Художественная литература для ознакомления детей в подготовительной группе дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса
учебно-методический материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Вахрушева Оксана Сергеевна

Художественная литература для ознакомления детей в подготовительной группе  дошкольного возраста.

Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»

под редакцией  Н.Е. Веракса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»

Художественная литература для ознакомления детей в подготовительной группе  дошкольного возраста.

Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»

под редакцией  Н.Е. Веракса

Воспитатель: Вахрушева О.С.

п\п

Анализ

произведения

Педагогическая ценность произведения

Формы работы с произведением в ДОО

1.

Песенка «Чигарики-чок-чигарок» 

Текст песенки невелик.

Чигарики-чок-чигары,

Комарики…мухи-комары.

Чигарики-чигарок,

Повалился комарок.

Со дуба на пенье,

На сыро коренье.

Прилетели мухи,

Мухи-горюхи,

Подхватили комарочка,

Доносили до дубочка.

Посадили на дубок

Под зелёненький листок:

- Сиди…Отсиживайся!

       Песенка из русского фольклора знакомит детей с народным творчеством, дошедшим до нас из глубин веков. Она воспитывает чувство юмора, используя смешные сюжеты, обращает внимание ребёнка на изобразительно-выразительные средства (устаревшие слова и выражения – комарок, со дуба на пенье, сыро коренье, мухи-горюхи); помогает почувствовать красоту и выразительность языка  произведения.

           Работа  с произведением стимулирует творческое  воображение,  развивает  фантазию и учит детей мыслить  образами.

Песенка помогает почувствовать красоту и выразительность языка  произведения, развивает речь ребёнка,  его эмоциональную сферу.

1.Чтение произведения воспитателем или прослушивание произведения в записи

2.Беседа по содержанию:

  • чем интересна эта песенка?
  • как вы думаете, когда  и как пели такую песенку?

2.

«Коляда, коляда, ты подай пирога» из раздела «Календарные обрядовые песни» 

       Коляда - обрядовая величальная и благопожелательная песня. Текст, как правило, невелик, всего несколько строк:

Коляда, коляда, 
Ты подай пирога, 
Или хлеба ломтину, 
Или денег полтину, 
Или курочку с хохлом, 
Петушка с гребешком! 
Отворяйте, хозяева, сундучки, 
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте колядовщикам!

           Как правило, у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте.  это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла  радостную весть о рождении Иисуса Христа.

      С  помощью таких  колядок дети приобщаются к народным традициям и обрядам,  развивается  речь и эмоциональная сфера  ребёнка.

1.Чтениетли прослушивание текста обрядовой песенки

2.Беседа по содержанию:

  • кто поёт такие песенки?
  • встречались ли вы с колядовщиками?
  • когда поются песни-колядки?

3.

«Масленица, масленица!» из раздела «Календарные обрядовые песни»

Масленичные песни рисуют красочный образ масленицы, наделенный антропоморфными признаками.  Текст песенки невелик:

Масленица, масленица, 
До чего ты довела: 
До великого поста, 
Нет хлеба ни куска, 
Дала редьки хвост

На великий пост.

Приобщая детей к народному творчеству, мы   приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше  время. Необходимо отметить роль народной культуры   в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам  воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

      Календарно-обрядовые песни на Масленицу, будучи высокохудожественными произведениями, в то же время являются ценнейшим этнографическим и историческим материалом.   Крестьянский быт, нравы и обычаи деревни, история развития земледельческого труда — все это нашло свое художественное воплощение в обрядовой поэзии русского народа.

        Работа с детьми, основанная на создании образно-игровых ситуаций, требует от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

1.Чтение или прослушивание обрядовой песни

2.Беседа по содержанию:

  • знаете ли вы праздник, который назывется масленица?
  • в какое время он празднуется?
  • какое блюдо готовят на масленицу?
  • почему в песенке говорится, что масленица довела до великого поста?

4

«Федул, что губы надул?..»  из раздела «Прибаутки»

— Федул, что губы надул?
— Да кафтан прожег.
— Зачинить можно.
— Да иглы нет.
— А велика дыра? 
— Да один ворот остался. 

Это потешка, роль которой состоит в том, чтобы улучшить настроение ребёнка. В данном случае потешка – это ещё и небылица.

        Детские потешки веселят малышей, поднимают настроение во время игры, еды, одевания, купания,   зарядки.

        Детские потешки успокаивают, утешают и убаюкивают. Более того, потешки еще и воспитывают. И это очень важно.

1.Чтение потешки воспитателем.

2.Работа с текстом:

  • Вам понравилась потешка?
  • Когда можно использовать такую потешку?
  • Потешка от слова «потешать» -веселить. Чем эта потешка развеселила вас?

5

«Сбил – сколотил – вот колесо»  из раздела «Прибаутки»

Сбил, сколотил - вот колесо;

сел, да поехал - ах, хорошо!

Оглянулся назад, одни спицы лежат. 

Данная прибаутка  в толковом словаре В.Даля  приводится как синоним слова оплошность – ошибка, ошибочный поступок, промах.

          Прибаутка учит внимательно относиться к тому делу, которое ты выполняешь. Иначе может получиться досадная оплошность.

1.Чтение прибаутки воспитателем.

2.Повторение её детьми.

3.Вопросы по содержанию:

  • как вы думаете, когда можно употреблять в речи такую прибаутку?
  • какого человека она характеризует?
  • как нужно относиться к любому делу, к любой работе?

6

«Вы послушайте, ребята» и раздела «Небылицы».

        Небылица или небывальщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.

Есть несколько вариантов этой небылицы. Они имеют ритм и рифму, легко запоминаются. Приведу два варианта такой небылицы.:

1.Вы послушайте, ребята,
  Нескладуху буду петь,
  На дубу свинья кладется,
  В бане парится медведь.

2.Вы послушайте, ребята,
  Небылицу вам спою:
  Вместо кренделя – баранки
  Проглотил мужик дугу.

           Небылица — разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных  в жизни событиях.

     Небылицы призваны улучшить настроение читателя, развивают вкус к родному народному языку, к его особенностям. Употребление слов «нескладуха», «крендель», «дуга» расширяют лексический словарный запас ребёнка.

1.Чтение небылицы воспитателем

2.Беседа по содержанию6

  • что необычного в этой небылице?
  • посему это маленькое стихотворение называется небылицей?
  • когда, по-вашему, уместно чтение такой небылицы?
  • могут ли в жизни происходить такие события?

7

«Волк и лиса» обр. И.Соколова-Микитова  из раздела  «Сказки и былины»

Жанр – сказка, точнее – сказка о животных. со всеми характерными признаками: вступление  (жили волк и лиса) и концовка ( и теперь у волка в избушке живёт), троекратные повторы (лиса просится в избушку к волку), диалоги.  Язык сказки, близок к разговорному,  употребляются простонародные и устаревшие слова (хворостяная, ростепель,  сжалился, приступочка, кладовушка и др.)

      В сказке рассказывается о хитрой лисе, которая сначала просится  на приступочку к домику волка, на другой день– забралась в избу, а на  третий – уже на печи развалилась. А потом, крадучи, все припасы поела, да ещё и притворилась слепой да убогой, когда волк сказал ей, что это она припасы поела. А волк, как всегда простоватый, верит лисе и избавиться от неё уже и не может. «Жила лиса до весны, жила до холодной осени. И теперь у волка в избушке живёт», - так заканчивается сказка. 

       Содержание сказки, характеры героев, дают возможность ребёнку оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Формируется  образная речь, понимание образных выражений.   Воспитывается любовь к народному творчеству.

        Сказка  воспитывает любовь к народному творчеству, к особенностям русской народной речи, расширяет словарный запас ребёнка.

     Опыт сказочных героев учит детей тому, как   нельзя поступать, обманом  и хитростью добиваться чего-либо. Она  в доступной форме дает  представление о добре и зле, о хитрости и простодушии,  ярко раскрывает с одной стороны трудолюбие волка и лень лисы, а с другой – хитрость лисы и недальновидность волка, ведь он может остаться вовсе без жилья. Сказка формирует характер ребенка.

1.Выразительное чтение сказки воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • понравилась ли вам сказка?
  • кто из героев понравился больше?
  • почему лисе с волком удобно жить?
  • а правильно ли ведёт себя лиса?
  • чему можно поучиться у героев этой сказки?
  • а чего нужно остерегаться, глядя на поведение героев?

8

«Снегурочка» (по народным сюжетам) из  раздела «Сказки и былины».

      Жанр – русская народная сказка. Она содержит все характерные признаки сказки: зачин (жили-были старик со старухой), просторечную лексику, образные выражения (росла не по дням, а по часам, души в ней не чаяли и др.), диалоги. волшебные превращения (снеговичка  в девочку, девочки – в облачко).

      Краткое содержание сказки: жили дед с бабой, а детей у них не было. Слепили девочку из снега, а она и ожила. Снегурочка была трудолюбивая да ласковая. Души в ней старики не чаяли. Вот только была она бледная да печальная, как стала весна приближаться, а за ней и лето.

Летом пришли за ней подружки, позвали в лес погулять, цветов нарвать. Не хотела Снегурочка идти, да они её уговорили. А как наигрались, цветов насобирали, то разложили костёр из хвороста, стали через него прыгать. Прыгнула и Снегурочка. И только облачко пара поднялось… Кликали её подружки, да всё напрасно.

       Так заканчивается сказка.   Сказка  «Снегурочка»  очень печальная. Она учит ценить своих близких, Учит тому, что нужно иметь своё мнение.  Снегурочка  послушалась  бабушку и  подружек, не сказала им, почему ей не хочется гулять летом и поплатилась за это.

     Сказка несомненно учит отстаивать своё мнение, ведь именно дед с бабой  толкнули Снегурочку на неверный шаг - уйти из прохладного дома, а подруги - на опасную забаву перепрыгивания  через огонь. Послушание   не должно быть бездумным. Свои права нужно отстаивать. За всю сказку Снегурочка не говорит ни слова и никак не объясняет родителям, почему она прячется в доме.

      Сказка «Снегурочка» учит нас быть разумными в своих поступках и не идти на поводу у других. Это иногда очень плохо заканчивается. А ещё она учит иметь свою твёрдую жизненную позицию, не плыть по течению. Учит не заставлять других делать то, что им не нравится.

1.Выразительное чтение сказки воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • какое настроение создаёт эта сказка?
  • почему сказка нам кажется печальной?
  • что радостного есть в этой сказке?
  • почему от радости мы перешли к печали?
  • что вы можете сказать о героях этой сказки – о деде и бабе?
  •  что вы можете сказать о Снегурочке?
  • как вы думаете, почему Снегурочка растаяла?
  •  какое это было время года?
  • чему вас научила сказка?

9

«Садко» (запись П.Рыбникова, отрывок) из  раздела «Сказки и былины».

      Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

      Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко прибег к попыткам задобрить морского царя, но  понимает, что  морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимом Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца (Можайского), Садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

          Педагогическая ценность произведения выражается в том, что талантливый молодой певец-гусляр жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

        Произведение имеет все особенности русской народной сказки: присутствует зачин, троекратные повторы, гиперболы, диалоги, просторечные и устаревшие слова.

      Но «Садко» имеет и признаки былины - древнерусской, позже русской народной  эпической песни о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI-XVI веков.                   В произведении показана широкая душа русского народа, который в любой момент может встать на защиту своего отечества. Былина имеет воспитательное значение. Она раскрывает нравственные ценности и моральные устои людей.

            Былина «Садко» показывает устройство древнего быта. Рассказывает о древних городах, об укладе жизни людей того времени, о их обычаях. Народный гусляр — Садко, победил в споре с купцами. Своей игрой на гуслях, он покорил морского царя, но не подался искушению остаться в подводном царстве. Это очень символично.

         Садко — гусляр, певец, купец.. В нем воплощаются самые разные и лучшие черты народного характера: благородство, щедрость, широта души. Смело он пускается в путешествие, чтобы увидеть дальние страны. Но сердце его принадлежит родине — Новгороду.

        Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Родину надо любить, Родину надо защищать.

1.Выразительное чтение отрывка сказки-былины по выбору воспитателя.

2.Беседа по содержанию:

  • понравилась ли вам сказка – былина?
  • каких героев вы запомнили?
  • кто из героев запомнился больше всего и поему?
  • чему учит эта сказка?

10

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» обр. К\.Ушинского из  раздела «Сказки и былины»

      Краткое содержание сказки: жили дед да баба, была у деда дочка Машенька, а у бабы – Наташа. Невзлюбила баба смирную, ласковую да трудолюбивую Машеньку и заставила деда увезти её в лес. Но лаской да умением она полюбилась мышке и медведю. Они и наградили её. На следующий день завистливая и злая баба отправила в лес за подарками свою дочь грубую да завистливую Наташу. Вернулась она битая да без подарков.

      В сказке отражается ценностная парадигма добра и зла. Проблема достижения жизненных благ решается умением делать добро и помогать окружающим, тогда они обязательно помогут тебе и отплатят благодарностью сполна (смирная, работящая девочка Машенька накормила мышку, а та помогла ей выиграть в игре в жмурки у медведя, и он отблагодарил Машеньку стадом коней, да возом добра ).

     В сказке показано, что злая и ленивая девочка Наташа, должна была научиться у доброй Машеньки теплому и заботливому отношению к окружающим, трудолюбию и честности на собственном горьком опыте (после того как медведь ее избил, и мышка не помогла ей избежать этой участи).

       Педагогическая идея (мораль) сказки такова: как ты относишься к окружающим, так и они к тебе. И без труда и усердия ничего само собой у тебя не появится.

      Машенька накормила мышку, та ее спасла от медведя, а он наградил девочку; Наташа же швырнула в мышку поленом и она пожелала злой Наташке битой быть, - так и вы

      Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилась ли вам сказка?
  • каких героев вы запомнили из этой сказки? Расскажите о них.
  • Кто из героев вам понравился больше всего и почему?

11

Песенка «Перчатки» перевод с англ. С.Маршака из раздела «Фольклор народов Мира»

            В переводе С.Я.Маршака эта незатейливая песенка создаёт игривое настроение. Дети легко запоминают его, учатся выразить своё настроение в зависимости от эпизода:  котята испытывают  страх, когда говорят маме:

« Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!»

А мама-кошка испытывает неудовольствие: «Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.»
 Но радость переполняет котят в момент, когда они:

 «Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой»
 А мама-кошка, довольная своими детьми, говорит:

 «Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!»

Вот и вся песенка,  но сколько эмоций испытывают герои. 

    Это интересная  и поучительная  история, написанная с большим юмором, не оставят дошкольников  равнодушными.

       В ней они  почерпнут народную мудрость и новые познания мира, испытают вместе с героями различные эмоции:

страх быть наказанными, радость находки, счастье общения с мамой и от вкусного пирога.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам стихотворение?
  • какое настроение у котят, когда они потеряли перчатки?
  • а как мама приняла известие о потере перчаток?
  • вспомните, какое настроение у котят и мамы кошки, когда перчатки нашлись?
  • как вы думаете, а зачем автор сочинил такое стихотворение?

12

Песенка «Что я видел» пер. с франц .Н.Гернет и С.Гиппиус из раздела «Фольклор народов мира»

      Песенка-небылица «Что я видел» относится к фольклорным произведениям французской  литературы.  Она построена в форме диалога двух героев: один рассказывает небылицы: «Я видел, как чиж  весь город Париж упрятал в мешок! …    Корова в саду плясала на льду в июльский денёк!…    Медведица в шарфе играла на арфе, а жук дул в рожок!...Пятнадцать лягушек палили из пушек в  дубовый пенёк!... Сорока в лесу  доила козу в дырявый горшок!».

         А другой герой отвечает:  «Ой, врёшь, куманёк!». И это всё содержание песенки. Но она создаёт особое настроение, игривое, шутливое, весёлое.

       Песенка обогащает словарный запас, развивает мыслительную деятельность, развивает чувство юмора, необходимого каждому человеку. Учит размышлять и  отличать ложь от правды.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам стихотворение?
  • какие небылицы из этого стихотворения вы запомнили?
  • как вы думаете, зачем автор придумывает такие небылицы?

13

Песенка «Трое гуляк» пер. с франц. Н.Гернет и С.Гиппиус из раздела «Фольклор народов мира».

Эта маленькая песенка всего из пяти строк  вызывает весёлое настроение.

«В поле гуляли трое гуляк, 
После прогулки делали так: 
Апчхи! 
Апчхи! 
Чхи!»

         Стихотворение учит быть внимательнее к своему здоровью:  во время прогулок необходимо одеваться в соответствии с погодой.

       Прогулки бывают в разное время года, поэтому ребёнку надо одеваться соответственно погоде, чтобы потом не чихать и не заболеть.        Стихотворение развивает чувство юмора, расширяет словарный запас ребёнка.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам стихотворение?

14

Шарль Перро «Кот в сапогах» пер.с франц. Т.Габбе сказка из раздела «Фольклор народов мира».

Краткое содержание сказки.

         Сыновья разделили наследство, оставшееся от отца-мельника: мельницу взял старший сын, средний сын взял осла, а младшему достался кот. Младший, конечно, недоволен был своей долей, но это был не простой кот, а говорящий, умный, храбрый. Он попросил у своего нового хозяина сапоги. Поэтому его стали звать котом в сапогах. Он ловил дичь и носил его в подарок королю от имени маркиза Карабаса. А затем, узнав, что король с дочерью поедет возле реки, попросил хозяина купаться в реке, а сам спрятал его одежду. Когда проезжала карета, он закричал, что его хозяина маркиза Карабаса (так он его сам назвал) ограбили и он тонет. Маркиза Карабаса вытащили из воды, одели в прекрасные одежды и взяли с собой на прогулку. Кот устроил так, что король подумал, что все поля и луга принадлежат его хозяину. В конце пути кот пробрался во дворец Людоеда и хитростью обманул и съел его, когда он превратился в мышь. Во дворец приехали король со своей дочерью и Маркиз Карабас, и на радостях король решил отдать за него свою дочь замуж. На этом закончилась сказка.

       Сказка имеет сказочный зачин и концовку. В сказке происходят волшебные превращения, есть троекратные повторы, речь приближена к разговорной, поэтому с интересом воспринимается детьми.

            Сказка Шарля Перро "Кот в сапогах" рассказывает о том,  как важно помогать друг другу в тяжелой ситуации.   Простой волшебный кот стал настоящим другом, помощником своему хозяину.  Выходит, что материальные ценности, полученные старшими братьями в наследство от отца, не принесли им такого счастья, как кот, который помог своему хозяину стать маркизом Карабасом и жениться на дочери короля.

Сказка пронизана добротой и учит  ценить наших меньших братьев - животных, не обижать их.

        Сказка приходится по душе читателям и одновременно учит их тому, что не стоит пасовать перед трудностями, не стоит жаловаться на жизнь, опускать руки, а нужно добиваться своего при любых обстоятельствах.

1.Выразительное чтение сказки воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • понравилась вам сказка?
  • назовите главных героев. Почему у них такие имена?
  • почему опечалился младший брат, получив в наследство кота?
  • каким на самом деле был кот?
  • а чему еаучила вас эта сказка?

15

«Голубая птица» туркм. сказка, обр.А.Александровой и М.Туберовского из раздела «Фольклор народов мира»

Краткое содержание сказки.

           В семье одного крестьянина родился мальчик величиной со стручёк  маленького  перчика. Только родился – начал бегать и разговаривать.

         Взял его однажды отец на базар. Много  там было товаров, фруктов, арбузов. Глаза разбежались у  Ярто, но он так ничего и не купил. А поразила его голубая птица на высоком шесте. Внизу под шестом сидели три мастера – резчик, рисовальщик и кузнец и плакали. Ярто узнал, что заказал хан голубую птицу, сделали её мастера невиданной красоты. Но хан велел их убить, потому что птица не пела. Тогда Ярто взобрался по шесту под крыло птицы и запел. Обрадованные мастера понесли птицу хану, а птица, как могла,  восхваляла хана. Довольный хан велел наградить мастеров мешком яичной скорлупы и бесхвостым ослом, а сам понёс птицу на площадь похвалиться перед народом. Но птица вдруг запела, что хан губитель, разоритель и злодей. Услышав это, хан приказал птице замолчать, но народ   уже начал насмехаться над ним. И вот вся площадь уже хохотала над  ханом, который взял шест и хватил им о землю. Птица разбилась на мелкие кусочки, а Ярто выскочил незаметно и убежал с площади.

«Можно убить птицу, но разве поймаешь песню, когда её поёт весь народ? …Летит песня народная и не догнать её ни быстрому ветру, ни грозному хану».

         По жанру – это волшебная сказка, с присущими ей традиционным началом и концовкой, троекратными повторами, диалогами.

Она заставляет думать, внушает дух уверенности и радостной справедливости в борьбе со злым ханом, когда включаются дружно все люди против зла и насилия.

      Сказка учит детей видеть добро и зло, взаимную помощь людей.    И ещё сказка учит тому, что дружный народ может победить зло даже не прибегая к какому-либо оружию.

     Смех иногда страшнее самого страшного оружия. А песня может сплотить людей, потому что песню ни ветер, ни злой хан остановить не могут.

          Обогащается словарный запас ребёнка, развивается  его эмоциональный фон, чувства и переживания. Сказки всегда  самый добрый учитель.

1.Выразительное чение сказки воспитателем.

2.Работа по содержанию:

  • кого увидел Ярты-гулок, когда потерялся на базаре?
  • почему мастера были печальны?
  • а знали ли мастера, почему птица запела?
  • как одарил их хан за отличную работу?
  • сто вы можете сказать про хана?
  • почему он понёс  птицу на базар?
  • что там случилось?
  • почему хан не мог успокоить народ?
  • понравилась ли вам сказка?

16

Сказка «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В.Марковой из раздела «Фольклор народов мира»

Краткое содержание сказки.

«В старину, далекую старину, были у ворона перья белые-белые. Захотелось ему принарядиться.

Вот и полетел  ворон к сове.

Сова была красильщицей, красила   птицам платья, в  разные цвета.

 Ворон сказал сове, что он  хочет всех   поразить  своей красотой. И чтобы такого платья больще ни у кого не было.

— У-гу, у-гу, могу! — согласилась сова.  

Стряхнул с себя ворон свое белое оперение, а сам улетел.

   Сова  выкрасила перья ворона в черный- черный цвет, чернее туши.

Прилетел  ворон,  надел  свое новое платье.   Посмотрел в зеркало, да так и ахнул! Стал он черным- черным не разберешь, где глаза, где нос.Завопил ворон, а сова стала оправдываться:

— Ты же сам хотел, чтобы я выкрасила твой наряд в небывалый цвет.

 - Теперь мы вр-р-раги навсегда! — злобно закаркал  ворон.

С той поры как увидит он сову, так и бросается на нее.

Вот почему сова днем прячется в дупле. Не показывается она на свет, пока ворон летает».

По жанру – это сказка о животных. Здесь есть зачин и концовка, характерные для сказки диалоги, птицы разговаривают человеческими голосами (антропоморфизм). Лексика доступна для детей дошкольного возраста. Сказка учит быть внимательнее к окружающему миру, дети узнают, что все вороны бывают только чёрного цвета, а сова никогда не появляется в лесу днём. Сказка пополняет фактические знания детей о природе.

          Сказка учит воспринимать образное содержание сказки, её нравственный смысл.

       Закрепляет знания о жанре сказок о животных,  о  языковых особенностях сказки.

      Подводит к пониманию идеи произведения: во всём, что ты делаешь, надо думать о том, как воспримут это твои друзья, не стоит поступать только так, как хочется тебе.

1 Выразительное чтение сказки воспитателем.

2. Беседа по содержанию:

  • понравилась вам новая сказка?
  • народ какой страны сочинил эту замечательную сказку?
  • каким был ворон во времена далекой старины?
  • почему он решил перекрасить свой наряд?
  • что сделала с его нарядом сова?
  • почему она так поступила?
  • а ворон знал точно, чего он хочет?
  • почему ворон остался недоволен?
  • чем закончилась сказка?
  • как следует разумно поступать для того, чтобы тот, кого мы о чем-то просим, сделал так, как мы хотели?

17

Стихотворение «Осенью» М.Волошин из раздела «Произведения поэтов и писателей России» 

       Тема этого стихотворения – краски и звуки осенней природы.  Идея – создание такого образа осени, который заставляет внимательно присмотреться  и увидеть новые краски природы: «рдяны краски, красный лист, далей просинь, червлёный солнца диск,  миллионы  алых брызг,  воздух чист»; прислушаться и услышать её звуки:

«гулы сосен, веток свист, пены взвизг». А главное – почувствовать, как мечется осенний ветер, всё неспокойно, тревожно: «вьётся  в пляске, ветер клонит  ряд ракит, листья  гонит и вихрит, гонит гам, воды мутит, рыщет, крутит здесь и там, вихри взвили, воды стянет, рвёт на  части лодок снасти,  дышит в пасти пенных вод»…

         Это осень в изображении автора,  её надо рассмотреть, услышать, почувствовать.
           Это довольно сложное стихотворение, оно  требует предварительной словарной работы, но оно учит ребёнка вслушиваться в каждый звук, слышать и шорох и грохот осенней погоды, увидеть  и блёклые и яркие краски, почувствовать осеннее тревожное настроение.

   Стихотворение расширяет  и обогащает словарный запас, воспитывает внимательное и чуткое отношения к природе, воспитывает эстетическое чувство ребёнка.

1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • вы можете сказать, о чём это стихотворение?
  • почему вы так думаете?
  • почувствовали ли вы краски, которые использует автор для описания осени?
  • что ещё вы почувствовали?
  • какие звуки природы передаёт автор?
  • какое настроение передаёт нам автор?

18

М.Лермонтов «Горные вершины» (из Гёте), стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

В стихотворении всего восемь строк:

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

        Лирический герой короткого произведения очарован спокойствием пейзажной картины. Постепенно погружаясь в атмосферу тишины, он ощущает духовное единство с природой. Это единение способно исцелить человека, утомленного жизненными тревогами.

        Ребёнок должен почувствовать тишину и величие природы. Лермонтов прибегает к олицетворениям, которые оживляют оцепеневшую природу: «спят», «не дрожат».  

       Стихотворение  расширяет словарный запас ребёнка, учит его внимательно прислушиваться и присматриваться к природе, воспитывает его эстетическое чувство единения с природой.

     Он (ребёнок) должен почувствовать, что и природа, и человек могут устать, и у них может появиться желание отдохнуть от земных забот.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • о чём это стихотворение?
  • какую картину вы видите перед собой, когда слушаете это стихотворение?
  • какое настроение навевает это стихотворение?

19

С.Есенин «Пороша», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

       Стихотворение   посвящено красоте родной природы, наполнено   нежностью, любовью и восхищением.   Есенин     подмечает каждую мелочь в облике обычной лесной опушки,   при помощи образных и ярких метафор   наполнял стихотворение  яркими  ощущениями и переживаниями.

Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а с лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», —  в этих фразах заключена необыкновенная   красота родной природы.  

        При работе со стихотворением необходимо, чтобы ребёнок мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.

  Стихотворение обогащает словарный запас ребёнка, учит внимательно присматриваться к природным явлениям, к красоте родной природы, формирует эстетическое чувство дошкольника, учится понимать литературные приёмы (сравнения, метафоры), по возможности применять их в устной речи.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам стихотворение?
  • вы можете рассказать, о чём это стихотворение?
  •  почему автор сравнивает сосну со старушкой в белой косынке?
  • а что за невидимка заколдовала лес и превратила его в дремлющее царство?
  • почему автор говорит, что «валит снег и стелет шаль»?

20

А.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») из раздела «Произведения поэтов и писателей России» 

      Тема стихотворения – наступление зимы.

      Идея – чувства, которые испытывает автор в период зимнего обновления природы. Радость наступления зимы автор описывает как праздник: крестьянин, торжествует и обновляет никем не проложенный путь, удалая  кибитка летит по снегу, дворовый мальчик рад наступлению зимы, зимним забавам. Он не чувствует даже, что он заморозил пальчик, что ему в окно грозит мать. Ему весело. Он счастлив, что наступила белая, весёлая зима с её зимними забавами.

       Стихотворение нас заставляет внимательно присмотреться к родной природе, увидеть зиму глазами автора и вместе с ним пережить радость обновления природы.

         Стихотворение требует предварительной словарной работы, так как автор употребляет устаревшие слова – дровни, кибитка, ямщик и др.

     Дошкольник на примере этого стихотворения учится любить родную природу, переживать чувство радости от чистоты первого зимнего дня, от радости ребёнка, для которого такой день приносит много забав.

         Произведение, несомненно, обогащает словарный запас, развивает эстетическое чувство, обращает его взор на историческое прошлое своего народа.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам стихотворение?
  • какое время года описывает автор?
  • кто и как радуется первому зимнему снегу?

21

Н.Рубцов «Про зайца», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей  России»

       Темой стихотворения стала случайная встреча героя с зайцем: «Бедный заяц с перепугу так и сел передо мной!»

Герой не хотел зла зайцу, который: «Так и обмер, бестолковый».

А идея – переживание автора о том, что заяц одинок:«И еще, наверно, долго с вечной дрожью в тишине думал где-нибудь под елкой
о себе и обо мне».
         Строки рисуют испуганного зайца. С помощью олицетворения автор даёт нам возможность увидеть, как обмер заяц с перепугу, как он думал о встрече. Автор хотел нам донести мысль о том, что нужно помогать животным.

      Автор переживает, что у зайца нет друзей: «Думал, горестно вздыхая,  что друзей-то у него…не осталось никого».

     Стихотворение близко детям, легко читается, оно простое по композиции.       Его можно разделить на три части. В первой части говорится о том, как заяц встретился с автором. Во второй части – о том, как заяц убежал в лес. В третьей – о том, как заяц думал о встрече с человеком.

      Одинокий заяц вызывает чувство жалости к нему, мы понимаем, что трудно и зайцу, и человеку без друзей, с которыми можно поделиться своими мыслями, своими думами.

 .   Стихотворение навевает грусть, оттого что заяц одинок, что у него нет друзей, и что ему в жизни всего приходится бояться. Поэтому  автор хотел  донести до читателя, что нужно помогать животным, нужно любить животных.

      Стихотворение несомненно обогащает словарный запас дошкольника, формирует положительные чувства и эмоции, учит любви и внимательному отношению к природе..

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам стихотворение?
  • где встретились герой стихотворения и заяц?
  • как повёл себя герой?
  • а как повёл себя заяц?
  • о чём, по-вашему, размышлял заяц после встречи с человеком?
  • а что говорит об этом автор?

22

Э.Успенский «Страшная история», стихотворение из  раздела «Произведения поэтов и писателей России» 

        Это небольшое стихотворение о капризном и весьма неопрятном мальчике, который не желал стричься, как бы его не упрашивали.

Он «с кресла  уползает, ногами упирается, слезами заливается».

    «Он в мужском и женском зале

      Весь паркет слезами залил».

       И автор всё время повторяет: «А волосы растут! А волосы растут!». Уже и парикмахерша устала, и прошёл год, прошёл другой. И мальчик перестал походить на себя. И мама  волосы заплетала в косички, купила ему платье. Ребёнок совсем потерял своё лицо, и вместо смелого и отважного мальчика  стал  капризной девочкой.

       Для автора – это страшная история. Человек с детства должен быть опрятным.

         Стихотворение учит  с детства следить за собой, быть опрятным и аккуратным, а иначе никто и водиться, и дружить с тобой не станет.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам стихотворение?
  • почему стихотворение называется «Страшная история»?
  • почему мальчик так себя ведёт?
  • правильно ли он поступает?

23

А.Блок «На лугу», стихотворение из раздела «Произведения поэтов  и писателей России»

      Небольшое произведение открывается пейзажной зарисовкой.   Автор концентрирует внимание на переменах, порожденных первым теплом.     В описании природы  есть  образы, изображающие далекую кромку леса, узкую полосу распаханной земли:

            «Леса вдали виднее,
             Синее небеса»

      Центральным местом  лирического сюжета, становится образ луга. На нем резвятся  дети,  слышатся отдаленные звуки веселых забав.

    Нежное журчание ручейка созвучно жизнерадостному настроению детворы. Воссоздается  живая  и яркая музыка весны, которая очаровывает читателя. Стихотворение вызывает эстетическое наслаждение весенней переменой природы, учит ребёнка наблюдать за малейшими изменениями в ней.

       Стихотворение учит ребёнка наблюдению за малейшими изменениями природы, учит любви к природе. Оно воспитывает уважение к природе, формирует эстетическое чувство прекрасного даже в небольших проявлениях изменений в природе и, несомненно, обогащает словарный запас дошкольника.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам стихотворение?
  • какие маленькие изменения в природе помогают увидеть приближение весны?
  • какое настроение у вас создаёт это стихотворение?

24

Ф.Тютчев «Весенние воды», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России».

         Начинается стихотворение строчками: «Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…» —
В стихотворении использована характерную для  творчества поэта композицию из трех строф.

        В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения.  Весна уже слышна    («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу  к возрождение жизненных сил.

       Автор использует олицетворение  в описании весенних ручьев: «бегут», «будят»  

       Во второй строфе  звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет». Идёт чудесное весеннее преображение

       В третьей строфе появляется   «хоровод… майских дней».   Ранняя весна еще ограничена  остатками зимнего   снега, ночными заморозками  

       Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности  талых  вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

      Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

       Поэт не может  устоять перед красотой окружающего мира, который преображается весной, даря людям чувство обновления и чистоты. Это ощущение  передаётся детям, которые должны  увидеть и почувствовать,    что весна является символом юности и новой жизни. Она беспокойна и непоседлива,   и это   вызывает у  детей чувство    любования весной, которая спешит вступить в свои права.

         Стихотворение позволяет раскрыть эстетическое чувство ребёнка, обогащает словарный запас, воспитывает внимательное отношение к малейшим переменам в природе.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам стихотворение?
  • по каким признакам в стихотворении можно заметить наступление весны?
  • какое настроение создаёт это стихотворение?

25

А.Фет «Уж верба вся пушистая» (отрывок),  стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

       Стихотворение "Уж верба вся пушистая" А.Фета повествует о красоте весенней природы.

       Автор использует   эпитеты - " верба вся пушистая", "пленительные сны", "весна душистая", "тайной жаждою").   Он  наслаждается весенней природой, и в то же время его сердце переполнено тревогой в преддверии чего-то нового.

         Он рисует   светлую картину наступающей весны, передаёт чувства  людей с приходом Весны.     Поэт обращается к символу весны – вербе   и говорит о «воскрешение» весны после затянувшейся  зимней спячки:

«И над душою каждою
Проносится  весна».

         Фет применяет и  приём олицетворения, чтобы показать насколько природа  «жива» и важна для окружающего мира. Стоит волшебнице весне только «повеять крылом», как всё вокруг сразу становится  более радостным.

      Стихотворение содержит большое количество глаголов, которые обозначают стремительное оживление природы.

         В стихотворении дважды повторяется слово "Душа". Очевидно, автор хотел сказать о том, что движение происходит не только в природе, но и в чувствах и настроениях людей. Автор намекает на перемены  и в природе, и в жизни человека.  

   Стихотворение учит внимательному отношению к переменам природы, учит наблюдать за ними и любить природу своего края.

      Чтобы видеть красоту природы, надо быть очень внимательным к ней, уметь видеть малейшие изменения, которые предвещают новое время года.

   Стихотворение развивает формирующееся эстетическое чувство ребёнка и способствует развитию любознательности и обогащению словарного  запаса  дошкольника.

1. 1.Выразительное чтение воспитателем стихотворения

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам стихотворение?
  • какую главную примету весны видит автор?
  • а что, по-вашему означают слова «и над душою каждого проносится весна»?
  • что с приходом весны ощущает человек?

26

А.Куприн «Слон» рассказ из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

       Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки.

       Шестилетняя девочка Надя  болеет. Доктора разводят руками и лишь предполагают, что это  потеря интереса к жизни. Что делать? Исполнять любой каприз девочки.  Но она ничего не хочет!  Родители переживают.  

       Однажды утром она просыпается  и говорит, что ей приснился слон. Она просит у родителей слона. Папа  привозит замечательную дорогую игрушку.  Однако Надя называет его мертвым.

      Тогда отец  решается ехать в зверинец. Он договаривается  о том, чтобы им «одолжили» маленького слона за большие деньги. Директор  сочувствует отцу и слона вечером проводят в дом. Утром Надя видит слона, начинает разговаривать с Томми,  показывает ему своих кукол, играет с ним. Они вместе даже обедают! Вечером она засыпает рядом с ним.  Ночью слона уводят, а Наде говорят, что он ждёт её к себе в гости, но нужно выздороветь. А она смеётся, что она уже здорова. Родители вздыхают с облегчением.

         Рассказ А. И. Куприна "Слон" - добрая история о дружбе.  Рассказ "Слон" учит нас доброте к животным, заботе о ближних и тому, как важно надеяться на лучшее и никогда не сдаваться. Счастливый финал рассказа только укрепляет веру в правдивость этих мыслей.

      Это произведение  учит любить, и верить в добро,  делать все,  что в твоих силах  ради родного больного человека. 

Рассказ учит доброте, сочувствию, сопереживанию. Он позволяет  формировать вкус к художественной литературе, обогащает словарный запас, проявлять человеколюбие и отзывчивость.

1.Выразительное чтение рассказа  воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • понравился ли вам рассказ?
  • каких героев рассказа вы запомнили?
  • почему папа принял решение привести в дом слона?

27

М.Зощенко «Великие путешественники» рассказ из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

       В  рассказе   Минька и   Лёля      по идее соседа Степки   попали в смешную историю. Он начитался приключенческих книг и  решил отправиться в кругосветное путешествие. Для детей всё кажется простым. Раз Земля круглая, то они обогнут земной шар и вернутся  домой.     С собой нужно взять запасы. И ещё денег из копилки, чтобы  хватило  на дорогу.    Они собирают сало, хлеб, подушки, тарелки… Мешок  получился тяжелым.  

      Сначала   его нёс  Стёпка,  потом он отдал его Лёле. Когда она  устала, настала очередь маленького Миньки. Мальчик скоро завалился в канаву! Мешок порвался, а собачка  съела всё сало.  Им уже хотелось домой вернуться…  

       Брат с сестрой  выбились из сил, но энтузиазм Стёпки не иссякал. Когда они устроили привал, то сосед похвастался секретом великих путешественников – ложиться ногами в тут сторону, куда нужно пойти…

      И пока он спал,  ребята  развернули его ногами в сторону дома.       К   вечеру они уже вернулись домой, обойдя, по их мнению, весь земной шар. По крайней мере, Стёпка был в этом полностью уверен.

Рассказ учит тому, что  иногда наши представления отличаются от реальности, но главное – не терять разума и оптимизма.

    Прочитав этот рассказ, дети должны понять, что для любого серьезного дела важно иметь соответствующие знания и опыт. Дети отправились в кругосветное путешествие, не имея   опыта  походов, и лишь по случайности не попали в беду.
Рассказ  учит жить своим умом и не ввязываться в непонятные авантюры.  

      Кроме того, рассказ  учит детей понимать и воспринимать юмор, с которым написан этот рассказ, отличать правду от вымысла.

     Рассказ обогащает и жизненный опыт дошкольников, и умение анализировать поступки детей. Он, конечно же, обогащает словарный запас ребёнка.

1.Выразительное чтение рассказа  воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • что вам понравилось в этом рассказе?
  • правильно ли поступили ребята, отправившись в путешествие, не сказав об этом взрослым?
  • какие смешные моменты вы запомнили?
  • какой вывод можно для себя сделать, прочитав этот рассказ?

28

Е.Воробьёв «Обрывок провода», рассказ из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

Краткое содержание рассказа.

      Солдат Устюшин на фронте служит связистом.  В тот день ему несколько раз приходилось сращивать провода, разорванные во время  боя.

      Смеркалось, когда батарея снова потеряла связь с наблюдательным пунктом. И Устюшин под пулями пошёл искать обрыв провода. Падал снег, шёл бой. Но Устюшину удалось найти один конец оборванного провода. Второй конец он нашёл довольно далеко, Что делать?  Кусок провода просто вырвало и его не найти. Отважный солдат понимает, что может поступить приказ о наступлении, батарея ждёт и «Днепр» ждёт!

       И отважный солдат принимает решение: он встаёт, берёт в руки концы провода  и соединяет их своим телом. Ведь все знают: тело человека – хороший проводник.

       Связь восстановлена! «Он стоял, широко раскинув руки. Стоял, потому что не хватало провода. А прилечь или присесть на снег нельзя »… 
       «Когда слышался зловеще нарастающий звук мин, Устюшина охватывало жгучее желание бросить концы натянутого провода и припасть к земле, уткнуться лицом в сухой снег, вдавиться в него как можно глубже. Но всякий раз он унимал дрожь в коленях, выпрямлялся и оставался на месте. В правой руке, окоченевшей от холода и усталости, Устюшин держал «Днепр», в левой «Алтай»».
Теплые варежки лежали на снегу, у его ног»

      Так заканчивается этот рассказ   о

находчивом, храбром, отважном, и бесстрашном  солдате Устюшине.

      Смелость и находчивость помогли солдату найти правильное решение, а отвага и преданность своему делу, своим друзьям, своей Родине помогли солдату продержаться до утра, пока шёл бой

      Рассказ помогает обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

      Для детей – это пример преданности своему делу, пример  смелости, это находчивости.

     Такими бывают герои. И эти герои находятся среди нас.

            Рассказ учит патриотизму, вере в себя, в свои силы.

         Он обогащает словарный запас ребёнка и служит хорошим примером самостоятельности.

 1.Выразительное чтение рассказа  воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • понравился ли вам этот рассказ?
  • какой подвиг совершил связист Устюшин?
  • почему он его совершил?
  • расскажите, как всё происходило?
  • что чувствовал солдат-связист, когда стоял, держа провод в руках?
  • как вы считаете, думал ли он, что совершает подвиг?
  •  о чём, по-вашему, он думал ?
  • как вы думаете, а сейчас есть такие герои?

29

Ю.Коваль «Стожок», рассказ из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

Краткое содержание рассказа.

       Возле реки жил дед Зуй со своей внучкой Нюрой и хозяйством - курами и коровой.

       Летом, делая запасы сена на зиму для коровы, он накосил в лесу травы и сложил ее в стог на санях, да в лесу и оставил. Выпал снег, внучка Нюра напомнила деду про стог сена, оставленный в лесу. Дед отправился за сеном, только лошадь почему-то сильно боялась того стога, хотя он стоял с лета на санях, вроде бы его никто не трогал.

        Дед всё-таки запряг лошадь в сани и привез домой тот стожок.

Пантелеевна увидела странный стог сена и давай кричать Из сена выскочил медведь, соорудивший там себе зимнюю берлогу, убежал    перепуганный в лес.

        Дед Зуй начал сокрушаться, что сено пропиталось запахом зверя и корова такой корм вряд ли захочет есть.

      Вроде бы простая жизненная история, но она учит ребёнка внимательно слушать и сопереживать. Герои рассказа – дед Зуй, Нюра, Пантелеевна становятся ближе и понятнее ребёнку. Но ещё читатель переживает и за лошадь, которая боится стожка сена в лесу, и за медведя, попавшего в странную ситуацию.  Необходима словарная работа, т.к. автором употреблены просторечные слова (стожок, сметал

     Чтение рассказов Юрия Коваля — это встреча с настоящей русской литературной классикой, с писателем-собеседником, с интересными героями, это встреча, которая может заинтересовать младшего школьника, «...развить их художественный вкус, приучить и ухо, и душу ребенка к умению слушать и «слышать», что совершенствует  наши чувства, острит ум и делает человека Человеком»

          Рассказ учит сопереживанию, что сегодня просто необходимо каждому человеку. Ведь человек и природа тесно связаны между собой  — изменение в состоянии природы тут же вызывает  изменение настроения  главных  героев.

 1.Выразительное чтение рассказа  воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • что дед Зуй оставил в лесу?
  • что насторожило деда, когда он приехал в лес за стожком?
  • что увидела Пантелеевна?
  • что делал медведь в стожке?
  • что стало с медведем, когда он вывалился из стожка?
  • понравился ли вам рассказ?

30

Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась»,  рассказ из раздела «Произведения поэтов и писателей России» 

       Рассказ Носова "Как ворона на крыше заблудилась" относится к циклу рассказов о природе 

       Главный герой - ворона, которая ела хлеб на крыше. Один кусок упал и покатился по крыше. Ворона решила доесть кусочек хлеба. который остался у неё, а потом достать тот, который укатился. Осмотревшись, она не увидела опасности со стороны ворон, а мелюзгу-воробьёв  она за серьёзную  опасность не считала.. Когда она съела весь хлеб, пошла на упавшим куском, но не нашла его. Она думала, что его съели воробьи, но на самом деле она просто заблудилась на крыше и пошла не по той полоске кровли, куда укатился хлеб. 

        Ворона в рассказе умна и осмотрительна. Она размышляет, принимает решения. Рассуждает как человек, этим и близка детям. Рассказ основан на юмористическом случае, хотя появляется чувство жалости к вороне, радуешься за воробьёв, которые увидели укатившийся кусок хлеба. Приходишь к выводу, что  природа мудра: и человек, и птицы и вообще всё живое близки по своим поступкам, размышлениям. Просто надо присмотреться  к  живому миру. 

     Рассказ Е.Носова учит тому, что в природе все равны. Ворона, воробьи могут быть так же мудры и осмотрительны.    В природе у каждого есть своё место, своя роль, природу просто  надо любить как наш общий дом.

             Рассказ учит сопереживанию, формированию хорошего чувств юмора Он обогащает словарный запас ребёнка, приучает к чтению литературных произведений.

 1.Выразительное чтение рассказа  воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • какое время года описывает автор?
  • как выглядит главная героиня рассказа – ворона?
  • почему она оказалась на крыше?
  • как ворона ведёт себя на крыше, когда она нашла кусок хлеба?
  • что с ней лучилось, почему она заблудилась?
  • а что стало с хлебом, который потеряла ворона?
  • какое чувство возникает у вас при чтении этого рассказа?

31

А.Ремизов «Гуси – лебеди», литературная сказка из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

Краткое содержание сказки.

     Еще до рассвета вышел из леса волк в поле погулять. Занялась заря,
Гуси проснулись. Попросились гуси у матери в поле полетать.   Мать, отпустила гусей в поле, сама осталась на озере  яйцо нести.   Не заметила она, как уж день подошел к вечеру. Забеспокоилась, зовет детей.
Кричат гуси, что под горой волк утку щиплет. «Летите, не бойтесь»,- крикнула им мать.
Побежали гуси с поля. А волк тут как тут. Перенял все стадо, потащил гусей под горку.  «Готовьтесь, – говорит,  – я сейчас вас есть буду».
Взмолились гуси, чтобы не губил их волк, но волк ответил, что он ничего сделать не может.

     Пощипали гуси травки, сели в кучку, а уж солнышко заходит, домой хочется. Волк в это время точил себе зубы.  А мать, как почуяла, что неладное случилось с детьми, снялась с озера да в поле.  Стала она думать, как ей своих найти,   Придумала: пошла ходить по гусям да тихонько за ушко дергать.  гусь пикнет, стало быть, ее. Так всех своих и нашла. Обрадовались гуси. А     волк  побежал посмотреть, в чем дело. Тут-то они на него, на серого, и напали.    Пощипали-таки его изрядно, уморились,  да опять на озеро: пора и спать ложиться. А волк  пошел в лес.
Шел серый волк, спотыкался о межу, думал-гадал о Иване-царевиче.
На озере гуси во сне гоготали.

        Это литературная авторская сказка с заимствованной у народной сказки концепцией сказочной реальности. Читать эту сказку надо только вслух, так как проза у автора «узорная» - подбор слов, особая конструкция фразы, русский природный склад речи, мелодика, разговорный язык. В сказке много простонародных слов и выражений, поэтому в ходе работы над сказкой необходима словарная работа.

       Благодаря сказке ребёнок овладевает навыками взрослой жизни, распознаёт критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания. Сказка не только развлекает, но и учит формированию драгоценной способности сопереживать, сострадать, радоваться чему-либо вместе с другими..  

     Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться своих  целей.

       Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Главный смысл сказки   состоит в том, что дороже всего для человека его семья.        Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку.        Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях.

 

 1.Выразительное чтение сказки воспитателем

2.Словарная работа – устаревшие слова и словосочетания на усмотрение воспитателя

3.Беседа по содержанию:

  • о чём эта сказка?
  • почему мать отпустила гусей в поле?
  • что с ними случилось?
  • почему гуси сами не смогли убежать от волка?
  • как помогла им мать?
  • чему учит эта сказка?
  • понравилась ли она вам? что больше всего понравилось?

32

К.Паустовский «Тёплый хлеб», литературная сказка из раздела «Произведения поэтов и писателей России».

Краткое содержание рассказа.

       Рассказ "Теплый хлеб" повествует о том, как однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу. Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Раненого коня  в деревне сообща кормили, кто чем мог.

     Однажды конь подошел к дому, где жил мальчик Филька со своей бабушкой. Мальчик был нелюдимый, никому не верил,  ни с кем не дружил. Филька обозвал коня побирушкой и грубо бросил в снег   корку хлеба со словами: «Иди и ищи в снегу!» У коня по морде потекла слеза, он вдруг заржал, словно заплакал. 

      И вдруг после этого в деревне начались страшные события: началась страшная метель, сильный мороз сковал реку льдом, мельница остановилась, всем людям угрожала голодная смерть.

     Бабушка сказала, что виной тому злой человек. Тогда Филька обратился за помощью к мельнику - мудрому и много знающему человеку. Мельник не отказался помочь, и всем селом люди взялись за дело. Общими усилиями запустили мельницу, намололи муки,

     А Филька, чувствуя, что все беды в деревне произошли от его грубости и чёрствости, очень захотел помириться с обиженным конём. Он  с большой буханкой свежего хлеба отправился к коню просить прощения. Не сразу конь взял тёплый хлеб, но когда Панкрат попросил его простить Фильку, конь взял кусочек хлеба с солью, съел его, потом съел ещё кусочек и с благодарностью положил морду на плечо Фильки.

В рассказе соприкасаются мир человека и мир животного. В жизни между этими мирами нет чёткой границы. Мы любим животных, без которых нельзя представить человека, а животные живут рядом и любят человека.

      А теплый хлеб - это символ  жизненной силы и душевной щедрости. Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме. Аромат хлеба в рассказе   обладает чудодейственной силой, он делает человека добрее и чище.

     Автор хотел напомнить читателям, насколько важно быть добрым и чутким к чужой беде, не оставаться  равнодушным и проявлять милосердие.
      И ещё:
у всех народов во все времена было почтительное уважение к хлебу. Недаром и сегодня говорят, что нельзя никогда бросить хлеб на пол или на землю. А кроме того, основой человеческих отношений являются соборность (когда все вместе) и взаимовыручка, милосердие и доброта.       Своим рассказом автор утверждает, что совместными усилиями люди смогут добиться  всего.

1.Выразительное чтение рассказа воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • понравился ли вам рассказ?
  • какое чувство вызывает у вас раненый конь?
  • почему в природе произошли такие изменения?
  • что могло случиться с жителями деревни?
  • почему Филька пошёл просить ребят долбить лёд на реке?
  • что делали в это время взрослые?
  • почему Филька пришёл к коню с тёплым хлебом?
  • как повёл себя конь?
  • кто из героев рассказа  вам понравился больше всего и почему?

33

Г.Скребицкий  «Всяк по-своему», литературная сказка из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

Краткое содержание сказки.

     Весной у зайчихи родился маленький серенький зайчонок. За лето он окреп. И,  бегая по лесу, увидел белку, которая заготавливала на зиму грибы.

      Затем встретил барсука, который расчищал на зиму нору, чтобы она стала просторней. А на реке встретил он барсука, который тоже утеплял на зиму свою хатку. Забеспокоился заяц: он еду на зиму не готовил, гнездо не делал, домик не утеплял, как это делали почти все жители леса. А птицы так вообще на зиму улетели в тёплые края. Ёжик же зарылся в листву и заснул на всю зиму.         Переживания зайчишки были напрасными. Шубка у него вдруг стала белеть, а когда выпад снег – стала совсем белой. Зарывшись в снег, он удобно и тепло спал ночью. Да и еду, оказывается, зимой достать тоже можно. Зайчик быстро приспособился.

      А когда настала  весна, лесные жители удивлялись, как же заяц пережил зиму без заготовок на зиму и без домика. А заяц только усмехался про себя: «Всяк зимует по-своему».

      Знакомя детей с этой сказкой, мы подводим к тому, что в природе все звери и птицы разные. Но всякий зверёк нужен, каждый сам умеет организовать свою жизнь. У каждого в природе есть своё место.

      По жанру – это сказка, с присущими ей диалогами, описанием, антропоморфизмами. Речь произведения доступна для детей, близка к народной. Они узнают много нового о жизни и повадках животных. Учатся любить их и сопереживать им, учатся видеть и любить природу.

      Сказка формирует  у детей представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме (белка запасает орехи, грибы,   устраивает гнездо; ёж готовится к длительной спячке; заяц меняет окраску шерсти; птицы улетают в тёплые края); воспитывать интерес к жизни диких зверей.

Дети узнают много нового, они учатся любить природу, бережно к ней относиться, так как каждое животное интересно своими повадками.

         Сказка формирует эстетические чувства ребёнка, так как даётся и описание природы. Обогащается словарный запас.

1.Выразительное чтение сказки воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • почему сказка называется «Всяк – по-своему»?
  • почему белка запасает пищу на зиму?
  • как готовятся к зиме барсук, бобр, ёж?
  • а  как готовятся к зиме птицы?
  • почему у зайца и белки меняется цвет шубки?
  • понравилась ли вам сказка?

34

Х.-К. Андерсен «Дюймовочка», литературная сказка из раздела «Произведения поэтов и писателей разных стран»

Краткое содержание сказки .

         Героиня сказки  Дюймовочка - это маленькая девочка (всего 2,5 см ростом), которая жила у доброй женщины в цветке. Но её украла жаба и хотела сделать её женой своего сына. С этого начались её трудности и приключения. Жук хотел жениться на ней, но его друзья высмеяли Дюймовочку. Всё лето она прожила в лесу, а осенью поселилась у Мыши. Мышь решила выдать её замуж за богатого, но скупого Крота. И тут Дюймовочке пришла на помощь Ласточка, которую когда-то девочка пожалела и спасла от верной смерти. Ласточка унесла её в сказочную страну эльфов, где все были счастливы. Там ей дали имя Майя и подарили прозрачные крылышки.

По жанру – это сказка со всеми присущими ей признаками.  Она легко читается и доступна для детей дошкольного возраста.

       Читая сказки Андерсена, дети учатся стойкости, доброте и искренности у прекрасных и благородных героев.

 Чтение сказок  Андерсена делает для ребёнка мир   лучше и добрее..
Сказки  учат быть сильным и побеждать, имея искреннее доброе сердце, доверие и любовь к окружающим. Истинная сила опирается  только  на  доброе сердце

       Видимо  однм из уроков   сказки, является то, что красивой и беззащитной  девочке  надо быть очень осторожной в  жизни.   А главный урок этой сказки  в том, что если ты помогаешь кому-нибудь просто потому, что тому в трудную минуту необходима помощь, то и он когда-нибудь в такую же трудную минуту обязательно поможет тебе, подставит  плечо, или крыло. То есть надо быть внимательным к другим людям, и тогда они будут также внимательны к  тебе. Всегда надо верить в лучшее, надеяться на чудо и это чудо обязательно случится.

       Сказка  учит   читателя   отзывчивости и доброте,   помогать тем, кто будет нуждаться в этой помощи.    И еще эта сказка о том, что каждый человек это личность,  бескорыстная доброта   всегда вознаграждается.  Ты всегда можешь быть смелым, сильным и мужественным в душе.

1.Выразитедбное чтение сказки воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • почему девочку назвали Дюймовочкой?
  • что служило крошечной колыбелькою для Дюймовочки?
  • зачем женщина поставила на стол тарелку с водой?
  • на чём плавала девочка?
  • кто похитил её из дома?
  • за кого жаба хотела отдать крохотную девочку замуж?
  • кто помог ей сбежать от жабы и как?
  • кто унёс девочку из кувшинки?
  • почему девочка не понравилась майским жукам?  
  • где девочка провела всё лето?
  • к кому она направилась, когда наступила зима?
  • за кого мышь захотела отдать девочку замуж?
  • что за птица была дома у крота?
  • как ласточка смогла выжить и улететь на юг?
  • что ласточка сделала в знак благодарности за спасение жизн?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ЭСТАФЕТЫ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Подвижная игра - обязательный компонент каждого занятия по физичской культуре.Игра способствует закреплению  и совершенствованию двигательных навыков и умений.Разнообразные игровые действия разви...

Конспект занятия по ознакомлению детей в подготовительной группе с художественной литературой по теме: «Петушок золотой гребешок и Жерновцы».

Сказки – удивительное и уникальное явление во всей  русской культуре, которое несет в себе исключительную поучительность. Ведь именно с помощью народных сказок удается привить ребенку к соб...

Конспект занятия по ознакомлению детей в подготовительной группе с художественной литературой по теме: «Петушок золотой гребешок и жерновцы».

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.Учить узнавать название сказки по короткому отрывку, отгадывать загадки....

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Художественная литература для ознакомления детей среднего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей среднего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Рекомендуемый список литературы для чтения детям 4-5 лет лет (средняя группа) по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы

Рекомендуемый список литературы для чтения детям 4-5 лет (средняя группа) по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы...