Книжный уголок группы в детском саду
статья по художественной литературе
Книжный уголок в греппе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_knizhnyy_ugolok_gruppy_detskogo_sada.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 компенсирующего вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Выступление в рамках недели профессионального роста педагогов дошкольных образовательных организаций Красносельского района
Санкт-Петербурга
«Книжный уголок группы детского сада»
Подготовила и провела
воспитатель Шувалова Л.А.
Санкт-Петербург, 2018
«Книжный уголок группы детского сада»
(выступление в рамках недели профессионального роста педагогов дошкольных образовательных организаций Красносельского района
Санкт-Петербурга)
Шувалова Л.А.,
воспитатель
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Дошкольное детство — очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Дом для книг», продуктами которого стали:
- Книжный уголок.
- Альбом с рисунками «Наши любимые сказочные герои».
- Рукописные книжки-малышки.
Цель проекта: воспитание у дошкольников интереса и любви к книге, развитие познавательной активности, творческих способностей детей в процессе создания книжного уголка.
Основными формами реализации проекта стали:
- Чтение художественных произведений, стихов, загадок.
- Продуктивная деятельность.
- Дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры.
- Беседы.
- Рассказывание, пересказ, разыгрывание и драматизация сказок.
- Экскурсия в библиотеку.
- Рассматривание разных видов книг, иллюстраций в книгах, фотографий.
- Досуг.
- Работа с родителями.
Учитывая требования ФГОС ДО в группе создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда, в т. ч. оформление и обогащение содержания книжного уголка группы, в качестве приоритетного направления своей деятельности в рамках решения годовых задач.
«Книжный уголок» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате, который играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.
Рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством художников – Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина и многих других. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения с книгой.
С целью реализации принципа трансформируемости, который предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в группе в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей, имеется многофункциональная мебель, обеспечивающая возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов.
В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.
Следуя принципу вариативности, предусматривающему наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагоги разнообразили содержание книжных уголков.
В книжном уголке создан альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации воспитанников, в котором дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, тематические альбомы и т. д.
Кроме этого, представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения и т. д.
В нашем книжном уголке имеются книги на школьную тематику. Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, присутствуют азбуки разного рода, буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».
Также в книжном уголке с детьми организуем тематические выставки.
Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную важную тему, например: тема связанна с предстоящим праздником 8 марта (выставка по произведениям Агнии Барто «Посидим в тишине»), а в день рождение Сергея Михалкова (13 марта) прошла выставка его книг, дети познакомились с его произведениями, ещё раз перечитали «Дядю Стёпу». Длятся такие выставки
5 дней, т.к. далее внимание и интерес детей снижается.
Принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников. Поэтому книжный уголок в группе оформлен с учетом программных требований и возрастных, психологических (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей. Он отличается информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников.
В книжном уголке нашей группы есть библиотека, с книгами, которые углубляют познавательные интересы детей (помещены издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями).
Кроме книг, находятся:
- Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, на близкие для детей темы и небольшой альбом с портретами известных детских писателей, поэтов, художников детской книги;
- Тематические альбомы для рассматривания (специально созданные художниками альбомы на определённые темы «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.);
- Книги на различную тематику (рассказы о войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);
- Научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии;
- Сказки народные и авторские;
- Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
- Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского,
Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями лучших художников; - Книги, которые дети приносят из дома;
- «Книжки – малышки», составленные вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и другое.
С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжный уголок в группе расположен автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой.
Дети нашей группы, знают правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.
Книги легко мнутся и рвутся, дети знают способы ухода за ними, участвуют в починке книг уже самостоятельно, поэтому, есть материалы для ремонта книги (размещен в книжном уголке небольшой пластиковый контейнер «Книжкина аптечка» с ножницами, клеем, скотчем, линейкой, карандашом). Давно читаемые, бывшие в ремонте книги, порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
Рядом с книжным уголком, в едином пространстве, оформляется уголок продуктивной, театрализованной деятельности, уголок уединения (или психологической разгрузки), что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
За исправностью и сохранностью книг в уголке следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в группе имеется «книжная аптечка», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. С помощью нее воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать.
С учетом принципа безопасности, предполагающего соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжный уголок оборудован в максимально освещенной зоне групповой комнаты.
Мебель для книжного уголка подобрана из безвредных для здоровья детей материалов, в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными.
Созданный в группе книжный уголок способствует развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.
Таким образом,
- Развивающая предметно-пространственная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы и обеспечивает эффективную организацию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов;
- Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в книжном уголке способствует самостоятельному сосредоточенному общению с книгой, совместному рассматриванию и обсуждению. Книга становится важной частью духовной жизни детей, у них появляются литературные пристрастия.
Развитие стремления общаться с книгой составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
Литература:
- Алексеева Л., Жирова Н. Праздник Недели детской книги. // Воспитание школьников. - 2004.- №2.-с. 41-47.
- Бабкина, Л.Н. Книжкины именины: история праздника «Неделя детской книги» / Л.Н. Бабкина // Читаем, учимся, играем. 2012. № 2. С. 9 11.
- Майборода Т.В.- Вас в сказку добрую зовем [Текст]: Сценарий открытия Недели детской книги // Читаем, учимся, играем. - 2007. - Вып. 1. - С. 28-31.
- План Недели детской книги (варианты). Репка с секретом: игра. Путешествие по стране Маршака: сценарий // Книжкины именины. - Минск, 2003
- Скипина, М.А. Путешествие в Мир Книги [Текст]: Сценарий спектакля, посвященного Неделе детской книги // Педсовет. - 2005. - N 12. - С. 3-5.
- Тунгулукова, С.А. В гостях у литературных героев [Текст]: сценарий игры к Международному дню – детской книги / Светлана Анатольевна Тунгулукова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – Вып. № 1. – С. 4-5.
- Юмашева О. С героем сказка будет интересней! [Текст]: Сценарий конкурса знатоков для детей 7-9 лет к Неделе детской книги // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2008. - № 1. - с. 70-72
Приложение 1.
Наличие «Уголка книги» обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.
В группах раннего и младшего возраста книжный уголок организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала воспитатель знакомит детей с книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, приучает рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорит о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.), затем приучает к самостоятельному пользованию книгой. В «Уголке книги» необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. (с движущимися частями, встроенными игрушками). Предпочтение отдается книгам – элерманам (книги, страницы которых сделаны из картона)
Книг выставляется, как правило, немного 4—5, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.
Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.
Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
В средней группе книжный уголок организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 5 – 6 книг, остальные хранятся в шкафу. Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги, добавляется коллекция скороговорок и чистоговорок. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, так же можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
На полки книжного уголка выставляются разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней, поэтому там может храниться материал для ремонта книг (бумага, клей, ножницы и др.),
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений — удовлетворение этих многообразных интересов.
В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 – 12 экземпляров.
В подготовительной группе рекомендуется помещать в книжный уголок:
- Книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);
- Научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.
- Сказки народные и авторские;
- Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
- Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
- Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
- Иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям;
- Книги, которые дети приносят из дома;
- Тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Е. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
- Портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги.
В подготовительной к школе группе добавляются книги на школьную тематику.
Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные. В книжный уголок можно поместить буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека.
Также в книжном уголке воспитатель с детьми организует тематические выставки.
Их основная цель – развить интерес к книге, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
Длится выставка не более 5 дней, т.к. внимание и интерес детей будет снижаться.
В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.
Приложение 2.
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №1 2015
Критерии оценки содержания книжных уголков в группах в ходе тематического контроля
Оснащение | Баллы | Примечания |
Младший возраст | ||
Количество книг 4–5 (одинаковые по содержанию, но разные по оформлению) Наличие 2–3 экземпляров одинаковых книг Наличие 3–4 тематических книг, книг разных литературных жанров Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям |
|
|
Наличие нетрадиционных книг (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом) |
|
|
Наличие набора сюжетных картинок |
|
|
Наличие тематических альбомов «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д. |
|
|
Наличие набора предметных картинок |
|
|
Наличие постоянного персонажа — «жителя» книжного уголка |
|
|
Использование детских работ в оформлении книжного уголка |
|
|
Средний возраст | ||
Наличие книг разных жанров художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворения) |
|
|
Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой |
|
|
3–4 книги с одним и тем же произведением, но с разными иллюстрациями |
|
|
Портрет детского писателя. Книги с его произведениями. |
|
|
Наличие наборов предметных, сюжетных картинок |
|
|
Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям |
|
|
Наличие «Аптечки для книг» |
|
|
Использование детских работ в оформлении книжного уголка |
|
|
Старший возраст | ||
Наличие книг разных жанров художественной литературы (в подготовительной группе оформлена библиотека) |
|
|
Тематическая выставка книг |
|
|
Наличие книг, соответствующих программным требованиям Наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД |
|
|
Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные книги разного формата и оформления) |
|
|
Наличие книг-самоделок |
|
|
Наличие журнала интересных дат |
|
|
Наличие альбома детского художественного творчества по мотивам художественных произведений |
|
|
Наличие дидактических игр по развитию речи |
|
|
Наличие наборов открыток |
|
|
Журналы с учетом гендерной принадлежности детей |
|
|
Наличие сюжетных картинок, картотеки речевых игр |
|
|
Наличие «Аптечки для книг» |
|
|
Всего баллов: |
|
|
Критерии оценки оформления книжных уголков в группах ДОО с учетом педагогических требований
Критерии | Возрастная группа | |||
Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Рациональное размещение |
|
|
|
|
Безопасность |
|
|
|
|
Доступность |
|
|
|
|
Насыщенность |
|
|
|
|
Вариативность (сменяемость) |
|
|
|
|
Учет возрастных особенностей |
|
|
|
|
Эстетичность |
|
|
|
|
Всего баллов: |
|
|
|
|
Оценка книжных уголков:
5 – отлично;
4 – хорошо;
3 – удовлетворительно;
2 – требует улучшений;
1 – плохо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Уголок экспериментирования в детском саду".
В консультации размещён материал по созданию уголка экспериментирования в группе раннего возраста....
Конспект занятия в логопедической группе по теме Уголок природы в детском саду
Уточнение произношения звука Х, воспитание длительного ротового выдоха. Упражнение детей в правильном произношении звука Х в словах и в умении выделять его в слове. Звуковой анализ слогов. Закрепить у...
Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»
laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...
Уголок природы в детском саду по возрастным группам.
Картотека растениий для уголка природы в разных возрастных группах детского сада, от младшей, до подготовительной....
Календарное-тематическое планирование для подготовительной группы на тему "Уголок природы в детском саду"
Календарное-тематическое планирование для подготовительной группы на тему "Уголок природы в детском саду"...
Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...
Проектная деятельность в старшей группе «Лучики» (5-6лет) «КНИЖНЫЙ МИР» Социальное партнерство детского сада и детской городской библиотеки имени Е.Д. Лебкого, как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению.
Проектная деятельность в старшей группе «Лучики» (5-6лет)«КНИЖНЫЙ МИР»Социальное партнерство детского сада и детской городской библиотеки имени Е.Д. Лебкого,как способ воспитан...