Конспект НОД в старшей разновозрастной группе детского сада по русской народной сказке "У страха глаза велики"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Конспект занятия в старшей разновозрастной группе детского сада по русской народной сказке "У страха глаза велики" с целью приобщения детей к произведениям устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_russkoy_narodnoy_skazke.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект НОД в старшей разновозрастной группе детского сада по русской народной сказке «У страха глаза велики».

                                                                                                             

                                                               Составила воспитатель первой  

                                                           квалификационной категории

                                    Шумекова Н. В.

Цель:

 Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.

Задачи:                                                                                                            

Воспитательные:

воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.

Обучающие:

познакомить с бытовой сказкой;  дать представление о композиции сказки,  показать, что при всей простоте повествования, нарочитой выдумке действует логика; расширять словарный запас детей.

Развивающие:

развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. 

 Оборудование и материалы:

 Картинки для фланелеграфа к русской народной сказке; фигурки настольного театра, корзинка, напёрсток, цветные карандаши и фломастеры, силуэтные фигурки и атрибуты к сказке; музыкальные произведения: «В гостях у сказки», «Дружба крепкая», «Сказки к нам приходят»; книжки-малышки для детей.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.                                                                   

Методы и приёмы:  

                                                                                                                      Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка-драматизация, музыкальное сопровождение, раскрашивание силуэтных форм,  театр на фланелеграфе, пальчиковая гимнастика, анализ детских работ.

                                     

Ход занятия.

(Звучит музыка « В гостях у сказки». В костюме Сказочницы входит воспитатель.)

Сказочница:

       Здравствуйте, дорогие ребята. Я - сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень  люблю рассказывать их детям.  

  -Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)

  -Вижу, все любят!      

  -А почему вы любите сказки? (Ответы.)

-Конечно же, интересно. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Бабушка или мама, дедушка или папа,  воспитательница в детском саду или даже артист со сцены рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…

- А какие сказки вы  знаете и любите? (Ответы.)

-Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много.  Но мы  сегодня с вами поговорим о русских народных сказках.                                          

  Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. В волшебных сказках происходят превращения и чудеса. Например: лягушка - в царевну, а Иван-царевич – в серого волка, волшебная палочка может исполнить любое  желания, скатерть-самобранка накормить всех, шапка-невидимка сделать невидимым.

- Какие волшебные сказки вы знаете? («Сивка-бурка»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Крошечка – Хаврошечка»,  «Мальчик-с- пальчик»).

      В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают иронию - смех и грусть одновременно.  Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и  удивление. В этих сказках описываются отношения людей.

- Какие бытовые сказки вы знаете?  ( «Каша из топора»,  «Как поп работницу нанимал»,  «Дочь-семилетка»,  «Не любо - не слушай», «Про нужду», «Чего на свете не бывает»).

- В сказках о животных -  главные герои животные и звери.  В этих сказках они  часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер: лиса в сказках всегда хитрая и лукавая, медведь – ленивый,  осел – глупый. ( «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Белая уточка», «Лиса и журавль»,  «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»).

   -А теперь скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, «Жили – были», «В некотором царстве, В некотором государстве…», «Жили – были дед и баба…». Начало сказки называется присказкой. Присказка может быть простая, а может быть  весёлая, потешная. Например: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили». Или: «Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает…».  Это  вроде ещё не сказка, а так, подготовка к ней, разминка    т. е. – присказка.

- А как заканчивается сказка? Правильно, если свадьба – это женятся хорошие добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и…кто подскажет?.. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик?.. Конечно: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается. Молодцы.

     Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные  персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете  из каких они сказок?

 -В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт фигурку бабки.)

-В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт фигурку внучки).

-В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт фигурку курочки).

-В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт фигурку мышки).

-В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт фигурку).

-А в какой сказке эти герои живут все вместе?

Вот сегодня, ребятки, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».

Чтение сказки.

         «Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушка, курочка – клохтушка и мышка – норушка. Каждый день  ходили они за водой. У бабушки  вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.

     Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка –  из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.

     Назад идут, у бабушки вода трё –ё – х,  плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх!   У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!

      Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

      А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!

     Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.

     Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:

  - Ой! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

- Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

- Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Воспитатель.  

-Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.) 

Смешная, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми.  Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и бояться-то было нечего,  всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем  герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы  напрасно чего-то боимся.

         Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.         

-А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)

 - Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.) 

 - Откуда брала воду внучка?.. Не запомнили это слово «колода»? Оно и понятно. Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.

  - А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он этот след?  (Ответы.) 

-Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсточек). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.

    -А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.

     -Как вы думаете, почему у бабушки вода в вёдрах плескалась так: «Трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки – «Трёх! Плёх!» (Ответы.) 

Физкультминутка.

       - Покажите, как идёт бабушка и как идёт внучка. А кто пробежится за курочку и мышку? Как ветер подул? Как  яблонька закачалась? Как зайчик прыгнул?).

-Молодцы, как у вас всё хорошо получилось! Вы были как артисты.

-Скажите, для чего все наши герои носили воду? (Ответы.) Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (Ответы.) Правильно, и  капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться.

   -Кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал? (Ответы.)

    -Из сказки мы узнали, что бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И не случайно: лавка – то низенькая.  Курочка  взлетела на печку – на лежанку высокую, а мышка под печь схоронилась, т. е. спряталась.

     -  А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась?  Ну, конечно, с перепугу – рядом с бабушкой не так страшно.

     - А кто почудился зайке? (Ответы). Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? (Ответы.) Правильно, потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Может, ребята, и с вами произошёл похожий случай? Расскажите, а мы послушаем.

  -  А теперь ребята, давайте все вместе,  дружно создадим свой театр на фланелеграфе к сказке «У страха глаза велики». Я вам раздам силуэты сказочных персонажей, а также атрибуты к сказке, а вы их раскрасите.

Пальчиковая гимнастика. (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок).

 «У тебя есть две руки,                                                                                                                                                                  Есть и 10 пальчиков.                                                                                               Будут пальчики трудиться,                                                                                              Не пристало им лениться».

Воспитательница раздаёт силуэты сказочных персонажей, а также атрибуты к сказке, карандаши, фломастеры, дети садятся за стол и раскрашивают.

Звучит музыка «Дружба крепкая».

   -  Молодцы, ребятки. Кто выполнил задание, кто раскрасил  персонажей и атрибуты к сказке, я прошу принести их и поместить на наш  фланелеграф. Посмотрите, какой прекрасный театр по нашей сказке мы с вами создали.Теперь вы можете играть в эту сказку в свободное время.  Вы сегодня очень хорошо отвечали,  знаете много сказок, создали красивый театр, дружно работали. Вы сегодня очень хорошо отвечали, знаете много сказок, дружно работали и создали такой замечательный театр. Я вас запомню таких умных, красивых, дружных и смышленых. А на память обо мне  я хочу подарить вам по одной сказке. Вы их  любите и  читайте. До свидания, ребята.

Звучит музыка: «Сказки к нам приходят» в исполнении В. Толкуновой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Ознакомление детей подготовительной группы детского сада с русским народным творчеством путем передачи особенностей русского костюма на занятии по изо-деятельности .

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей страны, с ее обычаями, традициями, людьми, которые являются нашими предками просто необходимо. Без прошлого нет будущего!...

Квест - игра для детей старшей группы детского сада по русским народным сказкам.

Данный конспект квест-игры предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Путешествуя по сказкам, дети выполняют различные задания.Создание условий для развития интереса детей к сказкам посредс...

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе детского сада «Моя семья — глазами детей»

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе детского сада «Моя семья — глазами детей»...

Конспект комплексно-тематического занятия в старшей разновозрастной группе детского сада. Тема: «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Формирование у детей нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о Конституции РФ....

«Квест - игра для детей старшей группы детского сада по русским народным сказкам.»

laquo;Квест - игра для детей старшей группы детского садапо русским народным сказкам.»...

Квест - игра для детей старшей группы детского сада по русским народным сказкам

Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок. Задачи: 1. Сформировать у детей знания о жанре фольклора – народной сказке. 2. Развивать умение грамотно, выразител...

Квест - игра для детей старшей группы детского сада по русским народным сказкам.

Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.Задачи:1. Сформировать у детей знания о жанре фольклора – народной сказке.2. Развивать умение грамотно, выразит...