Литературное образование детей разных возрастов
статья по художественной литературе
Литературное образование детей разных возрастов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_obrazovanie_detey.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.
Художественная литература – одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребёнка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. Дошкольник начинает видеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замечаемые им качества, воспринимает предметы и явления в их внутренней связи.
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
В условиях реализации ФГОС особое место в дошкольном образовании отведено роли художественной литературы в развитии речи дошкольников.
Речевое развитие дошкольника включает:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.
Понимание художественного текста начинается с его восприятия. У ребенка должна быть сформирована готовность к слуховому восприятию, которое определяется как целостное понимание элементов словесного сообщения, синтезирующее в себе речевые звуки, настроение говорящего, его отношение к содержанию сообщаемого текста. Воспринимать текст - значит улавливать интонационные, тембровые, темповые оттенки речи, паузы и, конечно, эмоции, которые все это сопровождают. Восприятие художественного текста всегда является смысловым, то есть включает акт понимания, осмысления того, что человек слышит.
Можно выделить несколько этапов восприятия ребенком чтения (рассказывания) взрослым:
Первый этап восприятия - слежение за развитием действий (событий) в художественном произведении, воссоздание в воображении его образов и возникновение соответствующих переживаний. Младшие школьники воспринимают произведение сначала чувствами, а затем уже пользуются умом и логикой. Дидактика начального обучения должна считаться с тем, что: во- первых, нельзя избежать данного этапа восприятии: во- вторых с этого этапа начинается осознание произведения как сплава эмоций, чувств, идей, мыслей.
Процесс чувственного переживания произведения весьма важен потому, что только на его основе возникают оценочные суждения - второй этап восприятия произведения. Теперь, осознав, какие эмоции возникли при слушании произведения, ребенок может оценить и авторские идеи: осознать воспитательные возможности произведения, его поучительные стороны, характеристики героев и т.п.
Третий этап - влияние результатов восприятия на личность слушателя, его реализация в оценочных суждениях, в самостоятельной речевой, изобразительной художественной деятельности. На основе произведения возникают игры, драматизации, спектакли, литературные викторины, обсуждения и пр.
Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.
Особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А. Барто, «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Дети средней группы уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
В подготовительной группе стоят задачи: воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось следить в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таковых жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать главные различия меж прозой и поэзией. Дети старшего дошкольного возраста под действием целенаправленного управления воспитателей способны узреть единство содержания произведения и его художественной формы, отыскать в нем образные слова и выражения, ощутить ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Принципы отбора литературных произведений для детей (разработанные Р.И. Жуковской, О.И. Соловьёвой, Н.С. Карпинской, М.М.Кониной. Л.М.Гурович и др.):
- литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
- необходимо учитывать возрастные особенности детей. По мнению С.Я. Маршака, возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учёте особенностей психики ребёнка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
- книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
- в книге должна быть чётко выражена позиция автора. С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке;
- книги должны отличаться композиционной облегчённостью, т.е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут.
- Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят: произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевёртыши, сказки); произведения русской и зарубежной классики (А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И. Тютчева, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро и др.); произведения современной отечественной литературы (В.В. Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В. Михалкова, М.М. Пришвина, С.Я. Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З. Александровой и др.).
В круг детского чтения включаются произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы), народов других стран.
Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения.
Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея. Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.
Методические советы.
Самым маленьким книжку лучше не читать, а рассказывать - короткие произведения, известные многих с детства. Преимущество рассказывания перед чтением, прежде всего в том, что рассказчик передаёт содержание так, как будто он сам был участником событий, тем самым создается особая атмосфера для восприятия произведения.
У детей может возникнуть желание прослушивать одно и то же литературное произведение несколько раз. Не стоит отказывать им, такова особенность детского восприятия литературы. Каждый раз ребенок получает величайшее удовольствие, он заново «проживает» то, о чем рассказывает произведение, а попутно развивает память, воображение, обогащает свой словарный запас.
Детям необходимо читать не спеша, объясняя то, что может быть им не понятно, хорошо проговаривая все звуки, ведь их речевой слух находится в процессе развития, они не всегда могут вычленить слово из потока речи осмыслить его.
Чтобы развить образное мышление, нужно как можно чаще давать детям возможность представлять внешний вид персонажа, обстановку в которой происходит действие, картины природы и другое. Целесообразно вместе с детьми внимательно рассматривать иллюстрации художников к прочитанным произведения, комментирую их, или побуждать детей рисовать и объяснять свои рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста.
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста. Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной п...
Перспективное планирование на тему: «Особенности литературного образования детей дошкольного возраста с нарушением речи»
Перспективное планирование на тему: «Особенности литературного образования детей дошкольного возраста с нарушением речи»...
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений....
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста
Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике....
Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Литературное образование детей.
Восприятие литературы - это сложный творческий процесс. В статье представлена классификация уровня восприятия художественного произведения детьми младшего и старшего дошкольного возраста.....
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.
Художественная литература это одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника....
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.
Художественная литература это одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника. Художественная литература побуждает ребёнка мыслить, помогает ему ориентироваться в окружающе...