НОД "Волшебный мир сказок"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

ИВАНОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА

Подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Волшебный мир сказок"19.31 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе на тему «Волшебный мир сказок"

Воспитатель: Иванова О.П

Интеграция ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»

1. Создать творческую атмосферу, позволяющую активизировать мыслительную деятельность детей, направленную на придумывание сказок.

2. Продолжать составлять пространственную модель сказки и действовать с ней. Учить выделять главных и второстепенных героев, фиксировать субординацию ролей в виде модели.

3. Учить выразительно, используя мимику и жесты, рассказывать сказки. Воспитывать культуру речевого общения.

4. Продолжать знакомить детей со средствами художественной выразительности: эпитетами, метафорами, синонимами, учить их использовать в речи.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

6. Развивать воображение, фантазию детей.

Материалы:

Магнитофон, фонограмма монолога подушки, «Волшебный куб», таблица «измени слово», «волшебная подушка», схемы сказок «Теремок», Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», рамки с условными заместителями персонажей сказок, иллюстрации сказок, коробка « Салат из сказок», фломастеры, атрибуты драматизации сказок, подарки на каждого ребёнка.


Предварительная работа:

1. Чтение сказок: русских народных и авторских (Пушкина, Чуковского, Б.Гимм, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен).

2. Слушание грампластинок с записями сказок.

3. Беседа по прочитанным сказкам.

4. Объяснение непонятных и устаревших слов, использование их в речи.

5. Игры-драматизации по русским народным сказкам.

6. Работа по перфокартам « Какое слово я задумала?», « Отгадай слово».

7. Составление сказок по предложенной пространственно-временной модели.

8. Придумывание различных вариантов по знакомому сюжету сказок: « Красная Шапочка», « Курочка Ряба», « Волк и семеро козлят».

9. Составление пространственных моделей по русским народным сказкам.


НОД:

Дети заходят в группу свободно встают вокруг воспитателя.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир. А куда – секрет (вывешивается задание)
-Тема нашего путешествия зашифрована здесь. Выполнив цепочку переставлений, вы сумеете угадать, куда мы направимся. (Дети самостоятельно пытаются прочитать, затем 1 ребёнок у доски выполняется задание).
-Да, мы с вами отправляем
-А вы любите сказки? Чем они вам нравятся?
(Ответы детей)
Обобщение воспитателя: действительно, они все разные, в них происходят удивительные события и превращения.

Сказки стародавние
Грустные, забавные,
Добрые, серьёзные,
Лунные и звёздные.
Мы любим их слушать
Любим их читать
С ними можно даже
Просто поиграть!

-И сейчас я предлагаю поиграть с нашим сказочным кубом

Игра «Волшебный куб»
Ребёнок 3 раза бросает куб. После каждого раза воспитатель задаёт какой-либо вопрос. (Дети садятся за стол).
Вопросы к детям (на выбор)

- Как называется эта сказка? Назовите главных героев сказки?
- Как описывается в сказке герой (черты характера)?
- Вспомните, какие волшебные предметы помогали сказочному герою творить чудеса?
- Какие ещё волшебные предметы из других сказок вы можете назвать?
- Попробуйте отгадать, о каких сказочных предметах мои загадки.

• Хочешь превратиться в тень
И растаять в дымке?
Сдвинь тихонько набекрень
Шапку - ….(невидимку)

• Стоит только пожелать
Бублик, булку, хлеб, баранку –
Станет тут же угощать
Скатерть - …( самобранка)

• Это чудо-сапоги
Сунь в них ноги и беги –
Вмиг обгонишь вездеходы
Ты в сапожках -….( скороходах)

• Садись поудобней, и скоро
Помчимся, как ветер, вперёд
Хоть нет ни руля, ни мотора
Взлетит наш ковёр-…(самолёт)
(Ответы детей)

-Кто заметил, сколько раз бросили куб? (ответы детей)
-Я не случайно обратила внимание на это число. Практически ни одна сказка не обходится без этой чудесной цифры. Вспомните, где вы встречались с ней в сказке? (ответы детей)

Обобщение воспитателя: да, мы постоянно встречаемся с этим сказочным числом в сказках. Оно делает её более интересной и таинственной.
-Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком.
Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.

Девушка - … красна девица
Парень…добрый молодец
Красивая -…ни в сказке сказать, ни пером описать
Губы-…уста сахарные
Глаза-…очи ясные
Печаль-…голову повесил, закручинился, пригорюнился
Идти далеко – за тридевять земель, за тридевять морей.

- Ребята, а кто придумывает сказки? (народ, сказочник)
-Мы сегодня будем придумывать сказки сами.
-С чего иногда начинаются сказки? (ответы детей)
-Затем идее зачин. Назовите известные вам зачины? (ответы детей)

Обобщение воспитателя: начинается сказка с зачина. Потом появляется герой, испытания для него, помощь друзей, победа, конец.
- Ребята, мы всё вспомнили о сказках. Теперь ваша фантазия поможет вам придумать удивительные сказки.
- Сегодня я приготовила для вас такие задания:

Задание №1. «Измени конец сказки»

Вы хорошо помните сказку « Колобок»? Вам нравится её печальный конец? (ответы детей) Мне тоже. Давайте изменим так, чтобы сказка заканчивалась весело. Кто хочет выполнить это задание? Нужно придумать конец сказки и составить модель (выбираются 2 детей по желанию)

Задание №2 «Салат из сказок»

Выберите из коробочки любые 3 слова и составьте сказку с ними. Потом расскажите свою сказку по частям, пользуясь своей моделью (выбираются 3 ребёнка пол желанию).

Задание №3 «Отрывок из сказки»

Перед вами лежат атрибуты из сказки. Вам необходимо догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок из этой сказки. (3 ребёнка)

Магнитофонная запись:

-Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: - ой, кто это говорит? Да это подушка с нами разговаривает. Она, наверное, не простая, а волшебная. Здравствуйте, уважаемая подушка. Извините, что мы растревожили Вас. Кто Вы?

Магнитофонная запись:

- Я – хозяйка разных снов.
Про дельфинов и слонов
Про дворцы хрустальные
И про звёзды дальние
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны подушка.

Воспитатель: слышали, ребята? Если положим голову на эту волшебную подушку, то нам обязательно приснятся замечательные, интересные, сказочные сны.

(Дети ложатся головой на подушку. Звучит спокойная музыка 2-3 минуты)
- Ребята, ну вот вы и побывали в сказочной стране снов. Каких только чудес не происходит здесь. Из неведомых стран прилетает в сад жар-птица и клюёт царские яблоки. Серый волк везёт Ивана-царевича на себе. Лягушка превращается в царевну и пляшет на царском пиру. Ну, а теперь сами попытайтесь сочинить волшебные сказки.
(Дети расходятся по разным местам, устраиваются удобней и придумывают сказки)

( Дети выполняют задания)

Воспитатель: ну, а, теперь, давайте же послушаем, что у нас получилось. Я вижу, как горят глаза у ребят, как им хочется побыстрее рассказать свои сказки.
1. Слушается концовка сказки « Колобок», параллельно выкладывается модель сказки.
Вопросы к детям на выбор:

-Понравился ли новый конец сказки?
-Какой герой в вашей сказке?
Какими слова заканчивается сказка?
Как её рассказали дети?

2. Воспитатель: а сейчас трудное задание. Дети придумали всю сказку от начала до конца и сейчас мы её послушаем.
(Дети рассказывают по частям сказку и выкладывают модель сказки на полу)

Вопросы к детям:

-Как бы вы озаглавили эту сказку?
-какое волшебство встречается в сказке?
-Использовали ли авторы выразительный язык сказки?
-Понравилась ли вам сказка?

3. Мы сочиняли сказки, а сейчас дети покажут нам маленький отрывок из известной сказки.

Вопросы к участникам:

-Какую сказку вы нам будете показывать?
( Ш. Перро « Красная шапочка)

-Как вы догадались, что это она?
(по атрибутам)

(Дети инсценируют любой отрывок из сказки)

Вопросы к детям на выбор:

- Какой волк в сказке? Смог (имя ребёнка) изобразить именно такого волка?

-Какая Красная шапочка в сказке? Почему волку удалось обмануть девочку?

- Чем заканчивается сказка?

Обобщение воспитателя: молодцы, ребята. Было очень интересно послушать ваши сказочные истории. Вы, наверное, немного утомились. Давайте поиграем в игру « Найди свой домик»
(Воспитатель показывает знакомые модели сказок « Гуси-лебеди», « Царевна-лягушка», «Теремок», уточняет их с детьми.

Игра «Найди свой домик»

(На полу разложены перевёрнутые иллюстрации к сказкам. На стенах в разных местах развешаны указанные схемы. Под музыку дети бегают по залу, при остановке музыки берут любую картинку и определив, из какой она сказки, встают под нужной схемой). Играют 3 раза.

Воспитатель: ну, что ж занятие наше заканчивается.
-Понравилось оно вам? Давайте поблагодарим подушку за помощь.


Магнитофонная запись:

- Подождите благодарить меня. За то, что вы так интересно рассказывали сказки, я награжу вас. Ведь я подушка волшебная. Стоит вам сказать
«абра-кадабра» и сунуть руку под меня – вы получите ПОДАРОК!

Воспитатель: -давайте, скажем эти волшебные слова. «абра – кадабра»
(Дети повторяют волшебные слова, забирают подарки и благодарят подушку.)

Звучит музыка, дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...