Конспект НОД "Как дети сказки спасали"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Смирнова Елена Ивановна

Конспект НОД "Как дети сказки спасали" . Целью   НОД явяется продолжение знакомства  детей с русскими народными сказками и  формирования интереса к русским народным сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 Приморского района

 Санкт – Петербурга

Конспект НОД

на тему: «Как дети сказки спасали»

(для детей старшей группы)

с использованием игровой технологии

 

Автор:

Смирнова Е.И.

воспитатель

 2-й старшей группы

ГБДОУ №85

        2020 г

Задачи с интеграцией образовательных областей

Художественно – эстетическое развитие: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Формировать интерес к русским народным сказкам.

Речевое развитие: закрепить названия русских народных сказок. Расширять словарный запас.                                                                                                        

Познавательное развитие: развивать мышление, внимание, память,

тактильную чувствительность, мелкую моторику.

Социально-коммуникативное развитие: развивать эмоционально-нравственную сферу, морально-этические качества. Формировать навык сотрудничества. Воспитывать чувство любви к Родине, через приобщение к русскому народному творчеству.

Оборудование и материалы: книга с белыми листами, книга «Русские народные сказки», сундучок, клубок с нитками, печка, чудесный мешочек с предметами (золотое яичко, ложка, скалка, топорик), конверты с письмами и  заданиями, корзинка с яблоками, разрезные картинки по русским народным сказкам, раскраски, цветные карандаши.

Предварительная работа:

- Чтение, рассказывание русских народных сказок.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Просмотр мультфильмов по теме: «Русские народные сказки».

 -Д.И «Узнай сказку по картинкам», «Из какой сказки герой?», «Собери сказку», «Расскажи сказку».
- Разгадывание загадок.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель держит в руках книгу.

Воспитатель: Ребята, смотрите, какая большая красивая книга. Как вы думаете, что эта за книга?

Воспитатель: Правильно, сказки. Вы любите сказки? Почему вы их любите?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а кто же придумывает сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: Как называются сказки которые сочинил автор? (Авторские). А сказки, которые придумал народ? (Народные).

Воспитатель: Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Чтобы не скучать, люди сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам, и каждый что-то добавлял свое в эту сказку. Потом появились люди, которые стали записывать народные сказки. Этих людей называют собирателями народных сказок. Благодаря этим людям, большинство народных сказок дошли до нашего времени.  Теперь не только авторские, но и народные сказки печатают в книгах, а художники - иллюстраторы рисуют к этим сказкам красивые иллюстрации.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие сказки есть в этой книге.

Воспитатель открывает книгу.

Воспитатель: Что такое? Здесь ничего нет! Где же буквы, иллюстрации?                      В этой книге, одни чистые листы. Куда же всё пропало? Что же делать?

Из книги выпадает записка.

Воспитатель: Ребята, смотрите, записка! Интересно от кого? Давайте скорее её прочитаем!

Воспитатель читает записку

Не ждала и не гадала?

Книгу я заколдовала.

Чтоб не знали дети ласки.

Унесла из книги сказки. 

Коли сказки вам нужны,

Попытайтесь их спасти.

Сделать это тот сумеет,

Кто все преграды одолеет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог заколдовать книжку со сказками?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Мы сейчас отгадаем загадку и узнаем, кто же это?

Воспитатель читает загадку.

Угадайте, кто же я?

Есть избушка у меня,

У неё одно окошко,

И стоит на курьих ножках.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это Баба Яга. А вы знаете, что означает слово "Яга"?

Ягать — это значит кричать, ругаться. За то, что эта Баба всегда кричит, ругается и никого не любит, её так и стали звать.

Воспитатель: Ребята, вы хотите вернуть сказки обратно в книжку?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы сказки вернулись в книжку, мы должны пройти все испытания Бабы Яги, а для этого, нам нужно самим попасть в сказку.

Воспитатель: Вы согласны очутиться в сказке?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и скажем волшебные слова:

Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза вправо обернись

И в сказке очутись.

Воспитатель: Ребята, смотрите, сундучок. Значит мы попали в настоящую сказку. Давайте откроем его и посмотрим, что в нем находится.

Воспитатель с детьми открывают сундучок и находят в нем нитки.

Воспитатель: Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить, размотав нам волшебный клубочек. А ведь он нам должен был показывать путь, как во многих русских народных сказках.

Воспитатель: Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Я знаю один способ – нужно заново намотать клубок, при этом называя сказки. Чем больше сказок назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Проводится игра «Назови сказки»

Дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? 

Ответы детей

Воспитатель: Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам дальнейший путь.

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек помоги, нас по сказкам поведи!».

Воспитатель бросает клубочек к печке и говорит: - «К печке ближе подойдем, все отыщем, все найдем!»

Дети за печкой находят мешочек.

Проводится игра «Волшебный мешочек»

Дети по очереди вынимают из мешочка предмет и называют из какой он сказки.

Воспитатель: Ребята, а как называется сказка, где сказочный герой просто не мог обходиться без печки?

Воспитатель читает загадку.

Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!

(«По-щучьему велению»)

Воспитатель: Молодцы, вот мы отыскали несколько сказок, которые были в заколдованной книжке.

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти еще сказки.

Клубочек приводит детей к столу, на котором стоит корзинка с яблоками. В корзине дети находят записку с очередным заданием от Бабы Яги. 

Воспитатель читает задание.

- Отгадайте сказки, в которых героям помогала яблоня или яблочко.

Воспитатель читает загадки

По полям, лесам бежала,

Братца милого искала:

"Я его не сберегла,

И сама найти должна."

(«Гуси-лебеди»)

Батюшка ее любил

И на ярмарке купил

блюдце не простое,

что-то наливное.

(«Серебряное блюдечко, да наливное яблочко»)

Так коровушку жалела,

Мяса крошечки не съела.

В сад воды носила,

Яблоньку взрастила.

(«Крошечка-Хаврошечка»)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы смогли спасти еще три сказки!

Воспитатель: Клубочек, веди нас дальше, укажи нам путь! 

Клубочек приводит детей к стульчику.

На стульчике лежит конверт, на котором написано: «Помогите!»

Воспитатель: Ребята, я не могу понять, кому нужна наша помощь?

Воспитатель открывает конверт и достает карточку с заданием.

Проводится игра «Помогите!» 

Дети называют сказки, в которых героям нужна помощь.

«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)

«Помогите!  Я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба»)

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)

«Помогите! Я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

 «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)

«Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»)

«Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько сказок сразу спасли! Прежде чем дальше продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубочек наш пусть отдохнет!

Физкультминутка «Баба Яга»

Есть в лесу одна избушка – дети показывают руки вперед.
Стоит задом наперёд –
дети поворачиваются вокруг себя.
В той избушке есть старушка – грозят пальцем.
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, –
показывают пальчиком.
Глаза большие – показывают.
Словно угольки горят – покачивают головой.
Ух, сердитая какая! – бег на месте.
Дыбом волосы стоят –
руки вверх.

Воспитатель: Отдохнул наш клубочек и готов дальше катиться!

Воспитатель бросает клубочек к детским столам.

Дети подходят к столам и находят еще один конверт с письмом от Бабы Яги.

Воспитатель читает письмо.

Не стерпела, не смога,

Все картинки порвала.

Если их вы соберете,

В книжку сказки вы вернете.

Дети садятся за столы и собирают разрезные картинки к остальным сказкам.

Воспитатель незаметно меняет книгу без иллюстраций, на книгу с иллюстрациями.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все задания Бабы Яги выполнили. Нам пора возвращаться в детский сад! Давайте опять возьмемся за руки и

скажем волшебные слова:

Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза влево повернись,

В детский сад скорей вернись!

Воспитатель показывает детям книгу и говорит:

- Ой, смотрите - чудеса!

Всё на месте! Вот так да!

- Спасибо вам, ребята за то, что помогли в книжку сказки вернуть.

- Мы эту книгу обязательно с вами прочитаем!

- Ребята, какие задания Бабы Яги вам показались сложными? Какие интересными?

- Кто запомнил, почему Бабу Ягу так называют?

 - Ребята, за старание, за любовь к русским народным сказкам, я дарю вам раскраски со сказочными героями. А когда вы придете домой, расскажите маме с папой сказку об этом герое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованной сказки «Спасай кто может»

Сценарий театрализованной сказки «Спасай кто может»  автор Квентин Гребан...

Экологическая сказка "Берегите Землю или как дети полянку спасали"

2017 год был объявлен годом Экологии. Наш спектакль для ребят старшего дошкольного возраста стал настоящим событием для детей и взрослых. Спасали полянку дружно, переживая за животных, оберегая цветы,...

НОД по познавательному развитию "Придумывание сказки "Спасаем Колобка"

НОД по познавательному развитию "Придумывание сказки "Спасаем Колобка"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для подгруппы детей подготовительной группы с использованием пособия Круги Луллия тема: «Как дети Весну спасали»

Цель:создать условия   для формирования  связной речи посредством обобщения представлений  о времени года ВеснаЗадачи:1. Образовательные: формировать  представления детей...

Конспект сценария экологической сказки для детей старшего дошкольного возраста "Как медведь лес спасал"

формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природой Земли....