Роль художественной литературы в развитии творческих способностей
методическая разработка по художественной литературе

Вилкова Юлия Дмитриевна

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_hud._liter._v_razvitii_tvorch._sposobnostey.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 присмотра  и оздоровления» города Мончегорска

 

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей

воспитатель: Вилкова Ю.Д.

2020 год

Вот уже более десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна.

Сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?»

Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации? На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Не секрет, что читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. И наша с вами задача помочь детям развивать эти способности. Свою педагогическую деятельность я направляю на формирование привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие детей, а под литературном развитием понимаем то развитие, которое необходимо для деятельности в сфере словесного искусства.

Я исхожу из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса, эмоциональное реагирование на поэтическое слово и т. д. поэтому основными задачами занятий по ознакомлению с художественной литературой являются привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, а также даю возможность детям наслаждаться звуком, словом, музыкой произведения и побуждать к творчеству.

В наше время становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задача их развития – одна из важных задач в воспитании современного человека. Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить его видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить новый образ.

Художественное творчество является средством формирования эстетического отношения к литературным произведениям. При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Поэтому на каждом занятии я стараюсь погружать ребят в атмосферу сказки, в игровой форме прошу детей познакомиться с героями книжки, примерить роль на себя. Такое деловое общение (совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры) даёт малышу возможность наблюдать реакцию ровесников, слушать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать всё это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получалось. Радоваться успехам.

Для решения одной из важнейших задач – формирование читательского интереса дошкольника, я показываю им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и знакомлю с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твёрдом переплёте и до маленьких книжек-малышек). Книги, с которыми я знакомлю дошкольников, не только соответствуют теме, но и привлекают ребёнка, вызывают у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание.

Кроме того, благоприятными источниками развития творчества и выразительности детской  речи  являются  произведения  устного  народного  творчества,  в частности сказка.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его

сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания  у  ребенка  появляются  не  только  новые  знания  и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему:  к  людям,  предметам  и  явлениям.

Только  чтение  сказок недостаточно,  чтобы  оценить,  что  освоено  ребенком  в  эмоционально - нравственном  плане,  и  чтобы  помочь  ребенку  глубже  прочувствовать события и поступки персонажей, можно предложить ему стать участником событий  сказки.  Для  этого  необходимо  давать  задания,  которые сопровождают текст сказки. Останавливая внимание ребенка на отдельных эпизодах,  повествования  позволяет,  развивать  зрительное  восприятие, умение рассуждать и логически мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения.      Рисунки, выполненные детьми, помимо иллюстративной функции,  играют  не мало важную роль,  в развитии художественного творчества.

На занятии к нам приходят герои из разных книжек: «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Рак», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя» и т.д.

Так же для развития творческих способностей на занятиях можно применять метод создания книжек-малышек по прочитанной сказке. Из сложенной цветной бумаги формата А4 возникает книжка-малышка из нескольких страничек. На каждую страничку дети могут наклеить иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке. Необходимые иллюстрации можно вырезать из старых книг, учебников, журналов.

Такой прием создания книжек-малышек помогает решить многие задачи:

  • Учит ценить труд создателей книг и беречь книгу;
  • Лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий;
  • Выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам;
  • Обогащать лексический запас.

Можно наклеить цветные  иллюстрации на картон, и  разрезав на несколько частей,   сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображённый на картинке, развивает связную речь.

Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребёнку восстановить последовательность сюжета. Играть можно так: перепутав картинки и убрав одну из них, предложить рассказать, какой эпизод  «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

Ещё один метод, который я использую для развития творческих способностей при ознакомлении с художественной литературой – это метод наглядного моделирования. Такой метод помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

       В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры или полоски;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Еще на  занятиях  по ознакомлению  с  художественной  литературой  я   использую различные приемы: пояснение , вопросы , дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов , введение музыкального сопровождения, рисование т.д. Занятия лучше проводить в игровой форме т.к. игра является  основным  видом  деятельности  детей.  Игры,  направленные  на развитие  творческих  способностей  ребёнка  могут  быть,  например,  такие: игра - путешествие  на  остров  любимых стихов,  остров  сказочный,  остров творческий. Либо, игра - путешествие в «Читающую Страну» с остановками: «Школа Мойдодыра»,  «Штаб доброты», «Я – в образе любимого героя», «Планета маленького принца». В игре «Моя любимая игрушка», ребёнку предлагается сделать игрушку или принести из дома. Затем поинтересоваться у ребенка: где эта игрушка может жить, о чём думает, что любит.

Можно проводить познавательные игры по произведениям писателей

- природоведов:  «Мои  любимые  зверята»,  «Лесные  разговоры» и т.д.

Каждое занятие – это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, мир звуков и творчества.

Моя роль как педагога, состоит в том, чтобы быть путеводителем в занимательную страну книг, которая служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

А выбирают и покупают детские издания, советуют ребёнку, что лучше почитать именно родители, именно родители читают ребёнку его первые книги, рассматривают вместе с ним картинки, переживают его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Таким образом, и родители, и семья, оказывают во многом решающее влияние на формирования круга чтения, вкусов и предпочтений детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественного труда в развитии творческих способностей дошкольников

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконрав...

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на развитие творческих способностей детей».

Консультация для родителей«Влияние художественной литературы на развитие творческих способностей детей»....

Вебинар Презентация "Роль художественной литературы в развитии творческих способностей"

Выступление на Вебинаре по теме "Развитие творческих способностей в детском саду"...

Роль центра художественного творчества в развитии творческих способностей у дошкольников.

Роль центра художественного творчества в развитии творческих способностей у дошкольников....

Сообщение для родителей «Роль художественного труда в развитии творческих способностей детей»

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию придавал К...

Художественная литература в развитии творческих способностей Детей

Художественная литература в развитии творческих способностей Детей...

«Роль художественной литературы в развитии грамматических способностей детей дошкольного возраста»

В современном образовательном процессе детей дошкольного незаменимое место занимает приобщение детей к книгам, т.к.книга - это не только средство познания мира, сути и морали человеческих отношений, о...