Проект познавательно-творческий «За добрые дела - всегда похвала» Подготовительная группа
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, показывает выход из сложных ситуаций.
Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знание о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
: Воспитывать у детей любовь к русской народной сказке, как к произведению искусства. | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект познавательно-творческий
«За добрые дела - всегда похвала»
Подготовительная группа
— «Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.»
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь - май)
Участники проекта: дети, родители, педагоги, воспитатель
Актуальность:
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, показывает выход из сложных ситуаций.
Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знание о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.
Слушая и читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну. Оценить ее своеобразие и неповторимость. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполняющей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам. Высоко ценил народную русскую сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Цель: Воспитывать у детей любовь к русской народной сказке, как к произведению искусства.
Задачи:
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русской народной сказки уважение к традициям народной культуры.
Расширять представление детей о сказках.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас.
Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь, ценить красоту.
Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
Вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок.
Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
Дать определение понятий русской народной сказки, как жанра устного народного творчества.
Проследить историю возникновения сказок и их технологию.
Практическая значимость:
Расширение представлений о русских народных сказках, развитию творческих способностей у детей.
Верим, что проект принесет пользу, а сказки станут прекрасным помощником в воспитании подрастающего поколения.
Гипотеза:
Русские народные сказки учат нас добру, мудрости и честности. Они учат нас правильному поведению, уважительному отношению к старшим, не грубить взрослым и помогать друг другу в трудную минуту.
Проблема
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня полноценного общения детей и родителей. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми. Дети знают мало русских народных сказок. Детские психологи считают - это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Приобщение детей к традиции семейного чтения не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развило ребенка, сблизило его с родными людьми. Поэтому решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Ожидаемый результат:
- К концу года дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
- Проявится любовь к русским народным сказкам и театральной деятельности.
- Знать и называть прочитанные сказки, их авторов, персонажей, мораль.
- Знать различные виды сказок и уметь инсценировать их.
- Уметь самостоятельно выбирать сказку.
- Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Продукт проектной деятельности:
- Изготовление настольного кукольного театра, костюмов.
- Рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам .
- Создание мини-библиотеки по сказкам.
Основные этапы реализации проекта:
I этап Подготовительный:
- Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
- Оформление информационного уголка для родителей: «Русские народные сказки».
- Пополнение библиотеки группы книгами.
- Разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Русские народные сказки».
- Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
- Дидактические игры: «Узнай сказку», «Сложи картинку».
II этап Основной:
Совместная деятельность детей и воспитателя:
- Чтение сказок.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц.
- Пересказы прочитанных сказок.
- Рассказывание сказок собственного сочинения.
- Викторина по сказкам.
- Посещение выставки «Мои любимые сказки»
- Инсценировки сказок.
- Пальчиковый театр.
- Театр с масками.
- Теневой театр.
- Работа с иллюстрациями по сказкам.
Самостоятельная деятельность детей:
- Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.
- Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
- Самостоятельное составление сказок.
- Раскраски-книжки по сказкам.
Взаимодействие с родителями:
- Опрос-анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка».
- Беседа «Знакомство с проектом».
- Помощь в пополнении книжного уголка.
- Консультации для родителей «Какие сказки читаем детям».
- Информация для родителей в папке-передвижке «Читаем детям сказки».
- Родительское собрание «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
- Совместная творческая работа с детьми.
- Изготовление атрибутов для театрального уголка (маски, шапочки, костюмы).
- Конкурс поделок «Наши сказки».
- Совместное сотворчество родители - дети «Иллюстрируем любимую сказку».
Организационные формы работ
1. | Образовательная область «Социально-комуникативное развитие» | 1. Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Узнай, чья тень», «Добро-зло в сказках» 2. Музыкально - дидактическая игра «Покажи кто это» (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей) 3. Образовательная ситуация «Какие вы сказки?» (формировать интерес детей к сказкам, вызвать желание слушать их), «Эти мудрые русские сказки». 4. Выставка «Моя любимая книга» 5.«Лучшие друзья», «На кого из сказочных героев я похож» |
2. | Образовательная область «Речевое развитие» | 1. НОД по развитию речи «Любимые сказки», «В гостях у сказки». 2. Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку). 3. Показ настольного театра «Колобок»; инсценировки сказок «Репка», «Теремок» 4. Сочинение сказок детьми. 5.Пересказ сказок «У страха глаза велики», «Как аукнется, так и откликнется», «Лиса и волк». 6. Рассказывание сказок по иллюстрациям. |
3. | Образовательная область «Познавательное развитие» | 1.Знакомство с историей возникновения сказок. 2.Почему сказка называется сказкой. 3.Разные виды сказок: сказки волшебные и сказки о животных. 4. Персонажи русских народных сказок – какие они. 5. Сказки народные и сказки авторские. 6.Чему учат все сказки. 7. Рассматривание иллюстраций к сказкам 8 .Просмотр любой сказки на выбор детей 9.Беседы «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения), «Кто рисует иллюстрации к сказкам», «В гости к книге» 10. Трудовая деятельность: «Покажем Зайке, как мы трудимся» |
4. | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | 1. Лепка «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Конек-Горбунок», «Мой любимый сказочный герой» 2. Рисование «Заюшкина избушка», «Колобок», «Моя любимая сказка», «Терем-теремок» 3.Аппликация «Избушка трех медведей», «Жар-птица» 4. Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички», «Терема», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек). 5. Постановка сказки «Репка». 6. Игра – драматизация по сказке «Теремок» 7. Чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок. 8. Викторина «Это все присказка, не сказка - сказка будет впереди» |
5. | Образовательная область «Физическое развитие» | 1.Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят» 2.Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-гуси» |
План реализации проекта
I блок «Сказки о животных»
II блок «Бытовые сказки»
III блок «Волшебные сказки»
IV блок «Литературные сказки»
III этап Заключительный:
— Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности;
— Оформление выставки детских рисунков по сказкам;
— Оформление мини-музея «Сказки в жизни детей»;
— Проведение викторины «Это все присказка, не сказка - сказка будет впереди»;
— Показ сказки-инсценировки по желанию детей;
— Составление альбома «Иллюстрации к моим сказкам»;
— Развитие интереса детей к сказкам;
— Закрепление умения применять свои знания в беседе;
— Воспитание чувства дружбы и коллективизма;
— Составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки, загадки);
— Составление памятки «Правила Дружбы»
Аспект Памятка «Правила Дружбы»
1. Помогай товарищу, если умеешь что-то делать, научи и его.
2. Останови товарища, если он делает что-то плохое.
3. Умей принять помощь, советы и замечания от других детей.
4. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
5. Делись с товарищами, если у тебя есть интересные игрушки, книги.
6. Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними дружно.
Результаты проекта:
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.
Вывод:
«Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» - эта истина неоспорима. В своем проекте, на мой взгляд, нам удалось понять, что такое сказка, и то, что она влияет на воспитание младшего поколения.
Наша гипотеза подтвердилась. Во всех русских народных сказках встречаются ситуации, из которых ситуации, из которых «добрые молодцы», то есть мы - читатели, можем получить урок.
Воспринимая сказку дети сравнивают себя со сказочными героями, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания.
Посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Дети научились понимать смысл сказок, отличать добро ото зла, хорошо или плохо, можно или нельзя.
Дети стали менее застенчивы, благодаря совместной работе детей и родителей.
Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовках выставок.
Заключение:
В сказке всегда есть урок, но урок, чаще всего - это дружеский совет. Сказка учит отличать добро и зло, хорошее от плохого. Вечные сказки, авторские и народные, в них спрятана волшебная сила. Сказки составляют бесценную сокровищницу культуры человечества. Это искусство создано на века. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект познавательно – творческого характера «Кукла – оберег для мамочек» в средней группе общеразвивающей направленности (4 – 5 лет)
Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В нее вкладывалось моральные и нравстренные понятия: доброта, любовь, забота....
Конспект НОД в старшей группе «За добрые дела всегда похвала» (по рассказу В. Осеевой «Сыновья»)
Конспект непосредственно-образовательной деятельностив старшей группеТема: «За добрые дела всегда похвала» (по рассказу В. Осеевой «Сыновья»)Цель: Формировать уважение к нравст...
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...
Проект познавательно – творческий Тема: «ДОМ, в котором я живу » младшая группа. Подготовили: воспитатель: Скороходова Т. А.
Проект познавательно – творческий Тема: «ДОМ, в котором я живу ». Подготовила: воспитатель: Скороходова Т. А. Тип проекта: исследовательско – творческий Продолжительность :...
Проект «Наши добрые дела» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет.
Цель проекта: создание условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Наши добрые дела», духовно-нравственное восп...
Итоговое занятие к проекту «Наши добрые дела» для детей подготовительной группы с 6 до 7 лет.
Цель НОД: расширять представления о нравственных качествах людей, оценивать свои поступки и поступки других людей с позиции общепринятых правил и норм....
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...
- Мне нравится (1)