Проект "Путешествие в сказку"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Методическая разработка - проект "Путешествие в сказку", помогает детям окунуться в мир "Сказки", познакомиться со множеством сказок и сказочными героями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-_puteshestvie_v_skazku.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 компенсирующего вида.
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Путешествие в сказку»
Автор: Барабанова Елена Викторовна
Как возникла идея
Однажды разбирая старые пособия, сделанные еще воспитателями, ранее работавшими вы моей группе, я наткнулась на старую игру «Угадай сказку по картинке». Я решила поиграть с детьми в эту игру. В процессе игры я с удивлением обнаружила, что из множества картинок, дети смогли угадать, только четверть сказок. А когда я решила узнать, что ребята вообще знают о сказках, то выяснилось:
- ребята знают очень мало сказок;
- родители редко читают детям сказки, предпочитая чтению просмотр мультфильмов;
- у детей низкий уровень интереса к русским народным сказкам.
Проект – «Путешествие в сказку»
Тип проекта – творческий
Возраст – дети старшей группы (5-6 лет)
Продолжительность – 4 недели (декабрь)
Предмет исследования – русские народные сказки (акцент на волшебные русские народные сказки)
Цель проекта
- вовлечь всех членов семей в реализацию проекта через совместное творчество и подбор материалов в помощь воспитателям;
- развить у детей творческое начала, воображение и изобретательность;
- привить детям любовь к сказкам и неравнодушие к приключениям героев;
- научить детей выявлять основную идею (цель) сказки.
Ожидаемый конечный результат
- развитие познавательного интереса у детей к фольклору, в том числе к русскому народному фольклору;
- вовлечение детей в творческий процесс при реализации проекта;
- привлечение детей к коллективному созданию волшебной сказки;
- вовлечение родителей в жизнь группы, привлечение родителей к созданию собственных сказок в семейном кругу (совместное сочинительство и издание самодельной книжки);
- всестороннее развитие личности ребенка (личности творческой, любознательной, умеющей самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, доводить начатое дело до конца и т.д.).
Участники проекта
- дети;
- родители;
- воспитатели;
- помощник воспитателей;
- музыкальный руководитель ДОУ
Ресурсы для успешной реализации проекта
- интернет;
- русские народные сказки (хрестоматии, сборники и для чтения, и для рассматривания детьми);
- авторские сказки (братья Гримм, Чуковский К., Сутеев В.);
- настольно-печатные игры:
- «Крокодил Гена и другие»;
- «Узнай сказку»;
- «Мои любимые сказки»;
- «Сказочное домино» («Репка»)
- «Сказочное лото»
- настольные игры с фишками:
- «Простоквашино»;
- «Русские народные сказки»;
- «Кот в сапогах»
- раскраски;
- рабочие листы;
- пооперационные карты;
- разрезная азбука;
- бросовый материал для творчества;
- пазлы, мозаика, «Геометрик», конструкторы;
- различные виды театров;
- наборы к сюжетно-ролевым играм;
- подвижные игры:
- «Два Мороза»;
- «Волк и семеро козлят»;
- «Пятнашки с привидениями»;
- «Змей Горыныч»;
- «Принцесса и рыцарь»;
- «Принцесса в замке»;
- «Дракон и принцесса»;
- «Айболит»;
- «Али-Баба».
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
1. «3 вопроса»
Ф.И. ребёнка | Что знаю? | Что хочу узнать? | У кого спросить? |
Сказка – это то, что рассказывают и читают взрослые детям на ночь В сказке есть то, чего нет на самом деле, есть волшебство Сказки любят слушать дети Детям нравятся сказки Сказки любят смотреть дети Сказка – это когда ты любишь смотреть сказки Сказки нравятся детям Сказки писал русский народ Сказки – это развлечение для детей Это как мультфильм, который читают или рассказывают Сказки – это приключения. В них описывается дикая природа. В них бывают Бабки Ёжки (злые и добрые) В сказках есть разные герои В сказках бывают Бабки Ёжки немного вредными | Почему в сказке есть волшебство, а в нашей жизни – нет? Почему в сказке звери разговаривают? Почему в сказках все животные бывают любого цвета? Почему в сказках птицы разговаривают? Почему колобок круглый? Почему Кощей такой худой? В сказках Баба Яга летает на метле. Почему? Почему у избушки на курьих ножках две ноги? Почему у Змея Горыныча 3 головы? Почему все сказки такие разные? Почему не все Бабки-Ёжки добрые? Почему некоторые сказки бывают с волшебством? Почему Бабки Ёжки всегда немного вредные? | у профессора Всезнамуса у воспитателя у воспитателя у мамы у мамы у родителей у воспитателя у бабушки у Вовы и Саши у папы у мамы у родителей у воспитателя |
2. Ситуативная беседа о том, как появились сказки (устное творчество), чем авторские сказки отличаются от народных, как появилось несколько вариантов одной сказки («Колобок», «Теремок» и т.д.).
3. Читаем сказки и знакомимся с разными видами сказок.
4. Беседуем о волшебных сказках и об их отличительных признаках.
- Проводим беседы о том, что герои в сказках бывают положительными и отрицательными.
- Выясняем, какие волшебные предметы встречаются в волшебных сказках, и в чем их сила. Придумываем свои волшебные предметы.
- Особое внимание уделяем поверьям в Древней Руси (приметы, нечистая сила и т.п.).
- Неделю посвящаем Бабе Яге, ее внешности, избушке, атрибутам Баба Яга-дарительница и Баба Яга воительница.
- Просматриваем и обсуждаем иллюстрации разных художников к сказкам (Корольков В., Сутеев В., Васнецов В.)
II. Основной этап
Уголок художественной литературы
Задачи:
- пополнять словарный запас детей через знакомство с достаточным количеством разнообразных сказок;
- познакомить детей с разными видами сказок, с писателями-сказочниками;
- развивать связную речь, память, воображение через описание иллюстраций, составление новых и пересказ известных сказок;
- познакомить с основными фольклорными героями русских народных, зарубежных и авторских сказок;
- развивать умение соотносить звук и букву через составление слов;
- развивать мелкую моторику и пространственное мышление у детей.
Содержание деятельности
- Выполнение заданий на рабочих листах.
- Создание коллективной книги «Пособие для юной Бабы Яги».
- Создание коллективной волшебной сказки.
- Составление описательных рассказов.
- Составление слов из слогов, разгадывание кроссвордов.
Уголок математики
Задачи:
- формировать навык чтения нестандартного задания («японский кроссворд») и ориентировки в клеточном пространстве в соответствии с этим заданием;
- развивать память, внимание, мышление, пространственное представление у детей;
- развивать мелкую моторику (мозаики);
- развивать умение соотносить целое с частью, число с количеством предметов и т.д. (пазлы, конструкторы).
Содержание деятельности
- Составление изображений с помощью мозаик, пазлов, объемных поделок с помощью разных видов лего-конструктора.
- Решение «японских кроссвордов» разного уровня сложности.
- Выполнение заданий на рабочих листах (по клеточкам, на симметрию, восстановление изображения по образцу…)
Уголок экспериментирования
Задачи:
- формировать представление о свойствах воды, кефира, уксуса, соды, огня, лимона;
- развивать мелкую моторику и тактильное восприятие;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать интерес к окружающей среде;
- формировать интерес к исследовательской деятельности;
- формировать умение читать пооперационную карту, заполнять картограф и рабочие листы.
Содержание деятельности
- Выполняем опыт «Урок колдовства»
- Заполняем картографы
- Ставим опыты со свечей
- Ставим опыты с водой
- Ставим опыты со снегом
Уголок кулинарии
Задачи:
- развивать мышление и творческое воображение при чтении пооперационной карты и при приготовлении блюда;
- развивать конструкторские навыки;
- формировать умение читать пооперационную карту;
- формировать представление детей о том, какие правила (в том числе и личной гигиены) надо соблюдать при приготовлении еды и напитков;
- стимулировать использование фантазии при выполнении работы.
Содержание деятельности
- Готовим «молодильные» яблочки
- Готовим салат «Тигренок»
- Готовим «Летучий корабль» (из дыни и арбуза)
- Готовим «Теремок» (хлебцы, печенье, сгущенное молоко, джем, тертый шоколад).
Уголок изобразительного творчества
Задачи:
- развивать творческое мышление и воображение;
- развивать самостоятельность при создании работы;
- формировать умение создавать аппликации с помощью разных техник, в том числе объемные аппликации;
- развивать фантазии при создании образов;
- развивать умение работать с бросовым материалом и выполнять работу не только по образцу, но и с применением воображения и фантазии;
- развивать мелкую моторику и умение работать с ножницами;
- формировать умение читать пооперационную карту;
- развивать технику рисования красками, мелками и т.д.;
- развивать умение создавать изображение с помощью размазывания пластилина, скатывания и нанесения пластилиновых шариков, жгутиков и т.д.;
- развивать фантазию при создании работ с помощью бросового (нетрадиционного) материала (чай, нитки, кофе, крупа, фантики и т.п.).
Содержание деятельности
- Выполнение объемных аппликаций: «Избушка на курьих ножках», «Новогодние елочки» (разные техники) .
- Выполнение аппликаций с использование бросового материала (Баба Яга, Черный Кот)
- Выполнение коллективной работы «Наши друзья»
- Выполнение объемных аппликаций нетрадиционными способами
- Выполнение аппликаций с помощью бросового и природного материалов
- Придумывание и изображение портрета Бабы Яги с помощью различных средств
- Придумывание и изображение фантастического сказочного персонажа
- Раскрашивание раскрасок цветными мелками и карандашами
Уголок конструирования
Задачи:
- развивать творческое мышление и воображение;
- формировать интерес к различным способам конструирования;
- формировать навыки использования схем и чертежей в работе;
- формировать конструкторские навыки;
- развивать творческий подход к выполнению задания, а не только по образцам и схемам;
- развивать мелкую моторику;
- формировать умение работать в коллективе, в парах, самостоятельно;
- развивать пространственное мышление и воображение.
Содержание деятельности
- Строительство избушки для Бабы Яги из бросового материала
- С помощью техники оригами создаем портреты Снегурочки и Деда Мороза
- С помощью оригами создаем избушку на курьей ножке
- Создаем изображения на тему проекта с помощью счетных палочек (П
- Создаем изображения из геометрических фигур
- Вариант использования дидактической игры «Геометрик» на примере «Репки»
- Использование различных видов конструкторов для реализации целей проекта: «Избушка на курьих ножках»
Уголок ролевой игры
Задачи:
- формировать умение работать в группах и парах;
- развивать творческое мышление и воображение;
- формировать умение работать с предметами-заместителями;
- формировать умение грамотно выстроить свою роль (одежда, тон мимика и т.п.);
- развивать диалогическую и монологическую речь.
Содержание деятельности
Сюжетно-ролевые игры:
- «Цирк».
- «Феи Винкс»
- «Айболит»
- «Салон красоты для Бабы Яги»
Театральный уголок
Задачи:
- формировать умение работать в группах и в парах;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- развивать память, творческое мышление и воображение;
- формировать умение грамотно выстроить свою роль и следовать ей до конца;
- формировать умение самостоятельно создавать декорации с помощью подручных средств;
- развивать умение работать с предметами-заместителями, с разными видами театра.
Содержание деятельности
- «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Сказка про Бабу Ягу», «Теремок» (
Список литературы:
- Корольков В. «Мифы и легенды Древней Руси» (в картинках) (иллюстрированная энциклопедия), М.: «ЭКСМО», 2003г.;
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких:, методическое пособие для воспитателей», СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2008г.;
- Салагаева Л.М. «Объемные картинки: учебно-методическое пособие для школьников», СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2008г.;
- Петрова И.М. «Объемная аппликация: учебно-методическое пособие», СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2004г.;
- Сенчански Т. «Ставим опыты» 3 части, Челябинск: Издательство «Аркаим», 2008г.;
- Ромашкова Е.И. «Веселый день рождения для детей», М.: «АСТ-ПРЕСС СКТ», 2006г.
- Русские народные сказки;
- Сказки народов мира;
- Авторские сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...