Принципы отбора литературных произведений для организации театрализованной деятельности
консультация по художественной литературе (старшая группа)

Кутявина Надежда Леонидовна

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

 

В. А. Сухомлинский

 

Театрализованная деятельность в ДОУ строится на основе сказок и литературных произведений, которые должны тщательно подбираться, потому что не каждое может дать импульс для творчества и воплощения в образы героев.Слушание художественного текста является для ребенка важнейшей формой освоения культурных речевых образцов, формируется портрет дошкольника-читателя.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Принципы отбора литературных произведений для организации театрализованной деятельности «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» В. А. Сухомлинский

Слайд 2

Любознательный, активный . Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, в литературных произведениях. Задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается к нему за помощью. Эмоционально отзывчивый . Откликается на эмоции героев произведений. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на художественные произведения. Отождествляет себя с полюбившимся персонажем. Способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту . Определяет жанры литературы – сказка, рассказ, стихотворение, загадка , считалка, скороговорка. Знает их основные различия. С чувством юмора . Имеет чувство юмора, использует смешные сюжеты из литературы. Эстетически сформированный . Обращает внимание на изобразительновыразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения ), чувствует красоту и выразительность языка произведения, чуток к поэтическому слову. С развитой речью . При чтении стихотворений, в драматизациях использует художественно-речевые исполнительские навыки. Портрет дошкольника-читателя.

Слайд 3

При выборе пьесы следует учитывать следующие основные принципы: • художественное качество произведения • актуальность произведения • доступность для исполнения в группе ( учёт возрастных особенностей, творческих сил , материально-технических возможностей) • наличие духовно-эмоционального отклика детей на содержание произведения.

Слайд 4

Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги.

Слайд 5

Соответствие задачам воспитания . Литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам.

Слайд 6

Учёт возрастных особенностей детей и доступность литературного произведения Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт .

Слайд 7

Книга должна быть занимательной. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут. Н аглядность как принцип отбора книг требует соблюдения ряда положений эстетического характера. Ей должны быть присущи: грамотно подобранная цветовая гамма, спокойный цветовой колорит, правильное сочетание, соответствие рисунка содержанию художественного текста.

Слайд 8

Высокое художественное мастерство, литературная ценность. В это понятие входит качество текста, созданного в единстве содержания и формы, его эстетическая ценность, наличие в произведении авторского, оригинального подхода, открытия нового, необычного в известном для читателя мире. Понятие «художественность» одинакового важно и для содержания, и для оформления: текст и декорации должны быт единым целым.

Слайд 9

Четкая выраженность позиции автора. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Слайд 10

Композиционная облегчённость. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе материала нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут. По мнению А.С. Макаренко, произведение должно идти впереди возрастного комплекса психики ребёнка, быть немного « навырост ».

Слайд 11

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений . Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки , пестушки , небылицы и перевертыши; сказки . 2. Произведения русской и зарубежной классической литературы . 3. Произведения современной русской и зарубежной литературы . Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.фото. Театрализованная деятельность в ДОУ строится на основе сказок и литературных произведений, которые должны тщательно подбираться, потому что не каждое может дать импульс для творчества и воплощения в образы героев. 2. фото. Слушание художественного текста является для ребенка важнейшей формой освоения культурных речевых образцов, формируется портрет дошкольника-читателя. 3 фото. Исходя из этого выделяем несколько принципов отбора литературных произведений: 4фото . Практика свидетельствует: произведения должны иметь ясно выраженную н равственную направленность и вызывать у детей сильные чувства и переживания, содержание должно предполагать разнообразные взаимодействия нескольких героев . 5 фото. Выбирая произведения для постановки, воспитатель руководствуется прежде всего «Программой воспитания в детском саду». 6 фото . По мнению С.Я.Маршака , возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учете особенностей психики ребенка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости ;

Слайд 2

10 фото . Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным произведением. Художественная литература формирует представление о прекрасном , учит чувствовать слово. 11 фото . Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений . Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания, отбор материала для театральных постановок . 7 фото. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом; Важны яркость образов, вызывающая эмоциональный отклик, Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции 8фото . Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли 9 фото . С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности по теме: «Лес, деревья» (реализация принципа интеграции образовательных областей)

Перспективное планирование проектной деятельности по теме: «Лес, деревья». Срок реализации проекта  две недели....

«Принципы здоровьесберегающей педагогики в деятельности классного руководителя»

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утве...

Методическая встреча "Принцип построения основной образовательной деятельности по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО"

Методическая встреча«Принцип построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного ...

Реализация совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов с учетом принципов интеграции детских видов деятельности

Разнообразная и содержательная работа с детьми в течение всего дня способствует их гармоничному развитию и делает их пребывание в детском саду радостным и увлекательным....

Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности.

Для ребёнка в детском саду, прогулка чрезвычайно ожидаемое и радостное событие. С самого утра дети многократно спрашивают воспитателя: «Когда мы пойдём гулять?».Для педагога прогулка - оди...

«Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности».

Выступление на тему: «Развитие творческих способностей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»....