ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Юный стихолюб»
материал по художественной литературе (подготовительная группа)
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
В данный кружок заложена идея вооружения дошкольников культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать.
Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению.
Выразительное чтение и есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее.
Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения.
Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у детей стремление расширять свои знания в области родной речи, совершенствовать свою речь.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Поэтому особое внимание на занятиях кружка будет обращаться на задания, направленные на развитие речи дошкольников, на воспитание у них чувства языка.
Возраст дошкольников: 6 – 7 лет.
Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практической части, предполагающей работу над отдельными произведениями.
Цель:
вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;
формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности;
привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Задачи:
развитие поэтического слуха – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения;
познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения;
развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка;
добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
чтение наизусть стихотворных произведений;
развитие эмоциональной сферы детей, воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре, интереса к произведениям зарубежных авторов.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Основным предметом изучения и овладения на занятиях кружка является выразительность чтения.
Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.
Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения над интонацией.
Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет на учеников, прежде всего, своим примером, его речь должна быть ясной, чёткой и выразительной. Недаром А.С. Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники.
Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
«Юный стихолюб»
Пояснительная записка
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
В данный кружок заложена идея вооружения дошкольников культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать.
Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению.
Выразительное чтение и есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее.
Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения.
Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у детей стремление расширять свои знания в области родной речи, совершенствовать свою речь.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Поэтому особое внимание на занятиях кружка будет обращаться на задания, направленные на развитие речи дошкольников, на воспитание у них чувства языка.
Возраст дошкольников: 6 – 7 лет.
Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практической части, предполагающей работу над отдельными произведениями.
Цель:
вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;
формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности;
привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Задачи:
развитие поэтического слуха – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения;
познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения;
развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка;
добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
чтение наизусть стихотворных произведений;
развитие эмоциональной сферы детей, воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре, интереса к произведениям зарубежных авторов.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Основным предметом изучения и овладения на занятиях кружка является выразительность чтения.
Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.
Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения над интонацией.
Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет на учеников, прежде всего, своим примером, его речь должна быть ясной, чёткой и выразительной. Недаром А.С. Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники.
Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Программное содержание | Название стихотворения |
Сентябрь (1) Октябрь (5) | Стихотворение об осени | - способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; - развивать образность речи; - развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи; - формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения; - воспитывать любовь к природе | 1.«Круглый год» (сентябрь) С. Маршак, 2. «Осень» З. Федоровская 3.«Круглый год» (октябрь) С. Маршак 4.«Осенью» О. Высотская, 5.«Скучная картина» (отрывок) А. Плещеев 6. «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин |
Ноябрь (4) | Стихотворения о зиме, о маме к празднику «День матери» | - формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой. - находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор; - закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения | 1 «Первый снег» Я. Аким 2 «Зима» И. Суриков 3.«Мама» В. Лунин. 4. «Мама, глянь-ка из окошка…» А. Фет |
Декабрь (3) | Стихотворения о зиме, к Новому году | - способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; - развивать образность речи; - развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи; - формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения; - воспитывать любовь к природе | 1. «Живи, елочка!» И. Токмакова 2. «Круглый год» (декабрь) С. Маршак 3. «Новый год» А. Румянцев |
Январь (3) | Стихотворения о зиме, о Рождестве | - формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой; - находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор; - закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения | 1. «В этот светлый праздник» А. Хомяков 2. «Пороша» С. Есенин 3.«Белая береза под моим окном» С. Есенин |
Февраль (4) | Стихотворения о Защитниках Отечества, о папах и дедушках | - формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; - чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; - развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи; - формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения; - воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества | 1. «Почему февраль короче» О. Гуркина 2. «Защитникам Отечества» Е. Шаламанова 3. «23 февраля» И. Гурина 4. «Мужской праздник» В. Руденко |
Март (4) | Стихотворения о весне, о маме и бабушке | - способствовать эмоциональному восприятию стихотворений; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; - развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи; - формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения, - воспитывать любовь к природе; - воспитание чувства гордости и любви к своей матери; - воспитание уважения и бережного отношения к матери | 1. «Лицом к весне» Р. Сефа, 2. «Весна» Ф. Тютчев 3. «Праздник мам» В. Берестов 4. «Ты послушай, мама» Т. Жиброва 5. «Мама, бабушка, сестра» В. Косовицкий |
Апрель (5) | Стихотворения о весне | - формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой; - находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор; - закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения | 1.«Апрель» С. Маршак 2. «Деньки стоят погожие» М. Пляцковский 3. «Травка зеленеет, солнышко блестит» А. Плещеев 4. «Ласточка» Б. Заходер 5. «Весенняя гроза» Ф. Тютчев |
Май (2) | Стихи ко дню Победы в ВО войне; о Защитниках Родины; Стихи о Родине | Способствовать эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, понимать средства выразительности. — Развивать образность речи. — Воспитывать любовь и бережное отношение — Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. — Воспитывать чувство гордости за защитников Родины — Воспитывать любовь к своей малой Родине. | 1. «День Победы» А. Игебаев 2. «Родина» С. Михалков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Юный журналист"
Прграмма кружковой работы с детьми 10-16 лет "Юный журналист"...
Рабочая программа кружковой работы "Юный любители природы"
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь....
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение ана...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"
Предложенная программа составлена на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.В их числе:§ широкое использ...
ПРОГРАММА Кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе Детский сад «Чебурашка» 2 корпус
Пояснительная запискаРаньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной...
Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....
Программа кружковой работы "Юный патриот"
России нужны преданные делу, патриотически настроенные люди. Потому необходима работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность данной темы прописана в ФГОС....