Художественная литература в жизни ребенка 5-6 лет
статья по художественной литературе (старшая группа)
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие. Дошкольный возраст ─ период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре ─ иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа ,но не понимает его переживаний мотивов поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_literatura_v_zhizni_rebenka_5.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная литература в жизни ребенка 5-6 лет
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие. Дошкольный возраст ─ период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре ─ иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний мотивов поведения.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения. Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей(насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Начитанных детей в возрасте 5-6 лет выделяет развитая речь, умение красиво излагать свои мысли, подбирать правильные выражения. Благодаря чтению словарный запас ребенка непрерывно растет, улучшается разговорная речь и способность выражать свои мысли и чувства. Следя за судьбой персонажей, ребенок учится сопереживать, понимать мотивы поступков, предугадывать реакцию. Кроме того, совместное чтение сближает ребенка с родителями и создает множество тем для общения. Чтобы сохранить у ребенка любовь к чтению очень важно выбирать книги по возрасту. Предлагаем Вашему вниманию подборку лучших детских произведений для чтения в 5-6 лет.
- Аксаков С. - Аленький цветочек
- Крылов И. - Басни
- Андерсен Г.Х. - Оле-Лукойе, Снежная Королева, Русалочка
- Киплинг Р. - Маугли, Рикки-Тикки-Тави, Сказки
- Ершов П. - Конёк-горбунок
- Бажов П. - Серебряное копытце
- Катаев В. - Цветик-семицветик
- Харрис Дж. Ч. - Сказки Дядюшки Римуса
- Экхольм Я. - Тутта Карлсон Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый
- Остер Г. - Вредные советы, 38 попугаев
- Родари Дж. - Приключения Чиполлино, Путешествие Голубой стрелы, Сказки по телефону, Джельсомино в Стране Лжецов, Приключения Тонино-невидимки
- Бианки В. - Аришка-трусишка, Где раки зимуют, Глаза и уши, Как муравьишка домой спешил, Лесные домишки, Мышонок Пик, Оранжевое горлышко, Чей нос лучше? и другие рассказы.
- Носов Н. - Приключения Незнайки и его друзей, Бенгальские огни, Мишкина каша, На горке, Бобик в гостях у Барбоса, Про репку, Живая шляпа, Карасик, Федина задача, Заплатка, Замазка, Огородники, Фантазеры, Затейники и другие рассказы
- Хармс Д. - Стихи для детей, Плих и Плюх
- Линдгрен А. - Пеппи Длинный Чулок, Приключения Эмиля из Леннеберги, Мы все из Бюллербю
- Вестли Анне Кат. - Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик
- Александрова Т. - Домовенок Кузька, Катя в игрушечном городе
- Прокофьева С. - Приключения желтого чемоданчика, Клад под старым дубом, Не буду просить прощения
- Токмакова И. - Аля, Кляксич и буква А, Про Алю, Кляксича и Вреднюгу, Маруся еще вернется, Счастливо, Ивушкин!, И настанет веселое утро
- Милн А.А. - Винни Пух и все-все-все
- Волков А. - Волшебник Изумрудного города, Урфин Джюс и его деревянные солдаты
- Губарев В. - Королевство кривых зеркал
- Гофман Э. - Щелкунчик и мышиный король
- Шварц Е. - Сказка о потерянном времени
- Усачев А. - Умная собачка Соня, Знаменитая собачка Соня
- Лагерлеф С. - Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
- Балинт А. - Гном Гномыч и Изюмка
- Черный С. - Дневник Фокса Микки
- Гаршин В. - Лягушка-путешественница и другие сказки
- Трэверс П. - Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы
- Эмден Э. - Дом с волшебными окнами
- Пантелеев Л. - Две лягушки, Буква «ты», Фенька
- Житков Б. - Что я видел и другие рассказы о детях
- Чаплина В. - Питомцы зоопарка
- Голявкин В. - Тетрадки под дождем, Рисунки на асфальте
- Коллоди К. - Приключения Пиноккио
- Толстой Л. - Золотой ключик или Приключения Буратино, Лев и собачка, Филипок, Сорочьи сказки
- Осеева В. - Волшебное слово, Синие листья, Печенье, Обидчики, Новая игрушка, Лекарство, Кто хозяин?, Танины достижения и другие рассказы
- Маршак С. - Двеннадцать месяцев, Английские детские песенки
- Одоевский В. - Городок в табакерке
- Погорельский А. - Черная курица или подземные жители
- Лагин Л. - Старик Хоттабыч
- Барри Дж. - Питер Пэн
- Драгунский В. - Денискины рассказы, Двадцать лет под кроватью, Заколдованная буква, Профессор кислых щей
- Пивоварова И. - Рассказы Люси Синицыной, О чем думает моя голова, Тройка с минусом
- Пушкин А. - Сказки
- Пермяк Е. - Бумажный змей, Волшебные краски
- Гауф В. - Калиф-аист, Маленький Мук, Карлик Нос
- Некрасов А. - Приключения капитана Врунгеля
- Ларри Ян - Необыкновенные приключения Карика и Вали
- Пройслер О. - Маленькое привидение, Маленькая Баба Яга, Маленький Водяной, Приключения разбойника Хотценплотца
- Кэролл Л. - Алиса в Стране чудес, Алиса в Зазеркалье
- Грин А. - Алые паруса
- Янссон Т. - Повести о Муми-троллях
- Грин А. - Алые паруса
- Булычев К. - Путешествие Алисы
- Свифт Дж. - Гулливер в стране лиллипутов
- Чарская Л. - Сказки голубой феи
- Олеша Ю. - Три толстяка
- Успенский Э. - Дядя Федор, пес и кот, Лето в Простоквашино, Зима в Простоквашино
- Коваль Ю. - Приключения Васи Куролесова
- Зощенко М. - Леля и Минька, Великие путешественники и другие рассказы
- Балл Г. - Солнечные прятки
- Кузьмин Л. - Дом с колокольчиком
- Даль Р. - Чарли и шоколадная фабрика
- Лобе М. - Бабушка на яблоне
- Ценкер Х. - Дракон Мартин и похищенное привидение
Надеемся, что знакомство с этими книгами подарит Вашему ребенку и Вам много приятных моментов. Приятного чтения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.
В материале отражены особенности восприятия детьми произведений художественной литературы и даны рекомендации по их подбору для различных возрастных групп дошкольников....
Значение художественной литературы в жизни детей.
Значение художественной литературы в жизни детей....
Статья для воспитателей по теме «Роль художественной литературы в жизни современного ребенка»
В данной статье раскрывается проблема компьютеризации общества в целом, и детей - в частности, роль родителей в приобщении детей к книгам. Помните - все начинается с малого, но любое, даже самое корот...
Из опыта работы. «Роль художественной литературы в жизни ребенка среднего возраста средствами мультерапии»
Выступление...
Художественная литература в жизни ребенка.
Учим ребенка любить книги....
Художественная литература в жизни ребенка.
Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...
Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...