?
Ответ детей:
В: Правильно, губы называли устами поэтому, то что сочинил народ и не мог записать называется Устным Народным Творчеством.
А сказки которые придумал народ называются - народными, у этих сказок нет определенного автора и она может иметь много вариантов.
В: А вы хотите поиграть и заодно вспомнить несколько сказок?
Д: Да, хотим.
В: Встаньте возле стульев, и приготовьте свои руки.
(Пальчиковая гимнастика)
Будем пальчики считать
Будем сказки называть (Сжимают и разжимают пальцы )
Рукавичка, теремок,
Колобок - румяный бок,( По очереди загибают пальцы)
Есть Снегурочка- краса,
Три медведя, Волк -лиса,
Не забудем Сивку - Бурку,
Нашу вещую каурку
Про Жар -птицу сказку знаем,
Репку мы, не забываем
Знаем Волка и козлят
Этим сказкам каждый рад! (Хлопают в ладоши)
В: Очень хорошо, присаживайтесь.
В: Ребята видите как много разных сказок вы вспомнили, но народные сказки бывают разными:
Бывают сказки о животных - они считаются самыми древними. Главными героями этих сказок являются животные. Наши предки, что бы прокормить семью, занимались охотой и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, и придумывали о них сказки.
Ещё сказки бывают волшебные - в этих сказках живут фантастические существа, героям помогают животные, и необыкновенные предметы, происходят разные чудеса и превращения.
А сказки в которых описывается быт людей называются - Бытовые.
Ребята, а вы знаете что такое быт? (ответ детей). Быт, это жизнь людей. И в таких сказках главные герои -люди. В бытовых сказках высмеивают отрицательные качества людей (жадность, тщеславие, зависть) они показывают, что главное не богатство, не деньги, не сила, а доброта, честность и ум.
Звучит музыка и на экране появляется "КОНВЕРТ" - воспитатель удивленно :
В: Что это такое? Ребята, давайте посмотрим, что это за письмо?
Воспитатель читает письмо: ( на экране изображение грустной Сказочницы)
-Здравствуйте дорогие ребята, я Сказочница из "Волшебной страны сказок". Я отправила вам письмо что бы попросить у вас помощи. Злая Баба-Яга украла у меня книгу сказок, порвала её и перепутала все странички. И сказочные герои без вашей помощи не могут вернуться в свои сказки. Помогите, мне пожалуйста, а для этого нужно справиться с тримя заданиями Бабы- Яги.
В : Ребята, что же делать, поможем Сказочнице?
Д: Конечно поможем!
В: Тогда встаньте рядом со стульями, возьмитесь за руки и давайте сделаем большой общий круг.
Сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну сказок. А для этого нам надо произнести волшебные слова:
- В круг скорее становитесь,
Крепко за руки держитесь ( идут по кругу и останавливаются)
Глазки вместе закрываем
И все вместе мы считаем,
Раз, два, три, четыре, пять!
Глазки будем открывать,
Глазки будем открывать,
Сказку будем начинать!
В: Вот мы и в сказочной стране.
(Дети садятся на места)
(На экране появляется изображение сказочного домика)
В : Ребята, смотрите, да это сказочный домик. Давайте попробуем угадать кто в нем живет?
Д: Давайте!
В : А для этого нам надо отгадать загадки Бабы- Яги. Готовы? Тогда слушайте внимательно, ошибаться нельзя!
1. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос. (МЕДВЕДЬ) слайд
2. Хвост пушистый , мех золотистый
В лесу живет, в деревне кур крадет. (ЛИСА) слайд
3. Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета (ЗАЯЦ) слайд
4. Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой
Он зубами щелк, да щелк
Очень страшный, серый..... (ВОЛК) слайд
5. Встаёт на заре
Поёт во дворе, на голове гребешок
Кто же это? (ПЕТУШОК) слайд
6. Сама -крошка
Боится- кошки
Под полом живёт
Туда всё несёт? (МЫШКА) слайд
7. До ушей зеленый рот.
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Громко квакает ... (ЛЯГУШКА) слайд
В: Вы умницы! А теперь давайте вспомним и назовём сказки в которых живут эти животные .
Д: Теремок, Рукавичка, Колосок, Волк и Лиса, Заюшкина избушка, Кот, Петух и Лиса, Заяц - хваста и др.
В: Молодцы , а теперь давайте вспомним как называются сказки где главные герои животные?
Д: СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ (слайд всех зверей)
В: Молодцы, вы справились с первым заданием, и герои этих сказок попали в свои истории.
В: А теперь нас ждет следующее задание, вы готовы?
Д: Да!
В: Давайте снова тихонечко встанем в круг (или у стульев). И попробуем справиться со следующим заданием. Вы знаете, что у сказочных героев и волшебных предметов есть двойные имена и названия, а Баба -Яга их все перепутала. Нам надо их вспомнить и правильно назвать, я буду передавать вам мяч и называть первое слово в имени или названии предметов, а вы возвращая мне мяч должны будите называть второе слово. Давайте начнем (Василиса - Прекрасная, Сапоги - скороходы и тд)
(Дети остаются стоять на ковре)
В: Молодцы вы очень хорошо справились, всех назвали, как вы думаете к каким сказкам относятся эти герои и волшебные предметы?
Д: Они относятся к ВОЛШЕБНЫМ сказкам. (Слайд с изображением героев и предметов волшебных сказок)
В: Правильно, теперь и герои этих сказок смогут вернуться в свои сказки. Нам осталось выполнить последнее третье задание, но сначала давайте отдохнем, встаньте врассыпную и повторяйте за мной:
(Слайд с изображением Бабы- Яги)
Воспитатель проводит физкультминутку:
В: В темном лесу есть избушка (Шагают на месте)
Стоит задом наперед ( Покружились)
В той избушке есть старушка ( Грозят пальцем)
Бабушка-Яга живет ( Грозят др. пальцем)
Нос крючком (Показ)
Глаза большие ( Показ)
Словно угольки горят (Качают головой)
Ух сердитая такая! ( Бег на месте)
Дыбом волосы стоят (Показ руки вверх)
В: Хорошо, а теперь проходите на свои места. Последнее 3-е задание у нас будет такое, у вас есть эмблемы с предметами которые относятся к сказкам иллюстрации которых вам надо будет собрать и глядя на них вы легко сможете определить, на каком столе вас ждет следующее испытание. Вам нужно будет дружно собрать пазл с картинкой и назвать эту сказку.
(Звучит музыка и дети в командах собирают пазлы, называют сказку, проверяют у своих друзей, если надо помогают в конце показывают знак готовности)
В пазлах иллюстрации БЫТОВЫХ сказок. ("КАША ИЗ ТОПОРА", "КУРОЧКА РЯБА", МУЖИК И МЕДВЕДЬ")
В : Молодцы, вы очень хорошо справились с последним заданием потому что работали дружной командой! Давайте попробуем вспомнить к каким сказкам можно отнести эти сказки?
Д: Это БЫТОВЫЕ СКАЗКИ.
(Слайд веселой Сказочницы)
В: Правильно, вы справились и с последним заданием Бабы -Яги. И герои эти сказок тоже вернулись в свои истории. Посмотрите как рада "Сказочница" теперь она снова сможет рассказывать детям разные сказки.
Мы вами очень гордимся, вы сделали очень доброе дело, молодцы!
В: А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
(ДЕТИ ВСТАЮТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ И ПОД МУЗЫКУ НА СТУЛЬЯ)
В: По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки
Шли мы шли
И в детский сад пришли. (садятся на места)
В: Ребята о чём мы с вами сегодня говорили?
Д: Сегодня мы говорили о народных сказках.
В: Какими бывают народные сказки?
Д: Сказки бывают, волшебные, бытовые, и о животных.
В: Вам понравилось наше путешествие?
Д: Да!
В: Спасибо, вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя "Путешествие в сказку" по мотивам русской народной сказки "Колобок"
конспект совместной деятельности логопеда и воспитателя...
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...
Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»м
НОД для детей старшей группы. Форма - путешествие.Групповое....
Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа
Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...
Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам» Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста.
Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста....