Воспитатель: Иванова О.П
Интеграция ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»
1. Создать творческую атмосферу, позволяющую активизировать мыслительную деятельность детей, направленную на придумывание сказок.
2. Продолжать составлять пространственную модель сказки и действовать с ней. Учить выделять главных и второстепенных героев, фиксировать субординацию ролей в виде модели.
3. Учить выразительно, используя мимику и жесты, рассказывать сказки. Воспитывать культуру речевого общения.
4. Продолжать знакомить детей со средствами художественной выразительности: эпитетами, метафорами, синонимами, учить их использовать в речи.
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.
6. Развивать воображение, фантазию детей.
Материалы: Магнитофон, фонограмма монолога подушки, «Волшебный куб», таблица «измени слово», «волшебная подушка», схемы сказок «Теремок», Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», рамки с условными заместителями персонажей сказок, иллюстрации сказок, коробка « Салат из сказок», фломастеры, атрибуты драматизации сказок, подарки на каждого ребёнка. Предварительная работа:
1. Чтение сказок: русских народных и авторских (Пушкина, Чуковского, Б.Гимм, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен).
2. Слушание грампластинок с записями сказок.
3. Беседа по прочитанным сказкам.
4. Объяснение непонятных и устаревших слов, использование их в речи.
5. Игры-драматизации по русским народным сказкам.
6. Работа по перфокартам « Какое слово я задумала?», « Отгадай слово».
7. Составление сказок по предложенной пространственно-временной модели.
8. Придумывание различных вариантов по знакомому сюжету сказок: « Красная Шапочка», « Курочка Ряба», « Волк и семеро козлят».
9. Составление пространственных моделей по русским народным сказкам.
НОД:
Дети заходят в группу свободно встают вокруг воспитателя. -Ребята, сегодня мы с вами отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир. А куда – секрет (вывешивается задание) -Тема нашего путешествия зашифрована здесь. Выполнив цепочку переставлений, вы сумеете угадать, куда мы направимся. (Дети самостоятельно пытаются прочитать, затем 1 ребёнок у доски выполняется задание). -Да, мы с вами отправляем -А вы любите сказки? Чем они вам нравятся? (Ответы детей) Обобщение воспитателя: действительно, они все разные, в них происходят удивительные события и превращения.
Сказки стародавние Грустные, забавные, Добрые, серьёзные, Лунные и звёздные. Мы любим их слушать Любим их читать С ними можно даже Просто поиграть!
-И сейчас я предлагаю поиграть с нашим сказочным кубом
Игра «Волшебный куб» Ребёнок 3 раза бросает куб. После каждого раза воспитатель задаёт какой-либо вопрос. (Дети садятся за стол). Вопросы к детям (на выбор)
- Как называется эта сказка? Назовите главных героев сказки? - Как описывается в сказке герой (черты характера)? - Вспомните, какие волшебные предметы помогали сказочному герою творить чудеса? - Какие ещё волшебные предметы из других сказок вы можете назвать? - Попробуйте отгадать, о каких сказочных предметах мои загадки.
• Хочешь превратиться в тень И растаять в дымке? Сдвинь тихонько набекрень Шапку - ….(невидимку)
• Стоит только пожелать Бублик, булку, хлеб, баранку – Станет тут же угощать Скатерть - …( самобранка)
• Это чудо-сапоги Сунь в них ноги и беги – Вмиг обгонишь вездеходы Ты в сапожках -….( скороходах)
• Садись поудобней, и скоро Помчимся, как ветер, вперёд Хоть нет ни руля, ни мотора Взлетит наш ковёр-…(самолёт) (Ответы детей)
-Кто заметил, сколько раз бросили куб? (ответы детей) -Я не случайно обратила внимание на это число. Практически ни одна сказка не обходится без этой чудесной цифры. Вспомните, где вы встречались с ней в сказке? (ответы детей)
Обобщение воспитателя: да, мы постоянно встречаемся с этим сказочным числом в сказках. Оно делает её более интересной и таинственной. -Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.
Девушка - … красна девица Парень…добрый молодец Красивая -…ни в сказке сказать, ни пером описать Губы-…уста сахарные Глаза-…очи ясные Печаль-…голову повесил, закручинился, пригорюнился Идти далеко – за тридевять земель, за тридевять морей.
- Ребята, а кто придумывает сказки? (народ, сказочник) -Мы сегодня будем придумывать сказки сами. -С чего иногда начинаются сказки? (ответы детей) -Затем идее зачин. Назовите известные вам зачины? (ответы детей)
Обобщение воспитателя: начинается сказка с зачина. Потом появляется герой, испытания для него, помощь друзей, победа, конец. - Ребята, мы всё вспомнили о сказках. Теперь ваша фантазия поможет вам придумать удивительные сказки. - Сегодня я приготовила для вас такие задания:
Задание №1. «Измени конец сказки»
Вы хорошо помните сказку « Колобок»? Вам нравится её печальный конец? (ответы детей) Мне тоже. Давайте изменим так, чтобы сказка заканчивалась весело. Кто хочет выполнить это задание? Нужно придумать конец сказки и составить модель (выбираются 2 детей по желанию)
Задание №2 «Салат из сказок»
Выберите из коробочки любые 3 слова и составьте сказку с ними. Потом расскажите свою сказку по частям, пользуясь своей моделью (выбираются 3 ребёнка пол желанию).
Задание №3 «Отрывок из сказки»
Перед вами лежат атрибуты из сказки. Вам необходимо догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок из этой сказки. (3 ребёнка)
Магнитофонная запись:
-Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: - ой, кто это говорит? Да это подушка с нами разговаривает. Она, наверное, не простая, а волшебная. Здравствуйте, уважаемая подушка. Извините, что мы растревожили Вас. Кто Вы?
Магнитофонная запись:
- Я – хозяйка разных снов. Про дельфинов и слонов Про дворцы хрустальные И про звёзды дальние Вы ложитесь, и на ушко Вам нашепчет сны подушка.
Воспитатель: слышали, ребята? Если положим голову на эту волшебную подушку, то нам обязательно приснятся замечательные, интересные, сказочные сны.
(Дети ложатся головой на подушку. Звучит спокойная музыка 2-3 минуты) - Ребята, ну вот вы и побывали в сказочной стране снов. Каких только чудес не происходит здесь. Из неведомых стран прилетает в сад жар-птица и клюёт царские яблоки. Серый волк везёт Ивана-царевича на себе. Лягушка превращается в царевну и пляшет на царском пиру. Ну, а теперь сами попытайтесь сочинить волшебные сказки. (Дети расходятся по разным местам, устраиваются удобней и придумывают сказки)
( Дети выполняют задания)
Воспитатель: ну, а, теперь, давайте же послушаем, что у нас получилось. Я вижу, как горят глаза у ребят, как им хочется побыстрее рассказать свои сказки. 1. Слушается концовка сказки « Колобок», параллельно выкладывается модель сказки. Вопросы к детям на выбор:
-Понравился ли новый конец сказки? -Какой герой в вашей сказке? Какими слова заканчивается сказка? Как её рассказали дети?
2. Воспитатель: а сейчас трудное задание. Дети придумали всю сказку от начала до конца и сейчас мы её послушаем. (Дети рассказывают по частям сказку и выкладывают модель сказки на полу)
Вопросы к детям:
-Как бы вы озаглавили эту сказку? -какое волшебство встречается в сказке? -Использовали ли авторы выразительный язык сказки? -Понравилась ли вам сказка?
3. Мы сочиняли сказки, а сейчас дети покажут нам маленький отрывок из известной сказки.
Вопросы к участникам:
-Какую сказку вы нам будете показывать? ( Ш. Перро « Красная шапочка)
-Как вы догадались, что это она? (по атрибутам)
(Дети инсценируют любой отрывок из сказки)
Вопросы к детям на выбор:
- Какой волк в сказке? Смог (имя ребёнка) изобразить именно такого волка?
-Какая Красная шапочка в сказке? Почему волку удалось обмануть девочку?
- Чем заканчивается сказка?
Обобщение воспитателя: молодцы, ребята. Было очень интересно послушать ваши сказочные истории. Вы, наверное, немного утомились. Давайте поиграем в игру « Найди свой домик» (Воспитатель показывает знакомые модели сказок « Гуси-лебеди», « Царевна-лягушка», «Теремок», уточняет их с детьми.
Игра «Найди свой домик»
(На полу разложены перевёрнутые иллюстрации к сказкам. На стенах в разных местах развешаны указанные схемы. Под музыку дети бегают по залу, при остановке музыки берут любую картинку и определив, из какой она сказки, встают под нужной схемой). Играют 3 раза.
Воспитатель: ну, что ж занятие наше заканчивается. -Понравилось оно вам? Давайте поблагодарим подушку за помощь.
Магнитофонная запись:
- Подождите благодарить меня. За то, что вы так интересно рассказывали сказки, я награжу вас. Ведь я подушка волшебная. Стоит вам сказать «абра-кадабра» и сунуть руку под меня – вы получите ПОДАРОК!
Воспитатель: -давайте, скажем эти волшебные слова. «абра – кадабра» (Дети повторяют волшебные слова, забирают подарки и благодарят подушку.)
Звучит музыка, дети выходят из зала.
|