Итоговая организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы № 5 на тему: «Путешествие в сказочную страну»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки - схемы (мнемотаблицы). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовьк русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazochnuyu_stranu.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Центр развития ребёнка – детский сад № 46»
Итоговая организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой
с детьми средней группы № 5
на тему:
«Путешествие в сказочную страну»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Гордеева Л.Х.
Саранск, 2021 г
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Задачи:
1. Обучающие: Учить узнавать русские народные сказки;
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.
2. Развивающие: Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев. Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм, развивать интерес к художественному слову, детской картинке.
3. Воспитательные:
Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества. Воспитывать дружелюбие, бережное отношение к окружающему: любовь к животным, и природе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Познавательное», «Социально коммуникативное», «Физическое», «Художественно- эстетическое».
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Работа с детьми по мнемотаблице.
Словарная работа: мнемотаблица, жилище.
Методические приемы: Наглядный: показ, рассматривание.
Словесные: рассказывание, объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово, указание.
Материал и оборудование: ковер-самолет, волшебный цветок, мнемотаблицы по сказкам: «Три поросенка»; «Зимовье зверей». Мнемотаблицы по временам года: зима, весна.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята посмотрите к нам пришли гости. Давайте, по приветствуем наших гостей.
Дети: Здравствуйте!
Организационный момент.
Мы из знакомой сказки
В ладу с детьми живем
Вы угадайте, кто мы,
Тогда мы к вам придем…
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну. А чтобы попасть туда, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете? (Ответы детей.)
- Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать. Как, же нам добраться?
- Какие средства передвижения бывают в сказках?
Дети: (печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).
Воспитатель: Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
«Раз, два, три наш ковер в страну сказок лети!»
Воспитатель: нас ждут сказочные испытания.
- Вот вам волшебный цветок. Нужно отрывать лепестки у волшебного цветка и узнаете задания.
1. Поляна «Угадай-ка».
- Какую песенку пел Наф-наф?
Ответы детей:
Я, конечно, всех умней,
Всех умней, всех умней!
Дом я строю из камней,
Из камней, из камней!
- Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
Ответы детей: Терем – теремок, кто в тереме живет?
- Какие слова кричал петушок, когда хотел выгнать лису из заячьей избушки?
Ответы детей: Несу косу на плече, хочу лису посечи.
- Что предложил бык в сказке «Зимовье зверей»? Ответы детей: Строить зимовье.
Воспитатель: Молодцы дети, хорошо справились с первым заданием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания
2. Повторение сказки «Три поросенка» по мнемотаблице.
Воспитатель: «С помощью мнемотаблицы нужно рассказать сказку «Три поросенка» Я думаю у вас все получиться.
- Мнемотаблица - это рисунок, схема запоминаемого слова, действия. Сказка изображена в виде схемы и рисунков, по которой можно легко запомнить и рассказать.
Воспитатель: давайте все вместе скажем «мнемотаблица». (Хоровое и индивидуальное повторение).
Дети рассказывают сказку с опорой на мнемотаблицу «Три поросенка».
Рассказывает ребенок.
Жили были три поросёнка Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф и коварный Волк. Наступила осень, и поросята решили строить себе дома. Домик из соломы построил Ниф-ниф, дом из веток построил Нуф-нуф. Каменный дом построил Наф-наф, Когда они строили себе дома, то смеялись над Наф-нафом, что он себе строит каменный дом очень долго. Но как они ошибались, когда пришёл волк, и сдул соломенный домик и сломал домик из веток. Пришлось им проситься к Наф-нафу. Они спрятались у Наф-нафа, и ждали пока волк уйдёт, но волк никуда не уходил. Он так хотел скушать поросят, что решил полезть в трубу, и съесть их. Поросята были умнее волка, и поставили на печь кастрюлю с водой. Вода закипела, волк плюхнулся в кастрюлю, и сварился.
3. Словообразование.
- Из чего построил свой домик Ниф_Ниф? (Из соломы) Значит он …(соломенный). А дом Наф-Нафа был из…(камня), значит он…(каменный).
- А какие еще могут быть дома?
Из дерева - (деревянный), из кирпича - (кирпичный), из глины (глиняный). А если бы можно было сделать дом из стекла, то он был бы (стеклянный), из железа - (железный), из бумаги - (бумажный).
Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием.
А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка
Лентяи – поросятки не делали зарядки (Приподняли руки по бокам.)
И стали неуклюже, не вылезут из лужи. (Покачиваются из стороны в стороны.)
Никак, никак! (Поднимаются ноги, не сгибая в коленях)
Теперь самим досадно, что бегают нескладно. (Прыгают то на правой, то на левой ноге.)
4. Угадываем сказку.
Воспитатель: а вот следующая сказка в ней были такие зверюшки: зайчик - побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? (Теремок). Какого из героев я не назвала? (лягушка - квакушка). Что развалил медведь? (теремка).
Воспитатель: отгадайте загадку:
Солнце печет,
липа цветет,
рожь поспевает,
Когда это бывает?
(летом)
Воспитатель: В этой сказке, в какое время года было? (Лето).
- Послушайте стишок про лето.
Ребенок читает стих.
Летний день
Как хорош он, летний день,
Весело играет тень,
В саду бабочка порхает,
Зяблик что-то напевает,
У куста цветущих роз
Стайка пляшущих стрекоз,
И жужжит весь день пчела –
Мёд душистый принесла
(Елена Эрато)
Воспитатель: а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране.
Воспитатель показывает мнемотаблицу к сказке «Зимовье зверей».
Воспитатель: Как называется это сказка? (Зимовье зверей).
Воспитатель: Назовите животных – героев сказки от маленького до самого большого.
- Кто самый большой? (бык)
- Кто самый маленький (петух)
- А сколько их было? (6)
- Подумайте, когда эти звери были маленькими, как их называли? (Бык- теленок, свинья – поросенок, баран – ягненок, кот – котенок, петух– цыплёнок, гусь – гусёнок).
Воспитатель: молодцы, все правильно.
Воспитатель: зимовье – это что?
Дети. Дом, жилище в котором можно жить зимой.
- Правильно, чтобы перезимовать, не замерзнуть зимой, животные построили себе дом – зимовье.
Воспитатель: а как звери узнали, что наступила зима?
Воспитатель выставляет мнемотаблицу «Зима».
5. Работа с мнемотаблицей «Зима».
Дети рассматривают рисунки в таблице и описывают признаки зимы: Зимой часто идет снег. Солнышко зимой поднимается невысоко, не греет. Деревья голые. Некоторые животные ушли спячку. Люди надели теплую одежду. Зимой можно кататься на санках и лыжах, лепить снеговиков.
Воспитатель: молодцы.
6. «Заюшкина избушка»
Воспитатель: отгадайте загадку.
Свой дом зимою, в холода
она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
весной, же превратился в лужу.
- Как называется сказка? («Заюшкина избушка»)
- Кого выгнал петух? (лису)
- Кто в этой сказке самый храбрый? (петух)
- А кто трусливый? (заяц, волк, медведь)
Воспитатель: дети, в какое время года происходят события в сказке «Лиса и заяц? (Весной).
Дети рассматривают мнемотаблицу и отвечают, описывая признаки весны.
7. Работа по мнемотаблице «Весна».
Солнце греет ярко. От этого все вокруг просыпается. Снег под теплыми лучами солнца начинает таять. Прямо из-под снега появляются первые цветы: подснежники. На деревьях набухают почки, пробивается травка. Звери, которые впадают, спячку просыпаются. Животные меняют окраску и выводят потомство.
Воспитатель: Что общего во всех этих сказках? (Ответы детей: все звери в этих сказках строили дом.)
- Правильно все они строили дом или жилище.
Воспитатель: давайте все вместе скажем, «жилье», «жилище». (Хоровое индивидуальное повторение).
Воспитатель: Кого вам всего жаль в этих сказках? (Ответы детей: лису)
- Мне немного жалко Лису. Она хоть и выгнала Зайчика, но сама-то в конце сказки осталась без дома. Страшно, наверное, в лесу ночь? Она ведь не знала, что бывает весной и что ее ледяной домик растает.
Воспитатель предлагает построить домик для лисички.
Пальчиковая гимнастика.
Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошко в нём
И крыша!
Вот помощники мои,
Как их хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
8. Аппликация «Домик для лисички».
Итог.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие по сказкам? (Да)
- В какой стране мы побывали? («В стране сказок»)
- Назовите сказки, в которых мы побывали. («Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»).
В знак благодарности у меня для вас есть угощение.
Используемая литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.
2. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» 2016 г.
3. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» Издательство: Сфера, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес» Цель: продолжать учить детей вниматель...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию в средней группе на тему «Знакомство с улицей»
Закрепить у детей правила дорожного движения...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Для детей старшей группы По теме: «За окошком осень»
Сочетание трёх видов искусства: поэзии, живописи и музыки отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.Все наши великие писатели, поэты, ко...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе по теме «Дорожная сказка!»
Предварительная работа: дидактическая игра « скажи наоборот», чтение художественного произведения О.С. Добриковой «Жили-были Ёжик и Зайчонок», повторение дорожных знаков,...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего возраста. Чтение русской народной сказки «Сказка о зиме».
Чтение русской народной сказки «Сказка о зиме»....
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Путешествие в страну профессий»
Цель: Познакомить детей с такими профессиями, как врач, повар, парикмахер.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Узнай все о себе, воздушный шарик»
Обучающие: 1. Учить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, эластичности, проводимости воды. 2. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сд...