Сказкотерапия
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Павлова Татьяна Александровна

Сказкотерапия – метод психолого - педагогической коррекции поведения ребёнка

«Для чего нужны сказки»

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Сказкотерапия и метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Основной принцип это духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью сказок:

1. Дидактические и пальчиковые игры, (сказки с использованием театра «БИ-ба-бо» и пальчикового театра)
2. Медитативные  для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют сказочных героев, сказочную страну. Сочиняют сказки и истории, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре
3. Психотерапевтические - с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Художественные авторские истории, мудрые древние сказки, народные с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему:
сказки о животных;
бытовые сказки;
волшебные сказки.

Цель сказкотерапии:

- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Задачи:

-Создать условия для творческого воображения, оригинальности мышления.

-Стимулировать творческое самовыражение.

-Накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта

 Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия.

Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями.

В процессе сказочной игры дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать,   развивают речь, творческие способности и логическое мышление.

Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.

Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни.

Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта.

Для дошкольников старшего возраста, около 4-5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию.

 У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию. Примеры сказок для детей 5-6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева. Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности. Важные моменты для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз.

 С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что ребёнок должен сам делать соответствующие выводы.

 Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию. Родители лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании.

 Дети в возрасте 7-8 лет уже сами могут сочинять небольшие рассказы и презентовать их родным.

 Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность. Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – метод психолого - педагогической коррекции поведения ребёнка

«Для чего нужны сказки»

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Сказкотерапия и метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Основной принцип это духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью сказок:

1. Дидактические и пальчиковые игры, (сказки с использованием театра «БИ-ба-бо» и пальчикового театра)
2. Медитативные  для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют сказочных героев, сказочную страну. Сочиняют сказки и истории, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре
3. Психотерапевтические - с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Художественные авторские истории, мудрые древние сказки, народные с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему:
сказки о животных;
бытовые сказки;
волшебные сказки.

Цель сказкотерапии:

- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Задачи:

-Создать условия для творческого воображения, оригинальности мышления.

-Стимулировать творческое самовыражение.

-Накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта

 Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия.

Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями.

В процессе сказочной игры дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать,   развивают речь, творческие способности и логическое мышление.

Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.

Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни.

Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта.

Для дошкольников старшего возраста, около 4-5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию.

 У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию. Примеры сказок для детей 5-6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева. Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности. Важные моменты для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз.

 С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что ребёнок должен сам делать соответствующие выводы.

 Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию. Родители лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании.

 Дети в возрасте 7-8 лет уже сами могут сочинять небольшие рассказы и презентовать их родным.

 Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность. Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...