(чтение художественной литературы в подготовительной группе) Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и его рассказом «Прыжок»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
(чтение художественной литературы в подготовительной группе)
Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого
и его рассказом «Прыжок»
Воспитатель: Ворошилова Любовь Владимировна
Задачи:
образовательные:
- учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;
- осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки;
- познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого;
- совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
развивающие:
- продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;
- способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;
- развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;
воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание портрета, иллюстраций, показ презентация). Словесный метод (беседа, вопросы воспитателя, пояснения). Игровой метод (игра « Расставь книги»,«Что сначала, что потом»). Артикуляционная гимнастика «Пароход». Практический метод («картинки раскраски»).
Словарная работа: палуба, мачта, расходилась, раззадориться или разобрал задор.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», модель парусного корабля, ТСО.
Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Какие они красивые и добрые. Давайте мы им улыбнемся и приветливо поздороваемся и помашем рукой.
Ребятки повернитесь все ко мне.
1 2 3 4 5
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
Ну а мне водить велела.
Раз мне водить, значит, я приглашаю вас в читальный зал. Кто из вас знает, что такое читальный зал?
Затрудняетесь ответить. Тогда идем к телевизору. Смотрите это красивое здание библиотека.
1 слайд. Библио- хранилище. Тека – книга.
2 слайд. Библиотеки бывают районные, городские, детские, школьные
3 слайд. В библиотеке абонемент. Картотека. Читальный зал.
4 слайд. Книги размещены по тематическим разделам.
5. слайд. Правила обращения с книгой.
Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.
Матвей, как ты думаешь, что делают в читальном зале?
Саша, как нужно вести себя в читальном зале?
Алена, есть ли у нас в группе место, где можно читать книги?
Воспитатель. Я приглашаю вас в читальный зал.
(Дети подходят к книжному уголку)
Ой, что случилось, все книги на столике, а полки пустые, не порядок. Что нужно сделать?( Игра «Расставь книги правильно»)
Егор, расставит книги сказки на 2 полку.
Никита, рассказы и поэзию на нижнюю полку.
Сережа, энциклопедии и познавательные книги на верхнюю полку.
Пока дети расставляют книги, вспомним, чем рассказ отличается от сказки?
Дети. В сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают. А в рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло бы случиться.
Посмотрите на книги, которые стоят на полках. Правильно ребята расставили книги? А это что такое? Папка с портретами детских писателей.
Что общего в их творчестве?
Дети. Герои их книг дети и животные. Книги написаны для маленьких детей. Они писали о детях.
Что писала А. Барто К. Чуковский? Стихи.
Носов, Чарушин, Заходер прозу ( рассказы).
А это портрет детского писателя Лева Николаевича Толстого.
Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя.
Лев Николаевич Толстой жил, очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, а он прожил 82 года, Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Толстой любил путешествовать, поэтому он часто совершал долгие прогулки пешком. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, повадках птиц и животных, а так же о дальних странах. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких.
Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним рассказом Л. Н. Толстого – «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль.(картинка)
В рассказе вам встретятся незнакомые слова: палуба, расходилась, мачта, раззадориться. Давайте познакомимся с ними.
Воспитатель знакомит детей с толкованием слов:
Палуба - горизонтальный пол корабля.
Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.
Расходилась – разыгралась.
Раззадориться или разобрал задор – развеселиться, т. е. весело играть.
Встаньте, закроите глазки, представьте, что мы на море, плещутся волны, плывет корабль, паруса раздувает ветер, чайки кричат и кружат над волнами. Теперь откройте глаза и выполним все, что я говорила. Покажите волны, мачту, паруса, чайку. Садитесь по удобней, я начинаю читать рассказ, а вы внимательно слушайте и смотрите.
Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).
После прочтения небольшая пауза.
( возьмите зеркальце в правую руку, смотрите в него и делайте, как я скажу)
Артикуляционная гимнастика: Пароход.
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Ы» тяну – и к нам идет
Белый-белый пароход.
Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»
( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук
«ы-ы-ы» («пароход гудит»).
Воспитатель. Положите зеркальце на стол.
Возьмите мачту с парусом, и выполним упражнение « Ветер». Держите шпажку перед собой, нужно сделать глубокий вдох носом и выдыхать через ротик направляя струю воздуха на середину паруса. Губы вытягиваем вперед трубочкой. Парус надулся. Пароход уплыл.
Беседа по содержанию.
Воспитатель. Понравился вам рассказ? Назовите главных героев этого рассказа?
Дети. Главные герои рассказа – мальчик и его отец, капитан корабля.
Воспитатель. Где происходят все события?
Дети. События происходят на палубе корабля.
Воспитатель. Что за необычный пассажир был на корабле?
Дети. Обезьяна.
Воспитатель. Как вела себя обезьяна?
Дети. Она, сорвала у мальчика шляпу.
Воспитатель. Как вели себя матросы?
Дети. Сначала, все потешались, смеялись.
Воспитатель. Как чувствовал себя мальчик?
Дети. Он покраснел. Погнался за обезьяной, чтобы забрать шляпу.
Воспитатель. Куда залезла обезьяна? Как вел себя мальчик?
Дети. Он гнался за обезьяной, поднимаясь все выше и выше до самого верха мачты.
Воспитатель. Куда закинула обезьяна шляпу?
Дети. На край перекладины.
Воспитатель. Ребята, из за задора , мальчик почувствовал опасность?
Дети. Нет. Он бросил мачту и ступил на перекладину.
Воспитатель. От чего опомнился мальчик?
Дети. От крика людей, которые стояли на палубе.
Воспитатель. Кто в это время появился на палубе?
Дети. Капитан. Отец мальчика.
Воспитатель. Как он отреагировал на то что увидел.
Дети. Приказал прыгать в воду.
Воспитатель. Кто вытащил мальчика из воды и поднял на корабль?
Дети. Двадцать матросов.
Воспитатель. Почему капитан убежал к себе в каюту? Каким должен быть капитан?
Дети. Он переживал за сына. Не хотел показывать слезы. Смелым решительным.
Воспитатель. Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему?
Дети. Да нам жаль мальчика. Он остался без шляпы, все над ним смеются. Он не знает, что ему делать.
Воспитатель. Ругаем мы его за что?
Дети. За то, что залез так высоко.
Воспитатель. Хвалим его за что?
Дети. Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.
Физминутка. «Обезьянки». Встали возле стульчиков. Я буду показывать картинку, а вы выполнять движения. Хорошо присаживайтесь.
Воспитатель. Дети, придумайте, предложения к картинкам. ( на доске картинки по произведению « Прыжок»)
Теперь расположите картинки « Что сначала, что потом» в правильной последовательности. Начинает.
Дети рассказывают свои предложения в последовательности разложенных картинок. Молодцы у вас получилось несколькими предложениями рассказать, историю, произошедшую на корабле.
Рефлексия.
Воспитатель. Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала. Кто автор этого рассказа? Почему рассказ так называется?
Чему вас научил этот рассказ?
Дети. Не делать необдуманных поступков.
Воспитатель. Ребята вы сегодня много работали.
Оцените свою работу сами:
если вы отлично работали, возьмите белый парус.
Если хорошо работали, возьмите голубой парус.
Остались сомнения, но понравился рассказ возьмите желтый парус.
На парусе написана пословица: «Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось. А могло быть и по- другому. Сохраните этот парус.
Дома поделитесь своими впечатлениями с родными, спросите, читали ли они этот рассказ? Если у вас дома книги Л.Н. Толстого? Если нет, то подскажите, что книгу можно почитать, где в (библиотеке, в читальном зале). Весной мы с вами сходим на экскурсию в библиотеку. А сейчас я предлагаю вам свои впечатления выразить в рисунках. Смотрите вот картинки раскраски к рассказу «Прыжок» нужно дорисовать картинку и раскрасить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspektchtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
(чтение художественной литературы в подготовительной группе)
Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого
и его рассказом «Прыжок»
Воспитатель: Ворошилова Любовь Владимировна
Задачи:
образовательные:
- учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;
- осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки;
- познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого;
- совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
развивающие:
- продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;
- способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;
- развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;
воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание портрета, иллюстраций, показ презентация). Словесный метод (беседа, вопросы воспитателя, пояснения). Игровой метод (игра « Расставь книги»,«Что сначала, что потом»). Артикуляционная гимнастика «Пароход». Практический метод («картинки раскраски»).
Словарная работа: палуба, мачта, расходилась, раззадориться или разобрал задор.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», модель парусного корабля, ТСО.
Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Какие они красивые и добрые. Давайте мы им улыбнемся и приветливо поздороваемся и помашем рукой.
Ребятки повернитесь все ко мне.
1 2 3 4 5
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
Ну а мне водить велела.
Раз мне водить, значит, я приглашаю вас в читальный зал. Кто из вас знает, что такое читальный зал?
Затрудняетесь ответить. Тогда идем к телевизору. Смотрите это красивое здание библиотека.
1 слайд. Библио- хранилище. Тека – книга.
2 слайд. Библиотеки бывают районные, городские, детские, школьные
3 слайд. В библиотеке абонемент. Картотека. Читальный зал.
4 слайд. Книги размещены по тематическим разделам.
5. слайд. Правила обращения с книгой.
Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.
Матвей, как ты думаешь, что делают в читальном зале?
Саша, как нужно вести себя в читальном зале?
Алена, есть ли у нас в группе место, где можно читать книги?
Воспитатель. Я приглашаю вас в читальный зал.
(Дети подходят к книжному уголку)
Ой, что случилось, все книги на столике, а полки пустые, не порядок. Что нужно сделать?( Игра «Расставь книги правильно»)
Егор, расставит книги сказки на 2 полку.
Никита, рассказы и поэзию на нижнюю полку.
Сережа, энциклопедии и познавательные книги на верхнюю полку.
Пока дети расставляют книги, вспомним, чем рассказ отличается от сказки?
Дети. В сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают. А в рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло бы случиться.
Посмотрите на книги, которые стоят на полках. Правильно ребята расставили книги? А это что такое? Папка с портретами детских писателей.
Что общего в их творчестве?
Дети. Герои их книг дети и животные. Книги написаны для маленьких детей. Они писали о детях.
Что писала А. Барто К. Чуковский? Стихи.
Носов, Чарушин, Заходер прозу ( рассказы).
А это портрет детского писателя Лева Николаевича Толстого.
Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя.
Лев Николаевич Толстой жил, очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, а он прожил 82 года, Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Толстой любил путешествовать, поэтому он часто совершал долгие прогулки пешком. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, повадках птиц и животных, а так же о дальних странах. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких.
Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним рассказом Л. Н. Толстого – «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль.(картинка)
В рассказе вам встретятся незнакомые слова: палуба, расходилась, мачта, раззадориться. Давайте познакомимся с ними.
Воспитатель знакомит детей с толкованием слов:
Палуба - горизонтальный пол корабля.
Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.
Расходилась – разыгралась.
Раззадориться или разобрал задор – развеселиться, т. е. весело играть.
Встаньте, закроите глазки, представьте, что мы на море, плещутся волны, плывет корабль, паруса раздувает ветер, чайки кричат и кружат над волнами. Теперь откройте глаза и выполним все, что я говорила. Покажите волны, мачту, паруса, чайку. Садитесь по удобней, я начинаю читать рассказ, а вы внимательно слушайте и смотрите.
Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).
После прочтения небольшая пауза.
( возьмите зеркальце в правую руку, смотрите в него и делайте, как я скажу)
Артикуляционная гимнастика: Пароход.
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Ы» тяну – и к нам идет
Белый-белый пароход.
Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»
( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук
«ы-ы-ы» («пароход гудит»).
Воспитатель. Положите зеркальце на стол.
Возьмите мачту с парусом, и выполним упражнение « Ветер». Держите шпажку перед собой, нужно сделать глубокий вдох носом и выдыхать через ротик направляя струю воздуха на середину паруса. Губы вытягиваем вперед трубочкой. Парус надулся. Пароход уплыл.
Беседа по содержанию.
Воспитатель. Понравился вам рассказ? Назовите главных героев этого рассказа?
Дети. Главные герои рассказа – мальчик и его отец, капитан корабля.
Воспитатель. Где происходят все события?
Дети. События происходят на палубе корабля.
Воспитатель. Что за необычный пассажир был на корабле?
Дети. Обезьяна.
Воспитатель. Как вела себя обезьяна?
Дети. Она, сорвала у мальчика шляпу.
Воспитатель. Как вели себя матросы?
Дети. Сначала, все потешались, смеялись.
Воспитатель. Как чувствовал себя мальчик?
Дети. Он покраснел. Погнался за обезьяной, чтобы забрать шляпу.
Воспитатель. Куда залезла обезьяна? Как вел себя мальчик?
Дети. Он гнался за обезьяной, поднимаясь все выше и выше до самого верха мачты.
Воспитатель. Куда закинула обезьяна шляпу?
Дети. На край перекладины.
Воспитатель. Ребята, из за задора , мальчик почувствовал опасность?
Дети. Нет. Он бросил мачту и ступил на перекладину.
Воспитатель. От чего опомнился мальчик?
Дети. От крика людей, которые стояли на палубе.
Воспитатель. Кто в это время появился на палубе?
Дети. Капитан. Отец мальчика.
Воспитатель. Как он отреагировал на то что увидел.
Дети. Приказал прыгать в воду.
Воспитатель. Кто вытащил мальчика из воды и поднял на корабль?
Дети. Двадцать матросов.
Воспитатель. Почему капитан убежал к себе в каюту? Каким должен быть капитан?
Дети. Он переживал за сына. Не хотел показывать слезы. Смелым решительным.
Воспитатель. Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему?
Дети. Да нам жаль мальчика. Он остался без шляпы, все над ним смеются. Он не знает, что ему делать.
Воспитатель. Ругаем мы его за что?
Дети. За то, что залез так высоко.
Воспитатель. Хвалим его за что?
Дети. Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.
Физминутка. «Обезьянки». Встали возле стульчиков. Я буду показывать картинку, а вы выполнять движения. Хорошо присаживайтесь.
Воспитатель. Дети, придумайте, предложения к картинкам. ( на доске картинки по произведению « Прыжок»)
Теперь расположите картинки « Что сначала, что потом» в правильной последовательности. Начинает.
Дети рассказывают свои предложения в последовательности разложенных картинок. Молодцы у вас получилось несколькими предложениями рассказать, историю, произошедшую на корабле.
Рефлексия.
Воспитатель. Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала. Кто автор этого рассказа? Почему рассказ так называется?
Чему вас научил этот рассказ?
Дети. Не делать необдуманных поступков.
Воспитатель. Ребята вы сегодня много работали.
Оцените свою работу сами:
если вы отлично работали, возьмите белый парус.
Если хорошо работали, возьмите голубой парус.
Остались сомнения, но понравился рассказ возьмите желтый парус.
На парусе написана пословица: «Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось. А могло быть и по- другому. Сохраните этот парус.
Дома поделитесь своими впечатлениями с родными, спросите, читали ли они этот рассказ? Если у вас дома книги Л.Н. Толстого? Если нет, то подскажите, что книгу можно почитать, где в (библиотеке, в читальном зале). Весной мы с вами сходим на экскурсию в библиотеку. А сейчас я предлагаю вам свои впечатления выразить в рисунках. Смотрите вот картинки раскраски к рассказу «Прыжок» нужно дорисовать картинку и раскрасить.
).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ К.И. ЧУКОВСКОГО"
ТЕМА: «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского». ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ: 1.Дать детям пр...
Конспект занятия по разделу "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе на тему: "Чтение рассказа Н. Носова "Фантазеры".
Конспект занятия по разделу "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе на тему:"Чтение рассказа Н. Носова "Фантазеры".Задачи:- познакомить детей с творчество...
Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе на тему: «Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства»
Чтение и обсуждение рассказа В.Драгунского "Друг детства"...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...
Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Три сына» Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в подготовительной группе
Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Три сына»Конспект непосредственно образовательной деятельностипо чтению художественной литературы в подготовительной группе...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с творчеством П.П. Бажова на примере сказа "Серебряное копытце".
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя ПП Бажова....