Проект "Ах, что за прелесть эти сказки!"
проект по художественной литературе (средняя группа)
Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождает юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_zhizni_i_tvorchestve.docx | 14.23 КБ |
konspekt_zanyatiya_po_lepke.docx | 14.29 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.92 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 16.49 КБ |
pasport_proekta.docx | 19.15 КБ |
stsenariy_skazki_o_rybake_i_rybke.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина
Цель:
Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и человеке.
Воспитывать интерес к творчеству поэта. Развивать речь детей. Отвечать на заданный вопрос полным ответом. Воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта.
Предварительная работа:
Рассматривание книг, иллюстраций.
Планируемые результаты: знает имя автора, основные этапы биографии, название нескольких сказок, использует соответствующую лексику.
Ход занятия:
На доске портрет А. С. Пушкина.
- Это Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин - поэт и писатель. Он писал стихи и сказки для детей.
Родился поэт 6 июня в городе Москве. Маму его звали Надежда Осиповна, папу Сергей Львович.
Он рос шаловливым мальчиком. И можно с уверенностью сказать, что больше всех его любили бабушка и няня Арина Родионовна. Она была простой крестьянкой. Её любовь к маленькому Пушкину осталась такой же неизменной, даже когда Александр Сергеевич Пушкин стал совсем взрослым. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева.
Пушкин посвятил своей няне два стихотворения. Одно из них он так и назвал «Няня», второе стихотворение - «Зимний вечер». Пушкин сказал о своей няне такие ласковые, такие нежные слова и с такой сыновней любовью, что от них сжимается горло:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя…
- Когда Пушкину исполнилось 12 лет, он уезжает из Москвы в Петербург, где поступает учиться в лицей. За время учёбы у него появляется много друзей. О своей дружбе Пушкин говорил: «Друзья прекрасен наш союз». Учась в лицее, он пишет много стихов.
Особенно Пушкин любил время года осень. Осенью ему особенно работалось. Он написал прекрасное стихотворение «Уж небо осенью дышало».
- Ребята, как вы думаете, Пушкин любил детей?
-А для детей он писал волшебные сказки! Эти сказки любили слушать не только дети, но и взрослые Пушкин слушал милые нянины сказки –необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:
В синем небе звёзды блещут
В синем море волны плещут;
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт…
Или же в такие:
Здравствуй князь ты мой прекрасный,
Что ты тих как день ненастный?
В низеньком домике Арины Родионовны в тёплом сумраке родились все эти замечательные сказки о рыбаке и рыбке, царе Салтане и др.
Пушкин говорил о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Пушкин прожил недолгую жизнь, но память о нём осталась в его произведениях. В Петербурге есть музей, где сохранена вся обстановка в которой жил Пушкин. В нашем городе есть памятник поэту, а в других городах театры носят имя Пушкина. Пушкин любим народом, жизнь его изучается. Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина. С полным правом!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по лепке
«Золотая рыбка» (пластилинография).
Средняя группа.
Цель: Создать условия для развития художественно-творческих способностей детей посредством пластилинографии.
Задачи: Закрепить навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание пальцами. размазывание по основе, скручивание и др.); сочетания цвета пластилина, не выходя за контур изображения. Добиваться выразительности и необычного исполнения сказочного образа. Стимулировать активную работу пальцев; способствовать развитию речи.
Материалы и оборудование: картон с нанесенным контуром рыбки, стеки, дощечки, бумажные салфетки для рук, набор пластилина, аудиозапись "Звуки моря".
Ход занятия.
Педагог объявляет детям, что вычитала в газете интересную статью о художнике-дайвере и хотела бы с ее содержанием познакомить детей.
Основная часть. Вопросы по тексту из статьи, обсуждение.
-Ребята, как Вы думаете, какая рыбка проплывала мимо художника?
-Как выглядела рыбка, кто сможет ее описать?
-В какой сказке можно встретить волшебную рыбку? Кто автор этой сказки?
-Почему рыбка волшебная, чьи желания она исполняла?
-Как Вы думаете, почему художник не смог дорисовать свою картину? (краски под водой растекаются, деревянные карандаши всплывают, восковые мелки под водой не рисуют и т. д.)
-На чем можно рисовать под водой (стекло, ракушка, камень, панцирь черепахи и др.)
-Почему нельзя рисовать на бумаге?
-Чем можно попробовать рисовать под водой?
-Как называется рисование пластилином? (пластилинография)
Физкультминутка:
«Что там чудится в тумане?»
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Самостоятельная деятельность детей (педагог уточняет по ходу у детей, какими приемами пластилинографии он воспользовался).
В ходе самостоятельной деятельности - пальчиковая гимнастика.
«Рыбка плавает в водице»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок «круглыми» ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки).
Заключительная часть (рефлексия)
Обсудить с детьми деятельность, рассмотреть работы детей.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Тема: «Роль сказки в развитии речи детей»
Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитии и обогащении речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки открывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Рассказывание и показ сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и т.п.). После просмотра или чтения сказки необходимо провести беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы - они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности.
Не менее важно рассматривать иллюстрации, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказки.
Иногда полезно повторять чтение отрывков из текста по заявки детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.
Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.
Эффективным приемом в беседах по сказке являются ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса, например зайца и тети вороны (сказка «Заяц-хваста»).
Систематическое чтение, рассказывание и показ сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывания сказок и рассказов.
Игры со сказками
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
Отгадай название сказки
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка… Мальчик…
Гадалка… Дюй…
Царевна… Золотой…
Гуси… Конек…
Крошечка… Мороз…
Аленький… Красный…
Доктор… Цветик…
Заюшкина… Бременские…
Что лишнее?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относятся к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака петух(сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси- лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна(сказка «По –щучьему велению»).
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Сказочная чепуха
Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.
Например: для сказки «Репка» примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким:
Репка – «Вау!»
Дед – «Я вам покажу!»
Бабка – «Что тебе…»
Внучка – «Прикольно».
Жучка – «Сейчас сплю».
Кошка – «Бубльгум».
Мышка – «Выходи, подлый трус!».
Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая- пребольшая.
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет-потянет – вытянуть не могут.
Позвала бабка (…) внучку (…) . Внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут- потянут – вытащить не могут.
Кликнула внучка (…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку, дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут. Кликнула Жучка (…) кошку (…). Кошка (…) за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…)- тянут – потянут – вытянуть не могут. И т.д.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
к проекту «Путешествие по сказкам Пушкина»
в средней группе
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта: «Что за прелесть эти сказки!»
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Сроки проведения: май-июнь 2021 г.
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели группы, учитель-логопед, родители воспитанников.
Реализовали проект: воспитатели Каширина А.И., Ипатова Ж.П., учитель-логопед Ивлева Ю.А.
Актуальность темы проекта:
Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождает юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Цель проекта:
Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина;
Развитие творческих способностей, фантазии детей;
Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи проекта:
1. Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
2.Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.
3. Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина, добиться хорошего запоминания.
4. Развивать интонационную выразительность, автоматизацию поставленных звуков
5. Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.
6. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
7. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
8.Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
- Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.
- Развить способность выразительно декламировать поэзию.
- Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.
- Вызвать интерес детей и родителей к чтению, к русской поэзии, к творчеству А. С. Пушкина.
- Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.
Основные формы реализации проекта:
- беседы;
- слушание сказок и разучивание отрывков из них;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- работа в изобразительной студии;
- выставки детских работ и рисунков;
- консультация для родителей;
- театрализованная деятельность.
Этапы работы проекта
Подготовительный:
- Обсуждение целей и задач проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
Основной:
Работа с детьми:
- Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина в ходе проведения познавательного занятия с использованием ИКТ.
- Чтение сказок А.С.Пушкина:
- У лукоморья дуб зелёный...
- Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
3) Рассматривание иллюстраций в ходе прочтения сказок А.С.Пушкина.
4) Лепка «Золотая рыбка».
5) Свободное творчество по теме проекта.
6) Выставка детских работ и рисунков.
7) Творческая гостиная – чтение детьми отрывков из сказок А.С.Пушкина.
Работа с родителями:
1. Консультация «Роль сказки в развитии речи детей».
2. Наглядная информация по ходу проведения проекта.
Итоговый:
Театрализованная постановка сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вывод:
Все дети группы познакомились с биографией великого русского поэта А. С. Пушкина, с его сказками «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке». Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта.
Предварительный просмотр:
Сценарий сказки А. С. Пушкина
«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Участники: Ведущий, Старик, Старуха, Золотая рыбка, море (дети с лентами синего цвета).
На заднем плане море (дети). На переднем плане сидит бабка, рядом с ней лежит разбитое корыто. Справа старик ловит неводом рыбу.
Ведущий:(раскрывает книгу).
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу, (ловит рыбу)
Старуха пряла свою пряжу. (прядет пряжу)
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной. (закидывает)
Он в другой раз закинул невод, — закидывает)
Пришел невод с травой морскою.
Появляется Золотая Рыбка.
В третий раз закинул он невод, — (ловит рыбку)
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — с золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка: (жалобно). Отпусти ты, старче, меня
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Ведущий. Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо.
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Старик выпускает Золотую рыбку в море (рыбка, поклонившись, уплывает), старик возвращается к своей старухе.
Ведущий. Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старик. Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотую рыбку, не простую.
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Старуха. Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось. (Показывает на корыто)
Старик возвращается на берег.
Ведущий. Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось. (дети качают ленточками)
Старик. Золотая рыбка!
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Старик (кланяется).Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Рыбка. Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
Ведущий. Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Старуха Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто! (толкает корыто ногой)
Воротись, дурачина, ты к рыбке,
Поклонись ей, выпроси избу.
Ведущий. Вот пошел он к синему морю
Помутилось синее море. (дети изображают шум моря ш-ш-ш-ш)
Старик. Золотая рыбка!
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Старик. Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою;
Избу просит сварливая баба
Рыбка. Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет
Смена декорации (появилась изба)
Ведущий. Воротился он к своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха. Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черною крестьянкой,
Хочу быть вольною царицей.
Ведущий. Пошел старик к синему морю;
Неспокойно синее море. (дети изображают море)
Старик. Золотая рыбка!
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Старик. Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть вольною царицей.
Рыбка. Не печалься, ступай себе с богом.
Будет старуха царицей
Ведущий. Воротился старик ко старухе.
Смена декорации (за столом старуха в костюме царицы )
Пред ним царские палаты.
В палатах видит он свою старуху,
За столом сидит она царицей.
Старик. Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна.
Старуха. Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтобы служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
Ведущий: Старик не осмелился перечить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря. . (дети изображают бурю)
Старик. Золотая рыбка.
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Старик. Смилуйся, государыня рыбка,
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у нее на посылках.
Ведущий. Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Золотая рыбка ныряет в море. Смена декораций (бабка снимает царский наряд, садится перед разбитым корытом).
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Что за прелесть эти сказки"
проект для детей и родителей второй младшей группы...
Проект "Что за прелесть эти сказки"
Цель: Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений....
Долгосрочный проект "Что за прелесть, эти сказки" в сред.гр.
Долгосрочный проект "Сказки" в сред.гр....
Проект «Что за прелесть эти сказки!»
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и худож...
Презентация проекта "Что за прелесть эти сказки!
Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. ...
Проект "Что за прелесть эти сказки"
Проект по развитию творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности...
Проект "Что за прелесть эти сказки"
Воспитывать любовь к сказкам...