Программа дополнительного образования. Кружок «Говорушки» для детей 5-7 лет
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
Углубленно знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_govorushki_starshie_doshkolniki.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа №2065»
Образовательная площадка №4
Программа
дополнительного образования
кружка «Говорушки»
для детей 5-7 лет
Срок реализации 1 года
Составитель: воспитатель
высшей квалификационной категории
Новикова Е.Н.
г. Москва
2017 год
Пояснительная записка
«Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно - образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят:
* произведения устного творчества русского народа и народов мира;
* классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
* современная литература (русская и зарубежная).
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.
В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается самостоятельно.
Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Поэтому мной была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям. Я старалась охватить как можно больше жанров и форм литературных произведений.
Данная рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Срок реализации программы – 1 год.
Предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы – углубленно знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Кружковые занятия проводятся по 30 минут, во второй половине дня, два раза в неделю во вторник и четверг.
Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый).
МОНИТОРИНГ
№ п/п | Ф.И. ребенка | Читает наизусть любое стихотворение или считалку | Продолжает знакомое произведение, прослушав отрывок из него, отвечает на вопросы воспитателя по его содержанию | С интересом рассматривает иллюстрированные издания | Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы | Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
Критерии:
|
1. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.
2. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.
- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?
- Что произошло с петушком?
- Как ты думаешь, почему петушок подавился?
- К кому сначала побежала курочка за помощью?
- Для чего нужно было маслице?
(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.
3. Дидактическое задание: «Назови свои любимые сказки и рассказы»
Инструкция к проведению:
Воспитатель просит ребенка вспомнить и назвать, его любимые сказки и рассказы.
4. Дидактическое задание: «Прочитай наизусть стихотворения, считалки, загадки»
Инструкция к проведению:
Воспитатель просит ребенка прочитать 1-2 стихотворения, 1-2 считалки, 1-2 загадки.
Критерии оценки
Не сформирован (Н) - ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами.
Находится в стадии формирования (Ф) - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку.
Сформирован (С) - ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.
Очень важно наладить обратную связь, используя форму «вопрос ответ», приводить примеры, обращаться к опыту детей (не злоупотреблять). Целесообразно использовать игровые моменты.
Методы работы:
- Словесный;
- - Наглядный;
- - Практический;
- - Игровой.
Планируемые результаты:
- Слушает сказки, рассказы, стихотворения.
- Воспринимает содержание произведения, сопереживает героям.
- Проявляет интерес к литературным произведениям, представляет с помощью взрослого небольшие отрывки из сказок.
- Проявляет интерес к рисункам, иллюстрациям в книге.
- Знакомство детей с художественными произведениями разных жанров.
- Обогащение активного и пассивного словаря детей.
- Освоение детьми невербальных средств общения.
- Способность выражать свои чувства и понимать чувства других; приобрести уверенность в себе, преодоление робости.
- Выразительно читает стихи.
- Называет любимую сказку, рассказ, стихотворение.
Реализация данной программы предполагает ресурсное обеспечение.
Учебно – методические ресурсы:
- - художественная литература;
- - иллюстрированный демонстрационный материал;
- - театры;
- - костюмы персонажей;
- - наглядные модели к сказкам;
- - игры-конструкторы, мозаики, развивающие игры, настольно-печатные игры;
- - материал для продуктивных видов деятельности и графических заданий (природный и бросовый материал, канцтовары).
Информационные ресурсы:
- средства ИКТ,
- цифровой проектор,
- мультимедийная доска,
- аудио магнитофон.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
- - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- - создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- - вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- - уважительное отношение к результатам детского творчества;
- - единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы
- Консультации
- Выставки книг
- Проектная деятельность
- Помощь семье в литературном развитии детей (создание списка рекомендуемой литературы для чтения)
- Творческие конкурсы (совместные рисунки по прочитанным произведениям)
- Организация совместных проектов.
Литература для чтения в семье: Сказки о животных, волшебные сказки, докучные сказки.
Литературные сказки. Ш. Перро, бр. Гримм, К. Чуковского, В. Гаршина, В. Катаева и др.
Стихи А. Фета, А. Плещеева, С. Дрожжина, А.К. Толстого, А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Ю. Владимирова, Д. Хармса, В. Катаева, М. Бородицкой, Е. Благининой, Я. Акима, В. Берестова, Ю. Тувима, С. Михалкова, В. Орлова, И. Токмаковой, Р. Сефа, Э. Успенского, Е. Григорьевой и другие произведения, рекомендованные программой;
Рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, Б. Житкова, М. Пришвина, М. Зощенко, В. Сутеева, Е. Чарушина, Е. Пермяка, В. Драгунского, А. Дмитриева, М. Пляцковского, Г. Остера, Ю. Коваля и другие.
Список использованной литературы:
- Детская народная поэзия. /автор – сост. М.Ю.Новицкая- М.: АРТИК.
- Развиваем связную речь. Н.Е.Арбекова М. изд. ГНОМ. 2012
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 6-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008.
- Картины русских художников: репродукции и описание.
- Времена года: 10 репродукций с описанием.
- Компакт диски с музыкальными произведениями классиков
- Аудио записи сказок.
- «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова
- «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А. Савельева.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ГОВОРУШКИ»
№ п/п | Дата занятия | Тема занятия | Время |
Октябрь | |||
1 | 03.10.2017 | «Её величество Книга» Вызвать интерес к чтению художественной литературы. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
2 | 05.10.2017 | «Сказка мудростью богата…» | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
3 | 10.10.2017 | Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
4 | 12.10.2017 | Рассказывание русская народная сказка «Царевна -лягушка». Инсценировка отрывка из сказки «Царевна -лягушка». | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
5 | 17.10.2017 | ||
6 | 19.10.2017 | «О чем печалишься, осень?» Чтение рассказов, стихотворений об осени. Заучивание стихотворений про осень. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
7 | 24.10.2017 | ||
8 | 26.10.2016 | В гостях у В. Сутеева. Познакомить с творчеством и биографией писателя – сказочника В. Сутеева | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
9 | 31.10.2017 | Познакомить детей с творчеством и биографией писателя Е.А. Пермяк. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
Ноябрь | |||
1 | 02.11.2017 | В гостях С.Я Маршака. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
2 | 07.11.2017 | Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д. Мамина – Сибиряка. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
3 | 09.11.2017 | Ознакомление с малыми фольклорными формами-загадки. Учить составлять небольшие рассказы по загадкам. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
4 | 14.11.2017 | Рассказывание русская народная сказка «Сивка - бурка». Настольный театр по сказки «Сивка - бурка». | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
5 | 16.11.2017 | ||
6 | 21.11.2017 | Чтение туркменской сказки «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка». Рисование иллюстраций к сказки «Хаврошечка». | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
7 | 23.11.2017 | ||
8 | 28.11.2017 | Познакомить с биографией и творчеством Н.Н. Носова | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
9 | 30.11.2017 | День Матери. Подборка стихотворений о матери. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
Декабрь | |||
1 | 05.12.2017 | Знакомство с творчеством З.Н. Александровой. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
2 | 07.12.2017 | «Зимушка – зима» Заучивание стихотворений о зиме А. Фета и Ф. Тютчева. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
3 | 12.12.2017 | Знакомство с творчеством Виталия Бианки. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
4 | 14.12.2017 | Малые фольклорные формы-потешек, песенок, загадок. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
5 | 19.12.2017 | Беседа о А.С. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». Рисование иллюстраций к сказки «Сказки о рыбаке и рыбке». | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
6 | 21.12.2017 | ||
7 | 26.12.2017 | Рассказывание сказки В.И. Одоевского «Мороз Иванович». Инсценировка отрывка из сказки «Мороз Иванович». | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
8 | 28.12.2017 | ||
Январь | |||
1 | 11.01.2018 | Литературная викторина «В стране сказок Шарля Перро». | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
2 | 16.01.2018 | Чтение сказки У. Диснея «Три поросенка». Учить придумывать разные варианты окончания сказки. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
3 | 18.01.2018 | ||
4 | 23.01.2018 | «Путешествие по сказкам дедушки Бажова». | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
5 | 25.01.2018 | ||
6 | 30.01.2018 | Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
Февраль | |||
1 | 01.02.2018 | Викторина по произведениям М.М. Пришвина | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
2 | 06.02.2018 | Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословицам. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
3 | 08.02.2018 | Путешествие по книгам Виталия Бианка. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
4 | 13.02.2018 | Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Чтение басни «Ворона и Лисица» | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
5 | 15.02.2018 | Чтение и пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
6 | 20.02.2018 | Наши защитники. Разучивание стихотворений про армию. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
7 | 22.02.2018 | ||
8 | 27.02.2018 | Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
Март | |||
1 | 01.03.2018 | «Весна идет». Заучивание стихотворений про мам и весну | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
2 | 06.03.2018 | ||
3 | 13.03.2018 | Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
4 | 15.03.2018 | ||
5 | 20.03.2018 | Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик». Рисование иллюстраций к сказки. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
6 | 22.03.2018 | ||
7 | 27.03.2018 | Литературная викторина по сказкам К. Чуковского | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
8 | 29.03.2018 | ||
Апрель | |||
1 | 03.04.2018 | «Смешинки» - знакомство детей с юмористическими рассказами | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
2 | 05.04.2018 | Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
3 | 10.04.2018 | Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Лексические упражнения. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
4 | 12.04.2018 | ||
5 | 17.04.2018 | Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок». Инсценировка сказки. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
6 | 19.04.2018 | ||
7 | 24.04.2018 | Ознакомление с малыми фольклорными формами -небылицы. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
8 | 26.04.2018 | Путешествие по рассказам В.А. Осеевой. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
Май | |||
1 | 03.05.2018 | Стихи В. Серовой о цветах. Заучивание наизусть стихотворений. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
2 | 08.05.2018 | «День Победы!» | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
3 | 10.05.2018 | «Лучше нет родного края…» | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
4 | 15.05.2018 | Знакомство со сказкой «Фея», из сказок Ш. Перро | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
5 | 17.05.2018 | Чтение басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
6 | 22.05.2018 | «От зимы до лето» по стихам Е. А. Благиной | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
7 | 24.05.2018 | Знакомство с классиком русской литературы К. Г. Паустовским. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
8 | 29.05.2018 | Итоговая литературная викторина по сказкам. по рассказам. | 1-я группа 16.00-16.30 2-я группа 16.40-17.10 |
9 | 31.05.2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Занимаясь пластилинографией, у ребенка...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"
Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через программу дополнительного образования «Хатха - йога для детей»
консультация для родителей и педагогов...